Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Слово в день Сошествия Святого Духа. Благочестие и добродетель — свидетельство присутствия в нас Святого Духа

В ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА.

БЛАГОЧЕСТИЕ И ДОБРОДЕТЕЛЬ — СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРИСУТСТВИЯ В НАС СВЯТОГО ДУХА

Дyx Святой, сошедши на божественных Учеников и Апостолов, уже не взимался от них, но пребыл в них, а чрез них и во всех верующих словеси ради их. По обетованию Господа, Ему подобает пребыть с нами вовеки, как Духу истины, просвещающему нас ведением, и Духу святыни, укрепляющему на всякое добро. Посему изобильно изливается Он на всякую душу верующую, чрез Божественные Таинства, и при самом вступлении в число верующих, и во все время жития и действования среди них; так что одуховление и духоносность составляют отличительную черту христиан. Вот почему апостол Павел всех верующих называет приявшими обручение Духа 1) и духоносцами, говоря: или не вес-

1) 2 Кор. 1, 22.

478

 

 

те, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? 1)

Великое, братие, имеем мы в сем преимущество пред всеми неведущими Господа,— Духа не иметь есть то же, что быть мертвым, а иметь Духа значит быть живу. Мы из мертвых живы; ибо нас, мертвых прегрешеньми, Бог милостивый оживляет во Христе дарованием нам Духа Святого. Слава Тебе, Человеколюбче Господи!

Но возьмите, братие, во внимание и другую сторону сего великого преимущества! Дух жизни не может оставаться несвидетельствованным, и тем паче Дух жизни, о Христе Иисусе нам даруемый, яко Дух Божественный. Имеем ли мы Духа, о сем не следует удостоверять словом; о сем должно говорить без слов все наше существо, наш взор, движение, дело, мысль, чувство. Объясню вам это таким подобием. Есть ли, например, в колокольчике медном и серебро, — узнают по звуку, и продавцу не бывает нужды говорить о том: в сем удостоверяет сам звук. Равно как, если б звук не давал знать, что есть серебро, никто бы не поверил тому, сколько бы ни уверял в том продавец. Так и у нас. Свидетельство о нашей духовности должно быть не внешнее, а наше внутреннее, отражающееся во внешнем.

1) Cp.: 1 Кор. 3, 16.

479

 

 

Почему и заповедует Апостол: аще живем духом, духом и да ходим 1).

Вот смотрите, как о сем пишется: плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание 2). Если есть в нас такие плоды Духа, то есть и Дух, в нас обитает и в нас действует. Если же нет сего, а есть, напротив, прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, вражды, рвения, зависти, ярости, распри, пьянства, безчинны кличи и подобная сим 3), то нет места в нас Духу Святому. Мы Его угасили. Вот первое свидетельство о пашей духовности — совокупность добрых чувств и расположений!

Далее говорит Апостол: «Тот не Христов, кто Духа Христова не имеет 4)». Христов же есть тот, кто распинает плоть свою со страстьми и похотьми. Иже Христовы суть, плоть распята со страстми и похотми 5). Распинание плоти означает все подвиги самоотвержения и самоумерщвления и все труды, подъемлемые для угождения Богу. Кто так стесненно живет и сим тесным и прискорбным шествует путем, тот имеет Духа, Духом умерщвляя в себе деяния плотская 6). Вот второе свидетельство о нашей духовности подвиги самоумерщвления и самоотвержения!

1) Гал. 5, 25. 2) Ср.: Гал. 5, 22-23. 3) Ср.: Гал. 5, 19-21. 4) Ср.: Рим. 8, 9. 5) Ср.: Гал. 5, 24. 6) Ср.: Рим. 8, 13.

480

 

 

Третье свидетельство о сем есть отрешение от всего земного и устремление к Небу и Небесному. Если в нас Дух с Неба, то естественно нам всеми желаниями и мыслями быть на Небе и в духовном, а не на земле и в плотском. Если в вас Дух Господень,— говорит Апостол,— то вы не должны уже жить по плоти 1).

Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас 2), — говорит тот же Апостол и наводит из сего в другом месте: ищи те же вышних... горняя мудрствуйте, а не земная 3).

Не буду собирать новых свидетельств: сокращу указанные! Итак, если кто, разлюбив земное и возлюбив Небесное, обрекает себя на труды самоотвержения для умерщвления плоти и всего плотского и посредством сего воспитывает в сердце все разнообразие благих чувств любви и благочестия, — тот несомненно есть духоносен. А кто живет только для земли и земного, кто не любит не только подвизаться, но и отказывать себе в чем бы то ни было и не заботится о благоустроении своих сердечных чувств; в том есть ли Дух, сами судите.

Сие привожу вам на память, чтоб или порадовать вас, или возбудить усыпленную заботу о себе и душе своей. Ибо что говорит Апостол:

1) Ср.: Рим. 8, 11-12. 2) Ср.: 1 Кор. 3, 16. 3) Ср.: Кол. 3, 1-2.

481

 

 

сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет Живот Вечный 1). Изберите же себе лучшее. Думаю, и сами всё сие разумеете и сами себе о том проповедуете: ибо что значит пук цветов в руках наших? Сим мы свидетельствуем другим и себе напоминаем, что Дух Божий дохнул в нас, обновил поле сердца нашего, и оно произрастило приятные цветы добрых чувств и расположений... Сделаем же так, чтоб, как показываем, так и было.

Если есть в нашем пуке цветов незабудочка, этим показываем мы другим, что помним Бога и Небесное, говоря в себе: аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя 2). Смотрите же, чтоб так и было.

Если есть у нас лилия, этим показываем мы, что помним заповедь Господа о том, чтоб не заботиться о нарядах и хранить чистым сердце свое от всякой суетности и всякой нечистоты. Смотрите же, чтоб и было так.

Если есть у нас васильки, этим мы показываем, что царствуем над плотью своею и всеми страстями своими и не попускаем, чтобы грех царствовал в мертвенной плоти нашей. Смотрите же, чтоб и было так.

Так разумейте и о других цветах. Всякий из них означает какую-либо добродетель. Держа

1) Ср.: Гал. 6, 8. 2) Пс. 136, 3.

482

 

 

сей цвет, мы показываем, что имеем ту добродетель и любим ее. Так и сделаем, как показываем, чтоб не было лицедейства в поступках наших. Поступая так, мы и пред лицом неба и земли засвидетельствуем, что живем Духом; ибо и ходим Духом.

Так да будет в нас, — и тако да славится нами Бог, в Троице поклоняемый. Аминь.

483


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.