Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Состояние каждой отдельно способности [христианина и грешника].

ХХV

Состояние каждой отдельно способности.

Теперь обращаюсь к подробному указанию действий жизни истинно-христианской — благодатной — и действий греха на каждую в частности силу и способность человека. Тут яснее будет, как какую часть нашу поражает грех, как зловредная роса — цвет, и как потом в обратившемся грешнике Божия благодать снова оживляет ее и являет в ее истинном виде. Прежде было помянуто, что в нас есть три силы, и показано, в каком они находятся состоянии, в каком соотношении в грешнике и праведнике. Но то было сказано вообще; теперь подробнее о том же. И вот смотрите. Не мудрено заметить, что внутри нас есть три рода действий: мысли, представления, соображения; желания, склонности, предприятия; и чувства всякого рода. Но как в составе существа нашего нельзя не различать трех частей: тела, души и духа, то и те три рода действий являются в нас на трех степенях, или в трех состояниях, именно: животном, душевном и духовном. Пола-

233

 

 

гая теперь в основание каждому из сих кругу действий особую силу, мы должны сознать девятерную иерархию сил, во внутреннем нашем мире качествующих и действующих под прикрытием тела, этого грубого вещественно-стихийного состава, как и в природе девятерная иерархия вещественных сил действует под видимым нами грубым составом нашей планеты и как в мире невидимом, духовном есть девять чинов ангельских.

Понемножку буду описывать вам каждую из сих девяти сил под действием греха и влиянием благодати. С чего начать? Начну с тех сил, кои занимаются познанием вещей или указанием человеку истины. Не знаю, сумею ли я все сюда относящееся так рассказать, чтоб не отдавалось школою. Но всячески не пропускайте без внимания пишемого. Как многое в жизни у многих зависит от того, что они неверно понимают вес и цену своих умственных сил!

Между сими силами на низшей степени стоит наблюдение с воображением и памятью, которыми собираются материалы; затем следует рассудок, которым сии материалы преобразуются в познания; над всеми

234

 

 

же ими возвышается разум, который познает вещи невидимые и духовные и внутреннейшие стороны вещей, уже познанных рассудком. Прежде о разуме, или высшей способности познания.

P. S. Прошу извинения. По обстоятельствам не могу продолжать писать к вам о всем, как предположено. Вот вам тетради, в которых давно как-то собраны мои о том заметки. Прочитайте их и на большее не погневайтесь.

Конец.

235

 


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.