Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Как научиться любить Господа

12.

Как научиться любить Господа.

Прошлый раз учили нас любви святые жены Мироносицы. Ныне тому же поучает святой Иоанн Богослов, паче всех любивший Господа и паче других любимый Им. Напишем же в уме своем сей образец любви, и начнем по нему настраивать свои чувства и расположения в отношении к Господу.

Как св. Иоанн Богослов дошел до такой высокой любви к Господу, что для всех стал образцом в любви сей?—Так же, думаю, как и люди начинают любить друг друга.—Видят красоту и доброту другого,—и располагаются к нему горячею любовью. Так и св. Иоанн Богослов,—зрел красоту Господню и расположился к Нему, ощутил особенную Его любовь к себе, и сам согрелся любовью к Нему,— видел великие, дивные и благотворные дела Господа, и воспламенился огнем благоговейной и всецелой Ему преданности, — вкусил сладость любви к Нему, и. сам погрузись в нее всем сердцем, упокоился в ней. — Вот путь восхождения в любовь к Господу.

 

 

74

Вступим и мы на него н, конечно, достигнем желаемого.

Во-1-х, -зрел св. Иоанн красоту Господа, и расположился к Нему. Так зарождается и людская любовь. Видят красоту душевную, или телесную, и начинают любить друг друга. Возведем же и мы ум свои к созерцанию красоты Господа, и, верно, не останемся холодными и равнодушными к Нему. Красота Господа есть совокупность Его совершенств. «Посмотри,—чего нет у Господа говорит св. Тихон. Него бы ты не пожелал, все то есть у Него, и есть в неописанной и неистощимой полноте (И. 7, стр. 270). Блаженства ли желаешь? Истинное и вечное блаженство у Него. Красоты ли ищешь,—Он краснейший добротой паче всех человек (Псал. 44, 3). Благородства ли хочешь,—кто благороднее Сына Божия?— Нести ищешь,—кто честнее и выше Царя небеси? Мудрости ли ищешь,—ипостасная Божия премудрость Он есть! Веселие ли любишь,—радость и веселие блаженных духов, и избранных Божиих-Он есть. Утешение ли потребно тебе, — кто утешит тебя, кроме Иисуса? Покоя ищешь? Он есть покой вечный душам, любящим Его. Живота желаешь? У Него источник живота. Заблудиться опасаешься? Он есть путь. Прелести ли боишься, Он есть истина. Смерти ли страшишься,—Он есть живот, как Сам удостоверил: Аз семь путь, истина и живот.—Словом—всякое совершенство, и всякая красота и доброта, которых не может не любить человеческая душа, у Него есть. Понудь ум свой постигнуть сие, и не можешь не возлюбить Господа, подобно Екатерине великомученице, которая в том, кого полюбить обещалась, желала видеть такую красоту, какая была у ней,—такое же

 

 

75

богатство, каким сама обладала, и такую же мудрость, какою. сама хвалилась, полагая, что во всем мире не найдется такое лице. А когда познала Господа, то сравнительно с Его красотою, мудростью и богатством— все свое сочла ничтожным и презренным, и всецело к Нему прилепясь, и свое все, и себя самое принесла Ему в жертву.

Bo-2-х, — ощутил св. Иоанн Богослов любовь Господа к себе, и сам согрелся любовью к Нему. Как огонь от огня, так и любовь от любви. — Искренняя и бескорыстная любовь—ощущенная—всегда возбуждает соответствие. Войдем же в ощущение любви Господней, и воспламенимся любовью к Нему. «Чего не делал Сын Божий ради нас?» говорит свят. Тихон (Там., стр. 268. 269), чего не изобрел? Чего не претерпел и не пострадал ради убогой и бедной души нашей? Каких трудов и болезней не подял, чтоб нас, отпадших, привести к Небесному Отцу Своему? Нас ради сошел с небес, чтоб нас, изгнанных из рая, на небо возвести. Нас ради родился плотью, чтоб нас, отрожденных духом, Себе присвоить. Нас ради смирился, чтоб нас возвысить. Нас ради обнищал, чтоб нас, убогих, обогатить. Нас ради бесчестие и раны претерпел, чтоб нас исцелить и прославить. Нас ради умер, чтоб нас, умерших, оживить. Вот до какого снисхождения и смирения довела Его презельная Его к нам любовь и сострадательное милосердие.»—Не испытал ли и каждый из нас на себе самом веяния Божией любви сей? Сколько раз отбегали мы от Него чрез грехи? И всякий раз, за одно слово: виноват, не буду,—опять бывали принимаемы в милость Его. Сколько раз прогневляли Его, вдаваясь во вкушение

 

 

76

благ мира?—Но когда обращались, снова бывали допускаемы к трапезе-Господней, вкушению тела Его и питию крови Его. Не объятия ли это любви Его милосердной!!—Христос посреде нас и в обычной жизни.—Кто не испытал попечительной близости Его—в избавлении от бед, болезней, горестей, трудных обстоятельств и всякой нужды душевной и телесной?! Можно ли не ответить на такую великую любовь, и всем сердцем не обратиться к такому неотступному любителю? Можно, конечно, по рассеянности и невниманию, забывать о такой любви Господа к нам. Но, познавши и приведя на память, нельзя не ощущать и у себя движений любви к Господу, как бы ни было у кого грубо сердце. Кто же постоянно будет ходить в ощущении любви Господней, постоянно будет и сам пламенеть в Нему любовью. Такова уже природа любви!

В 3-х,—вкусил св. Иоанн сладость любви ко Господу, и совершенным покоем упокоился на лоне ее. Любовь, сама в себе, есть преимущество, с которым никакое другое сравниться не может,—сама с собою приносит благо, выше которого нет ни на небе, ни на земле. Любяй Мя, говорит Господь, возлюблен будет Отцом Моим; и еще: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит Его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Иоан. 14, 21. 23). О, как утешительно слово сие! Коль великие и высокие обетования предлагает и дает любителю Своему Сын Божий, — так что истинный Христов любитель дружество имеет с Отцом и Сыном Его!— Ум человеческий не постигает сей благости Божией. Бог великий, бесконечный и непостижимый с человеком созданным и рабом Своим дружество хочет

 

 

77

иметь, и имеет, когда кто сам себя от того не отлучает. Общение наше со Отцом и Сыном Его Иисусом Христом (1 Иоан. 1, 3), говорит св. Иоанн! а где Отец и Сын, там и Дух Святой не отлучен. Смотрите, чего сподобляется любитель Христов! Сподобляется быть домом и жилищем Пресвятые Троицы. Бог триипостасный—Отец, Сын и Св. Дух благоволит благодатно обитать в нем. Бог любы есть. и пребывали в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Иоан. 4, 16). Блаженно воистину таковое сердце! Оно еще здесь чувствует радость, которая изобильно излиется в сердца избранных в вечной жизни,—оно самою вещью вкушает, сколько благ Господь,—и имеет то, что сказано: се царствие Божие внутрь есть вас. Ибо, где Сам Бог, там с Ним и все Его. Если Бог в тебе за любовь твою, то ты будешь иметь Его оправдание против грехов твоих, избавление против пленения твоего, мир против злой совести твоей, отраду против скорби твоей, утешение против печали твоей, оправдание против суда Божия, помощь против врагов твоих,—разум и мудрость против не ведения и недоумения твоего,— укрепление в слабости твоей (свят. Тихон, там же). Если Господь, любви ради твоей, в тебе,—то кто против тебя, и какое бедствие приключится тебе? Если Он—покой твой—в тебе, то кто и что обеспокоит тебя? Если Он—радость и утешение твое—в тебе, то кто и что может оскорбить и опечалить тебя? Если Он—сила Твоя—в тебе, то кто может одолеть тебя? Если Он—царь твой—в тебе, то кто может поработить тебя? Аще Бог по нас, то кто на ны, дерзновенно взывает Ап. Павел с любящими Господа (Рим. 8, 31). Такова любовь, и вот что приносит она с

 

 

78

собою! Входящий в любовь Господню чувствует, что он все более и более полнеет и совершенствуется. Ибо любовь есть соуз совершенства (Сол, 3, 14).

Так, хочешь ли возлюбить Господа, напрягайся созерцать красоту Его. или полноту Его совершенств умом своим, ощутить теплоту любви Его желанием твоим и вкусить сладость самой любви сердцем твоим. Любви нельзя научить: она совершается по сокровенному совещанию сердца с самим собою, — засеменяется тайно и зреет неведомо как, подобно семени, брошенному в землю, которое, неведомо для сеятеля, само собою прозябает, дает стебль, колос и зерно в колосе. Тайно засеменяется любовь, всегда, однако ж от действия на сердце предмета любимого. Обращай умом пред сердцем своим светлый лик Господа—любвеобильного и достолюбезного, и уканет от очей Его искра в сердце твое, и воспламенит его любовью к нему. Кто пред огнем стоит, согревается, и кто умом и сердцем обращается к Господу, Который есть огнь духовный, от Него принимает теплоту Его любви, и из себя к Нему начинает испускать теплое расположение. Люби Божия изливается в сердца наша Духом Св. (Рим. 5, 5), учит Апостол. Она есть дар, но дар, готовый всякому ищущему: возжелай только и взыщи, и тотчас получишь. Как Господь всех объемлет: то нельзя бы не любить Его; но как не все обращаются к Нему и ищут Его, то не все и возлюбляют Его. Он прежде нас возлюбил, и нам следовало бы возлюбить Его, хотя вслед любви Его. Но мы прежде Его возлюбляем иное нечто — не угодное Ему и не благословенное Им, — и не имеем уже более, чем возлюбить Его; ибо одно имеем сердце, а не два,—почему и не можем рабо-

 

 

79

тать вместе Богу и мамоне. Припомните, братие, что любы мира вражда Богу есть (Иак. 4, 4). Вражда Богу!— Не страшно ли это? Но и еще страшнейшее есть слово: аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран-афа (1 Кор. 16, 22). Так изрекла ревностная любовь к Господу Апостола Павла.

Все сие помысля, братие, потрудим себя возлюбить Господа всею душою нашею, всем сердцем нашим, всею крепостью нашею,—или лучше—возбудить спящую в нас любовь к Нему, и привести ее въявь и действие, видное и нам и другим. Аминь.

8 мая, 1864 г.

В день св. Апостола

и Евангелиста Иоанна Богослова.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.