Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. СЛОВО 6. О том, что богатство и бедность полезны для этой жизни

СЛОВО 6.

О ТОМ, ЧТО БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ ЭТОЙ ЖИЗНИ.

Неоднократно с Пророком говорил уже я беззаконнующим, не беззаконнуйте: и согрешающим, не возносите рога, не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду (Псал. 74, 5. 6), утверждая, будто бы созданную Им тварь оставил Он без управления. По крайне непризнательных не убеждают ни небеса, по слову Пророка, поведающия славу Божию (Псал. 18, 1), ни солнце, яко жених исходящее от чертога своего (6.) и до краев вселенной достигающее и светом и теплотою; ни луна изменяющаяся, устрояющая меры времени, ни звезды восходящие и заходящие, указующие путь мореплавателям, возбуждающие земледельцев к жатве и посеву; ни преемство годовых времен, ни повороты солнца, ни благовременные и соразмерные порождения облаков, ни согласие суши и моря, ни потоки рек, ни излияния источников, ни обилие плодов, ни разнообразие и польза животных, ни устройство тела, приличное существу разумному, ни бессмертие души и мудрость, управляющая телом, ни множество всякого рода искусств, доставляющих не только, что необходимо, но даже что и сверх потребности, —

257

 

 

ни все прочее, что Великодаровитый ежедневно дарует естеству человеческому. Но и всем этим пользуясь, предаются они неистовству и безумствуют, великое о всем попечение называют нерадением, выставляют нам на среду богатство и бедность, жалуются на недостаток однообразия в жизни. Посему, в помощники слова прияв Того, Кто премудро правит ладиею вселенной, противостанем сим нападениям, решим возражение, и покажем, что соплетаемая ими жалоба — тоже, что и ткань паука.

Говорят: почему люди самые порочные богатеют, отвсюду текут к ним тысячи благ, попутным водясь ветром, проходят они жизненный путь, и в напутствие неправды приемлют потоки богатства; потому что изобилие питает в них пламень любостяжательности, и порок, прияв в содейственники богатство, воспламеняет величайший пожар, и к хотению присоединяемая сила делает зло невыносимым. А рачители добродетели живут в бедности, подавлены бедствиями, терпят недостаток в самом необходимом, изнурены, не омыты, поникли взором в землю, поруганы, осмеяны, терпят тысячи всяких скорбей?

Посему, прежде всего, спросим их: в чем поставляют они верх благополучия. И если скажут: в богатстве, немедленно изобличим их ложь. Ибо как быть зиждителем благополучия тому, что, по словам их, служит содейственником неправды? Если живущие порочно, по причине богатства, поднимают вверх брови, надме-

258

 

 

ваются, носясь на конях и колесницах, в волнение приводят торжище, столько презирая других, сколько сами достойны презрения, причиняют обиды, преданы любостяжательности, присвояют себе чужое, желают им не принадлежащего, отнимают собственность у ближнего, наслаждаются чужими благами, наживаются несчастиями бедных, и все это делают, пользуясь содействием силы богатства: то будет ли богатство верхом благополучия, основою счастья? Если же превосходнейшим из благ назовут добродетель, и скажут, что пламенный любитель добродетели и рачительный ее делатель находится на самой вершине благ; то для чего же обращают взор на богатство, и обогащающихся называют достойными соревнования? Обилие денег и преизбыточество преспеяний в добродетели прямо между собою противоположны.

Прияв же в помощники свет истины, и произведя общее изыскание, исследуем, сколько видов добродетели, и как удобно для человека приобретение оных. К добродетели причисляем, конечно, благоразумие, целомудрие, мужество, справедливость, и все части любомудрия, от них происходящие и в них заключающиеся. Посему исследуем, что означает каждое из сказанных именований, каковы его смысл, или истолкование, или сила. Благоразумие, конечно, есть бодрствование разумной в нас силы, как безумие и неразумие, без сомнения, есть опьянение этой силы, производимое страстями, и оно, подобно некоему облаку, находит, сгущается, омрачает, и не

259

 

 

дозволяет разуму усматривать, что должно; почему здравое состояние разумной силы именуется благоразумием. Но и целомудрием называем также свободу от страстей. Когда разумная сила приобрела здравый и правильный образ мыслен, — тогда страсти ослабевают, опадают, рассеваются, воспламенение их прекращается, и браздодержец — ум несется чинно на конях. Почему благочиние страстей и здравие браздодержца именуем целомудрием. Мужеством же называем справедливое движение раздражительной силы, равно как дерзостью — движение несправедливое и беспорядочное. И справедливостью называем правдивое владычество души и соразмерность подвластных ей страстей; потому что приведение в стройность сил вожделевательной и раздражительной с силою разумною и их взаимное срастворение способствует нам к приобретению справедливости.

Итак, поелику дознали мы, сколько частей добродетели, и каковы значение и сила каждой; то рассмотрим еще, как желающему можно преуспевать в них, употребив ли содейственником богатство, или в помощь к приобретению приняв бедность? Но богатство при множестве мятежей, при заботах всякого рода, при тысячах разных треволнений, служит наветников, а не помощником добродетели. Ибо как преуспевать в целомудрии тому, кто непрестанно служит чреву, предан пиршествам, готовит угощения, озабочен устроением лож и столов, у кого не выходят из ума хлебники, повара,

260

 

 

пирожники, благовоние вин, стаканы, чаши, всякого рода сосуды и разные припасы. Кто с жадностью пьет нерастворенное вино, сверх меры обременяет чрево; угашает в себе последнюю искру разумном силы, дает всегда новую пищу пламени страстей; как можно более разжигает в себе непотребное сластолюбие, до высшей степени возбуждает свою раздражительность на прислуживающих, властителя страстей делает рабом их, владыку обращает в служителя чреву, приявшего от Творца право господства над жизнью низводит в невольники вожделения, князя отдает в плен подданным, делает, что браздодержца кони влекут по земле, что кормчий не держится уже за кормило, не правит всею ладиею, но предает ее треволнениям страстей, заливающим и затопляющим ладию? Такой человек, конечно, не только лишен благоразумия, но даже предан всякому непотребству; не только не имеет мужества, но стал уже невольником враждебных страстей. О справедливости же должно ли и говорить что, когда сами противники согласны в том, что желающий большего и большего стяжания не хочет и знать различия между правдою и неправдою; а напротив того у таковых все беспорядочно, неопределенно, безразлично?

Посему и тем, которые до крайности любят спорить, не трудно дознать из сказанного, что употребляющим в содейстненники богатство не легко преуспевать в добродетели. А что бедность содействует любомудрию, и без нее чело-

261

 

 

веку невозможно преуспевать в совершеннейшей добродетели, сие дознаем немедленно. Во-первых недостаток в необходимом принуждает страсти подчиняться разумной силе, не дозволяет им воспламеняться и разбивать браздодержца, как бывает это у роскошных и чревоугодников. А потом душа, избавленная от излишних бремен, свободная от внешних мятежен, наслаждающаяся всяким безмолвием и тишиною, углубленная сама в себя, усматривает собственное свое достоинство, познает и рабство подвластных ей страстей, и пользуясь правом владычества, подвластным ей предписывает благочиние, а беспорядок того или другого из них наказывает чрез них же самих: то пламенеющей раздражительности противопоставляет вожделение, и уступчивостью последнего ослабляет стремительность первого; то сию же распорядительность в наказании обращает на вожделение, и бичом раздражительности сокращает его дальнейшее стремление. Разумной силе к приведению в благочиние страстей содействуют также труды. Ибо нужда скудости возбуждает к трудолюбию, и недостаток необходимого приводит к трудам, а обременительность трудов, ослабляя страсти, не дозволяет им воспламеняться, истощая то, что питает их.

Почему же коснеешь в неблагодарности, видя сочетание нищеты с праведными, и охуждаешь сие орудие добродетели, поступая подобно тому, кто хвалит в доме седалища, скамьи, ложе, двери и красоту зданий, смеется же над орудиями до-

262

 

 

мостроителя и плотника, порицает топор, бурав и все прочее, чем делается каждая вещь в дом? А о том, что преуспевать в добродетели гораздо удобнее при бедности, нежели при богатстве, свидетельствуют сами питомцы нечестия; свидетельствуют и у Еллинов бывшие любителями мудрости, и единственным наставником имевшие закон естественный. Ибо все они при нищете преуспевали в нравственной добродетели, и притом не слыхав еще Божиих словес, ясно взывающих: иже не отречется всего своего имения не мажет быти Мой ученик (Лук. 14, 33). Однако же им и естества достаточно было к научению; потому что Божие слово не новые преподает уроки, но напоминает законы естественные, и те самые письмена природы, которые по нерадению человеков испортило время, Творец природы начертывает снова чрез Своих проповедников. Посему, если и Сократ, и Диоген и Анаксарх, и подобные им, возлюбив приобретение нравственной добродетели, отвергли приобретение богатства, и нищету прияли в содейственники к благому приобретению; — и поступили так, будучи слепы для усмотрения истины учений, не ожидая царствия небесного, не зная в точности действительного блага; то почему же ты, возлюбленный, обвиняешь нищету, при которой поприще добродетели протекается удобно, путь негладкий и трудный для совершающих оный делается ровным и легким?

И говорим это, не богатство осуждая, не злом врачуя зло. Ибо, если богатство худо, то хула

260

 

 

падает на Давшего оное. Напротив того говорим, что богатство и бедность самим Творцом предлагаются людям, как некие вещества, или орудия; и люди, имея их, как художники, могут, или изваять образ добродетели, или слепить кумир порока. Но при богатстве едва кто и несколько членов добродетели изваяет во всей красоте; а при бедности многие могут произвести целый образ. Поэтому, не будем осмеивать бедность, сию матерь добродетели, и охуждать богатство; но станем обвинять не пользующихся им, как должно. И железо дано людям, быть содейственником при строении дома, в земледелии, в мореходстве, и помощником в других искусствах, нужных для жизни. Но с неистовством нападающие друг па друга не дают железу служить только для необходимых потребностей, а употребляют его на убиение друг друга. Однако не железо обвиняем за это, но осуждаем!» лукавство употребляющих его во зло. Так и употребление вина дано людям для веселия, а не на безумие сердца; но любящие неумеренность и предавшиеся пиянству сего родителя веселия делают отцом безумия. И мы произнося справедливый приговор, употребляющих Божий дар во зло называем винопийцами, пияницами, людьми дурными, а в вине видим Богоданный дар. Так будем судить н о богатстве и о пользующихся богатством: первое освободим от обвинения; а последних, если будут справедливыми его распорядителями, увенчаем великими похвалами; а если, превратив порядок, окажутся рабами бо-

264

 

 

гатства, исполняющими всякое его повеление и услуживающими во всяком дурном деле, то составим на них приговор, обвиняющий в худом поведении, потому что, поставленные властелинами, нарушили право владычества, и господство обменили на рабство.

Но, может быть, иный из умеющих делать возражения только на сказанное хорошо спросит: почему Творец приобретете богатства даровал не всякому человеку, но одним определил жить в богатстве, а другим дал в удел бедность, и жизнь соделал исполненною великого неоднообразия? Но и мы охотно спросим возражающего: почему Создавший телесные члены не всем им дал одну и туже деятельность, но глазам поручил различение цветов и очертаний, слуху дал способность знать различие голосов и звуков, ноздрям — принимать в себя испарения и отличать зловонное от приятного, языку — судить о качестве вкусов, знать различие сладкого, кислого, пряного, горького, жирного; ногам дал силу ходить, рукам уделил силу производить всякого рода работы; чрево соделал приемником пищи, печень — местом ее очищения, головный мозг — сокровищницею мозжечков, сердце — источником теплоты; в биющихся жилах заключил дыхание, и кровоносные жилы соделал проводниками крови, каждому члену дал особую деятельность? Все поименованные члены, и те, о которых умолчано, служат к совершенству единого тела; впрочем каждому вверено нечто особое, хотя служит он и делу общему. Глаз

265

 

 

служит путеводителем ногам, указывает, где гладко, и отвращает от мест неровных; но его самого носят ноги. Ухо, принимая в себя звуки, возбуждает глаз к зрению, и посредством зрения открывает причину, производящую звук. И сказанное нами да будет подтверждено апостольским свидетельством: не может око рещи руце, не требе ми еси: или паки глава ногам, не требе ми есте. Но много паче, мнящиеся уди тела немощнейши быти, нужнейши суть: и их же мним бесчестнейших быти, сим честь множайшую прилагаем (1 Кор. 12, 21-23). И никто, если не совершенно расстроен в уме, никогда не огорчался, видя различную деятельность в членах. Напротив того, всякий любит Творца, и удивляется Ему, что так премудро отличил каждый член, уделил каждому приличную потребность, частную пользу сделал общею; потому что не одно зрение наслаждается видимым, не одно ухо — слышимым, не одни уста — вкусом, не один нос — обонянием, не одни ноги пользуются хождением, не одни руки — работою, не одно чрево наслаждается пищею, не одно сердце — теплотою, не один головный мозг — чувством: но каждый член имеет свою особенную деятельность, доставляет же пользу целому. Один член все тело согревает, другой все тело питает; иной же другую какую-либо дань приносит всему живому существу; и разнообразие деятельности разделено па все члены тела, все же пользуются друг от друга, и достигается общая польза. Ухо не гневается на то, что

266

 

 

не видит, глаз не негодует на то, что не слышит; по каждый член любит пределы естества, и отдает ту подать, какую из начала приносить повелено ему.

Но ты крайне гневаешься, что не ко всякому человеку лиются отвсюду потоки богатства, не все живут в великолепных домах, не все украшают тело отличием должностных и воинских одежд, не все ездят на конях и мсках, не у всякого есть множество предходящих и последующих, и рой слуг, готовых на всякие услуги, не у всякого позлащенные ложи, мягкая и нежная постели, искусные повара, придуманные удовольствия, отвсюду стекающиеся забавы, воспламеняющие сластолюбие. И как человеку приобрести целомудрие, возбуждая против пего столько врагов, изгоняя его из всех составов души и тела? Как ему навыкнуть благоразумию, столько бремен взгромоздив на разумную силу? И что говорить о целомудрии, справедливости, мужество, благоразумии, когда не терпят слышать даже их имен?

Да и как богатство может быть приобретено всеми, когда все состоят в одинаковом достоинстве? Как достанешь для себя необходимое, когда права всех равны, и у всех одинаково изобильный достаток? Кто согласится служить, имея такое же во всем обилие? Кто захочет стоять при очаге и готовить кушанье, если не принуждает его скудость? Кто будет печь хлебы, или молоть жерновом пшеницу, решетом отделять отруби, месить тесто, сажать в печь,

267

 

 

терпеть пылаюший огонь? Кто рабочих волов поведет под ярмо, станет обрабатывать землю, и сжав, что выросло и созрело, передавать на гумно, отделять от соломы; если бедность не понуждает к трудам? Кто займется обтесыванием камней, повезет их на постройку домов, и искусно приладив одни к другому, будет строить домы, если не нудит его скудость и не побуждает к работе? Кто возьмется за кораблестроительное искусство, будет кормчим, станет промышлять торговлею, мореходством? Кто будет ткачом, кожевником, горшечником, медником? Бели бы все приобрели равные состояния; это не позволяло бы служить друг другу, но необходимо было бы одно из двух: или каждому человеку со тщанием заниматься по нужде всяким искусством, или всем вместе гибнуть от недостатка вещей необходимых. А что одному человеку заниматься всеми искусствами невозможно, об этом нет нужды и говорить, потому что свидетельствует о сем опыт. Если бы кто пожелал изучить вдруг два искусства, то оба погубит, потому что одно будет вредить другому. Ум его, делясь между обоими, и не будучи в состоянии обнять того и другого, хотя из обоих схватывает некоторые части, по ни об одном не получает точного и совершенного сведения. Почему оставалось бы всем потерпеть конечную гибель, по причине равно изобильного у всех достояния, и со всеми случиться тому же, что бывает с уничтожающими в себе пресыщением удовольствие при вку-

268

 

 

шении пищи. Последние частым употреблением лакомых яств ослабляют позыв на пищу; а первые по привязанности к имению желают сделаться скудными в самом необходимом, и погибель при богатств в предпочитают жизни при бедности.

Но их оставим в их безумии, сами же и из сего докажем Божию попечительность, и дадим видеть, что сей так называемый ими недостаток однообразия служит средством к жизни приятной, и основанием наилучшего образа жизни. Ибо окажется, что Правитель всяческих и при этом имел в виду равенство. Во первых всем дал Он землю, как общий помост, общее жилище, общую питательницу и матерь, и общий гроб, всем дал единое начало происхождения, сию праматерь — персть, над всеми распростер общий кров — небо; всем даровал солнце, луну и другие светила, как общих неких светоносцев; посреди разлил воздух, и его предложив также всем, как общее некое богатство; потому что богатые вдыхают его не больше бедных; напротив того и бедность получает здесь равную, или лучше сказать, большую долю, питомцы ее многочисленнее, и чувства их крепче, н свободны от излишних бремен. Реки и источники для всех также изливают общие токи. И тела опять богатых и бедных создал Бог также одинаковыми, лучше же сказать, и в этом преимуществуют бедные; потому что тела их здоровее. Скудость, по слову мудрейшего из врачей, — матерь здравия, труды и телесные упраж-

269

 

 

нения, по слову того же учителя, — содейственники здравия. И души у богатых и бедных одного и того же естества. Для тех и других один образ зачатия; одно основание происхождения — супружество, и равно число месяцев чревоношения. Время не уважает обилия имуществ, и не соглашается, устыдясь богатства, прежде положенных пределов извести младенца на свет, или долее удержать его в матерней утробе; но одинаково и у богатого и у бедного исходит младенец на свет; рождение того и другого бывает в болезнях; лучше же сказать, если верить опыту, роды бедной легче, и болезней рождения у ней меньше; потому что привычка к трудам облегчает для нее сии болезни, почему врачи и живущим в роскоши, во дни чревоношения, предписывают необходимый труд. Поэтому богатые и бедные, хотя во чреве носят одинаково, однако же рождают неодинаково; но где утешение богатства, там большая трудность; а где скудость необходимого, там помогает природа, утешая легкостью; лучше же сказать, Сам Творец естества так уравнивает сии неравенства, и при трудности родов, происходящей от довольства во всем, подает утешение во врачах и врачествах, а лишенной сего пособия, по причине бедности, делает помощницею природу.

Видишь, каковы весы правдивого Судии, и подвигни уста, восписать Ему хвалу. Смотри, и раждающиеся одинаково исходят на свет нагими. И младенец богатого не облечен в багряницу, и младенец бедного рождается не в рубище; но

270

 

 

оба являются на свет нагими, чем Создатель провозвещает их равенство. Одинаково вдыхают они воздух; одинаково припадают к сосцам, не иным молоком питается младенец бедного, не иное предлагается младенцу богатого; но тот и другой в равной мере питаются одною и тою же пищею.

Не только же вшествие в жизнь и всех нас одно и то же, но и исшествие одинаково. Всех нас ожидает одна смерть. Она не боится богатства, не страшится копьеносцев, не трепещет багряницы, ни во что вменяет стены, и башни, и царские дворцы, проникает внутрь брачного чертога, не милует плачущего, не оказывает жалости умоляющему, не подкупается дарами, не удерживается врачебным искусством, недействительными оказывает силы врачеств, часто не позволяет сделать распоряжение, объявить преемника наследству, но похищает, увлекает, разлучает душу с телом. Поэтому, общий имеют конец и надмевающиеся богатством, и живущие в бедности; одинаково для них и то, что по кончине и по преселении отсюда. Одинаково следует гнилость, разливается гной, зарождаются черви, величавое око угасает и разлагается; ненасытные уста и неистовый язык делаются снедью червей, горделивая вы я не только преклоняется, но и разрушается; надменные ланиты не только опадают, но и превращаются в небольшое количество праха; цвет лица увядает, и исчезает, пишущие лукавство персты лежат рассыпанными без всякого сочленения. Так все это,

271

 

 

как нечто общее, предлежит и богатым и бедным.

Поэтому, остается сказать, что и бедность и богатство, которые почитаешь ты собственностью, как, при помощи Божией, покажет наше слово, суть общее достояние; потому что избытком богатых одинаково пользуются н живущие в бедности. Поелику Создатель тех и других и бедность обогатил искусствами всякого рода, то ради оных богатые приходят к дверям бедных, дают им деньги, заимствуются у них необходимым на свои потребности; а по причине богатства имея больше нужд, терпят они недостаток во всякой потребности. У одних покупают хлеб, у других припасы: иные вымеряв но ноге шьют обувь, иные приготовляют верхние женские и почетные мужские одежды, а иные — ковры, повязки, покрывала; кто строит дома, кто делает ложи и седалища; кто доставляет разных родов овощи, разного вида плоды, а кто — пшеницу, ячмень и прочие блага земледелия, без которых невозможно прожить, хотя бы имел кто Крезово и Мидасово золото. А бедному довольно просяного и черного хлеба, достаточно и какой-нибудь снеди. Кого же, судя прямо и справедливо, назовешь скудным, бедным, не имеющим у себя необходимого: того ли, кто имеет нужду в немногом, или того, кто нуждается весьма во многом? Того ли, у кого в руках все средства жизни, или того, кто верит неверному золоту, которого не держат печати и клейма, и которое, оставляя в целости двери и

272

 

 

запоры, уходит руками подкапывающих стену? Искусства у бедного не отнимет никакой разбойник, а богатство, не разбойник только, но и ябедник отнимает у владеющих им. Бедный сидит на торжище, занимаясь кожевенным делом, или  чеканя золото  и серебро, или приготовляя одежду и другое что необходимое. А гордящийся богатством, стараясь подняться выше своей головы и разводя руками, в сопровождении многих телохранителей, приходит к бедному. И один, как и естественно, сидит, или разрезывая кожу, пли расколачивая серебро, или делая что другое по ремеслу, которым занимается; а другой стоит, разговаривал с ним, и присутствием своим дает видеть свою нужду.

Итак, почему же ты гневаешься, и обвиняешь бедность, когда видишь, что и богатство имеет великую в иен нужду, и обладающие богатством не могут без нее прожить? Подивись Тому, Кто так премудро распоряжается в этом, одним дает деньги, другим искусства, и посредством нужды приводит их в согласие и приязнь. Одни дают деньги, а другие доставляют за это произведения искусства. Бедность входит в состязание с богатством, и препобеждает его дарами. Что богатство признает бесполезным, то бедность, переделывая с помощью искусства, обращает в необходимое, пригодное на всякую потребность.

А если кто захочет в точности дознать; то и самую основу богатства собирает бедность же. Она добывает из рудников золото, серебро,

273

 

 

медь, железо, из которых составляется богатство. Да и у всякого искусства заимствуется чем-нибудь богатство; искусства же собственность бедности. Она, и самые металлы взяв еще не имеющими вида, дает им надлежащий вид и образ, приготовляет из них перстни, серьги, ожерелья, разные утвари, блюда, стаканы, и все прочее, что надмевает ланиты богатых.

Посему, если и богатство составляется с помощью бедности, и бедность имеет в искусствах помощником богатство; то почему ты это уравнение обвиняешь в неравенстве? Для чего приязненное называешь враждебным? Почему охуждаешь такой порядок вещей, при котором и бедным и богатым жизнь бывает приятною; потому что те и другие, заимствуя друг у друга нужное для них, удовлетворяют своим потребностям?

Но скажешь, может быть: почему же большая часть людей достаточных живут неправдою? Почему не все чтут справедливость? Но и здесь отъемлешь свободу, и живое существо лишаешь тон чести, какую прияло оно от Сотворшего. Сверх того, если бы Судия в настоящей жизни уделял богатство одним праведникам, то делателям греха дана была бы большая возможность к оправданию. Они сказали бы, что говорил наставник их против Иова: оградил еси внешняя и внутренняя дому их вся: пшеницу и вино умножил им. Но посли руку Твою, и коснися всех, яже имут, аще не в лице Тя благословят (Иов. 1, 10. 11). Сие сказали бы живущие порочно,

274

 

 

если бы один чтители добродетели прияли дар богатства. Но поелику Творец предложил на среду бедность н богатство, употребляют же их иные на приобретение добродетели, а иные в повод ко греху; то ни богатым, ни бедным, живущим порочно, не остается предлога к извинению. Одни, хорошо и на добро распоряжаясь богатством, и нуждающихся делая участниками своего изобилия, служат достаточным обличением для тех, которые пользуются богатством несправедливо и корыстолюбиво. Другие, срастворив бедность с любомудрием, терпеливо и мужественно переносят ее приражения, и делаются истинными обвинителями тех, которые в бедности научились худым делам.

Рассмотри и иное домостроительство Мироправителя, чтобы с большею горячностью вознести Ему песнопение. Поелику Творец видел, что у богатых много прислуги, то в удел бедности дал здоровье. Одного носят на руках, а другой ходит, не имея нужды в чужих ногах. Один желал бы иметь здоровье бедного, а другой с сожалением смотрит на немощи богатого. И в болезнях, как видишь, у богатого тысячи прислужников, а он горько сетует, не в состоянии переносить припадка болезни, и во время зимы лежит он в натопленном жарко доме, разметавшись на мягкой постели, окутавшись во множество теплых одежд, имея вокруг себя несколько жаровен, чтобы преобороть холод, и тысячи врачебных пособий, чтобы препобедить болезнь, слушает утешительные обещания врачей

275

 

 

и предстоящих друзей, своими беседами притупляющих жало страданий. Если же время летнее, больного помещают в другом доме, открытом для наружного воздуха, н в который свободно проходят веяния ветров; а если и они прекратятся, слуги ухитряются опахалами производить ветер. Повсюду расставлены древесные ветви наподобие сада, и превращают дом в рощу. В верхних жильях устрояются водометы, чтобы журчаньем своим наводили они сон на вежди больного. И при стольких, отовсюду подаваемых услугах, тем не менее он страдает, сбрасывая с себя одежду, мечась туда и сюда, движением рук давая знать, какой внутри его скрывается жар. А бедный имеет одну малую хижину, и ту часто наемную; иный же не в состоянии заплатить за наем, и домом служит ему торжище, ложем — земля, постелью — куча сора. Нет при нем ни врача, ни человека, который бы выполнил приказания врача, нет ни слуги, ни служанки; а иногда и жены помощницы. Но все заменяет для него Божий Промысл, Он ослабляет мучительность страданий, смягчает боль, без врачества утишает жар горячки, предотвращает вред и от стужи, и от зноя, и от сырости, никто не учит его, какие снеди питают болезнь, и какие содействуют выздоровлению; без разбору и различия он ест, что случится, и вредное делается полезным, глоток холодной воды оказывается врачеством, сухой хлеб угашает жар. Не имеет он нужды в слабительных, даваемых внутрь тем, или дру-

276

 

 

гим путем. Природа восполняет недостаток, и сама подает больному помощь, какую доставил бы врач. И видим, что этот распростертый па земле легче переносит болезнь, нежели богатые, пользующиеся описанными выше прислугами.

Поэтому во всем, что ни совершается, усматривая Божию попечительность, не любопытствуй, как это совершается. А если и это хочешь сделать, то в содейственники своей любознательности приими благочестие. Оно пусть управляет твоим шествием, оно пусть путеводит тебя в исследовании искомого. Ему покорствуя, пользуйся всяким поводом к песнопению Сотворшего. Подражай оным трем отрокам, которые, будучи ввержены в пещь, и неодушевленную тварь призвали к участию в славословии, и мучителя, безжалостно ввергнувшего их в пещь, привлекли к зрению чуда, и сим чудотворением принудили его поклониться Богу, против Которого восстал он. И пещь не понудила их подвигнуть язык па хулу; по, преданные пламени, песнопениями они почтили Благодетеля. А тебя ни пещь, ни львы не понуждают хулить; напротив того, наслаждаясь богоданными благами, не чувствуешь даров. Но если послушаешься меня, и язык украсишь благочестием, то н тварь восхвалишь, и Творца прославишь, и повсюду присущему Его Промыслу поклонишься; потому что Ему слава и держава, ныне и всегда н во веки! Аминь.

277


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.