Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 82-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 82-го.

1). Песнь псалма Асафу. По возвращении Иудеев из Вавилона, ближние соседи, увидев обновление Божия храма и славу их, сходятся вместе, и собрав другие варварские народы, предприяли войну против Иудеев. И сие предрекают как божественные Иоиль и Иезекииль, так и чудные Пророки Михей и Заха-

72

 

 

рия. Впрочем всех преодолевают Иудфи, которыми предводительствует Зоровавель, и которым свыше споборает Бог, сокрушающий дерзость врагов. Сие-то предвозвещает и настоящий псалом. В виде же молитвы излагается пророчество Божественнаго Духа, научающего воюемых, как должно им умилостивить Бога.

2) Боже кто уподобится Тебе? И все собранное вкупе естество Ангелов и человеков не может сравниться с Твоею силою; потому что могущество Твое не сравнимо. Слово: кто Пророк употребил вместо: никто.

Не премолчи, ниже укротися Боже. Умоляем Тебя, Владыка, не употреблять долее обычнаго Тебе долготерпения. Ибо сие означает сказанное: ниже укротися. Так перевел и Симмах: не оставайся в покое. Потом Пророк показывает причину сего прошения.

3) Яко се срази Твои возшумеша, и ненавидящий Тя воздвигоша главу. Подобно морю, шумят и волнуются, поступая с нами кичливо и дерзко, по неприязненности к Тебе предприяв воевать с нами; ибо, враждуя против Тебя, нападают и на народ Тебе преданный.

4) На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаиш на святыя Твоя. Симмах, вместо: на святыя Твоя, перевел: на утаеннаго Твоего, и Акила, а также и Феодотион: на сокровеннаго Твоего. Поелику от них имел произойдти по плоти Владыка Христос, а народы сии сошлись с намерением совершенно искоренить род иудейский; то Всесвятый Дух научает Иудеев принести следующую молитву: не против нас только злобно и злоумышленно действуют враги, но и против утаеннаго Твоего и в нас сокровеннаго, о котором предвозвестил Ты, что процветет от колена Иудина. Ибо по отсечении

73

 

 

корня от чего родиться плоду? Сие же и чрез Исаию дал разуметь Бог всяческих, говоря: им же образом обретается ягода на грезне, и рекут, не погуби его, яко благословение Господа есть в нем, тако сотворю служащаго' Ми ради, не имам всех погубити ради его, и изведу из Иакова семя и из Иуды (Иса. 65, 8. 9); и тогда уже предам прочих конечной гибели. Посему ради одной ягоды весь грезн, даже весь виноградник, пользовался Божиим попечением; а когда ягода сия снята, а с нею собраны и другие плоды, тогда оставшийся виноградник предается зверям, зобает его и вепрь от дубравы, и поядает его уединенный дивий, и еси мимоходящии путем попирают, сколько угодно (Псал. 79, 13. 14). Сии и здесь, говорят молящиеся, не против нас только, но и против Сокровеннаго Твоего, дерзают неистовствовать.

5) Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Йзраилево к тому. Хотят нанести нам конечную гибель и предать забвению пресловутаго Израиля. Потом Пророк перечисляет соседние народы, которыми быв призваны, собрались и другие.

6) Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша. По общему же согласию предприяв- шие против Тебя брань суть следующие:

7) Селения идумейска и Измаилите. Идумеи вели род от Исава, потому что Исав именовался Едо- мом. А Измаилиты — потомки Измаила.

Моав и Агаряне. Моав — сын Лотов, а от него произошел и народ; Агаряне же — другое поколение от Измаила, наименованное так от Агари, матери Измаиловой.

8) Гевал и Аммон и Амалик. Амалик сам —  потомок Исавов; а от него произошел и народ; Аммон — сын Лотов; занимают же они часть

74

 

 

Аравии; а Гевалы живут в соседстве с Идумеею-

Иноемменнщы с живущими в Тире. Иноплеменников другие толковники называют Филистеями, а мы называем жителями Палестины; потому что они, одни оставшись от рода Ханаанова, и обитая вместе с Израилем, справедливо назывались по преимуществу иноплеменниками.

9) Ибо и Ассур прииде с ними. Ассирияне не царствовали в это время. Посему пророческое слово дает разуметь Самарян, поселенцев ассирийских, по пленении десяти колен, водворившихся в их городах.

Быша в заступление сыновом Лотовым. Пророческое слово дает видеть, что Моавитяне и Аммонитяне Преимущественно возставали против народа Божия, и собирали другие народы.

10) Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко и Иавиму в потоце киссове: (11). Потребишася во Аендоре. С признательностию воспоминают прежния благодеяния, испрашивая и себе тойже помощи. А сих военачальников сокрушили Барак и пророчица Деввора.

Быша яко той земный; потому что, оставшись непогребенными, обратились в прах, и как бы гной какой смешались с землею.

12) Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана вся князи их. И о сих упоминает история Судей. Умертвил же их Гедеон, водимый благодатию Божиею. Изображаемые в псалме умоляют, чтобы подобно сим сокрушены были и их враги, и представляют на то причину.

13) Иже реша: да наследим себе святилище Божие. Хвалятся своим мужеством, и дерзко мечтают овладеть посвященным Тебе храмом. Ибо святилищем Божиим Пророк назвал храм. А

75

 

 

Симмах слово: святилище перевел: жилище. Из сего явным делается все содержание псалма. Поелику иудеи возвратившись создали храм, и при нем совершалось все подзаконное Богослужение (без храма же по закону служить Богу было не возможно); и по причине сообразной с законом жизни иудеев враждовали на ник ближние соседи: то все устриемление их направлено было на храм, чтобы с ним вместе истребить и народ и Богослужение по закону.

14) Боже мой, положи я яко коло, то есть, повели пребывать им в напастях всякого рода, и окружи непрерывными бедствиями.

Яко трость пред лицем ветра. Разсей их на подобие тростника, разносимаго ветром.

15) Яко огнь попаляяй дубраву, яко пламень пожигаяй горы (16). Тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я. — В дубравах сам собою воспламеняется огонь, когда дерева, качаемыя сильным ветром, трутся одно о другое, трением производят теплоту, и мало по малу друг от друга возгараются. Посему Иудеи просят, чтоб и враги их, подобно сему, взаимно истребляли друг друга, и предаваемы были собственным своим беззакониям, по пророчеству, которое говорит: ходите светом огня вашего и пламенем, его же разжегосте (Иса. 50, 11).

Исполни лица их безчестия: и взыщут имене Твоего Господи. Ибо, обманувшись в том, чего желают, и исполнившись стыда, познают они силу Твою.

18). Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут: (19). И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли. Просят благ врагам, даже терпя от них нападения; ибо молятся; чтобы они вместо дерзости облеклись стыдом, а в следствие стыда приобрели

76

 

 

Богопознание, и освободившись от идольской прелести, познали опытом, что Он единый есть Бог и Владыка, на высотам живый, и на смиренныя при· зираяй (Псал. 112, 5. 6), управляющий и распоряжающий всею тварию.

 


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.