Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 150-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 150-го.

Αллилилуиа, аллилуиа. И это — победная песнь; предсказывает же будущее у всех людей Боговедение.

1) Хвалите Бога во Святых Его. Это — достаточное побуждение к песнопению. Если в повод к благодарению повелено нам брать и растения, и зверей, и гадов; тем паче справедливо взирать на Святых, и песнословить Бога их. Ибо кто, изучая деяния блаженного Павла, или богомудрого Петра, или божественного Иоанна, или других Апостолов, или добропобедных мучеников, или ныне подвизающихся в добродетели, не подвигнет язык свой к песнопению Даровавшего людям такое обилие благ?

Хвалите Его во утверждении силы Его. А Симмах перевел так: хвалите Его в неприступной твердыне Его; потому что один имеет твердую, негиблющую, вечную державу.

2) Хвалите Его в силах Его; потому что неска-

369

 

 

занны преспеяния непрестанно совершаемые Святыми Его.

Хвалите Его по множеству величествия Его. Сие сходно с истолкованным уже нами, а именно: величию Его несть конца (Псал. 144, 3). Величие Его, говорит Пророк, беспредельно, сила Его неизмерима. Поэтому не преставайте за все песнословить Его.

3). Хвалите Его во гласе трубнем. Орудие сие было священническое; потому что священники употребляли трубы, в воспоминание тех труб, которые слышны были на горе Синае.

Хвалите Его во псалтири и гуслех: (4). Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе: (5). Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Сии орудия употребляли древле левиты, в божественном храме песнословя Бога, не потому что звуком их услаждался Бог, но потому что угодно Ему было намерение, с каким совершалось сие.

6). Всякое дыхание да хвалит Господа. Да хвалят не Иудеи только, но и все люди; потому что, как говорит божественный Апостол, не Иудеев Бог токмо, но и языков (Рим. 3, 23). Посему в псалме сто сорок четвертом Пророк сказал: да благословит всяка плоть имя Святое Его (Псал. 144, 21), а здесь говорит: всякое дыхание да хвалит Господа. Но и там разумел не одну плоть, и здесь разумеет не одно дыхание, а напротив того и тем и другим, и телом и душою, повелевает песнословить Бога всяческих. Достоин же удивления сей конец целого творения, и он согласен с целью пророчества. Ибо пророчество проповедует язычникам спасение, а конец пророчества повелевает получившим спасение песнословить Благодетеля. Но мы не слова только слышим, а видим здесь и самые дела. Ибо в каждом городе, в

370

 

 

каждой веси, на полях, в уединениях, на горах и холмах, в местах необитаемых и совершенно пустынных, песнословится Бог всяческих.

__________________

А я читающих книгу сию прошу, если покажется что истолкованным хорошо и удачно, пожинать от сего пользу, а если где не постигли мы сокровенных тайн Духа, не слишком укорять нас. Ибо, что могли найти, то не скупясь предложили всем; чему сами научились у отцов, то потщились сообщить потомству. Мы понесли труд, а другим приносим без труда почерпаемую пользу, и их умоляю вознаградить труд сей молитвами, чтобы нам, подкрепляясь ими, к словам приложить и дела, и приобрести ублажение за то и другое. Ибо сказано: иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем (Матф. 5, 19). Сего царствия дай Бог сподобиться всем нам о Христе Иисусе Господе нашем, с Которым подобает слава Отцу со Святым Духом во веки! Аминь.

371

 


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.