Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 139-го

  ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 139-го.

В конец, псалом Давиду. Блаженный Давид, гонимый Саулом, призывает в помощь Бога всяческих.

1) Изми мя Господи от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Неправедный есть Саул, неблагодарный и благодетелю; потому что старался убить блаженного Давида, который не только ничем не обидел его, но и делал ему много доброго.

2) Иже помыслиша неправду в сердце·, весь день ополчаху брани. Не только водился он лукавыми помыслами, но к помыслам присовокуплял и дела. Вместо: весь день Симмах перевел: всякий день.

3) Изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их; потому что Саул многократно употреблял хитрость, намеревался убить Давида, многократно, поклявшись и говоря с ним дружелюбно, нарушал клятвы. Посему, притворный нрав и сокрытое лукавство справедливо уподобил Пророк яду пресмыкающихся животных.

4) Сохрани мя Господи из руки грешничи, от человек неправедных избави мя. Молитва, — приличная Праведнику; потому что просит не погибели врагам, но себе спасения.

Иже помыслиша запяти стопы моя. Блаженный Давид, изгнанный Саулом, бежал к иноплеменникам, они-же были злочестивые и делатели всякого беззакония. А потому Давид и достоин удивления, что везде был хранителем благочестия, не соглашался раболепствовать нуждам; хотя этот гонитель мой, говорит Давид, едва не запял стопы моего благочестия.

5) Скрыша гордии сеть мне, и ужи препяша сеть ногама моима: 6) При стези соблазны положиша ми.

333

 

 

Гордым называет Пророк самого Саула, а сетию, ужами и соблазнами — различные злоумышления, подстережения и засады. Сказал же сие иносказательно, переносный образ речи заимствовав от ловцов, употребляющих силки, западни и сети.

7). Рех Господеви: Бог мой еси Ты. А я, пренебрегши все человеческое, Тебе предал себя, Тебя знаю Господа и Бога, и от Тебя ожидаю помощи.

Внуши Господи глас моления моего. 8). Господи Господи сила спасения моего. Усугубление сие показывает в молящемся верующего и любящего. В Тебе, говорит, имею надежду спасения, потому что Ты один можешь даровать спасение.

Осенил еси над главою моею в день брани. И это дознал я опытом. Ибо, когда принял на себя единоборство с Голиафом, и когда вступал в сражение с иноплеменниками, Ты, как бы шитом, ограждал меня Своею помощью.

9) Не предаждь мене Господи от желания моего грешнику. Симмах перевел сие так: не дай Господи пожеланий законопреступного; а подобно сему перевели Феодотион и Акила, то есть, желающему умерщвления моего не дай увидеть исполнение пожелания. По переводу же Седмидесяти должно понимать так: да не получит чрез меня, чего желает; потому что я желаю спастись, а он желает убить меня; поэтому не предай ему моего желания.

Помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Весь помысл устремляют к тому, чтобы убить меня. Посему не лишай меня промышления Твоего, чтобы не подать им повода к похвальбе.

10) Глава окружения их: труд устен их покрыт я. Здесь Пророк предсказывает им будущие бедствия. Яснее же это перевел Симмах: ожесточение окружающих меня, утруждение уст их да закроет их. Пусть впадут в то, что сами злоумы-

334

 

 

шляют; пусть потерпят, что устрояют мне, и пусть ожесточившаяся злоба покроет совершенно тех, которые водятся ею. Сие подобно сказанному в псалме седьмом: ров изры, и иском и, и падет в яму, юже содела (Псал. 7, 16).

11) Падут на них углия, и огнем низложиши я. Как бы некиим огнем, истребишь их гневом.

В страстех: и не постоят. Впадут в бедствия, и не преодолеют их. А сие сбылось с Саулом во время войны с Филистимлянами; потому что, убитый там, приял конец жизни.

12) Муж язычен не исправится на земли. Сим Пророк дает разуметь тех, которые постоянно клеветали на него Саулу, Дойка, Зифеев и других, употреблявших много клевет. И показывает, что ради богатства и властительства дозволяющие себе лживые речи не достигают цели, и не получают желаемого.

Мужа неправедна злая уловят во истление. Сие и потерпел Саул; потому что окружен был на брани, и получил смертоносный удар.

13) Познах, яко сотворит Господь суд нищим и месть убогим. Дознал я, говорит Пророк, справедливость Божия приговора, и знаю, что лишенным всякой человеческой помощи не попустит потерпеть вред от врагов, но совершит наказание, заслуженное поступающими несправедливо.

14) Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицом Твоим. Посему, лик праведных, сподобляясь от Тебя сего попечения, песнословит Тебя. Всегда представляя Тебя пред собою и думая, что видят лице Твое, любят они Твое превосходство. Подобно сему сказанное и в псалме пятнадцатом: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, и не подвижуся (Псал. 15, 8).

335


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.