Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 138-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 138-го.

В конец псалом Давиду. В иных списках прибавлено: Захариин в рассеянии; сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у Седмидесяти, ни у других переводчиков; сделал же прибавление сие к надписанию кто-нибудь, выразумев псалом па своему усмотрению. А в псалме содержится предречение о царе Иосии. Он, произшедши от злочестивого отца, быв внуком такого же деда, возгнушался их нечестием, упражнялся во всякой добродетели и воспламенившись Божественною ревностью, истребил всех идольских жрецов, а возлюбивших благочестие удостаивал всякого попечения. Сие и предсказывает псалом. Пророческое же слово представляет, что сей Иосия молится и изумлен предведением о нем.

326

 

 

1) Господи искусил мя еси, и познал мя еси. К испытанию добродетели служат не только нищета и безотрадность, но и царская власть и благоуспешность. Как испытываемся в горестях, в состоянии ли мы мужественно переносить встречающиеся скорби: так обнаруживаем себя и в благоденствии, и показываем, или что превозносимся благополучием, или что знаем свойства сих благ. Посему, блаженный Иосия после того как было вручено ему царство, и благочестиво правил оным, справедливо сказал: Господи искусил мя еси, и познал мя еси.

Ты познал еси седание мое и востание мое. Все дознал Ты в точности, что делал я сидя, что совершал востав. Словами же: седание и востание изобразил свою жизнь. И это — выражения чистой души и здравой совести. Поелику сказал: искусил мя еси, и познал мя еси: то, чтобы не подумали иные, будто бы Бог дознает сделанное по конце дела, Пророк очень кстати присовокупил:

2) Ты разумел еси помышления моя издалеча. Издавна, и из начала, за много родов до моего создания, Ты не только деяния мои предвидел, но предусмотрел и будущие мои помыслы.

3) Стезю мою и уже мое Ты еси исследовал. Феодотион перевел так: стезю мою и путь мой Ты исследовал. Пророк путем и стезею называет деяния, а ужем прямоту их, взяв образ речи с строящих домы, которые по веревке выравнивают стены. В точности, говорит Пророк, познал Ты деяния мои, и ни что мое не укрылось от Твоего ведения.

И вся пути моя провидел еси: 4). Яко несть льсти в языце моем. Не только провидел Бог всяческих, но предрек чрез Пророков; и Иеровоаму, когда приносил он жертву и Божеское

327

 

 

чествование воздавал юницам, предвозвестил, что восстанет Давиду сын, Иосия имя ему, предаст смерти жрецов идольских, и кости их сожжет на этом жертвеннике (3 Цар. 13, 2).

Се Господи Ты познал еси, 5). Вся последняя и древняя. Из самых событий дознал, что имеешь всякое ведение и о том, что было древле, и о том, чего еще не было.

Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою. Возможно ли чему из дел моих укрыться от Тебя, Творца моего, создавшего меня во чреве матернем и сподобившего всякого о мне промышления? Сказанное же: положил еси на Мне руку Твою подобно сему: руце Твои сотвористе мя, и создасте мя (Псал. 113, 73), и означает вместе и промышление по создании.

6) Удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему. Из совершившегося со мною познал я силу Твою; и желая воспевать Твою премудрость, и быв не в силах сделать это по достоинству, признаю себя побежденным. Так, выразив удивление, и ведению и предведению Бога всяческих, тому, что ничто от Него не сокрыто, ни что было, ни что будет, Пророк переходит к другому предмету, говоря следующее:

7) Камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Возможно ли укрыться беглецу от Того, Кто так ясно все знает? Надлежит же заметить, что, по учению Пророка, и Бог и Всесвятый Дух имеет туже действенность. Камо пойду от Духа Твоего, говорит он, и от лица Твоего камо бежу? А у кого одна действенность, у тех, конечно, одна и сила; и у кого одна сила, у тех и одно естество. Следовательно, одно естество Бога и Духа.

8) Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Все наполняешь, и горнее, и дольнее.

328

 

 

Небо есть край высоты, и ад — край глубины. Прекрасно же о небе сказал: Ты тамо еси, и об аде - тамо еси; потому что в обитающих на небе Ангелах упокоевается, всюду же и всем присущ. О Нем, по словам божественного Апостола, живем движемся и есмы (Деян. 17, 28).

9). Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, 10). И тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. Словом: рано Пророк означил восток, а словами: последняя моря, — запад. Ибо к высоте и глубине присовокупил долготу и широту, показывая неописуемость естества Божия. Опыт сего могущества изведал на себе Пророк Иона. Ибо, покусившись бежать от Бога всяческих, был взят, связан волнами, как бы в заключение какое отдан киту, и приведен в город, в которой был послан. Посему и здесь оказываются истинными слова пророчества: аще вселюся в последних моря, тамо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя.

11) И рех: еда тма поперет мя: и нощь просвещение в сладости моей. Симмах перевел это так: если скажу: может быть, тьма покроет меня, то есть, прибегну ли к восходящему, или заходящему, солнцу, не укроюсь от Твоего могущества. Если покушусь укрыться во тьме ночной, и тогда не останусь в безвестности; потому что и тьма для Тебя свет.

12) Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится. Симмах перевел так: и тьма пред Тобою не будет темною, но и ночь окажется днем, то есть, тьма — для меня тьма, я различаю и свет и тьму, а Тебе мысленному Свету, и ночь светла, светозарнее всякого полудня.

Яко тма ея, тако и свет ея. Как мрачна для меня ночь, так светла для Тебя.

329

 

 

13) Яко Ты стяжал еси утробы моя. Не просто говорю сие, но предвещаемый Твоею благодатью, от Тебя прияв озарение помыслов. Ибо утробами назвал здесь Пророк помыслы. Поелику вожделевательная сила заключена в утробе, а помыслы приемлют на себя приражение оной; то помыслы назвал посему утробами.

Восприял мя еси из чрева матери моея. Ты стал для меня и пестуном, и попечителем, и наставником, и едва только исшедши из матернего чрева, пользовался я Твоим о мне промышлением.

14) Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело. Посему, продолжаю песнословить Тебя, Твоими великими делами озаряемый и возбуждаемый к песнопению.

15) Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли. Все, касающееся меня, говорит Пророк, в точности знаешь Ты; потому что Ты образовал меня, скрывавшегося еще в матернем чреве, и как бы находившегося в крайней части земли извел на свет. Акила перевел сие так: не сокрылись от Тебя кости мои, с которыми сотворен я, и в тайне испещрен, как в преисподней земли. Ничто не может укрыться от Тебя, образующего естество человеческое в той сокровенной таибнице, где бытотворится всякое естество.

16) Не соделанное мое видесте очи Твои и в книзе Твоей еси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них. Симмах перевел так: меня, не имевшего еще и вида, провидели очи Твои со всеми написанными в книге Твоей, ни в одном дне не имеющими нужды по их образовании. Так видел Ты меня, говорит Пророк, прежде нежели был я образован и получил свой вид, видел, как и тех, которые уже родились, стали совер-

330

 

 

шенными, не имеют нужды ни в одном дне, и написаны в книгах Твоих. О сих книгах упоминает и блаженный Даниил; ибо говорит: судище седе, и книги отверзошася (Дан. 7, 10); и Господь в священном Евангелии: вам же и власи главнии вси изочтени суть (Матф. 10, 30). Под книгами же разуметь должно всеобъемлющее Божие ведение и ничего не забывающую Божию память. Так, изобразив Божественное, Иосия открывает и собственное намерение, не любочестием водясь, но представляя образец полезного.

17) Мне же зело честны быта друзи Твои Боже, зело утвердишася владычествия их. Сие ясно показывает и история: потому что Божиих священников удостаивал всякого угождения. Все услышали обетования, какие Бог дал Аврааму, говоря: благословлю благословящия тя: и клянущия тя прокляну (Быт. 12, 3.) Сказанное же: утвердишася владычествия их, Феодотион перевел так: укрепились нищие ихъ; потому что, по беззакониям злочестивых царей, жившие прежде в скудости и нищете, Иосиею удостоены всякой почести.

18) Изочту их, и паче песка умножатся, потому что злочестивые прежде, при благочестии царя, просветившись умом, воспели иным уже напевом, и возлюбили жизнь сообразную с законом; и те, которых прежде удобно было исчислить, превзошли всякое число. Предвозвещает же вместе с сим пророческое слово и изменение вселенной, совершившееся по вочеловечении Бога и Спасителя нашего; потому что ревнители Богоугодной жизни в каждом граде и в каждой стране превышают всякое число.

Востах, и еще еемь с Тобою. Симмах перевел так: пробужусь, и всегда буду пред Тобою; потому что, непрестанно возбуждая себя, отрясу сон лено-

331

 

 

сти, и сохраню в уме памятование о Тебе. А за сие буду пользоваться Твоим о мне промышлением.

19). Аще избиении грешники Боже: мужие кровей уклонитеся от мене. 20). Яко ревниви есте в помышлениих. Любящим добрых свойственно гнушаться злыми. Посему, говорит Иосия, так как Ты, человеколюбец. предаешь смерти грешников, тем паче буду я чуждаться обращения с ними, зная упорный их нрав; потому что не терпят добрых советов, но отвергают их, по непреклонности сердца.

Приимут в суету грады Твоя. Не вопреки справедливости избиваешь Ты их, но потому что напрасно населяют грады, никакой пользы не извлекая из Твоих законов.

21). Не ненавидящия ли Тя Господи возненавидех? и о вразех Твоих истааях? 22). Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми. Твоей предан я любви, Владыка; одно с Тобою хочу и любить и ненавидеть. По этому, привязанных к благоугождению Тебе и люблю и почитаю, а ненавидящих Тебя не только ненавижу, но скорбя о них, истаеваю от скорби. Хотя ненавижу их, как беззаконных, но сожалею о них, как о людях; по естественному состраданию принужден плакать о них, но гнушаюсь ими опять по великому их лукавству.

23). Искуси мя Боже и увеждь сердце мое: и стяжи мя, и разумей стези моя: 24). И виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен. Хотя предполагаю это, однако же умоляю Тебя, лучшего Врача душ, в точности дознать жизнь мою, исследовать движения сердца. Если найдешь во мне что-либо противное законам Твоим, молюсь Тебе, да исправит это премудрость Твоя, и да направит к вечному шествию. Сие изречено блаженным Давидом, предречено же о блаженном Иосии, но и всем желающим предлагается в повод ко спасению.

332

 


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.