Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 9-го

1). В конец о тайных 1) сына, псалом Давиду. Симмах перевел: победная песнь о смерти сына; Акила: победодавцу сына юности; а Феодотион: о цветущей юности сына. Поэтому все, упомянув согласно о сыне, научают тем нас, что и сей псалом содержит в себе пророчество о победе над смертию Владыки Христа; потому что, небоязненно и мужественно победив грех, и смерти недав ни малого повода к уловлению Себя, сокрушил ее державу. Сокровенною же назвали Седмьдесят тайну сию; потому что она сокрыта была от всех прочих и от самых Апостолов. Свидетель сему— Евангелист. Поелику Господь неоднократно говорит им: се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет на пропятие, и убиют Его, и в третий день воскреснет; то Евангелист присовокупил: и сие было сокровенно от очей их (Лук. 18, 31—34). Посему и блаженный Павел взывает; глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже никтоже от князей века сего разуме: аще бο быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 7. 8); и еше: тайну сокровенную от век и от родов (Кол. 1, 26). Посему Седмьдесят справедливо смерть Сына наименовали тайною.

2). Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. 3). Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему Вышний. Совершенным

__________________

1) τερ τῶν ϰρεψίων, о сокровенных.

45

 

 

свойственно Богу предоставлять все сердце и Ему посвящать весь ум. Ибо сказано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего а от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим (Лук. 10, 27). А кто делит помыслы свои между мамоною и Богом, между Христом и золотом, между настоящею и будущею жизнию, тот не может по правде сказать: исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим. Пророк же, духовными очами прозревая в будущее, не только исповедуется всем сердцем, но и поведывает все чудеса Божии, делая слушателей сообщниками песнопения, желая песно- словить единого Благодетеля, и поводом к радованию иметь не богатство и владычество, не здравие и крепость тела, но памятование о Боге. Ибо говорит: возвеселюся и возрадуюся о Тебе. Так и в другом месте сказал: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4);. и еще в другом: веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии (Пс. 31, 11); и еще: возвеселится сердце ищущих Господа (Пс. 104, 3).

4). Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. Симмах перевел сие так: буду петь имени Твоему, Вышний, когда враги мои будут обращены вспять, преткнутся и погибнут от лица Твоего. Ибо увидев, что неприязненные мне сокрушены и обращены в бегство, а потом взяты в плен и преданы конечной гибели, буду песнословить Тебя, и не престану воспевать Твои благодеяния. Сие говорит Пророк о человеческом естестве, как избавившийся от губителя, и по благодати Божией приобретший свободу. Ибо псалом сей не от лица Самого Спасителя, как предполагали некоторые, но к Нему паче, как к Благодетелю, произносится ощутившими на себе Его благодеяния, что показывают самые выражения псалма.

5). Яко сотворил ecu суд мой, и прю мою. Каким

46

 

 

же образом? Сел ecu на престоле, судяй правду. И какой произнес приговор?

6). Запретил ecu языком, и погибе нечестивый, имя его потребил ecu в век, и в век века, то есть, не потерпел, чтобы долее оставался без призрения человеческий род, несчастно порабощенный злым мучителем; но подобно некоему судии, возседшему на высоком некоем престоле среди страшного судилища, наложил на него такое наказание, что память его предана будет конечному забвению. А слова: запретил ecu языком, и погибе нечестивый имеют следующий смысл: чрез священных Апостолов, и бывших после них проповедников истины, преподал Ты язычникам божественные догматы. И поелику язычники приняли их, и освободились от заблуждения; то погибе нечестивый, не имея у себя обольщенных и покланяющихся ему. Так Павел и Варнава, когда Ликаоняне покушались принести жертву, запрещали сие, взывая: мужие, что сия творите? И мы подобострастии есмы вам человецы, от сих суетных обращающие вас к Богу (Деян. 14, 15). Так блаженный Павел выговаривал Галатам: о несмысленнии Галате, кто вы прельстил есть, имже пред очима Иисус Христос преднаписан бысть распят (Гал. 3, 1). Так выговаривал и Коринфянам: отнюд слышится в вас блужение, и таково блужение, яково же ни во языцех именуется (1 Кор. 5, 1). Посему запретил языком, и погибе нечестивый, и имя его истребил в век века. Совершенно уничтожены и конечному преданы забвению нечестивые обряды, так что из живущих ныне никто и не знает таинств нечестия.

7). Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил ecu. Враг лишился собственных своих оружий, не имея у себя служителей нечестия. Которые самих себя предавали ему в орудия, те, перешедши

47

 

 

ныне на противную сторону, ведут брань против него. И города, по сокрушении водворявшегося в них древле нечестия, прияли на себя труд назидать благочестие. Ибо невозможно было утвердить благочестие, не сокрушив прежде нечестия. Сие сказал и божественный Апостол: явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и благочестно поживем в нынешнем веце и т. д. (Тит. 2, 11). Так каждый не прежде воскресает со Христом, как прияв общение в смерти Его. Почему и говорит божественный Павел: аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем (Рим. 6, 5); и еще: аще же умрохом, и живи будем. Так Бог, сокрушив нечестие врагов, наздал благочестие.

Погибе память его с шумом.

8). И Господь во век пребывает. Враг ввержен в видимую для всех и весьма явную погибель. Сие и означает выражение: с шумом, взятое от домов, падающих во время землетрясения и производящих великий треск. Бог же и Владыка наш, говорит Пророк, имеет вечную державу и негиблющее царство.

У готова на суд престол Свой.

9). И Той судити имать вселенней в правде, судити имать людем в правоте. Ибо не только в настоящей жизни являет Свою силу, но и в будущей откроет страшное свое судилище, судя на нем всех людей, и воздавая каждому, чего достоин.

10). И бысть Господь прибежище убогому, помощник в благовремениих, во скорбех. Сие: во благовремениих Акила перевел: во время, а Симмах: при времени. Показывает же слово сие, что Господь совершил наше спасение в благопотребное время. Ибо убогим Пророк называет человеческое естество,

48

 

 

по великой нищете беззакония. Благопотребность же сего времени указывает блаженный Павел; ибо говорит; егда быхом млади, под стихиями бехом мира порабощена: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление воспримем (Гал. 4, 3—5).

11). И да уповают на Тя знающий имя Твое: яко не оставил ecu взыскающих Тя Господи. Да уповают Акила и Симмах перевели: будут уверены, вместо повелительного употребив определенный образ речи. По соделании Тобою сего спасения, говорит Пророк, познавшие Тебя, Творца и Бога, на Тебя будут возлагать надежды Свои.

12). Пойте Господеви живущему в Сионе. Пророк сказал это, сообразно с древним мнением Иудеев. Впрочем из апостольского учения дознали мы, что есть и небесный Сион. Ибо сказано: приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12, 22).

Возвестите во языцех начинания Его. Речение: начинания Симмах выразил: искусные меры, Акила же: изменения. И действительно великое совершилось изменение. Древние враги сделались друзьями, далекие—близкими, рабы—сынами, бывшие в неведении приобрели ведение, бывшие во тме теперь во свете, мертвые имеют упование жизни, нищие стали наследниками небесного царства. Иудеи соделались далекими, а язычники близкими, сыны—псами, а псы—сынами. Но и меры, употребленные Спасителем, Боголепны; потому что даровано смертным бессмертие, смертию—жизнь, безчестием—честь, проклятием—благословение, крестом—спасение. Таковы искусные меры, таковы начинания Бога нашего.

13). Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. Тот, говорит Пророк, кто над всем

49

 

 

надзирает, и в точности разыскивает происходящее, видел, что диавол усиливается чрез обольщение умерщвлять людей, и потому пришел на помощь терпящим обиду. Сие и означают слова: не забы звания убогих. Ибо званием называет здесь Пророк, не молитву и не прошение, но то жалкое состояние, навлеченное грехом, в котором постигают и безвременная смерть, и плач, и бедствия.

14). Помилуй мя Господи, виждь смирение мое от враг моих. Таково, говорит Пророк, было взывание сетований и воплей, заключавшее в себе как бы некое прошение об избавлении от обдержащих зол.

Возносяии мя от врат смертных: 15) яко да возвещу вся хвалы Твоя. Вот, говорит Пророк, конец всех благ—избавление от тления и сокрушение смерти. Насладившись сим, всегда будем песнословить благодеяния Твои.

Во вратех дщере Сиони возрадуемся о спасении Твоем. Сионом называет Пророк небесный град, как научил нас блаженный Павел (Евр 12, 22). Вратами же града именует церкви, сущие по всей земле, чрез которые верующие вошли в оный град. В них-то, говорит Пророк, радуясь и ликовствуя в надежде воскресения, будем песнословить Виновника сих благ. И поелику упомянул о сокрушении смерти; то кстати присовокупил:

16). Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыта, увязе нога их. 17). Знаем есть Господь судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник. Словом языцы Пророк и здесь означает полчище демонов, потому что, соорудив спасительный крест, чрез него лишились власти мучительствовать. И в сети, юже скрыта, увязе нога их, и в делех руку своею увязе грешник. Но если рассматриваемое изречение разуметь о народах неуве-

50

 

 

ровавших, предавших смерти добропобедных Апостолов и мучеников; то и в таком случае найдем истинность пророчества. Ибо чрез умерщвление их утверждена проповедь благочестия, и более, нежели сколько уловили они при жизни, пленено ими по смерти. И в делех руку своею увязе грешник, и познан Господь, творяй суд, то есть, премудро и праведно домостроительствующий.

18). Да возвратятся грешницы во ад, ecu языцы забывающии Бога. 19). Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет в век. Те, говорит Пророк, которые не уверовали по божественной проповеди, весьма скоро будут преданы смерти, и низойдут во ад, не причинив ни малого вреда гонимым ими; потому что терпение убогих не погибнет во век. Ибо претерпевый, до конца той спасен будет (Матф. 10, 22). И блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное (Матф, 5, 3). Потом, издали прозрев пророческими очами, как проповедники благочестия расхищаются злочестивыми, Давид молитвенно изрекает:

20). Воскресни Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. 21). Постави Господи законаположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть. При сем справедливо будет спросить кому-либо Иудеев, какого Законоположителя даровать умоляет здесь Пророк? Ибо великий Моисей, в давнем еще времени бывший служитель Божия законоположения, кончил уже жизнь; другого же законоположителя после него не восставало (Втор. 34, 10). Если же оказывается, что никто другой не был поставлен законоположителем, ни Иудеям, ни язычникам; то остается уразуметь, что указуется Законоположителем язычников Владыка Христос, который в священном Евангелии взывает: речено бысть древним: не убиеши. Аз же глаголю вам: яко

51

 

 

всяк гневайся на брата своего всуе, повинен есть суду. Речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам: яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем. (Матф. 5, 21, 28). А подобно сему и прочее. Поэтому Пророк умоляет Его, чтобы законоположение даровано было язычникам, и чтобы они, оставив жизнь звероподобную, узнали, яко человецы суть. Ибо человек, как говорит Пророк, в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Псал. 48, 13). Почему и здесь сказано: да разумеют языцы, яко человецы суть.


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.