Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 30-го

1). В конец псалом Давиду, исступления. Сего не нашел я ни в еврейском подлиннике, ни у прочих толковников, но видел в некоторых списках. И кажется мне, что делается сим намек на поступок с Уриею. Ибо в самом псалме Пророк говорит: аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею (23), то есть, думал я, что, согрешив, лишился Твоего промышления. Изречен же псалом сей блаженным Давидом, по-видимому, в то время, когда преследуем был Авессаломом. Яснее покажет сие истолкование самых речений.

2). На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век. Грех, говорит Пророк, покрыл меня великим стыдом, но умоляю, чтобы не долго оставался на мне стыд, ради моего упования на Тебя.

Правдою Твоею избави мя и изми мя. Не на грех мой взирай, говорит Пророк, но на беззаконие пре-

140

 

 

следующих меня; потому что, произнеся о нем справедливое определение, избавишь меня от облежащих бедствий.

3). Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя. Услышав молитву мою, подай скорую помощь

Буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя. 4). Яко держава моя и прибежище мое еси Ты. Тоже сказал и в псалме семнадцатом, изображая всевозможную Божию попечительность. Слова: держава моя Акила и Симмах перевели: камень мой. Кажется же, что пророческое слово согласуется с евангельским, которое указует нам мудрого мужа, создавшего храмину свою на камени, так что она, по твердости основания, не потерпела вреда от приражения ветров, дождей и рек (Матф. 7, 29).

И имене Твоего ради наставиши мя и препитаеши мя. Вместо: препитаеши мя Симмах употребил: попечешься о мне. Говорит же Пророк: сподобишь меня всевозможного промышления ради имени Твоего, на которое уповал я. Из всех сих изъясненных нами речений дознаем скромность его мыслей о себе: ибо просил Божественной помощи не ради собственной своей добродетели, но ради имени Божия и правды Божией, и ради того, что на Бога надеялся.

5). Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми: яко Ты еси защититель мой, Господи. Пророк указывал сим на совет Ахитофела, какой подавал он против него, как говорили мы уже прежде.

6). В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи, Боже истины. Многократно впадая во многиt бедствия, избавлялся я от них Твоей помощью. Посему-то Твоему промышлению предоставляю душу мою. Ибо руками и здесь Пророк называет промысл.

7). Возненавидел еси хранящия суеты вотще. Они,

141

 

 

говорит Пророк, не на Тебя возложили упование, но водятся своими суетными помыслами; а Тебе обычно от таковых совершенно отвращаться.

Аз же на Господа уповах. 8) Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей; потому что и во время бедствий призываю Твою помощь, и пользуясь уже оною, причину благ приписываю Твоему человеколюбию.

Яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою. 9). И неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои. Водясь всегда сими рассуждениями, не обманывался я; потому что, неоднократно впадая в устроенные врагами засады, быв уже в самых распростертых для меня сетях, избегал я уловляющих. Сие выразил Пророк словами: неси мене затворил в руках вражиих. И история извещает, что, не один раз окруженный Саулом, даже запертый в пещере, избегал рук его; в другое же время спасся от Гефеев, притворившись безумным.

10). Помилуй мя, Господи, яко скорблю, смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя. Симмах выразил сие так: по причине прогневания омрачилось око мое: потому что, прогневав Тебя грехом, принужден я непрестанно плакать. Да и душа моя исполнена волнения и смятения. Утробою же Пророк назвал здесь таинницу помыслов; потому что в смятение приведены были помыслы, а не утроба.

11). Яко изчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих. Всю жизнь мою, говорит Пророк, расточил я в болезнях и слезах,

Изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. Скудость и недостаток необходимого истощили тело мое. О сей скудости упоминает история, и говорит: Уесвий сын Наасов, Аммонитянин, и Верзелий Галаадитин принесоша пшеницу и ячмень, и муку и боб, и сочевицу и иное нечто при-

142

 

несоша Давиду, и людем; ибо говорили, что люди голодны и изнемогли живя в пустыне (2 Цар. 17, 27—29).

12). От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим. Враги мои, говорит Пророк, благодушествуют, а я смешен, соседи надо мной издеваются, знакомые меня боятся. И яснее выражая сие, присовокупил:

Видящии мя вон бежаша от мене, потому что боятся быть вместе со мной, чтобы не впасть в руки врагов моих.

13). Забвен бых яко мертв от сердца, бых яко сосуд погублен. Все отреклись от меня, говорит Пророк, как от погибшего сосуда, как от мертвеца, вселившегося во гроб.

14). Яко слышах гаждение многих живущих окрест: Не по догадкам говорю сие, но своими ушами слышав укоризны. Разумеет же под сим и злословие Семея.

Внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. 15). Аз же на Тя, Господи, уповах, рех, Ты еси Бог мой. 16). В руку Твоею жребии мои. Они, собравшись вместе, замышляют мою смерть; а я знаю Тебя Бога и Правителя. Ибо сие выражает Пророк словами: в руку Твоею жребии мои; или, как переводят прочие, в руках Твоих времена мои; то есть, как угодно Тебе, уделяешь каждому и печаль и радость, и снова пременяешь сие по Твоему благоусмотрению. Ибо временами или жребиями называет Пророк перемену в обстоятельствах, богатство и нищету, рабство и господство, мир и войну, а также и иное сему подобное.

Избави мя из руки враг моих, и от гонящих мя. Потом Пророк показывает и способ избавления.

17). Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя

143

 

 

милостию Твоею. Как скоро приидешь Ты ко мне, немедленно прекратится все скорбное.

17). Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии, и снидут во ад. И из сего дознаем, что велико различие между грехом и нечестием. Почему и великий Давид умоляет избавить его от стыда, навлеченного грехом, а живущих злочестиво предать постыдной смерти.

19). Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением. Пророк предрекает здесь смерть Ахитофелу, который, будучи другом и советником Давида, обнаружил давнее притворство, подвиг язык на не сделавшего ему обиды. Совет же его справедливо назвал гордынею и уничижением; потому что сына возбуждал против отца, к совершению убийства.

20). Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе. И здесь Пророк опять речение: коль употребил не для сравнения, но для усиления речи. Почему Акила и Симмах перевели так: велико благо Твое, которое сокрыл Ты, уготовав боящимся Тебя. Изречение же сие имеет такой смысл: награды и воздаяния боящимся Тебя, хотя они и многочисленны, и велики и чудны, сокрываешь Ты, Владыка; а попускаешь, чтобы боролись они с трудами и бедствиями. Впрочем, иногда и явными делаешь воздаяния за победу, ободряя тем подвижников. Ибо сие присовокупил Пророк:

Соделал еси уповающим на Тя пред Сыны человеческими. Потом подробно описывает, какое о них бывает промышление.

21). Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык. Достаточно, говорит Пророк, пришествия Твоего (ибо сие называет лицем), чтобы избавить их от всякого смятения и волнения чело-

144

 

 

веческого, и когда окружены врагами, покрыть как бы некой стеной и сделать невидимыми. Сим промышлением пользовался и сам он, гонимый Саулом: ибо среди всех бед получил спасение. Так великий Елисей избежал окруживших его Сириян, мглою омрачив глаза их. И много других подобных примеров можно найти в божественном Писании.

22). Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения. Симмах перевел это так: благословен Господь, соделавший дивной милость Свою ко мне, как бы в укрепленном граде. Ибо человеколюбием Своим, говорит Пророк, так обложил и оградил меня, как жители ограждают город крепкой стеной.

23). Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе. Впав в грех, говорит Пророк, я думал, что далек уже стал от Твоей попечительности. Но, видя смиренные слова мои, не презрел Ты молящегося. Грех же справедливо назвал изступлением; потому что идя путем правды, отступил от него и совратился, преткнулся и впал в руки кровожадных разбойников. И это самое показывает добродетель Давидову; потому что не имел навыка ко греху, но, отступив несколько от собственного своего произволения, подвергся оному поползновению. После сего Пророк превращает речь свою в увещание, тем, что с ним совершилось, доказывая Божественное человеколюбие и промышление.

24). Возлюбите Господа, вси преподобнии Его; яко истины взыскает Господь и воздает излише творящим гордыню. Всем вам, вознамерившимся идти путем божественным, говорит Пророк, надлежит с горячностью возлюбить Правителя всяческих, Ко-

145

 

 

торый, как некое правило, употребляет истину, и наказывает безмерно кичливых. Ибо не просто сказал: творящим гордыню, но излише творящим. И сего достаточно к доказательству Божественной благости: Бог терпит и тех, которые водятся несколько и большим надлежащего о себе мнением; но кичливых и без меры надмевающихся предает соразмерным сему наказаниям.

25). Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа. Посему, зная это, вы, с божественной надеждой преплывающие настоящую жизнь, укрепляйте мужеством души ваши, покоритесь мановениям Кормчего, ведущим вас, куда Он направляет. Сие увещание полезно и нам, в надежде приобретшим для себя утешение.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.