Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 27-го

Псалом Давиду.

1). К Тебе Господи воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене: да не когда премолчиши от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Псалом сей изречен Давидом, когда был он гоним Саулом,

127

 

 

и злоумышляли против него мнимые друзья, доносили на него, и покушались открыть его Саулу. Таков был Доик, таковы были Зифеи и кроме них многие другие. Приличествуют же, как сей псалом, так и предшествующие ему псалмы, всякому впадшему в подобные бедствия. Ибо кто хочет, тому возможно, подобно блаженному Давиду, и быть терпеливым, и умолять Бога, и сподобиться Его промышления. Слово воззову Пророк употребил, разумея не голос, но усердие, усильную и ревностную молитву. Оборот же речи: не премолчиши от мене заимствован от тех, которых просят, но они не хотят ничего отвечать. Поэтому, если премолчиши от мене, и лишишь меня Своей помощи, говорит Пророк, то немедленно предан буду смерти. Ее назвал он рвом; потому что наподобие рва искапывается могила.

2). Услыши Господи глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему. Храм не был еще построен; храмом же именует Пророк скинию, в которой молился, будучи далек от нее телом, но устремляя туда ум. Так и блаженный Даниил, молясь в Вавилоне, открывал окна, обращенные к Иерусалиму, не в том предположении, что Божество описуется тем местом, но зная бывшее там Божественное явление.

3). Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих. Блаженный Давид молится, чтобы не иметь ему никакого общения с поступающими двоедушно; он говорит: гнусны для меня те, которые одно говорят, а другое думают. По сей-то причине желает, чтобы пожали они возмездия, соответственные их начинаниям. Ибо говорит:

128

 

 

4). Даждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинаний их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаяние их им. Никто да не подумает, что праведник желает зла врагам; потому что сказанное им есть не зложелание, но справедливый приговор. Ибо говорит: воздаждь воздаяние их им, то есть, пусть впадут в собственные козни, какие устрояют другим. Сие сказал он и в седьмом псалме: обратися болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет (17). Потом объясняет причину наказания.

5). Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его. Так поступали они, говорит Пророк, не пожелав изучить ни слова, ни дела Божия. Посему разориши я, и не созиждеши я: потому что для худых домостроителей полезно разорение лукавого домостроительства. Из сего также видно, что сказанное выше изрек пророчественно, не зложелательствуя им, но предрекая будущее. Ибо не сказал: разори, но: разориши и не созиждеши. Потом, научаемый божественным откровением, и издалека предусмотрев будущую помощь, подвигнул язык к песнопению.

6). Благословен Господь, яко услыша глас моления моего. 7). Господь помощник мой, и защититель мой. И показывая причину скорой помощи, присовокупил: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя. Надежда на Бога была причиной сего о мне промышления. Посему, избавившись от злостраданий в бегстве, ожил я, расцвел и возвратил себе прежнее здравие вследствие благодушия.

И волею моею исповемся Ему, то есть, не принужденное, но добровольное приношу Ему песнопение. Так и в другом месте говорит: волею пожру Тебе (Псал. 53, 8); и еще: вольная уст моих благоволи же, Господи (Пс. 118, 108).

129

 

 

8). Господь утверждение людей Своих и защититель спасений христа Своего есть. Песнословлю же Его, как благого Владыку, щедро подающего крепость, силу и спасение царю и народу. Ибо называет себя Христом, как царя; потому что имя сие было общее царям, Пророкам и священникам.

9). Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое, и упаси я, и возми я до века. Посему преподай, говорит, сие благословение и спасение народу Твоему, управляя им, пася и делая его победителем врагов. И молитва сия о народе прилична царю. Достойно же удивления в великом Давиде, что и гонимый народом, (потому что и народ вместе с Саулом вооружался на Давида), приносит за него молитву Богу. Ибо предвидел он будущую перемену в народе, и взирал не на обиду, а на будущую покорность.


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.