Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 23-го

Псалом Давиду. В некоторых списках нашел я: единыя от суббот; но в Ексаплах сего не прилагается. Впрочем, чтобы и сего не оставить неизъясненным, скажем: надобно знать, что сими словами означается Владычнее воскресение, после которого все, земля и море, прияло лучи Боговедения. А таким образом псалом предвозвещает воскресение, а сверх того и восшествие Владыки на небеса.

1). Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Поелику Иудеи предполагали, что Господь обладает одной Палестиной, и о них только одних промышляет, будучи их только Богом; то пророческое слово весьма кстати научает, что обладает Он целой вселенной. Обладает же ей, не восхитив Себе власть, и не другого кого лишив обладания, но Сам создав вселенную и приведя ее из небытия в бытие.

110

 

 

2). Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. А сим указует не на создание только, но и на Промысл. Ибо земле, которая по природе суха, даровал соразмерную влажность, вне и посреди ее поместив великие моря, и устроив, что посреди твердых земель или протекают весьма многочисленные и великие реки, или струятся источники. А таким образом, доказав владычество Божие и предвозвестив Богопознание язычников, Пророк предлагает советы о добродетели, ведя опять речь в виде вопросов и ответов. Ибо говорит:

3). Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его? Горой же называет здесь не земной, но небесный Сион, который указал нам блаженный Павел, говоря: приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12, 22). Поелику предварительно научил, что Бог всяческих есть Творец и Создатель, то весьма кстати указует ведущий к Нему путь, и на вопрос дает ответ.

4). Неповинен рукама. и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Кто желает взойти на оную гору, тому, говорит Пророк, надлежит очистить душу от неуместных помыслов и иметь руки свободными от подобных деяний. Ибо слово: руки употребил вместо слова: деяния; а под словом сердце разумел помышления; потому что в сердце слагаем намерения, а руками приводим в действие. Говорит же Пророк, что таковому надлежит не желать ничего преходящего и тленного. Ибо сие называет суетным. Так именует это и Екклесиаст, говоря: суета суетствий, всяческая суета (Еккл. 1, 2). И поелику с любостяжательностью бывают сопряжены лесть и нарушение клятв; то кстати вместе с

111

 

 

тем запрещает и это: и не клятся лестию искреннему своему. Потом показывает плод сих добрых дел.

5). Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего. Весьма же прилично с благословением совокупил и милостыню, потому что почитаемое нами воздаянием дается людям по единому Божию человеколюбию, и всякая человеческая правда ничего не значит в сравнении с дарами ниспосылаемыми от Бога, не говорю уже о дарах будущих, которые превышают и помышление человеческое.

6). Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Вознамерившиеся вести жизнь по сим правилам, говорит Пророк, действительно вожделевают узреть законоположника добродетели, Который древле сподобил некогда явления Своего и великого Иакова. Посему, как в одиннадцатом псалме, говоря об ином роде, живущем во всякой злобе и во всяком лукавстве, умолял Бога: Ты Господи сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век; так здесь возвещают противное: сей род ищущих Господа. Ибо, по воплощении Бога и Спасителя нашего, вся земля и море, уверовав божественной проповеди, оставили отеческих богов и взыскали Бога Иаковля. Так Пророк, предсказав спасение вселенной, научает приступивших к вере, что Владыка Христос не только воскрес, разрушив державу смерти, но и восшел на небеса. А поелику двадцать первый псалом заключал в себе предвещание о спасительных страданиях и пророчество о спасении язычников, то кстати и здесь, упомянув опять о язычниках и предрекши их Богопознание, предизображает Владычнее восшествие на небо, и показует нам лики Ангелов, из которых одни предшествуют Владыке Христу, а другие

112

 

 

свыше вопрошают, и желают познать, что значит чудное сие зрелище.

7). Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. 8). Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен во брани. 9). Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. 10). Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы. Никто да не подивится, слыша о незнании невидимых сил. Ибо не имеют предведения, и не все знают; ведение же сие имеет одно Божественное естество. Ангелы и Архангелы и другие лики невидимых Сил знают в той только мере, в какой научены. Почему и божественный Апостол, рассуждая о них, сказал: да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия (Ефес. 3, 10). Если же и из того, что совершается в Церкви, точнее узнают Божию премудрость; то нет ничего странного, что горние Силы не познали тайны вознесения Христова, увидев естество человеческое, но не усмотрев сокровенного в нем Божества. Но если кто не согласится допустить сию мысль, то пусть из объясненного в сем псалме, извлечет решение и для настоящего места. Выше Пророк наставление о нравственной добродетели представил в виде вопроса и ответа, сказав: кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его? и предложив сей вопрос, присовокупил ответ: неповинен рукама, и чист сердцем и т. д. Представь и здесь подобный образ речи, положи, что вопрошающие предлагают вопрос не по незнанию, но чтобы сим провозглашением научить всех человеков о владычестве Восходящего на небо. Посему ответствующие Силы говорят, что Он Царь славы, как от всех приемлющий славу и имеющий истинное и постоянное

113

 

 

царство. Называют же Его и Господом крепким и сильным в брани, потому что разрушил жестокое мучительство диавола, и рассеял обольщение покорных ему демонов. Дается же повеление вратам вечным, чтобы отверзлись, потому что не были еще отверсты для естества человеческого, и никто из человеков никогда не проходил оными. Но вочеловечившийся Бог-Слово, восприяв наш начаток, возвел оный на небеса, и седе одесную величествия на высоких (Евр. 1, 3), превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем (Ефес. 1, 21). Восхищен был и великий Илия, впрочем не на небо, но яко на небо (4 Цар. 2, 11). Так, после первого вопрошения и ответа, снова одни вопрошают, другие ответствуют, и дознают, что Господь Сил, той есть Царь Славы, то есть, Творец и Создатель Ангелов и Архангелов и всякого невидимого и сотворенного естества.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.