Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 15-го

Столпописание Давиду.

Пророк предвозвещает здесь страдание и воскресение Владыки и спасение уверовавших в Него. Надписание же кроме смерти показывает и победу; потому что не на гробах только ставится столп, но воздвигается и победителям, и приемлет на себя надписи, из которых незнающие узнают о победе. Сие означает и надписание псалма; столпописание.

1)    Сохрани мя Господи, яко на Тя уповах. 2) Рех

67

 

 

Господеви: Господь мой eси Ты. Псалом изрекается от лица Спасителя, и изрекается по человечеству, как и многое подобное сему находим в священном Евангелии; таковы например слова: Отче Мои, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Матѳ. 26. 39); и еще: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему (Иоан. 20, 17). Так находим, что часто Он молится и преклоняет колена. А что сие свойственно естеству человеческому, а не Божеству, ни в чем неимеющему нужды, ясно научает сему Апостол. Говорит же так в послании к Евреям: иже во днех плоти Своея моления и молитвы к могущему спасти Его от смерти, с воплем крепким и со слезами принес, и услышан быв от благоговеинства, аще и сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию, и совертився, бысть всем послушающим Его виновен спасения вечного (Евр. 5, 7—9). Совершився же не Бог—Слово, совершенный прежде веков, но зрак раба, соделавшийся бесстрастным, нетленным и бессмертным. Посему Апостол сказал, что Господь совершил сие во днех плоти, когда имел смертное тело. Все сие свойственно человечеству, а не Божеству. Так и в сем псалме просит сохранить Его, и сохраняет Сам Себя. Ибо просит, как человек, и дает просимое, как Бог, по благоволению и при содействии Своего Отца. Слова же: рех Господеви, Господь Мой eси Ты, подобны сказанному: восхожду к Богу Моему и Богу вашему.

Яко благих моих не требуеши; потому что ни в чем не имеешь нужды, не нуждаешься и в человеческой правде. Но если кто сделает доброе, сам получает от того пользу, Тебе же никакого нет приобретения. Симмах перевел сие иначе: доброе мое не без Тебя: то есть, обилие благ у меня по 

68

 

 

Твоей благодати. Но то и другое имеет благочестный смысл. Ибо и мы пользуемся благами от Бога, и Он не имеет нужды в наших праведных делах, предписывает же нам оныя законом для нашей пользы.

3) Святым иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Подразумевает здесь Апостолов и тех, которые чрез них уверовали, и говорит, что явным соделались чудеса Божии, потому что они исполнили все повеления Господни.

4) У множишься немощи их, по сих ускориша. Отовсюду, говорит, восстало много нападающих народов, народоправителей, царей и военачальников. Однако же с величайшею скоростью превозмогли всех, совершили течение и достигли конца поприща, И сие сходно с изречением апостольским: егда бо немощствую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10).

Не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама Моими. Но восстающих на них - предам, говорит, казням, и память их покрою забвением, так что и самые имена их будут совершенно неизвестны.

5) Господь часть достояния Моего и чаши Моея. Надлежит припомнить сказанное во втором псалме; ибо и там Отец изрек Ему также по Его человечеству: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Псал. 2, 8),. и в священном Евангелии о священных Апостолах сказал Он Отцу Своему: Отче, их же дал ecи Мне, Твои беша, и Мне их дал ecи: и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный (Иоан. 17, 6. 12). Но как здесь говорит по человечеству, умоляя даровать Ему; так в другом месте показывает, что Он Владыка всех. Ибо говорит: овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их: и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им

69

 

 

(Иоан. 10, 27. 28); и еще: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести и глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един Пастырь (16). И в настоящем псалме говорит также по человечеству: Господь часть достояния Моего и чаши Моея, называя достоянием воцарение над язычниками, а чашею—смерть, какую претерпел за нас. Ибо так сказал и в священном Евангелии: Опте, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Матѳ. 26, 39).

Ты ecи устрояии достояние Мое Мне. Не сказал: даяй, но: устрояяи достояние Мое. Поелику человек, едва только был создан, получил власть над всем, и имел жизнь бессмертную, но по преступлении лишился того и другого, и владычества и жизни; то Владыка по человечеству приносит прошение за род человеческий, умоляя возвратить ему прежнюю жизнь и прежнее владычество.

6) Уже нападоша Ми в державных Моих: ибо достояние Мое державно есть Мне. Ради достояния сего, говорит Спаситель, подверг Я Себя настоящим козням; потому что козни именует ужами. Так и в другом псалме говорит: уже грешник обязашася Мне, и закона Твоего не забых (Псал. 118, 61). Итак, говорит, ради державного достояния сего, ради спасения человеков терплю настоящие козни.

7) Благословлю Господа вразумившего Мя: еще же и до нощи наказаша Мя утробы Моя. Но впрочем, вразумляемый Господом и водясь совершеннейшими помыслами, преодолею ночь страданий: ибо ночью назвал примрачность искушений. И никто да не почтет неприличным, что Владыка Христос по человеческому естеству вразумляется, слыша, что говорит божественный Лука: Иисус же преспеваше премудростью и благодатью у Бога и человек (Лук. 2, 32). Да слышит, как еще говорит Евангелист,

70

 

 

что Иисуса, устрашившагося страданий и источавшего пот, подобный каплям крови, укреплял пришедший Ангел (Лук. 22, 43). Если же имел нужду в ангельской помощи, чтобы показать в Себе естество рабия зрака, то тем паче умудряем был живущим в Нем Божеством. Ибо Он вместе и Бог и человек; и умудряем был, как человек, и Сам был источником премудрости, как Бог.

8) Предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся. 9) Сего ради возвеселися сердце Мое, и возрадовася язык Мой: еще же и плоть Моя вселится на уповании. 10). Яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети нетления. 11)Сказал Ми eси пути - живота: исполниши Мя веселия с лицем Твоим: сладость в деснице Твоей в конец. Излишнее дело— изъяснять сие нам, когда божественный Петр, приявший откровение от Отца, и откровение от Сына, и откровение от Святого Духа, давно уже истолковал слова сии. Ибо он, проповедуя Иудеям и приводя свидетельство сие, сказал так; мужие братие, достоит реши с дерзновением к вам о патриарсе Давиде, яко и умре и погребен бысть, и гроб его есть в нас даже до дне сего. Пророк убо сыии и видети, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл его по плоти воздвигнути Христа, предвидев глагола о воскресении Его, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде нетления (Деян. 2, 29. 31). И в другом месте говорит; Давид бо своему роду послужив успе, и виде истление: а Его же Бог воздвиже, не виде нетления (Деян. 13, 36. 37). Сие необходимо представлять на вид осмеливающимся толковать ложно, а также и Иудеям, потому что заключается в этом явное обличение неразумия Иудеев. Посему и здесь Владыка Христос говорит по человечеству; укрепляемый непрестанно Божествен-

 71

 


ным естеством, приступаю к спасительному страданию, и увеселяюсь надеждою воскресения; потому что ни душа Моя не останется во аде, ни плоть Моя не потерпит естественного для нее нетления; скоро восприиму воскресение, и возвращусь в жизнь, указуя путь сей всем людям.

Исполниши Мя веселия с лицем Твоим, сладость в деснице Твоей в конец. Поелику, приступая к страданию, сказал: прискорбна есть душа Моя до смерти (Матѳ. 26, 38); то не без причины употребил слова сии, упомянув о воскресении, научая сим, что вместо скорби будет во всегдашнем веселии, и по человеческому естеству соделавшись бесстрастным, неизменяемым и бессмертным; потому что, как Бог всегда был таковым, да и человеческому естеству не трудно для Него было сообщить сие вскоре по образовании оного в утробе матерней; но попустил восприятому Им естеству пройти путем страданий, чтобы таким образом, сокрушив владычество греха, положить конец мучительству дьавола, разрушить державу смерти, и всем людям дать возможность оживотворения. Посему, как человек, приемлет и нетление и бессмертие. Псалом сей обличает и Ариево, и Евномиево, и Аполлинариево умоповреждение. Ибо одни говорили, что Бог—Слово восприял на Себя неодушевленное тело, Аполинарий же, хотя воспринятое тело называл одушевленным, но лишал оное разумной души, не знаю, откуда наведавшись о двух сих душах, потому что нигде не учит сему божественное Писание, а напротив того всесвятый Дух чрез блаженного Давида явственно упомянул о душе, представив ясное обличение каждой из сих ересей. 

72


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.