13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феодорит Кирский, блаженный
Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 10-го
ПСАЛОМ ДЕСЯТЫЙ У ЕВРЕЕВ.
22). Вскую Господи отстоя далече, презираеши во· благовремениих, в скорбех? 23). Внегда гордитися нечестивому, возгорается нищий: увязают в советех, яже помышляют. Поелику не защищаешь обидимых, то представляется, будто бы Ты, Владыка, далече отстоишь, и не взираешь на дела человеческие. Обидимые же, как бы от некоего огня, истаевают от малодушия, видя высокомерие делающих обиды. И весьма прилично о предающихся малодушию Пророк употребил слово: возгорается; потому что уподобляются они попаляемым огнем и как бы некий дым, из уст их исходят воздыхания. Пророк говорит, что от малодушия произойдет для них вред; потому что не помыслами благолепными водятся, но сомневаются в Твоем Промысле. Ибо сие означают слова: увязают в советех, яже помышляют. И показывая тому причину, Пророк присовокупил:
24). Яко хвалим есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословим есть. Производя тысячи зол, приобретают себе за это похвалы от льстецов.
52
25). Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего. Здесь должно поставить знак препинания, и потом присовокупить: не взыщет, в таком значении: раздражи Господа, говоря: не взыщет. Предавшись безумию и неистовству, как будто никто не надзирает над ним, устремляется на всякое беззаконие, и не помнит, что Судия взыщет за сделанное. Потом Пророк выражает сие яснее:
Несть Бога пред ним. Какая же сему причина?
26). Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судьбы Твоя от лица его. Совершенно пренебрегает законы Твои, все время проводит в беззаконии.
Всеми враги своими обладает. Однако же, и так поступая, благоуспевает. Потом Пророк изображает чрезмерность гордыни.
27). Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла. Яснее перевел это Симмах: не совращусь в род и род, не буду терпеть зла. Такой предается он дерзости, и думает, что не подвергнется ничему худому, утопая в пороках всякаго рода.
28). Егоже клятвы уста его полна суть, и горести, и льсти: под языком его труд и болезнь; потому что строит козни, ухищряется на зло, всю жизнь проводит в умыслах против убогих.
29). Приседит в ловительстве с богатыми, в тайных, еже убити неповиннаго. Заседая в собраниях и в сонмищах, уготовляет невинным какие-либо сети и уловления.
Очи его на нищаго презираете. 30). Ловит в тайне, яко лев во ограде своей: ловит, еже восхитити нищаго, внегда привлещи и. 31). В сети своей смирит его. Как лев озирается туда и сюда, ища себе добычи; так и он день и ночь придумывает средства к хищению и лихоимству. Однако же
53
преклонится и падет, внегда ему обладати убогими. Когда над всеми восторжествует; никак не избегнет челюстей смерти, но подобно другим сойдет в могилу.
32). Рече бo в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца. Нисколько не помогут ему злочестивые слова, безбожные помыслы; но на самом деле узнает, что Правитель всяческих назирает за делами человеческими. Злочестивыми словами сими крайне огорчившись, Пророк снова превращает речь свою в молитву, и говорит:
33). Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, незабуди убогих Твоих до конца. Поелику предающиеся злочестию и беззаконию самыми делами как бы говорят: Бог забыл; то научи их опытом, что не забываешь Ты, не отвращаешь лица Своего, но имеешь попечение об обидимых. И еще более оскорбившись хулами злочестивых, Пророк присовокупил:
34). Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет. Но хотя и тысячу раз помышляет об этом; Ты видишь.
35). Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце Твои. Так разделил слова сии и Симмах: видишь, потому что призираешь на труд и раздражение, и Акила: знаешь, потому что обращаешь взор на труд и раздражение. Хотя преданные злочестию, говорит Пророк, тысячу раз будут утверждать, что не взираешь Ты на дела человеческие, но мы знаем, что смотришь и призираешь на их беззакония, и подвергнешь их достойному наказанию. Ибо Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник. Посему умоляю Тебя:
36). Сокруши мышцу грешному и лукавому. А сие будет, если восхощешь только взыскать грех его. Если же будет сие сделано; то немедленно окажется
54
он бессильным, и предан будет конечной погибели. Ибо сие выразил Пророк, сказав: взыщется грех его, и не обрящется, по причине самого греха. Но яснее сказал это Симмах: взыщется нечестие его, чтобы не обрестись ему; потому что, как скоро будет разыскано и объявлено нечестие, нечестивый погибнет.
37). Господь царь во век и в век века. Поелику злочестивые говорили, что Бог не взыскивает, не смотрит; то пророческое слово кстати научает, что Бог будет царствовать, и не просто царствовать, но в век века. Царю же свойственно промышлять о подданных.
Погибнете языцы от земли Его. языцы, преданные беззаконию, неприявшие спасительной проповеди.
38). Желание убогих услышал ecu Господи, уготованию сердца их внять ухо Твое. Слово: уготование Симмах заменил словом: намерение. Ты в точности знаешь, говорит Пророк, чего вожделевают нищие, и какое имеют намерение. Потом означает сие яснее.
39). Суди сиру и смирену. Сего, говорит Пророк, желает каждый из обидимых.
Да не приложит ктому величатися человек на земли. Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно; будет от того великая польза для других людей, потому что, взирая на них, не осмелятся и сами поступать подобно им. Пророк же не просто присоединил сие к настоящему псалму, но во-первых с намерением показать, в каком состоянии был древле человеческий род, и как Единородное Божие Слово, вочеловечившись, благовременно приложило к язвам потребные врачевства; а сверх сего Пророк учит, что не восхотевших сколько либо воспользоваться сим благодеянием Бог всяческих предаст тягчайшим казням в день второго пришествия.
55
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.