Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 1-го

У Евреев не надписан.

 

1). Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе. Из сего не трудно усмотреть, что переводившие божественные Писания, какие в древности нашли у Евреев надписания, те и преложили на еллинский язык. Ибо сей и следующий за ним псалом, нашедши ненадписанным, оставили без надписания, не осмелившись к словам Духа приложить что-либо от себя. Некоторые из описывавших содержание псалмов утверждали, что сей псалом содержит в себе учение нравственное. А мне кажется он не менее догматическим, сколько и нравственным. Ибо содержит в себе обвинение не только грешных, но и нечестивых, и советует непрестанно внимать Божественным словесам, из которых извлекаем не нравственную только, но и догматическую, пользу. Весьма прилично великий Да-

10

 

 

вид собственному своему писанию предпоставил ублажение, подражая в том Сыну своему и вместе Владыке, разумею Спасителя Христа, Который учение, преподанное священным ученикам, начал ублажениями, сказав: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное (Матф. 5, 3). Владыка же Христос, как человек, есть сын Давидов, по изречению священного Евангелия: книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля (Матф. 1, 1): а как Бог, есть Господь и Творец его; вот о сем изречение самого Давида: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене (Пс. 109, 1). Посему Давид ублажает того, кто не пошел общим путем с нечестивыми, не принял непременного совета грешных (ибо сие назвал он стоянием), и избегает постоянного развращения губителей. Хотя название блаженным есть наименование божественное (свидетель сему божественный Апостол, когда взывает: блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих, 1 Тим. 6, 15), однако же Владыка Бог имя сие, как и другие имена, сообщил и людям. Ибо, именуясь верным (сказано: верен Бог, имже звани бысте во общение Сына Его (1 Кор. 1, 9); и блаженный Моисей говорит: Бог верен, и несть неправды в Нем, Второз. 32, 4), и людей, приемлющих несомненно словеса Его, наименовал верными. Подобно сему, будучи и именуясь Богом, сие название сообщи Великодаровитый и людям, и говорит: Аз рех: бози есте и сынове Вышняго ecu: вы же яко человецы умираете (Пс. 81, 6, 7). И так имя: блаженный, есть плод усовершения в добродетели. Ибо, как и каждое занятие в жизни имеет свою цель, и упражнение в борьбе—оливковые венцы, военное дело—победы и победные памятники, врачевство—здравие и избавление от болезней, купечество— собрание денег и приумножение богатства;

11

 

 

так и наука добродетели имеет плодом и целию Божественное ублажение. Но усматривая, что ублажается здесь только муж, никто да не подумает, будто бы женский пол лишен ублажения; потому что Владыка Христос, представив ублажения мужей, не воспретил и женам приобретение добродетели. Слово Божие вместе с мужами разумеет и жен; потому что глава жены муж, как говорит божественный Апостол (1 Кор. 11, 3). С главою же сочетаваются члены тела и радуются, когда увенчавается глава. Так и мы, обращая к кому-либо речь и именуя его любезною главою, не разделяем телесных членов, но под именем части приветствуем целое. Не просто же Давид упомянул сперва о пути, потом о стоянии, и наконец о седении, а напротив того в точности зная, что помысл, будет ли он худой или добрый, сперва приходит в движение, а потом установляется, и после сего принимает некое не поколебимое постоянство. Посему Пророк советует не допускать в ум какой-либо злочестивой мысли и не приступать к делу беззаконному. Нечестивыми же божественному Писанию обычно называть преданных безбожию или многобожию, и грешными—вознамерившихся жить в беззаконии и возлюбивших жизнь развратную, а губителями—не себя только доводящих до погибели, но сообщающих пагубу и другим, подобно болезни, поражающей людей и скотов, которою заражаются приближающиеся к ним. Посему слово повелевает бегать их сонмищ. Но для усовершения в добродетели недостаточно избегнуть только порока; сказано: уклонися от зла, и сотвори благо (Пс. 33, 15); и блаженный Исаия говорит: престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (Иса. 1, 16. 17). Посему блаженный Давид весьма справедливо присовокупил:

12

 

 

2). Но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь. Надобно не только гнушаться сказанным выше, но день и ночь внимать Божию закону, того желать, что внушает божественный закон, и согласно с ним располагать собственную свою жизнь. Ибо так законоположил и Бог всяческих, чрез Моисея говоря: слова закона сего да будут всегда в устах твоих, в них поучайся, седяий и востая, и лежа, и идый путем. И навяжеши я на руку твою, и да будут непоколеблема пред очима твоима (Втор. 6, 7. 8;. Потом Пророк показывает произрастающий из сего плод. Ибо говорит:

3). И будет, яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой дает во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет: потому что потоки Божественного Духа действуют подобно водному орошению. Как воды цветущими делают насажденные при них дерева: так Дух сообщает силу приносить божественные плоды. Посему-тο Владыка Христос учение Свое наименовал водою. Ибо говорит: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет (Иоан. 7, 37); вода, юже Аз дам ему, будет источник воды живой текущия в живот вечный (Иоан. 4, 14); и еще: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Иоан. 7, 38). А также говорит и жене самарянской: пияй от воды сея вжаждется паки, а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки (Иоан. 4, 13. 14). Так и чрез Пророка Исаию говорит: Я дам в жажде ходящим в безводней: отверзу на горах источники, и на холмах реки напоити род Мой избранный, люди Моя, яже снабдех (Иса. 41, 18. 43, 20. 21). Поэтому и блаженный Давид обучающегося Божественным словесам справедливо уподобил деревам, насажден-

13

 

 

ным на берегах при воде, у которых всегда зелены листья, и которые благовременно приносят плоды, потому что подвижники добродетели, хотя плоды трудов собирают в будущей жизни, однако же и здесь, как бы некие листья, постоянно нося в себе благую надежду, зеленеют и радуются, и в услаждении духа переносят тяжесть трудов. И великодаровитый Владыка всегда содействует усердию их, потому что любящим Бога, как говорит божественный Апостол, вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 28). Посему-то и блаженный Давид сказал: и вся, елика аще творит, успеет. Ибо от Господа, говорит он, стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело (Пс. 36, 23). Но не просто, а с великою точностию, сказано у него: вся. Ибо, запретив сперва все виды порока, и показав совершенство Божественных законов, потом уже присовокупил: вся, елика аще творит, успеет, зная, что таковый, соглашая волю свою с Божественным законом, не захочет сделать что либо вопреки закону, так как сказано: в законе Господни воля его. Таким образом, возбудив чрез сие к добродетели и обучив совершенному любомудрию. Пророк подкрепляет подвижников и представлением противного, и говорит:

4). Не тако нечестивии, не тако. Усугублением отрицания яснее показывает противоположность. Но яко прах, его же возметает ветр от лица земли. Подвижники добродетели, орошаемые Божественными словесами, вечно зеленеют и приносят благовременный плод, а нечестивые, попираемые неприязненными духами, уподобляются праху, который удобна туда и сюда носится противными ветрами.

5). Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы на совет праведных. С великою точностию все изложил Всесвятый Дух. Не сказал:

14

 

 

не воскреснут нечестивии, но на суд не воскреснут, то-есть, воскреснут, но не на суд, а на осуждение; потому что не имеют нужды в обличении, и нечестие их явно, ожидают же одного наказания. Как убийц, взятых на самом месте преступления, судии приводят в судилище не для того, чтобы обличить, но чтобы произнести над ними согласный с законами приговор: так проведшие жизнь в нечестии немедленно по воскресении понесут наказание, и не на суд будут приведены, но услышат приговор к казни. И те, которые отступили от злочестивых учений, но вели беззаконную жизнь, поставлены будут вдали от сонма праведных. Ибо слово: совет Акила и Феодотион перевели: собрание, а Симмах: стечение.

6). Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет, то есть праведный судия и до суда все знает, и не имеет нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. А потому, воздавая каждому по достоинству, одних удостоит прославления и венцев, а других пошлет на вечное мучение.

______________

 


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.