Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Есфирь. Перевод рукописи 1021 года, хранящейся в библиотеке Афонского Ватопедского монастыря

Электронная версия книги любезно предоставлена протоиереем Николаем Диваковым.


Труды Кіевской духовной академіи, 1874, № 5, стр. 144—161.

Книга Есѳири.

Переведена съ греческой рукописи 6529—1021 года, хранящейся въ библіотекѣ Аѳоноватопедскаго монастыря.

Глава I.

Во вторый годъ царствованія Ассуира великаго въ одинъ изъ дней мѣсяца Адара Нисана, который есть Дистросъ, Ксáнтикосъ [[Адаръ по Персидски, Нисанъ по Еврейски, Дистросъ, Ксантиносъ, по Греко-Македонски, есть одинъ и тотъ же мѣсяцъ, движущійся между 22 днемъ февраля и 25 марта.]] сонъ видѣлъ Мардохей сынъ Іаира, сына Семея, сына Киссея, изъ племени Веніамина, человѣкъ великій въ томъ плѣну, который плѣнилъ Навуходоносоръ, царь Вавилонскій съ Іехоніею царемъ Іудейскимъ.

И таковъ его сонъ.—«И вотъ голосъ и гулъ шумный, громы и землетрясеніе и смятеніе на землѣ. И вотъ два змія, и оба сошлись биться, и былъ ихъ свистъ такой, что все переполошилось отъ гула свиста сего: (свистъ) слышный всѣмъ людямъ. День былъ темный и мрачный, и шумъ бранный, и готовился весь народъ воевать. И воззопили мы ко Господу по причинѣ голоснаго гула его. И появилась изъ источника малаго вода большая, потокъ великій.—Свѣтъ. Солнце возсіяло. И потоки вывершились и потопили славныхъ».


145

И вставъ Мардохей отъ сновидѣнія своего, разсуждалъ: что значитъ сонъ его, и что Сильный готовится совершить. И этотъ сонъ его затаенъ былъ въ сердцѣ его. И во всякое время онъ поджидалъ: смыслъ его не объяснится ли ему: (поджидалъ) даже до того дня, въ который спалъ Мардохей во дворцѣ царя съ Астаемъ и ѳелевтомъ, съ этими двумя евнухами царя—И слышалъ онъ разглагольствія ихъ и заговоры ихъ: какъ замышляли они напасть на Ассуира царя съ тѣмъ, чтобы убить его. Заблагоразсудивъ Мардохей, донесъ на нихъ. И пыталъ царь этихъ двухъ евнуховъ и повѣрялъ слова Мардохея. И сознались евнухи, и были они казнены.

И записалъ Ассуиръ царь происшествія эти. И записанъ былъ Мардохей въ книгѣ царя, напоминающей о событіяхъ сихъ. И приказалъ царь касательно Мардохея, чтобы онъ служилъ во дворцѣ царя, и всякую дверь явно стерегъ. И придалъ ему для сего же дѣла Амана Амадаѳу Македонца, служившаго предъ лицемъ царя.

И искалъ Аманъ, какъ бы погубить Мардохея и весь народъ его за то, что онъ наговорилъ царю о евнухахъ такъ, что они были умерщвлены.

***

И было послѣ этихъ произшествій. Во дни Ассуира царя великаго подчинялись ему отъ Индіи до Эѳіопіи сто двадцать седмь областей съ той поры, когда Ассуиръ сѣлъ на престолѣ царства своего. И сдѣлалъ царь пиръ для Персовъ и Мидянъ: съ ними и князи областей предъ лицемъ его: дабы выказались богатство славы царя и честь его, въ теченіи ста осьмидесяти дней. По окончаніи же сихъ дней сдѣлалъ царь всѣмъ, находившимся въ городѣ Сусахъ, отъ великаго до малаго, пиръ въ теченіи седми дней внутри царскаго дворца, совершая жертвы о спасеніи своемъ


146

ἀγὼν τὰ σωτήρια αὐτοῦ. Были же завѣсы виссонныя и тонкополотняныя [[Καρπάσινα, тканныя, по всей вѣроятности, на архипелажскомъ островѣ Кáрпаѳѣ, изъ тонкихъ витокъ льняныхъ.—Λεξικόν τῆς Ἑλληνικῆς γλώσσης ὐπὸ Σκαρλάτου τοῦ Βυζαντίου. Ἀθήνησιν. 1839.]], и яхонтоваго и краснаго цвѣта съ протканными цвѣтами, и шатеръ укрѣпленный вервіями виссонными и пурпуровыми на петляхъ серебреныхъ и на столпахъ изъ Паросскаго мрамора съ позолотою, и ложи золотыя на лиѳостротонѣ изъ смарагдовъ, и чаши золотыя иностранныя, и вино царское, которое царь пьетъ. А пиршество было по установленію [[Народное, вольное, безъ принужденія и стѣсненія.]]. Ибо такъ приказалъ царь удовлетворить волю людей.

И Уáстинь царица сдѣлала угощеніе веліе всѣмъ женамъ во дворцѣ царя.

Было же въ день седьмый: когда развеселился царь отъ вина, сказалъ царь чадцамъ своимъ [[Разумѣй дворцовыхъ чиновниковъ.]], чтобы они привели Уáстинь царицу на настоящій пиръ въ вѣнцѣ царственности ея предъ лице воинства его. И не захотѣла Уáстинь исполнить волю царя, по манію евнуховъ. Но какъ только услышалъ царь, что отринула Уáстинь волю его, опечалился весьма, и гнѣвъ воспламенился въ немъ. И сказалъ царь всѣмъ мудрецамъ, вѣдущимъ законъ и судъ: что сдѣлать царицѣ за то, что она не захотѣла исполнить волю царя. И подошли къ нему князи Персовъ и Мидянъ, и видящіе лице царя, и живущіе въ царскихъ палатахъ. И увлекъ его Вугеецъ, говоря: не царя одного обидѣла Уáстинь царица, но и князей Персовъ и Мидянъ; и всѣхъ народовъ обида ея коснулась, такъ какъ она отринула приказаніе царя. Посему, ежели угодно государю нашему и согласно съ умомъ его, пусть будетъ отписано во всѣ области и всѣмъ народамъ, и да будетъ опо-


147

вѣщена нарушительница слова царя Уáстинь: царственности же твоей да дастся другая, лучше ея, и да явится послушна голосу царя, и да творитъ благое всѣмъ царствамъ. Тогда всѣ жены воздадутъ почтеніе и славу мужьямъ своимъ, какъ бѣдныя, такъ и богатыя. И понравилось это слово сердцу царя; и поступилъ онъ немедленно по слову сему. И такова памятная запись объ Уáстинѣ и о томъ, что она сдѣлала Ассуиру царю.

Глава II.

И сказали служившіе у царя: поищемъ дѣвицъ красивыхъ видомъ; и пусть отдадутся онѣ подъ присмотръ Гогэя евнуха, женскаго стража; и та дѣвица, которая понравится царю, будетъ поставлена вмѣсто Уáстини. И сдѣлали это немедленно.

И былъ мужъ Іудейскій въ городѣ Сусахъ. Имя ему Мардохей сынъ Іаира, сына Семея, сына Киссея из племени Веніамина. И былъ онъ добрый воспитатель Есѳири, дочери брата отца своего. А чадица эта была хороша по виду и красива лицемъ. И взята была дѣвица сія въ домъ царя. И увидѣлъ Гогэй евнухъ стражъ женъ и понравилась ему болѣе всѣхъ женщинъ. И обрѣла Есѳирь благоволеніе и милость предъ лицемъ его; и онъ поусердствовалъ покровительствовать ей, и приставилъ къ ней служанокъ болѣе седми дѣвицъ. А когда введена была Есѳирь къ царю, то полюбилась ему вельми, и, когда наступалъ вѣчеръ, приводилась, а утромъ отпускалась. Когда же позналъ царь всѣхъ дѣвицъ, тогда оказалась наилучшею Есѳирь; и она обрѣла благоволеніе и милость предъ лицемъ его. И возло-


148

жилъ онъ вѣнецъ царицынъ на голову ея. И совершилъ царь бракосочетаніе знатное. И далъ льготы всѣмъ областямъ.

Глава III.

И было послѣ произшествій сихъ: возвеличилъ царь Ассуиръ Амана Амадаѳу Вугэйца, и превознесъ его и поставилъ сѣдалище его выше друзей своихъ, такъ что сгибались и кланялись ему до земли всѣ. Но когда всѣ кланялись ему по приказанію царя, Мардохей не кланялся ему. И видѣли чадцы царя, что Мардохей не кланяется Аману, и говорили Мардохею: почему ты не слушаешь царя и не кланяешься Аману. А какъ услышалъ Аманъ, разсердился на Мардохея, и гнѣвъ воспылалъ въ немъ. И искалъ онъ погубить Мардохея и весь народъ его въ одинъ день. И возревновавъ Аманъ и будучи движимъ полнымъ гнѣвомъ своимъ, багровымъ сдѣлался, гоня его съ глазъ своихъ. И отъ сердца развращеннаго насказалъ царю худое объ Израилѣ, говоря: есть народъ разсѣянный во всѣхъ царствахъ, народъ сварливый и упрямый, странные законы имѣющій, законамъ же твоимъ, государь, не повинующійся, извѣстный всѣмъ народамъ, какъ сущій лукавый, и повелѣнія твои отвергающій къ униженію славы твоей. И такъ, если угодно царю и благъ судъ въ сердцѣ его, да будетъ отданъ мнѣ этотъ народъ на погубленіе; и я впишу въ казну тму талантовъ (10,000) серебра. И сказалъ ему царь: серебро имѣй ты; съ народомъ же симъ поступи, какъ тебѣ угодно. И снялъ царь перстень съ руки своей и подалъ Аману, говоря: пиши во всѣ города и области, и печатай этимъ перстнемъ царскимъ; ибо нѣтъ такого человѣка, который не признаетъ печати. И пошелъ Аманъ къ богамъ сво-


149

имъ, дабы узнать день смерти ихъ (Іудеевъ). И бросаетъ жребій на тринадцатый день мѣсяца Адара=Нисана для избіенія всѣхъ Іудеевъ мужескаго и женскаго пола и для разхищенія дѣтей ихъ. И поспѣшилъ—подписалъ повелѣнное письмо, и отдалъ въ руки конниковъ. А содержаніе его было таково:

«Царь великій Ассуиръ князьямъ и сатрапамъ ста двадцати седьми областей отъ Индіи до Эѳіопіи пишетъ такъ: надъ многими владычествуя народами, и всю обдержа вселенную, я восхотѣлъ, не смѣлостію власти превозносясь, а милостиво и кротко управляя подданными, навсегда сдѣлать жительство ихъ безмятежнымъ, царство же свое соблюдая тихимъ и проходимымъ даже до предѣловъ его, возобновить всѣмъ людямъ вожделѣнный миръ. Когда же я спросилъ моихъ совѣтниковъ, какъ привесть это въ исполненіе; тогда отличающійся у насъ мудростію, благоволеніемъ моимъ неизмѣннымъ, и непоколебимою вѣрностію, и вторую царственную честь получившій Аманъ объяснилъ намъ, что между всѣми племенами во вселенной замѣшался одинъ переселенный народъ, по законамъ своимъ противоположный всякому народу, царскія же повелѣнія обходящій постоянно, дабы царство никогда не достигло благосостоянія. И такъ узнавъ, что только одинъ этотъ родъ, всегда враждебно относящійся ко всякому человѣку по причинѣ соблюденія странныхъ законовъ и думнаго противленія нашимъ повелѣніямъ постоянно причиняетъ наивреднѣйшее зло, такъ что никогда не помогаетъ управляемой монархіи, мы повелѣли вамъ указанныхъ вамъ въ грамотѣ Амана, завѣдывающаго грамотами и втораго отца нашего, до корня истребить съ женами и дѣтьми, вражескими мечами безъ всякой жалости и пощады, въ четырнадцатый день мѣсяца двѣнадцатаго, (это мѣсяцъ Адàръ, онъ же и Дистросъ, убить всѣхъ Іудеевъ, а дѣтей отторгнуть. Эти люди, прежде и нынѣ враждебные, въ одинъ день отправившись въ адъ


150

въ послѣдующее время будутъ смирны, и окончательно не станутъ докучать намъ дѣлопроизводствами.—Въ Сусахъ состоялось дѣло сіе.

Глава IV.

Мардохей же узналъ все это бывшее. И городъ Сусы былъ въ смятеніи отъ бывшаго. И у всѣхъ Іудеевъ была печаль великая и горькая во всякомъ городѣ. Мардохей же, пришедши въ домъ свой, одѣлся во вретище, и посыпавъ себя пепломъ, вошелъ во внѣшній дворъ (царскій) и сталъ тутъ, потому что не могъ взойти въ царскіе ворота во вретищѣ, и позвалъ одного евнуха и послалъ его къ Есѳири, и сказалъ: царица пусть одѣнется во вретище и введетъ его. Когда же она не пожелала; онъ сказалъ: такъ скажите ей: не откажись войти къ царю и поласкать лице его за меня и за народъ, вспомнивъ дни смиренія своего, въ кои воспитывалась рукою моею. Ибо Аманъ, вторствующій, наговорилъ царю на насъ смертельное. Посему, призвавъ Бога, поговори о насъ царю, и избавь насъ отъ смерти. И повѣдалъ ей скорбь Израиля. И послала сказать ему на это: ты знаешь лучше всѣхъ, что если кто войдетъ къ царю незванный, и къ кому не склоняетъ онъ жезла своего золотаго, тотъ повиненъ бываетъ смерти. А я не звана къ нему уже тридцать дней: какъ же войду теперь незванная.—И послалъ къ ней Мардохей сказать ей: если же презрѣніемъ презришь народъ твой, чтобы не помочь ему, то Богъ будетъ ему помощь и спасеніе: ты же и домъ отца твоего погибнете. И кто знаетъ,—не для настоящаго ли времени ты воцарилась? И послала царица сказать: заповѣдуйте Службу (молитвенную), и молитесь Господу долго; и я и дѣвицы мои, мы сдѣлаемъ тоже; и я войду къ царю


151

незванная, хотя бы надлежало мнѣ и умереть.—И сдѣлалъ такъ Мардохей, и молился Господу, воспоминая дѣла его и глаголалъ: Владыко вседержителю, у него же во власти и нѣтъ того, кто воспротивится тебѣ, когда ты восхощешь спасти домъ Израиля. Ибо ты сотворилъ небо и землю и все дивно въ поднебесной. И ты обладаешь всѣмъ. Ты все вѣдаешь, и родъ Израильскій ты знаешь, и то, что я не для обиды а по славолюбію дѣлалъ, что не покланялся необрѣзанному Аману, когда согласился бы цѣловать слѣды ногъ его ради Израиля: но дѣлалъ это, дабы никого не предпочесть славѣ твоей, Владыко, и никому не покланяться, кромѣ тебя, Истиннаго, и не ввесть его (Амана) въ искушеніе. И нынѣ Господи, содержай завѣтъ съ Авраамомъ, пощади народъ твой; ибо обрекли насъ на погибель, и хотятъ стереть и истребить исконное наслѣдіе твое. Не презри достоянія твоего, которое освободилъ ты изъ Египта. Услышь моленіе наше, и умилосердись надъ наслѣдіемъ твоимъ, и обрати сѣтованіе наше въ веселіе, да живые воспоемъ тебя. И не погуби уста воспѣвающіе тебя.—И Есѳирь царица прибѣгла къ Господу, тугою смерти объятая. И сняла съ себя одежды славы и всякій знакъ величества своего, и облеклась въ скорбь и сѣтованіе, и вмѣсто лоснящихся благовоній пепломъ и мотыломъ покрыла голову свою, а тѣло свое изнуряла вельми, и всякое украшеніе и торжественное отличіе замѣнила распущенными волосами въ знакъ уничиженія. И помолилась Господу и глаголала: Господи царю! Ты еси единый помощникъ. Помоги мнѣ смиренной и не имѣющей помощника, кромѣ тебя. Ибо бѣда моя уже въ рукѣ моей. Я слышала изъ отеческой книги моей, что ты избралъ Израильтянъ изъ всѣхъ народовъ, и отцевъ нашихъ—изъ предковъ ихъ, взявъ себѣ Израильтянъ въ наслѣдіе вѣчное, и сдѣлалъ для нихъ то, о чемъ глаголалъ имъ, и даровалъ все, чего они просили.


152

Согрѣшили мы предъ тобою; и ты предалъ насъ въ руки враговъ нашихъ за то, что мы чтили боговъ ихъ. Праведенъ ты Господи. А нынѣ они не удовольствовались горечью рабства нашего, но положили руки свои на руки идоловъ своихъ, чтобы уничтожитъ законъ устъ твоихъ, истребить наслѣдіе твое и заградить уста хвалящихъ тебя, и угасить славу храма твоего и жертвенника твоего, и открыть уста враговъ на похвалу суетныхъ боговъ, и чтобы дивенъ былъ только плотскій царь во вѣкъ. Не предай Господи скипетра твоего ненавидящимъ тебя врагамъ, и пусть они не радуются паденію нашему. Обрати замыслы ихъ на нихъ самихъ: начавшаго же злое противъ насъ предай позору. Явись намъ Господи, и дай себя знать намъ во время скорьби нашей, и не порази насъ. Даруй слово благомѣрное устамъ моимъ, и облагодатствуй рѣчи мои предъ львомъ симъ, и измѣни сердце его такъ, чтобы онъ возненавидѣлъ поборающаго насъ на погибель ему и единомышленникамъ его. Насъ же избавь рукою твоею державною, и помоги мнѣ. Ибо ты всевѣдѣніе имѣешь и знаешь, что я гнушаюсь ложемъ необрѣзаннаго, и возненавидѣла славу беззаконнаго [[То естъ, не имѣющаго закона Моисеева.]], и всякаго инороднаго. Ты, Господи, знаешь стѣсненіе мое, что мнѣ противенъ знакъ превозношенія, который на головѣ моей; и я ношу его только во дни появленія моего, и гнушаюсь имъ, какъ исподницею очищающейся жены. И не вкушала раба твоя отъ трапезы ихъ вмѣстѣ съ ними, и не дорожила пиршествами царя, и не пила вина возліянія. И не веселилась раба твоя во дни перемѣны моей, развѣ только о тебѣ, Владыко. И нынѣ, Сильный надъ всѣми, услышь вопль отчаянныхъ, и избавь насъ отъ руки злоумышляющихъ на насъ и изми изъ руки того, кого я страшусь.


153

Глава V.

И было въ день третій: какъ перестала Есѳирь молиться, сняла одежды молитвенныя, и одѣлась въ одежды славы и сдѣлавшись блестящею, и призвавъ Всевѣдца и Спасителя Бога, взяла съ собою двухъ служанокъ, и на одну опиралась, какъ разнѣженная: а другая слѣдовала за нею, поддерживая одежду ея. Она румяна была въ цвѣтѣ красоты своей, и лице, ея было любезное, но сердце стѣсненное. И прошедши всѣ двери, она стала предъ царемъ. А царь сидѣлъ на престолѣ царства своего, во все убранство величія облеченный, весь въ золотѣ и въ многоцѣнныхъ камняхъ, и грозенъ вельми. И возвысивъ лице свое, пламенѣвшее отъ славы, онъ взглянулъ на нее, какъ волъ въ пылу ярости его. И устрашилась царица и измѣнилась въ лицѣ своемъ отъ ослабленія, и склонилась на голову служанки предшествовавшей. И перемѣнилъ Богъ духъ царя, и превратилъ гнѣвъ его въ кротость. И понудилъ себя царь, быстро сошелъ съ престола своего, и принялъ ее въ объятія свои, и приласкалъ ее и сказалъ: что Есѳирь? Я есмь братъ твой. Дерзай. Не умрешь. Ибо обще дѣло наше и не для тебя гроза. Вотъ скипетръ въ рукѣ моей. И поднявъ скипетръ, склонилъ его на шею ея, и поцѣловалъ ее и сказалъ: говори мнѣ. И сказала она: я увидѣла тебя, какъ ангела Божія, и истаяло сердце мое отъ грознаго гнѣва твоего, государь. А на лицѣ ея—часть пота. И смутился царь, и—всѣ слуги его, и утѣшали ее. И сказалъ царь: что Есѳирь? повѣдай мнѣ, и я сдѣлаю тебѣ: даже половину царства: моего дамъ. И сказала Есѳирь: завтра у меня день нарочитый; итакъ, если угодно царю, приди ты съ Аманомъ другомъ твоимъ на пиръ, который сдѣлаю завтра. И сказалъ царь: поторопите Амана, да исполнимъ слово Есѳири. И приходятъ оба на пиръ, который сдѣлала Есѳирь, пиръ роскошный. И сказалъ царь


154

Есѳири при питьѣ вина: что Есѳирь царица? какая просьба твоя? и какое предложеніе твое, хоть бы до половины царства? и будетъ тебѣ, какъ предложишь. И сказала Есѳирь: вотъ просьба моя и предложеніе мое: ежели я обрѣла смѣлость у тебя, царь, и ежели отъ царя зависитъ воздать благо ради просьбы моей и исполнить предложеніе мое, то пусть придетъ царь съ Аманомъ на пиръ, который я сдѣлаю завтра. Ибо и завтра сдѣлаю то же самое. И сказалъ царь: исполню желаніе твое. И оповѣстилъ о семъ Амана, а этотъ удивился. Царь же, ушедши, почилъ.

Аманъ же возвратился въ домъ свой, и созвалъ друзей своихъ и сыновъ своихъ и Зосару жену свою, и хвалился говоря, что никого не позвала царица въ нарочитый день ея, а только царя и меня одного; и назавтра приглашенъ я. Одно только огорчаетъ меня: когда я увижу Мордохея Іудеянина во дворѣ царя, онъ не кланяется мнѣ. И сказала ему Зосара жена его: отродье онъ Іудейское; а такъ какъ дозволилъ тебѣ царь истребить Іудеевъ, и дали тебѣ боги день погубленія на отмщеніе имъ, то пусть вырубятъ дерево въ пятьдесятъ локтей и поставятъ: а ты повѣсь его на этомъ деревѣ; утреннюя же у царя поговоришь ему о семъ; теперь же иди и веселись у царя. И понравилось это Аману, и онъ поступилъ такъ.

Глава VI.

Но Сильный отнялъ сонъ у царя въ ночь сію; и онъ бодрствовалъ. И позваны были чтецы, и памятная книга была читаема ему. И представилось дѣло евнуховъ и то благодѣяніе, которое сдѣлалъ Мардохей царю. И внялъ царь умомъ своимъ вельми, говоря: вѣренъ мужъ Мардохей въ охраненіи души моей; ибо онъ сдѣлалъ то, что я живъ донынѣ и сижу


155

теперь на престолѣ моемъ, а не наградилъ его ничѣмъ. Неправо поступилъ я. И сказалъ царь чадцамъ своимъ: что сдѣлаемъ Мордохею охранителю за все это? И въ раздумьи юноши завидовали ему: да и страхъ отъ Амана гнѣздился въ утробахъ ихъ. И думалъ царь. И настало утро. И спросилъ царь: кто находится внѣ? А былъ тамъ Аманъ. Онъ утренневалъ, чтобы доложить царю о повѣшеніи Мардохея. И сказалъ царь: что сдѣлаемъ мужу, царя почитающему, котораго царь хочетъ прославить? И подумалъ Аманъ, говоря въ себѣ: кого хочетъ царь прославить, если не меня. И сказалъ Аманъ: человѣку, котораго царь хочетъ прославить, пусть дается одежда царская и конь царскій, на которомъ царь ѣздитъ; и одинъ изъ знатныхъ друзей царя пусть возметъ это, и одѣнетъ и посадитъ на сего коня, и обойдетъ городъ впереди его, возглашая: такъ будетъ тому, кто почитаетъ царя, и кого царь хочетъ прославить. И сказалъ царь Аману: скоро бѣги и возми коня и одежду, какъ ты сказалъ, и сдѣлай это Мардохею Іудеянину, сидящему у воротъ; и да не убавится слово твое. А какъ узналъ Аманъ, что не онъ—этотъ прославляемый, а Мардохей; то сокрушилось сердце его вельми, и измѣнился духъ его отъ ослабленія. И взялъ Аманъ одежду и коня, стыдясь Мордохея, потому, что въ этотъ день присудилъ повѣсить его. И сказалъ Мардохею: скинь вретище. И смутился Мардохей, какъ умирающій, и печально скинулъ вретище, и, надѣлъ одежды славы; и казалось Мордохею, что онъ видитъ чудо; и сердце его обратилось къ Господу, но осталось безгласно. И поспѣшилъ Аманъ посадить его на коня, и вывелъ Аманъ коня со двора, и предшествовалъ ему, возглашая: такъ будетъ мужу, почитающему царя, котораго царь хочетъ прославить. И возвратился въ домъ свой печальный.. А Мардохей ушелъ въ домъ свой. И разсказалъ Аманъ женѣ своей все бывшее съ нимъ. И сказала ему жена его, и сказали


156

мудрецы его: съ поры, когда заговоришь о нихъ худое, предваряетъ тебя худое; перестань; ибо съ ними Богъ. И когда еще они разговаривали, явился нѣкто и торопилъ его на пиръ; и такимъ образомъ онъ успокоился. И пошедши возлегъ съ ними въ тотъ часъ.

Глава VII.

А какъ наступило питье вина, сказалъ царь Есѳири: какая опасность? И затруднялась Есѳирь говорить; потому что непріятель былъ въ виду ея. Но Богъ далъ ей смѣлость, послѣ того, какъ она призвала его. И сказала Есѳирь: если угодно царю, и милостивъ судъ въ сердцѣ его, то отдастся народъ мой просьбѣ моей, народъ племени моего. Ибо проданы мы, я и народъ мой, на перекличку, εἰς δήλωσιν, а дѣти обречены на расхищеніе. И я не хотѣла повѣдать сего, да не огорчу государя моего. Ибо пришлось бы пасть человѣку, озлобившему насъ. И разгнѣвался царь и сказалъ: кто есть сей, который дерзнулъ унизить знамя царства такъ, что явился страхъ твой? А какъ замѣтила царица, что это ужаснымъ показалось царю и ненавистнымъ, сказала: не гнѣвайся государь; довольно и того, что я сподобилась милости твоей. Пируй царь. А я исполню глаголъ твой завтра. И заклялъ ее царь указать ему дерзнувшаго сдѣлать сіе, и съ клятвою обѣщался сдѣлать ей, чего бы ни захотѣла она. И ободрившись Есѳирь сказала: Аманъ другъ твой, вотъ этотъ лживый, этотъ лукавый человѣкъ! Тогда воспылалъ царь и, исполненный гнѣвомъ, вскочилъ и ушелъ прохаживаться. А Аманъ смутился и припалъ къ ногамъ Есѳири царицы, еще возлежавшей на ложѣ. Царь же возвратился пировать, и увидѣвъ это, сказалъ: мало тебѣ было сдѣлать грѣхъ государственный, а еще


157

и жену мою нудишь въ моемъ присутствіи. Взять Амана! Не жить ему! И онъ взятъ былъ. И сказалъ Гавуѳà, одинъ изъ чадцовъ его: вотъ дерево на дворѣ его въ пятьдесятъ локтей; его срубилъ Аманъ, дабы повѣсить Мардохея, говорившаго доброе о царѣ. И такъ повели государь повѣсить на немъ Амана. И сказалъ царь: да будетъ повѣшенъ на немъ. И снялъ царь перстень съ руки своей: и была опечатана имъ жизнь Амана. И сказалъ царь Есѳири: и Мардохея хотѣлъ онъ повѣсить? спасшаго меня отъ руки евнуховъ? Развѣ не зналъ онъ, что отеческое рождіе его есть Есѳирь? И позвалъ царь Мардохея, и подарилъ ему все Аманово, и сказалъ ему: чего хочешь? я сдѣлаю тебѣ. И сказалъ Мардохей: отмѣни писаніе Амана. И вручилъ ему царь принадлежности царственныя, τὰ κατὰ τὴν βαιλείαν. И сказала Есѳирь царю: позволь мнѣ наказать враговъ моихъ смертію. Говорила же царица Есѳирь царю о дѣтяхъ Амана, да умрутъ и они съ матерію ихъ. И сказалъ царь: пусть будетъ: и поразилъ множество враговъ. А въ Сусахъ согласился царь съ царицею избить мужчинъ, и сказалъ: вотъ дозволяю тебѣ повѣсить ихъ. И было такъ. И подписалъ предложенное ему посланіе.

«Царь великій Ассуиръ князьямъ и сатрапамъ ста двадцати седьми областей отъ Индіи до Эѳіопіи единомысленнымъ съ нами обрадованіе. Многіе, по величайшей добротѣ благодѣтелей, часто награждаемые почестями, задумавъ о себѣ многое, не только подданнымъ нашимъ стараются причинить зло, но, не могши сносить пресыщенія, и благодѣтелямъ своимъ покушаются строить козни, и не только теряютъ человѣческую благодарность, но и кичась надменностію неопытныхъ въ добрѣ, думаютъ избѣжать зло—ненавидящаго суда праведнаго Судіи, надъ всѣмъ владычествующаго. Многократно, будучи облечены властію, дабы устроять дѣла довѣряющихъ имъ друзей, дѣлаютъ ихъ повинными въ невинной крови и под-


158

вергаютъ бѣдствіямъ неизлечимымъ, хитросплетенною ложью обманывая неиспорченное благомысліе предержащихъ. Пользоваться же надобно такими преданными намъ исторіями, и видя, что бываетъ у ногъ по свирѣпости властителей, достодолжно заботиться о послѣдующемъ, и царство безмятежное устроять для всѣхъ народовъ, съ миромъ, не допуская навѣтовъ, а все, что представляется воззрѣнію, производя съ справедливостію. Такъ, принятый нами, какъ гость, Аманъ Амадоѳу Вугеецъ, поистинѣ чуждый умственнаго склада Персовъ, и много далекій отъ нашей благости удостоился сущей у насъ ко всякому народу человѣческой любви на столько, что былъ провозглашенъ отцомъ нашимъ и покланяемъ отъ всѣхъ, служа вторымъ при царскомъ престолѣ; но, не умѣривъ гордости, замышлялъ лишить насъ власти и души, а нашего спасителя навсегда Мардохея и неукоризненную его общницу Есѳирь, со всѣмъ народомъ ихъ, многосплетенными способами домогался погубить. Такимъ образомъ онъ думалъ, схвативъ насъ одинокихъ, учинить предательство Персидской державы Македонцамъ [[Съ этой главной точки зрѣнія смотри на все это священное повѣствованіе, и государственно разсуждай о заговорщикахъ, казненныхъ по указаніямъ Мардохея и Есѳири. Тогда ни онъ, ни она не покажутся тебѣ лютыми, жестокими; и ты скажешь со мною: ratio status hoc expoposcerat—сего требовала безопастность государства.]]. Итакъ этимъ злодѣемъ отданныхъ вамъ Іудеевъ мы признаемъ не какъ преступниковъ, а какъ жительствующихъ по справедливѣйшимъ законамъ, какъ чадъ единаго истиннаго Бога, направляющаго наше царство понынѣ наилучшимъ образомъ. Посему хорошо вы сдѣлаете, не внявъ предпосланнымъ вамъ отъ Амана грамотахъ, такъ какъ самъ онъ, пожелавшій сего, у воротъ Сусскихъ распятъ, ἐσταυρώθη, по волѣ воздавшаго ему достойную казнь, все назирающаго всегда Судіи. Списокъ же съ сего посланія вы-


159

ставить на всякомъ мѣстѣ, а Іудеямъ оставить ихъ законамъ и поддержать ихъ, дабы они во время скорьби налегавшимъ на нихъ отмстили. Рѣшено же, чтобы Іудеи въ царствѣ предпраздновали четырнадцатый день мѣсяца, который есть Адаръ, а пятнадцатый праздновали; ибо въ эти дни Вседержитель устроилъ имъ спасеніе и веселіе. И нынѣ и послѣ—спасеніе благодѣтельнымъ Персамъ! А навѣтникамъ—память о погибели! Городъ же и околотокъ, не исполнившіе сего, копьемъ и огнемъ истребится яростно, и не только для людей, но и для звѣрей и птицъ непроходимымъ сдѣлается».

Выставлено же было и въ Сусахъ объявленіе, содержащее все это, и царь поручилъ Мардохею написать все, что хочетъ. Сообщилъ же Мардохей посредствомъ грамотъ, запечатанныхъ царскимъ перстнемъ, чтобы народъ его проживалъ каждый, въ области своей и праздновалъ Богу. Писаніе же, которое разослалъ Мардохей, содержало вотъ что: «Аманъ послалъ вамъ грамоты слѣдующаго содержанія: народъ іудейскій непокоренъ. Постарайтесь же скоро послать его ко мнѣ на погибель.—А я Мардохей извѣщаю васъ, что сдѣлавшій это повѣшенъ у воротъ Сусскихъ, и домъ его истребленъ. Ибо онъ хотѣлъ умертвить насъ въ тринадцатый день мѣсяца, который естъ Адаръ».

И вышелъ Мардохей, одѣтый въ царскую одежду, въ золотомъ вѣнцѣ и мантіи виссонной, пурпуровой. Увидѣвъ его Сусяне возрадовались. А у Іудеевъ—освѣщеніе, пиршество, питье; и многіе изъ Іудеевъ обрѣзались; и никто не возсталъ противъ нихъ, потому что боялись ихъ. Князи же, и тиранны, и сатрапы и царскіе книгочіи чествовали іудеевъ. Ибо страхъ Мардохейскій напалъ на нихъ; и начали въ Сусахъ и во всемъ царствѣ называться Аманами противники. И умертвили Сусскіе іудеи седьмь сотъ мужей, и Фарсана и брата его, и Афарнара, и Гагафардаѳа, и Мармасэма, и Изаѳуѳа,


160

и десять сыновъ Амана Амадаѳу Вогэйца, врага Іудеевъ, и взяли все имущество ихъ.

И сказалъ царь Есѳири: сколько бы здѣсь и въ околоткѣ избить? И сказала Есѳирь: да будетъ позволено іудеямъ умерщвлять и расхищать, сколько захотятъ. И позволилъ царь. И погубили они седьмь темъ и сто мужей. (70,100.)

Описалъ же Мардохей произшествія эти въ книгѣ, и разослалъ къ іудеямъ, которые были въ царствѣ Ассуира, дальнимъ и ближнимъ, дабы они проводили сіи дни въ пѣснопѣніяхъ и веселіи вмѣсто сѣтованій и печали, именно, четырнадцатый и пятнадцатый, и послалъ подаянія, μερίδας, бѣднымъ. И исполнили они это. Посему прозваны эти дни Фарэа отъ жребіевъ, павшихъ на эти дни, памяти ради.

И описалъ царь предѣлы земли и моря, и могущество свое, и богатство и славу царства своего. И прославленъ былъ Мардохей, и записанъ въ книгахъ Персовъ и Мидянъ памяти ради. Мардохей же намѣстничалъ, διεδέχετο, у царя Ассуира, и былъ великъ въ царствѣ и любимъ всѣми Іудеями, и управлялъ ими, и славу народу своему доставилъ. И сказалъ Мардохей: отъ Бога было это. Ибо вспомнилъ сонъ, который видѣлъ, и который исполнился, и сказалъ: малый источникъ есть Есѳирь, а два змія—я и Аманъ; потоки—язычники, приглашенные погубить іудеевъ; солнце и свѣтъ—прославленіе бывшее Іудеямъ.—Божій судъ тутъ. И сотворилъ Богъ знаменія и чудеса сіи, какихъ не бывало у язычниковъ, и приготовилъ два жребія, одинъ народу Божію, а другой язычникамъ. И выпали оба эти жребія въ часы вóвремя, и въ дни владычества Вѣчнаго надъ всѣми народами. И вспом-


161

нилъ Богъ народъ свой, и оправдалъ наслѣдіе свое. И весь народъ возопилъ голосомъ сильнымъ и сказалъ: Благословенъ еси Господи, помянувшій завѣты съ отцами нашими. Аминь. И будутъ имъ дни сіи въ мѣсяцѣ Адарѣ, четырнадцатый и пятнадцатый сего мѣсяца, дни синагоги и радости и веселія предъ Богомъ, въ роды во вѣкъ, въ народѣ его Израилѣ. Аминь.

Конецъ книги Есѳири.

Переводъ конченъ 27 марта 1874 года въ великую среду въ Кіево-Михайловскомъ монастырѣ.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.