Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. Против Антидикомарианитов

ПРОТИВ АНТИДИКОМАРИАНИТОВ. 

Пятьдесят осмая, а по общему порядку семдесят осмая ересь.

 

Глава 1. От этой ереси, некоторыми называемой Димиритскою или отрицающею ум в человеческой природе Христа, возникли еще некоторые беспокойства, особенно в Аравии; донесено же о том нашему смирению некоторыми людьми благоговейными. И хотя мы ранее написали послание об этом предмете, однако же и здесь, при исчислении ересей по порядку, приведем это самое послание против означенной ереси, с присоединением к нему или с изъятием из него того, что следует, по рассуждению.

Некоторые из Антидикомарианитов, имея как бы вражду к Деве и желая унизить славу ее, завистью - ли какою побуждаемые или заблуждением, и из желания нанести вред душам людей, дерзнули говорить, что Святая Мария, после рождения Христа, сожительствовала с мужем, то есть, с самим Иосифом.

236

 

 

И говорят, как сказано мною выше, что это мнение было высказано самим старцем Аполлинарием, или кем либо из учеников его; но я сомневаюсь. А о говорящих это имею нужду говорить. И чтобы не принимать на себя вторичного труда, я приведу в последовательном порядке написанное в Аравийскую страну послание, о котором я выше сказал. Вот оно:

Гл. 2. Всечестнейшим господам моим и возлюбленнейшим чадам, и истинным братиям, и единоверным православным от священника до мирянина, и оглашаемым в Аравии, Епифаний, меньший из епископов, желает здравствовать.

В настоящее время есть нечто такое, чему следует и удивляться, и не удивляться. Удивляться, потому что в наше время все исполняется; и не удивляться, потому что это должно исполняться. Ибо ныне из человеческих рассуждений и размышлений ежедневно все более и более возникает у нас ложное мудрование, стремящееся к худшему и оставляющее Апостольское учение, как предсказал святейший Апостол: яко отступят нецыи от здраваго учения, внемлюще баснем и учением бесовским, и прочее (1 Тим. 4, 1;сн. 1,4. 10). Люди стараются более о том, нельзя ли как нибудь изыскать и измыслить пути лукавые, нежели о том, чтобы исполнять заповедь, научающую искать доброго и благоприятного (сран

237

 

 

Филип. 4, 8), или говорящую: слово да бывает солию растворено, да подаст благодать слушающим (Кол. 4, 6). И о если бы мы поразмыслили о том, откуда происходит то, что на каждый день возобновляется у нас злое, и что сами мы будем похожи на необразованных, не внемля словам Божественным и пророчественным! Надлежит этому исполниться. Ибо во всех частях веры должно совершиться сказанное: Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли (Лук. 18, 8)? Потому что до чего дошло помышление человеческое прилежащее на злое от юности (Быт. 8, 21)? Какие части веры не погубило оно? В каком учении злосоветование не расстроило того, что полезно? А между тем было бы приличнее всего и соответственнее устройству разумной природы более помышлять о честном (Филип. 4, 8) и стараться к этому прилежать, хотя бы то было и вопреки природе, нежели, усиливаясь стремиться к худшему, превращать истинное в бесчестное.

Гл. 3. И после того, как все переполнилось в наше время, и хулы и все чуждое святого Духа, люди обращаются еще к другим новостям. Одни хулят Отца, Бога всяческих и Зиждителя, это - так называемые Гностики. Другие же, называемые Маркионитами и Архонтиками и им последовавшие Манихеи, но без праведного некоторого смотрения Божия полу-

238

 

 

чившие наименование неистовствующих *) — все эти с большею частью других еретиков, разумею Каинитов, Ситиан, Мелхиседекиан, Колорвасиан, Кердониан и других, произносить хулу на Отца всяческих, отрицая, что Он есть Бог, глаголавший в законе и пророках и праведно покланяемый от всех тварей, как Творец и Зиждитель. Вместе с почитанием они пытаются уничтожить и владычество, отрицаясь от истинно Сущего, и измышляя в баснословящем уме своем другого не сущего, чтобы и от Сущего отпасть и измышляемого не найти. Так пустословие и сеяние диавола обыкло производить таковое смятение мыслей и помрачение, чрез хульные помыслы возбуждая ум людей сотворенных воинствовать против Владыки своего злыми измышлениями и отрицаниями. Но и от этого еще уклонившись некоторые дерзнули перейти к другому нечестию, отрицаясь единого искупившего их Владыки, единородного Отрока Иисуса Христа, Сына Бога живого, истинно сущего, от Отца рожденного безначально и безлетно, всегда сущего от Отца и со Отцем сущего, рожденного же непостижимо и непорочно, единосущного Отцу и не инакового со Отцем. Обезумев, они, подобно бешеным собакам, поднимают лай на собственного своего Владыку; подобно тому

___________________

*) Μανιώδης - беснующийся, неистовый, безумный.

239

 

 

Иудеи, изначала Его не познавшие, названы пси немии (Иса. 56, 10), справедливо удостоенные пророком такового наименования за бесстыдное устремление их против Господа и Его пришествия, как то и в действительности можно видеть: ибо говорят, что бешеные собаки называются немыми по той причине, что делаются беззубыми от оставляющего их ума.

Гл. 4. Такова природа собак, когда они обращаются в бешенство. Зная некогда своего господина и его сыновей, домашних и всех родных домовладыки, оне когда схватывает их бешенство, изменяют вид свой при взгляде на них и восстают на самых родных, перед которыми некогда ласкаясь виляли хвостом, в знак покорности. Так и Иудеи, ожидавшие пришествия Христова, готовившиеся принять Жениха, желавшие видеть пророков, давшие обещание повиноваться словам Божественным, вступившие с Моисеем в такой завет: предстательствуй ты за нас пред Господом и: вся елика речет Господь к тебе, услышим, и сотворим (Второз. 5, 27), когда увидели пришедшим Владыку своего, то не познавши образа тех признаков истины, которые, прежде явления Его во плоти, пророки начертывали, описывали, возвещали, обозначали, прежде всего говорили Ему: кто сей, иже глаголет хулы (Лук. 5, 21)? А в других случаях, не стыдясь, дерзали говорить, что Он

240

 

 

беса имат (Иоан. 10, 20; сн. 7, 20 и 8, 48); еще же и Самарянином называли Его не краснея (8, 48). И наконец, как прежде сказано было мною, подобно бешеным собакам, восстали на Него и пригвоздили руки Его: подобно тому, как всегда собака в бешенстве, нападая на господ своих, не стыдится терзать лицо их, так и они предали Господа своего на распятие, а пророков и домочадцев Того же Владыки - иного перепилили, иного камением побили, иного же убийством меча погубили (Евр. 11, 37). А после тех теперь таким же образом и эти новые Иудеи, руководясь теми же правилами, одни, подобно природным Иудеям, отрицали Его пришествие во плоти, а другие теперь отрицающие совершенное равенство Сына Божия со Отцем, неистовствуя и обезумевши, утверждают непрестанно, что Он есть создание и тварь и во всем чужд Отца.

Гл. 5. Из них еще некоторые, оставив вышесказанные богохульные учения и созерцая, так сказать, самую небесную природу, и возшед на высоту, и много занимаясь этим, и как бы с неба сошедши, с самоуверенностью возвещают и усиливаются утверждать, что Дух Святый должен быть исключен из лиц Божества. Отца они не отрицают и сродства с Ним Сына, но вступают на иной еще путь, дабы совершенно исполнилось сказанное:

241

 

 

погибе, вера от уст их (Иер. 7, 28). Ибо в отношении к Святому Духу, не чуждому Отца и Сына, от того же Божества сущему и не могущему быть чуждым Божества, что хотят они делать, как не повелевать скорее Богом как бы сами власть имеющие, а не от Него получать повеления? Потому что не стыдясь называют Духа чуждым, и рабом, и тварью, и недавним по происхождению, и созданием, и если что иное постыдное можно присоединить к мнению о Нем, измышляют свободно. Поелику нынешний мир так поражен неизлечимою язвою неверия, что беззаконие, губящее людей, ничего не опустило для того, чтобы дойти до зломыслия, неверия и невежества: то избежавших хуления на святую Троицу праздная и злонамеренная мысль увлекла еще к иному так, что никто не избегнет заблуждения. Ибо слышу, что кто-то помышляет нечто суетное о святой Марии Приснодеве и дерзает нападать на нее с некоторою хульною мыслью; так что наше время является во всех отношениях похожим на губительного змия и ядовитого зверя, скрывающегося во мраке и устремляющегося на всех с целью укушения, на одного - в лицо, на другого - в пяту, на иного - в руку: дабы никого не миновало укушение неверия, так что думающий, что он избежал в одном, в другом не избавится от яда, и имеющий здравую веру в одном,

242

 

 

попуститъ повредить себе в чем либо другом.

Гл. 6. Откуда это зломыслие? Откуда такая дерзость? Самое имя не свидетельствует ли, не убеждает ли тебя, любоспорливый? Кто когда либо, или в каком роде дерзал произносить имя святой Марии и вопрошаемый не присоединял тотчас наименование: Дева? Из самых приложений к именам открываются признаки совершенства. Достоинства наименований праведники получают приличествующим каждому образом и так, как оно соответствует ему самому. Так Аврааму придано название: Друг Божий (Иак. 2, 23),— и оно пребудет нерушимым; Иакову — название Израиль (Быт. 32, 28),— и оно не изменится; Апостолам — Воанергес, то есть, сыны Громовы (Мар. 3, 17),— и оно не отнимется; а святой Марии — Дева, — и название это не переменится: ибо святая пребыла непорочною. Не научает ли вас само естество? О новое безумие, о новые дела! Но и другое есть многое, на что в древние времена не дерзали отцы: а ныне один произносит хулу на пришествие Христа во плоти, говоря ложь о самом Божестве Его, другой считает недостаточным дело всего воплощения, иной тревожится относительно воскресения мертвых, иной — еще о чем-нибудь. И просто сказать, как беспокоен наш век, когда жизнь находится в опасности и отовсюду окружена

243

 

 

исходящими от диавола дурными посевами мнений и помыслов зловерия! Как дерзают касаться непорочной Девы, удостоившейся быть жилищем Сына Божия, на сие самое избранной из бесчисленного множества Израильтян, чтобы быть удостоенною послужить сосудом и жилищем единого Бога родившегося?

Гл. 7. Услышал я от кого-то, что некоторые дерзают говорить о ней, будто она, после рождения Спасителя жительствовала с мужем. И не удивляюсь. Ибо невежество незнающих в точности Божественного Писания и не близко знакомых с историей, обращает их от одного к другому, и желающего собственным умом выследить истину, уклоняет в сторону. Прежде всего, когда Дева передана была Иосифу, к чему привела ее необходимость ее положения, то передана была не для сожительства, если сказать правду, потому что он был вдов; но по закону назван ее мужем. А предание иудейское прямо свидетельствует, что Дева передана была ему не для сопряжения брачного, но для того, чтобы она сохранена была во свидетельство будущего, чтобы домостроительство пришествия во плоти было не сомнительно, но засвидетельствовано во истину совершимся без участия семени мужа, силою Святого Духа. Ибо как мог такой старец иметь женою Деву, будучи столько лет вдов после первой жены? Этот Иосиф, брат Клеопы, был сыном Иа-

244

 

 

кова, прозванного Панфиром. Оба они рождены от Панфира по прозванию. Иосиф же имел первую свою жену из колена Иудина, и она родила ему детей числом шесть, четверых мужеского и двух женского пола, как изъяснено в евангелиях от Марка и Иоанна (Мар. 3, 31 и дал. 6, 3; Матф. 13, 55-56; ср. Иоан. 6; 42). Первородным он имел Иакова, прозванного Овлием, что значит: стена, названного также Праведным и бывшего назореем, что значит: святой. И он первый получил кафедру епископскую, так как ему первому вверил Господь престол его, *) и назывался братом Господним как и Апостол согласуется с этим, так говоря в одном месте: иного же от Апостол не видех, токмо Иакова брата Господня и прочее (Гал. 1, 19). Братом же Господним называется по совместному воспитанию, не по естеству, а по благодати. Ибо Мария, присоединенная к Иосифу, только казалась женою мужа, но не имела с ним сожительства по телу. На этом основании близость родства сынов Иосифа с Спасителем достигает до названия братьев, или лучше,— вменена в братство; также как и сам Иосиф, не имев участия в рождении Спасителя по плоти, считается в поло-

___________________

*) Сн.Деян.12,17;15,13;21,18; и Иос. Флавия, Древности,XX,9; Евсев. церк. истор. II,23; хронику пасх.стр.382 изд.-Боинского и др.

245

 

 

жении отца Его по домостроительству, как говорит евангелист Лука о Самом Спасителе, сый, яко мним, сын Иосифов (3, 23); так и сама Мариам сказала Ему по словам Евангелия от Луки: се аз и отец твой боляще искахом тебе (2, 48). Итак кто назвал бы Иосифа отцем Господа, Который отнюдь не имел в нем для Себя виновника, и именно потому, что воплощение Его было без семени мужа? Но по смотрению Божию дела приняли такое положение.

Гл. 8. Иосиф раждает упомянутого Иакова будучи лет приблизительно около сорока, а может быть более или менее того. После него рождается сын называемый Иосиею; затем после него Симеон; потом Иуда и две дочери: Мария и Саломия. И затем умерла жена его. И спустя много лет после того он принимает Марию вдовый, будучи человеком в возрасте около осмидесяти лет и даже более того. Вот уже когда принимает он Марию, как и в Евангелии сказано: обрученней бо бывши Марии (Матф. 1, 18); но не сказано: по вступлении ее в брак. И еще в другом месте: и не знаяше ея (ст. 25). Удивляться нужно всем тем, которые ловят всякий дурной предлог к исследованию причин того, в чем нет нужды, и к изысканию о том, чего нельзя изыскивать, и от существенного обращаются к глупым вопросам, дабы отовсюду косну-

246

 

 

лась нас пагуба неверия и хулы вследствие бесчестия, наносимого святым. И прежде всего со всех сторон изобличает их следующее: первое, что старец, имевший свыше осмидесяти лет, взял Деву не для того, чтобы пользоваться ею, но напротив она вверена ему была для охранения ее девства; второе, что они и сами оба были во всем праведны. И услышавший, что зачавшееся в ней есть от Духа Святаго, после такового устроения Божия, уже не дерзнул бы покуситься на то, чтоб пользоваться сосудом, удостоившимся вместить Того, Которого Небо и Земля не вмещают по преизбытку славы Его. Ибо если и ныне девы во имя Его наперерыв стараются о том, чтобы пребыть в совершенстве, чистоте и воздержании, то не тем ли более были набожны Иосиф и сама Мария, вся слагающи в сердцы своем, как написано (Лук. 2, 19)? Да и возможно ли опять, чтобы, после такого великого устроения Божия, старец сожительствовал с Девою чистою и удостоенною чести, с сосудом, вместившим Невместимого и принявшим таковое таинство знамения небесного и спасения человеческого?

Гл. 9. Разве мы не можем доказать, что Дева пребыла совершенно чистою? Пусть они прямо покажут нам, что после рождения Спасителя Нашего Мария родила еще каких либо детей!

247

 

 

Пусть назовут их имена выдумщики, сочинители и составители обмана и злоухищрения! Но они не могут доказать этого. Ибо Дева не сожительствовала с мужем; да не будет! Потому что, если бы она родила детей, всегда пребывая вместе с Самим Спасителем, то было бы сказано, что и дети ее были с нею вместе. Их вводит в заблуждение сказанное: вот, мати твоя и братия твоя вне стоят, ища Тебя (Лук. 8,20). Но они и не знают того, что написано прежде сего: ни братия его вероваху в Него (Иоан. 7, 5). Ибо и мы в прежнее время удивлялись столь просто написанному в Божественных Писаниях, но теперь, все понявши, благодарим Бога, утвердившего истину всего Писания по-видимому краткими словами, поставленными в Божественном Писании. Постоянно слыша об Иакове, что он назывался братом Господним, мы с удивлением говорили: какая в том нужда? а теперь мы узнали, по какой причине так наперед сказало Божественное Писание. Это конечно для того сказано, чтобы когда слышим: вот мати твоя и братия твоя вне стоят, ища Тебя, мы поняли, что говорится об Иакове и о других сынах Иосифа, а не о сынах Марии, не существовавших. Ибо известно, что Иаков был старший возрастом во время пришествия Господа во плоти. Но и о самих братьях Его говорит Писание, изобличая еретиков и поименно называя Иакова, Ио-

248

 

 

сию, Семеона, Иуду, Саломию и Марию (сн. Мар. 6, 3 и 15, 40) для того, чтобы они поняли, чей Он был сын и от какой матери был Иаков, а также, чтобы уразумели по возрасту, кто старше: потому что Иисус распят был на тридцать третьем году своего воплощения; царствования же Ирода, сына Архелая, в то время был год двадцатый.

Гл. 10. В тридцать третьем году царствования первого Ирода, сына Антипатрова, рождается Спаситель в Вифлееме Иудейском, каковой год был сорок вторым царствования Августа. По прошествии двух лет после того, Он переносится Иосифом в Египет, так как по причине сказанного волхвами Ироду, Ирод искал Отроча (чтобы убить Его). Сходит в Египет и там проводит еще два года. Затем умирает царь Ирод на тридцать осмом году (своего царствования); а наследует ему Архелай, сын его, царствоваший девять лет. После сего дело спасения совершается, Иисус предается кресту, на осмнадцатом году царствования Тиверия Кесаря, царствования же Агриппы, прозваннаго Великим, или Ирода младшего, сына Архелаева, это был двадцатый год. Ни откуда мы не слышали, чтобы Иосиф в это время еще произвел детей. Да притом после возвращения из Египта он и сам немного лет прожил. Ибо Спасителю был четвертый год, а Иосифу более восьмиде-

249

 

 

сяти четырех, когда он прибыл из земли Египетской. Но и после того Иосиф прожил еще восемь лет. И на двенадцатом году жизни Спасителя, когда они восходили в Иерусалим, Иосиф с Мариею искали Его, когда не находили Его на обратном пути, как о том свидетельствует Евангелие от Луки (2, 42—45). В следующие после того годы умирает Иосиф, и Иисус, воспитан был уже не Иосифом, а только в доме Иосифа. Поэтому и Евангелие уже не говорит, что пришел отец Его, и мать Его, и братья, но: вот мати твоя и братия твоя вне стоят. Также, когда говорили Ему в Галилее: никто, совершая это ), не хочетъ быть втайне: аще сия твориши, яви себе (Иоан. 7, 4), то не сказано, что это сказал Ему отец Его и братия Его, но (только) братия Его (ст. 3), так как Иосифа уже не было в живых. За тем и при самой кончине, когда Спаситель висел на кресте, как написано в Евангелии от Иоанна, Господь обратившись, как сказано, виде ученика, егоже любляше, и глагола ему о Марии: се мати, твоя и ей: се сын твой (Иоан. 19, 26. 27.). Если бы у Марии были дети и если бы был у нее муж, то на каком основании Иисус передал бы Марию Иоанну, и Иоанна Марии? Почему не передает ее скорее Петру или Андрею,

___________________

*) Речь о чудесах, которые Господь совершал в Галилее.

250

 

 

Матфею и Варфоломею? Ясно, что Иоанну, по причине девства. Ибо сказал: се мати твоя,- хотя она и не была материю самого Иоанна по плоти,- для того, чтобы показать саму Матерь началоводительницею девства, поелику от нее произошла жизнь. Иоанну, хотя по плоти и чуждому, Господь говорил так, дабы научить его почитать собственную Его Матерь, ибо от нее поистине родился по плоти Сам Господь, чтобы кто не подумал, что дело воплощения есть только призрак, а не истина. Потому что если бы она не была истинно Его Матерью по плоти, родившею Его, то он не предпринимал бы о ней заботы, чтобы передать Приснодеву, соделавшуюся Материю, по домостроительству, и дивным, чуждым нечистоты, сосудом по причине чести Ему принадлежащей. Евангелие говорит: и от того дня поят ю Иоанн к себе (Иоан. 19, 27). А если бы она имела мужа, имела дом, детей, то и удалилась бы во свояси, а не к чужому.

Гл. 11. Но да не обратится это во вред для некоторых и да не подумают они, по злоухищренному подозрению, принимать это за повод помышлять в себе о так называемых женщинах сводных и возлюбленных. Ибо там дела совершались по домостроительству, так что эти дела были отделены от всякой иной, долженствующей быть соблюдаемою по повелению Божию, заботы. Да и притом, когда это

251

 

 

совершилось, и Иоанн взял ее к себе, то она уже не осталась у него. А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву; но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий. Я не дерзаю говорить, но размышляя о деле, храню молчание. Впрочем быть может мы найдем где либо следы святой и блаженной Девы, когда ничего нельзя найти о смерти ее. Ибо в одном месте Симеон говорит о ней: и тебе самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления (Лук. 2, 35), а в другом, - в Апокалипсисе Иоанна, говорится: и устремлялся змий на жену, родившую мужеска: и даны быша ей крыла орла, и взята была она в пустыню, дабы не похитил ее змий (12, 13-14). Может быть это исполнилось на ней; но я не утверждаю этого окончательно, и не говорю, что она осталась бессмертною; но не утверждаю и того, что она умерла. Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосход-

252

 

 

нейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней. И так умерла ли она и погребена ли, мы не знаем, но она пребыла чуждою плотского совокупления. Да не будет, чтоб мы думали иначе. Да и кто, наведши на себя умоповреждение, захочет допустить какую-либо хульную догадку и раскрыть уста, развязать язык и двигать губами для обнаружения худого помысла, а равно также, вместо песнопений и славословия, измышлять дерзостные речи, безумно поносить святую Деву и не чтить сосуда досточтимого.

Гл. 12. Если же нужно взять это дело в рассмотрение с другой какой-либо стороны, то мы коснемся также и свойств предметов видимой природы. Говорят, например, что львица не рождает более одного раза, а причина этого такая: животное это прожорливейшее, видом рыжее, силою крепчайшее, так сказать, царственнейший род между прочими животными. Затем она имеет зачатие от одного супруга и ввергаемое семя носит в утробе двадцать шесть месяцев, так что по причине продолжительного времени львенок вырастает в утробе до совершенства, до того, что имеет уже и все зубы, прежде нежели выйдет из чрева, имеет и большие когти, твердые так называемые клыки, и собачьи и коренные зубы и прочее, что бывает у этого животного. Таким образом, во время пребывания своего

253

 

 

в утробе, он подпрыгиваниями, движениями и другими способами, с помощью когтей расторгает и терзает носящую его в себе утробу и ложесна. Посему, когда для матери его придет время рождения, то чрево в этот самый день становится свободно от всякого сопряженного с чревоношением изнеможения. И вместе с родами выделяются также ложесна и утроба, как говорят естествоиспытатели, так что ни половое стремление у ней не пробуждается, если не употреблено будет некоторое к тому усилие, ни может она еще зачать, если бы даже и вынуждена была к соитию, так как нет у нее ни утробы, ни ложесн. Таким образом и самое это сказание дает нам возможность найти некоторую мысль о сходстве его с исследуемым делом более к пользе, чем ко вреду. Ибо если Иаков таинственно говорит: скимен львов Иуда (Быт. 49, 9), именуя тем Христа, и если в Апокалипсисе Иоанна сказано: се победил есть лев, иже сый от колена Иудова и от семени Давидова (5, 5), при чем Господь уподоблен льву, не по естеству, но ради предизображения и ради царственного достоинства животного, из всех животных самого отважного и сильного и во всем прочем самого приятного на вид: то не мог ли бы я и родившую Его назвать львицею? Во всяком случае откуда может родиться лев, если мать его не будет называться львицею?

254

 

 

У львицы же второго зачатия не бывает: поэтому и Мария уже не знала другого зачатия, и святая Дева,— сожительства плотского.

Гл. 13. Но посмотрим на дело и с иной стороны. Дева следовала за Иисусом, всегда пребывая вместе с Ним. Зван бысть Иисус на брак (Иоан. 2, 2) и бе мати Его ту (ст. 1). и братия (ст. 12), но не упомянуто об Иосифе. Что Мне и тебе, жено? не у прииде час Мой, сказал ей Иисус (ст. 4). Не сказал Он: что Мне и вам, люди? При кресте Спасителя стояли: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Мария - мать Руфова и другая Мария и Саломия и прочие (сн. Иоан: 19, 25; Матф. 27, 55 и дал.; 28, 1; Мар. 15, 40; 16, 1 и др.). Однако не сказано: был там Иосиф, или Иаков - брат Господень. Этот последний скончался девяноста шести лет, пребывши девственником; на главу его не всходило постризало; он не употреблял бани, не употреблял в пищу животных, не облекался во вторую одежду, носил единственный льняной поношенный плащ, как сказано в Евангелии: бежа юноша, и остави плащаницу, в которую был одеян (Мар. 14, 52. 51). Вот кто трое проводили такую жизнь: Иоанн и Иаков, два сына Зеведеевы, и Иаков, сын Иосифов, брат Господа, по причине совместной с ним жизни и воспитания, по причине того, что он имел его на положении брата, ради того только, что Иосиф имел близ-

255

 

 

кое отношение к Марии, как обрученной ему. Только этому Иакову можно было однажды в год входить во Святая святых, потому что он был назорей и причастен священству. Отсюда Мария двояким образом была сродницей Елисаветы; и Иаков отличался достоинством священства, поелику только два племени сопрягались одно с другим: царское с священническим и священническое с царским; так и в древности, во время исхода Евреев из Египта, Наассон родоначальник из колена Иудина, берет старшую дочь Аарона (Исх. 6, 23). *) Многие из еретиков не знают родословия Спасителя по плоти и по причине этого своего незнания не веруют, и думают, что это противоречит истине, говоря: каким образом произшедшая от племени Давидова и Иудина может быть сродницею Елисаветы происходившей от колена Левиина?

Гл. 14. Этот Иаков носил на голове и золотую дщицу **) и, когда было бездождие, воздевал руки к небу и молился, и тотчас небо давало дождь. Шерстяной же одежды он

___________________

*) В указанном месте книги Исход собственно сказано, что Елисавету взял Аарон, а не Наассон, и что кроме того Елисавета была дочерью Аминадава и сестрою Наассона, а не дочерью Аарона.

**) На кидаре,- головном украшении, принадлежавшем ему по праву первосвященства. Дщица была с надписью: святыня Господня, о чем см. Исх. 39, 30-31 по русскому переводу Библии. В славянском счете стихов не означен.

256

 

 

никогда не надевал. Колена его ожестели, наподобие колен верблюдов, от постоянного преклонения их пред Господом, по преизбытку благочестия. Его звали не по имени, но имя ему было: Праведник. Он никогда не мылся в бане и не употреблял в пищу животных, как выше мною было сказано. Сандалий он не подвязывал. И много можно было бы сказать об этом муже и его добродетельном житии. И так видишь ли, что дом Иосифа во всех отношениях был достославнейший. Ибо если и дети Иосифа знали чин девства и долг назореев, то насколько более сам этот старец и честный муж умел хранить Деву чистою и чтить сосуд, в котором заключалось спасение людей? Не показывает ли нам и сама природа его, что муж он был старый, на много превосходивший Деву возрастом, был великим между мужами, верным по образу жизни, благоговейным по виду? Ибо Евангелие говорит, что он, будучи мужем, боящимся Бога, искал случая тай пустити ю (Матф. 1, 19). Скончался Иаков, брат Господень и сын Иосифа, в Иерусалиме, проживши после вознесения Спасителя лет немногим более или менее двадцати четырех, будучи лет девяноста шести, пораженный в голову скалкой валяльщика и сверженный с крыла храма; но спустившись вниз, он ни в чем не получил повреждения: преклонив колена, он молился

257

 

 

за свергнувших его, говоря: отпусти им, не ведят бо, что творят (сн. Лук. 23, 34). Симеон, внук его, сын Клеопы, стоя вдали, говорил: перестаньте! за что вы побиваете камнями праведника? Вот он в молитве за вас испрашивает вам блага. Так совершилось его мученичество.

Гл. 15. Итак если сын Иосифа был стольких лет, то что же сказать об отце его, видевшем страшные события: ангелов, сопровождавших рождение сына, воспевавших с неба и говоривших: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лук. 2, 14)? И когда пастыри пришли в вертеп, в котором Он родился и возвестили это, и старец Иосиф слышал даже и по прошествии некоторого времени о столь великих знамениях и чудесах: то как дерзнул бы он нанести поношение и оскорбление святому телу, в которое вселился Бог? Из этого тела произошло для нас домостроительство пришествия Христа во плоти; из него образовалась для нас святая непорочная плоть, соединенная с божеством Спасителя, как и Ангел Гавриил о том засвидетельствовал, говоря: Дух Господень найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя: темже и раждаемое от тебя свято, наречется Сын Божий (Лук. 1, 35). Как дерзнул бы Иосиф сожительствовать со столь великою святою Девою Марией? Да и что пользы нам

258

 

 

в изыскании о том, сожительствовал ли он с нею,— чего да не будет! Насколько предпочтительнее для нас то, чтобы предать такие дела Богу, нежели усильно стремиться к худшему? Потому что не написано нам, что если мы не будем верить тому, что Мария опять сожительствовала с мужем, то не будем иметь жизни вечной, но подпадем суду. Это всякому известно. А написано: что прекрасно, что праведно, что честно (Филип. 4, 8), да дадим благодать слышащим (Ефес. 4, 29). Между тем люди оставили необходимое, - то, что относится к истине веры, что состоит в славословии Бога, и где только возможно, стараются измыслить, увы!— вредное для себя, тогда как Писание не говорит о том.

Гл. 16. Если бы говорило о том Писание, мы признали бы истину и нисколько бы не задумывались. Разве не честна женитва? Разве не чисто ложе? Не есть ли напротив ложе нескверно (Евр. 13, 4)? Разве брак есть прелюбодеяние? Если пророки и первосвященники от него воздерживались, то это ради высшего служения. И Моисей после того, как начал пророчествовать, уже не сожительствовал с женою, не зачинал и не рождал детей, так как большую часть жизни проводил с Владыкою. Ибо иначе как он мог пробыть сорок ночей и сорок дней на горе Синае (Исх. 24, 18), пребывая в брачном сожитии? или ка-

259

 

 

ким образом он мог быть готов к домостроительству Божию, совершавшемуся в продолжении сорока лет в пустыне и заниматься священными делами? Каким образом мог разъяснять Божественные тайны и собеседовать с Богом, продолжая быть связанным узами брака? Ибо если и о нас ясно говорит святой Апостол, чтобы это было до времени, да пребываем в молитве (1 Кор. 7, 5), то насколько более это слово должно быть истинным в отношении к пророкам? Так и Мария есть пророчица; ибо сказано: вошел к пророчице, и во чреве зачат, и роди сына. И рече Господь мне: нарцы имя ему: скоро плени, нагло расхити и прочее (Иса. 8, 3). Пророчество означает здесь вход Гавриила к Марии, когда он вошел благовестить ей, что она имеет родить Сына Божия, Спасителя миру, не от семени мужа, но от Духа Святого (Лук. 1, 26-35). Также и у Филиппа, благовестника бяху дщери четыри прорицающия (Деян. 21,9), а пророческого дара они удостоились по той причине, что имели девство. Равным образом когда Фекла встречается с Святым Павлом, она разрешается от брака, хотя имела обрученным себе человека благообразнейшего, первенствующего в городе, весьма богатого, благороднейшего по жизни и знатнейшего; но святая презирает земное, чтоб быть облада-

260

 

 

тельницею небесного *). Если же так поступали эти, то насколько более их Мария, на которой совершилось все дивное домостроительство? Итак каким еще образом я могу привести их мысли ко благу и разогнать мрак от зачавших нечто ужасное, как написано: зачат болезнь, и роди беззаконие (Псал. 7,15)? Потому что они истинно зачинают болезнь вымыслов, а рождают беззаконие хулений.

Гл. 17. Но да не думает кто-либо так и, пытаясь как бы подсеять в себе заблуждение другим способом, да не скажет следующего: почему же евангелие сказало, что Мария обретеся имущи во чреве от Духа Свята, прежде даже не снитися има (Матф. 1, 18)? Значит совокупление ожидалось, и по этому сказано: прежде даже не снитися? А в другом еще месте тоже опять евангелие говорит: и обретеся имущи во чреве прежде, чем вошли они друг к другу (Матф. 1, 18); или: и роди, и не знаяше ея (ст. 25); или же: роди сына своего первенца, и не знаяше ея; и еще: не знаяше ея, дондеже роди сына своего первенца (Матф. 1, 25; сн. Лук. 2, 7). Но принимающие на себя разбирать мысль Писаний и покушающиеся исследовать возвышенное и глубочайшее в нем, не знают, что настоящее сказание имеет не та-

___________________

*) См Acta Panli et Theclae y Грабия в Spicilegium. ss. Pafrom t. I. Oxoniae, 1700.

260

 

 

кой смысл. Ибо если бы Мария родила еще, то надлежало бы сказать имена и других братьев. А если Единородный есть перворожден всея твари (Кол. 1, 15), то не смущайся; ибо не сказано, что Мария родила первенца своего,- но: не знаяше ея, дондеже роди сына своего (Матф. 1, 25). И не сказано: первенца своего, но первенца. Потому что изречением: сына своего означается рождение Его от нее по плоти, а к наименованию: первенца не прибавлено своего, но только: первенца. Он - то и есть названный у Апостола перворожденным всея твари и не соединенный с тварью, но рожденный прежде твари (Кол. 1, 15). И не назвал его Апостол первосозданным, но перворожденным, так самое чтение выводит на лучший и безопаснейший путь, представляя в себе сначала изречение перворожден, а потом речь о подчиненной твари (Кол. 1, 15); изречение: перворожден относится к Сыну, а тварь - создана Сыном. Итак: роди сына своего первенца,- первородного, не в том смысле, будто она имела родить еще другого. И не знаяше ея. Откуда мог он знать, что жена приимет такую благодать? или откуда он мог знать, что Дева будет прославлена таковою славою? Он знал ее женщиною по устройству тела и имеющею женский пол по природе, происшедшею от матери Анны и отца Иоакима, сродницею Елисаветы, происходившею из дома и рода Давидова, но не знал, что кто

262

 

 

нибудь почтен будет на земле таковою славою, а тем более - женщина. Итак, он не знаяше ея, пока не увидел чуда; не знал и самого чуда с нею, пока не увидел Рожденного от нее. Когда же она родила, то он познал и возданную ей честь Божию, именно что она услышала слова: радуйся благодатная: Господь с тобою (Лук. 1, 28).

Гл. 18. Она предзнаменована была Евою, в прообразе получивши название матери живущих (Быт. 3, 20). Та названа была материю живущих, и притом после того, как совершив преступление, услышала слова: земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3,19). Удивительно, что после преступления получила она это великое наименование. И со стороны внешней, от той Евы получило начало всякое рождение человеческое на земле. Таким же образом и от Марии истинно родилась для мира самая жизнь, чтобы Мария, родив Живущаго, соделалась и материю живущих. Итак, материю живущих Мария названа прообразовательно. Ибо о двух женах сказано: кто дал есть жене мудрость, или испещрения хитрость (Иов. 38, 36)? Потому что первая мудрая Ева сшила чувственные одежды для Адама, которого сделала нагим: ей дан был этот труд. Так как чрез нее произошло обнажение, то ей же и дано было одевать чувственное тело вследствие чувственной наготы; Марии же дано было от Бога родить

263

 

 

нам Агнца и Овча, и от славы этого Агнца и овцы, как бы от руна, мудро устроена нам Его добродетелью одежда нетления. Но и нечто другое удивительно в отношении к этим обеим женам: Еве и Марии, - чтобы о том поразмыслить. Ева была причиною смерти для людей; ибо чрез нее вошла смерть в мир (ср. Рим. 5, 12). А Мария соделалась причиною жизни: чрез нее рождена нам жизнь. И ради этого Сын Божий пришел в мир, и: идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (ст. 20); и откуда произошла смерть, там наступила жизнь, чтобы вместо смерти родилась жизнь, уничтожившая произшедшую от жены смерть, то есть Родившийся нам от жены, как Жизнь. И поелику там Ева, еще будучи девой, обнаружила уклонение к преслушанию: то и здесь опять чрез Деву явлено послушание благодати, когда благовещено было сошествие с неба Воплощаемаго и жизни вечной. Там Бог говорить змию: и вражду положу между тобою, и между нею, и между семенем твоим, и между семенем тоя (Быт. 3,15). Но семени жены нигде не оказывается; поэтому не иначе, как иносказательно, к Еве относится вражда между рождаемым от нее и змием и бывшим в змие диаволом и завистью.

Гл. 19. Но все в совершенстве не может быть исполнено в Еве, а истинно имело быть исполненным в Семени святом, избранном,

264

 

 

единственнейшем, явленном только от Марии, а не от сопряжения с мужем. Ибо Сын ее пришел сокрушить силу дракона и извивающегося змия, бегущего и говорящего, что он овладел всей вселенной. Для этого произошел от жены Единородный, для истребления змия, то есть злого учения, тления, обмана, заблуждения и беззакония. Он есть поистине разверзающий ложесна матери (Исх. 13, 2; срав. ст. 12 и 13). Ибо все первородные сколько их ни рождалось, чтобы сказать скромнее, не могли этого исполнить, кроме одного Единороднаго, разверзающего ложесна Девы. В Нем одном совершилось это, и ни в ком другом. И из самого предмета рассуждения можно видеть это. Ибо от Марии берется изречение (Писания), и отнесено будет мною к Церкви: сего ради оставит человек отца своего и матерь свою, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину (Быт. 2, 24). А святой Апостол говорит: тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во церковь (Ефес. 5, 32). Обрати внимание на точность Писаний: об Адаме говорится, что его Бог создал (Быт. 2, 7), а об Еве уже не говорится, что она была создана, но устроена: взя, сказано, едино от ребр его, и созда ему в жену (Быт. 2, 21 и 22) *), чтобы

___________________

*) В славянской Библии и в том и в другом случае употреблено одно слово созда, но в греческом тексте является именно та разница, на которую указывает св. Епифаний, потому что в

265

 

 

показать, что Господь от Марии образовал для Себя тело, а из самого ребра Его устроена Церковь, так как ребра Его были прободены и искуплением для нас соделались таинства крови и воды *).

Гл. 20. Иосиф однако же познал Марию, но не каким либо познанием телесного употребления, не познанием совокупления. Он познал, чтя ее, как почтенную от Бога; ибо не знал, что она удостоилась такой славы дотоле, пока не увидел Господа рожденным от жены. И написано: прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве (Матф. 1, 18), чтобы не возобладало когда либо мнение думающих, что таинство Божие совершилось вследствие сообщения с мужем; ибо сказано: прежде чем совершилось то, что ожидалось; но этого не было. Да если бы даже и ожидалось от Девы сожительство с Иосифом,- чего однакоже не могло быть по причине его старости,- то и при этом писание предупреждает, внушая нам и направляя нашу мысль так, что совершившееся тогда событие Божественного рождения может убедить в том, что муж даже и не приближался к Деве для сожительства; да и Ангел

___________________

первом случае употреблено слово ἔπλασεν, а во втором ᾠχοδμησεν. Первое слово употребляется в техническом значении о леп¬ной работе, а последнее - о постройке зданий, домов и пр.

*)То есть причащения и крещения.

266

 

 

убедил Иосифа не быть такого мнения о Деве, какое он имел. Ибо вышесказанному: прежде даже не снитися има,— в чем представляется ожидавшееся, но не совершившееся,— подобно следующее: праведен сый, искал случая не обличити ея, но тай пустити ю (Матф. 1,19), так как от обличения ее он был бы опорочен, чего однакоже не было. Так и Ангел научает его, говоря: не убойся прияти Мариам жены твоея (ст. 20), еще не бывшей женою и хотя находящейся у тебя в подозрении падения, но не таковой в действительности, каковою ты ее представляешь и прочее. Прямо вслед затем говорит: рождшееся бо в ней (ст. 20), как о рожденном уже, а далее еще: родит сына (ст. 21), как о будущем; потому что это так и было. Но это предвозвещение сделано было для уверения, равно как и то: прежде даже не снитися. И для нас достаточно, что этого отнюдь не было, дондеже роди сына своего первенца (ст. 25), что должно быть объясняемо в том же смысле, и относится к познанию дивного о Деве, удостоенной чести от Бога.

Гл. 21. Но в виду сказанного да не подумает кто либо: прежде даже не снитися има, что они потом сошлись. Этого никто не может ни указать, ни доказать, тогда как, чтобы доказать непорочное зачатие Спасителя, для этого Писание дало подтверждение. Итак: не

267

 

 

знаяше ея,— в отношении к славе; первенцем же называется Он, поелику перворожденный существует прежде бытия всех тварей и есть первородный во многих братиях, по Апостолу (Рим. 8, 29); не в отношении к происхождению от Марии, как бы от нее были еще другие дети, но в отношении к удостоившимся принять чрез Него усыновление, хотя по плоти Он истинно был Сын ее, дабы не предполагаема была одна призрачность плоти. Но и первенцем и сыном самой Девы Он называется не потому, что она, как я сказал, имела других детей. Это сходно с выражением: перворожденный, употребляемым до воплощения. Будучи истинно перворожденным Сыном Отца далеко прежде бытия всякой твари (ср. Кол. 1, 15), Он называется перворожденным не от того, что после Него от Отца родились другие; ибо у Него не было второго брата, так как Он есть единородный. Так и при явлении во плоти Он всегда был и есть на сколько первенец Марии, на столько же и единородный у Марии, не имея второго от нее брата. И пусть замолкнут измыслившие более вредное для себя, нежели полезное! Прошу, да не будет сего более, да не будет! Чтущий Господа чтит и святого; не почитающий же святого не почитает и Владыку своего. Да будет Мария сама в себе святою Девою, святым сосудом! Противное сему служит нам ко вреду, а не

268

 

 

к пользе; а нам должно рассуждать об этом благочестнее, чтобы не допустить в себе высокомерия, разномыслия и многословия; потому что за всяко слово праздное мы воздадим слово, по Писанию (Матф. 12, 36). Будем пещись о самих себе, будем всматриваться в свои дела! Не станем переносить свойственного нам на святых и не станем тем, что свойственно нам, измерять того, что принадлежит святым.

Гл. 22. Некоторые, увлекаясь и устремившись к неумеренному сладострастию и имеющие в самих себе тлетворный помысл, желают порочить и святых в видах благовидной защиты своего собственного злого и немощного помысла. Таковым Апостол говорить: я хотел бы, да вси будут, якоже и аз (1 Кор. 7, 7). Эти слова: якоже и аз, в каком ином смысле он употребляет, как не в смысле чистоты? Но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать (ст. 2). Здесь опущено местоимение. Речь здесь обличительная и более увещательная. Апостол имел в виду сказать: блудодеяния ради вашего; но опустил слово: вашего, чтобы не показаться сказавшим это для оскорбления кого-либо. А между тем это сказано было в осуждение некоторых, не хотевших служить Богу, после того, как они

269

 

 

стали жить по закону и благоразумно употреблять свой сосуд для деторождения. Так употребляли и древние отцы наши, как мы находим то в одном месте писания: и Ревекка от единаго ложа имущи (Рим. 9, 10). К изречению: от единаго, благочестно сказанному, ничего не добавлено, и тем показана праведность зачатия; ибо свидетельствуется, что Исаак после того, как получил от Ревекки двух детей (Исава и Иакова), уже более не сожительствовал с нею. Наш ум легко и охотно обращается более на дурное, нежели на необходимое, потому что наш человеческий помысл шаток и не скоро направляет стремление свое на правый путь Господень, а напротив уклоняется то направо, то налево и с трудом исполняет сказанное у Соломона: не уклонися ни на десно, ни на шуе (Притч. 4, 27). К тому же зло у нас вращается около одних и тех же помыслов и побуждает здравый ум наш вступать на иные еще пути. Поэтому должно опасаться, чтобы излишние похвалы Деве не послужили кому-либо в соблазн для нового вымысла.

Гл. 23. Произносящие хулу на Сына Божия, как мною выше было объяснено, стремились сделать Его чуждым Божества Отца по естеству. Другие же, еще иначе мыслившие, как

270

 

 

будто побуждаемые тем, чтобы возможно более почтить Его, говорили, что одно и тоже есть Отец, одно и тоже Сын, и одно и тоже Дух Святый. Но в обоих заблуждениях язва неисцелимая. Так и в отношении к святой и блаженной Приснодеве, одни дерзнули оскорблять ее, говоря, что она будто бы сожительствовала по плоти с мужем после величайшего и чистого домостроительства Господа, то есть Его воплощения. И это нечестивейшее из всех заблуждений. Но как мы узнали и дерзнувших на это и легкомысленно предавших себя греху, так с удивлением услышали и еще нечто иное. Некоторые безумствующие в мнении о самой святой Приснодеве старались и стараются ставить ее вместо Бога и говорят о ней, увлекаемые каким-то умопомрачением и умоповреждением. Рассказывают, что в Аравию принесли это пустословие некоторые женщины, пришедшие из стран Фракийских, что во имя Приснодевы они делают приношение из какого-то печенья и имеют собрания, на которых во имя святой Девы сверх всякой меры пытаются предаваться беззаконному и хульному делу и во имя ее совершают жертвоприношения чрез женщин же, что все нечестиво и беззаконно и далеко от провозвещенного Духом Святым, так что все это дело диавольское и научение духа нечистого. И на них ис-

271

 

 

полняется сказанное: отступят нецыи от здраваго учения внемлюще баснем и учением бесовским (Тим. 4, 10; сн. 1, 4. 10); будут же, сказано, служить мертвым, как и в Израиле им воздавалась честь. Так слава святых, живших в известное время направленная к Богу, послужила для других невидящих истины, поводом к заблуждению.

Гл. 24. В Сикимах, то есть в нынешнем Неаполе, тамошние жители приносят жертвы во имя Девы под тем предлогом будто бы, что и дочь Иеффая некогда принесена была в жертву Богу (Суд. гл. 11). Для обольщенных это послужило в порок идолослужения и суетного почитания. Также и дочь Фараона, которая почтила раба Божия Моисея и взяла его из воды и воспитала (Исх. гл. 2), ради соделавшегося потом славным отрока, Египтяне, сверх должного, почтили вместо Бога, и передали бессмысленным это дурное предание в виде богослужения. И покланяются они этой Фермути, дочери Аменофиса, тогдашнего Фараона, потому, как я сказал выше, что она воспитала Моисея. И многое тому подобное в мире слу-

___________________

*) Здесь разумеется Неаполь (Flavia Neapolis) Самарийский, древний Сихем. См. Иос. Флавия, О войне Иудейской I, 2. 3; Древн. IV, 8 и др.

272

 

 

жило к заблуждению обольщенных, между тем как не святые были виновниками соблазна для кого бы то ни было, а сам разум человеческий, не остающийся в спокойном состоянии, но обращающийся на лукавое. Потому умерла ли святая Дева и погребена: во славе успокоение ее, в непорочности кончина и в девстве - венец; а если умерщвлена, как написано: и душу ея пройдет оружие (Лук. 2. 35), и в таком случае с мучениками слава ее и в блаженстве святое тело ее, чрез которое Свет воссиял миру. А может быть она осталась в живых, так как не изнеможет у Бога все, что он хочет делать (Лук. 1, 37): ибо о кончине ее никому не было известно. Вообще сверх должного не должно почитать святых, но чтить Владыку их. Посему да престанет заблуждение обольщенных! Ибо Мария - не Бог, и не с неба получила тело, но от совокупления мужа и жены, и по обетованию, как Исаак, предуготована к участию в домостроительстве Божием. Пусть не приносит никто и жертв во имя ее, ибо он тем губит свою душу; но с другой стороны да не дерзает и безумно оскорблять святую Деву! Она не сожительствовала с мужем по плоти ни после, ни прежде зачатия Спасителя. Да не будет!

273

 

 

Гл. 25. Это немногое по рассуждению своему написали мы для желающих узнать истину Писания и не злоупотреблять напрасно словами, или вооружать язык свой хулением. Если же некоторые желают противиться и не принимать полезного, а напротив слушать вредное, в таком случае и нами смиренными да будет сказано: слышай да слышит, и не покаряяйся да не покаряется, (Иезек. 3, 27); пусть такой человек не доставляет труда ни Апостолам, ни нам. Ибо мы, что знали честнейшего и полезного для церкви, то и сказали о святой Деве, взывая к облагодатствованной во всем согласно с Гавриилом: радуйся благодатная: Господь с тобою (Лук. 1, 28). Если же Господь с нею, то как она может быть в ином сопряжении? Как сблизится с плотью охраняемая Господом? Святые в чести; упокоение их в славе; отшествие их отсюда в совершенстве; жребий их в блаженстве, в обителях святых; лик их с Ангелами; жизнь,- на небе; занятие,- в Божественных Писаниях; слава в нескончаемой и постоянной почести; награда во Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого и с Которым слава Отцу со Святым Духом во веки, аминь.

 

Приветствуют вас все братия. Передайте взаимно и вы наше приветствие всем нахо-

274

 

 

дящимся у вас братиям, верным, православным, которые гнушаются надменности, ненавидят общение с Арианами и наглость Савеллиан; но чтут Троицу единосущную, Отца, и Сына, и Святаго Духа, три ипостаси, едино существо, и едино Божество, кратко сказать,- едино славословие, и не колеблются в мнении о спасительном домостроительстве Спасителя нашего и о Его пришествии во плоти, но веруют в совершенное вочеловечение Христа, Который есть совершенный Бог и в тоже время совершенный человек, без греха воспринявший самое тело от Марии, принявший и душу, и ум, и все, из чего состоит человек, кроме греха; Который не состоит из двух существ, но есть единый Господь, единый Бог, единый Царь, единый Архиерей, Бог и человек, человек и Бог, не два, но един, соединенный не до слияния, ни до потери личного бытия, но так совершенно, как того требует великое домостроительство благодати. Будьте здравы!

 

Довольствуясь этим списком послания, весьма пригодным к опровержению рассмотренной ереси, и считая этого в настоящий раз достаточным, мы и эту ересь, как бы пресмыкающееся, высунувшееся из норы, с помощью Божиею преодолели посредством разумного

275

 

 

учения и могущества Божия, распространяющего в мире как бы благовоние стираксы в добродетели святых чад девства, начавшегося от святой Марии. При помощи Света, возсиявшего от нее миру, изобличивши эту ересь и показавши злой яд гибельного ее нечестия, перейдем теперь к другим ересям, чтобы, с Божиею помощью, довести до конца все это творение.

276

__________


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.