Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга первая. Об архонтиках

ОБ АРХОНТИКАХ,

двадцатой, а по общему порядку сороковой, ереси.

Гл. 1. За сифиянами следует некая ересь архонтиков; она не во многих местах появляется, а только в Палестинской области; но эти еретики перенесли свой яд местами и в великую Армению. Да и в малой Армении сии плевелы уже посеяны некоторым мужем, во времена Константия, около времени его кончины, приходившим из Армении в землю Палестинскую, по имени Евтактом (ц), лучше же сказать беспорядочным по нраву, обучившимся, а потом, по возвращении домой, и обучавшим худому этому учению. Как сказано мною, он перенял яд в Палестине, как у аспида, у некоего старца Петра, недостойно носившего имя Петра, который проживал в окрестностях Елевферополя и Иерусалима, за Хевроном в трех милях, в селении называемом Кафарвариха. Прежде всего этот старик имел странную одежду, полную лицемерия: ибо снаружи действительно облекался овчиной, а внутри, неведомо для других,

(ц) То есть, добропорядочным.

108

 

 

был хищным волком. Он казался отшельником, потому что сидел в некоей пещере, собрал многих решившихся отречься от мира, и назывался Отцом, именно же по своей старости и по наружному виду; свое имущество он раздавал бедным, и ежедневно творил милостыню. В первом возрасте он был на стороне многих ересей, но при епископе Аэтии был обвинен и обличен в том, что принадлежал тогда к ереси гностиков, и за то подвергнут извержению из пресвитерского сана; ибо когда-то был поставлен во пресвитера своего места. По обличении Аэтием, он был изгнан, и удалившись стал жить в Аравии в Кохаве; а там корень и начало евионеев и назореев, как уже замечал я о сем месте при изложении многих ересей. Но потом, как бы уцеломудрнвшись йод старость, опять возвратился, скрытно неся с собою тоже самое ядоизвержение; и это оставалось неведомым для всех до тех пор, когда, окончательно быв уличен словами, какие нашептывал в уши некоторых людей, был предан нами анафеме и обличен нашею скудостью. После того он засел в пещере, всеми брошенный с омерзением, и оставленный братством и большинством людей, имеющих попечение о своей жизни. К сему-то старику пришел вышеназванный выходец из Египта Евтакт, если только можно на-

109

 

 

звать его этим именем, и заимствовав у сего старика худое учение, приняв эту отраву, как великую куплю, перенес в свое отечество. Ибо, как я сказал, он происходил из малой Армении, а именно из мест близких к Сатале. Возвратившись в свое отечество, он многих осквернил в самой малой Армении; растлив вместе с собою некоторых богачей, одну жену члена синклита, и других замечательных людей, при помощи сих знатных мужей погубил многих в той стране. Господь скоро изгладил его из числа живых; впрочем он успел посеять свои плевелы.

Гл. 2. И сии еретики написали, вымышленные ими самими, некоторые подложные книги которых наименования таковы: именно одну называют Симфонией—малою книгою, другую Симфонией—большою книгою. Впрочем собрали у себя кучу и других разных книг, какие встречали, чтобы казалось, будто они имеют средства представить много подтверждений для своего заблуждения. Так они пользуются книгами, так называемыми, «Инородными:», ибо есть книги, так называемые; пользуются и «Восхождением Исаии», и еще некоторыми другими апокрифами; все же берут из книги называемой Симфонией. В этой книге они говорят, что есть какая-то осмерица и семерица небес, что над каждым небом есть князи, и князи на семи небесах, на каж-

110

 

 

дом по одному князю, но у каждого князя есть свой полк, а превыше всех, на восьмом небе, находится светлая Матерь, как говорят и другие ереси. И иные из них телесно осквернены распутством; а другие принимают на себя вид притворного поста и обманывают людей простодушных, под личиною монашествующих величаясь некоторым отречением от мира. Утверждают же они, как я выше сказал, будто на каждом небе есть Начало, Власть, и некоторые служебные ангельские чины, потому что каждый князь родил и сотворил для себя прислужников. Л также говорят, что нет воскресения плоти, но есть только воскресение души. Проклинают крещение, хотя некоторые между ними прежде были крещены. Отвергают причастие таинств и достоинство их, как дело чуждое, и введенное во имя Саваофа; ибо, согласно с некоторыми другими ересями, и, по мнению архонтиков, Саваоф властительствует на седьмом небе, и он сильнее прочих. Архонтики говорят еще, что душа есть пища Начал и Властей, а без нее они не могут жить, потому что душа, как происходящая от вышней влаги, доставляет им силу. Говорят также, что душа, получившая ведение и избежавшая церковного крещения и имени Саваофа, давшего закон, восходит на каждое небо и представляет свое оправдание каждой

111

 

 

власти, и так восходит к высшей Матери и к Отцу всяческих, откуда и низошла в сей мир. Я уже сказал, что архонтики проклинают крещение, как мухи умершии гнояющия елеа сладость (Еккл. 10,                        1.), по притче, сказанной о них и им подобных Екклесиастом. Ибо поистине они мухи умершии, и смерть причиняющие, и згнояющия мироварный елей сладости, то есть святые Божии таинства, дарованные нам в купели во оставление грехов.

Гл. 3. Иный, может быть, удивится тому, что даже у естествоиспытателей найдет нечто исполненное пользы, если по смышленности уподобится пчеле, садящейся на всякие прозябения, но собирающей полезное для себя. Ибо смысленный человек ни от чего не потерпит вреда, а напротив того от всего получит пользу; несмысленный же терпит вред, как и святой пророк говорит: кто смыслен и уразумеет сия? Вот слово Господа: кто у весть сия? Яко правы путие Господни., а нечестивии изнемогут в них (Ос. 14-, 10.). Ибо у так называемых естествоиспытателей находим, лучше же сказать, мы сами видим, что порода жуков, называемая у иных виларами, имеет обычай валяться в зловонии и навозе, и это для них пища и работа; а другим этаже самая грязная пища несносна и неприятна по запаху. Для пчел

112

 

 

эти навоз и зловоние—смерть, а для виларов это и работа и пища и занятие. Напротив того пчелам благоухание, цветы и благовонные смолы служат к укреплению сил, медотворению, снедению, работе и занятию; а вышеупомянутым жукам или виларам все сему подобное противно. Ибо желающий их испытать, как сказывают естествоиспытатели, если возьмет благовонной смолы, например сока бальзамного или нарда, и поднесет к жукам, то прочинит им смерть; по тому что, не вынося благоухания, они тотчас умирают. Так и эти жадные к веселости, блуду и пороку, имеют надежду на худое; а когда приблизятся к святому крещению и его благоуханию, умирают, потому что хулят Бога, и господства своею отметаются (Иуд. 8).

Гл. 4. Но мы опровергнем их одним свидетельством, или двумя. Ибо если есть, так называемые, начала и власти, то не без Бога они произошли, а особенно на небесах. Писанию свойственно говорить об Ангелах и Архангелах, не как об учиненных на противление, а напротив, того, что они служебнии дуси в служение посылаема за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14). И на земле в каждом царстве много начальств, но они подчинены одному царю. Ибо сущыя власти от Бога учинены суть, как говорит апостол.

113

 

 

Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется. Князи бо не суть против добра, но за добро, и не против истины, но за истину. Хощеши же ли, говорит апостол, не боятися власти? Благое твори, и имети будеши похвалу от него. Не бо всуе мечь носит: ибо он слуга есть, на сие самое поставленный от Бога злое творяшему (Рим. 13. 1 и.). Видишь ли, что и самая мирская власть от Бога поставлена, и получила власть действовать мечем? Не от иного кого либо, но от Бога, во отмщение. И мы но той причине, что есть начальства и власти в мире, не можем сказать, что царь их—не царь; а напротив того говорим, что есть начальства а власти в мире, и есть у них царь. Посему, как (по доказанному) на земле видим, что начальства царю не противны, но подчинены для управления всем царством, и для доброго порядка на земле, на которой бывают убийства и свары, невежество и учительство, добрые законы и преступления законов, а потому и есть власти, так что все прекрасно установлено и расноряжено Богом для устройства управления всем миром в добром порядке: так и на небе, даже там преимущественно. Там нет ни зависти, ни ревности, ни преступления закона, ни противления, ни восстания, ни клятвы, ни хищения, и ничего другого сему подобного; там и власти установлены для иного

114

 

 

действования. Для какого же? Утверждаю, что не для иного, как для стройности песнопения, для непрестающего горнего славословия, для которого независтный Бог и Царь наш восхотел даровать каждому из рожденных Им приличествующую славу, чтобы непрестанно была прославляема светлость, непостижимость и изумительность Его царства. Посему ясно заблуждение сих, не уведавших благодати Божией.

Гл. 5. Также утверждают они, как и выше мною объяснено, что диавол—сын седьмой Власти, то есть Саваофа, а Саваоф есть Бог иудеев, диавол же злой его сын и, находясь на земле, противится своему отцу. И его отец, говорят, не таков, как он, но также и не Бог непостижимый, которого называют еретики отцом, а принадлежит к Власти левой стороны. И другую опять басню говорят еретики: утверждают, что диавол, пришедши к Еве, имел общение с нею, как муж с женою, и она родила от него Каина и Авеля. Посему, говорят, восстал один на другого по ревности, которую имели между собою, не потому, что Авель благоугодил Богу, как сказует истина, а напротив того еретики говорят о сем другое вымышленное слово. Поелику, говорят, оба брата любили собственную свою сестру, то из за

115

 

 

сего Каин восстал на Авеля, и убил его: ибо, как я и прежде сказал, архонтики говорят, будто Каин и Авель родились от семени диавола. Архонтики, когда хотят кого либо ввести в обман, приводят и свидетельства из божественных книг, а именно, как и о другой ереси сказано было мною (ч): Спаситель сказал иудеям: вы от сатаны, и егда глаголет лжу, от своих глаголет: яко и отец его был лжец (Иоан. 8, 41.). Приводят же это свидетельство именно для того, чтобы можно было им сказать, что диавол есть Каин, потому что Спаситель сказал: человекоубииица бе искони (Иоан. 8, 44.), и чтобы показать, будто отец Каина диавол, а отец диавола Князь лжец. О сем же Князе неразумные, собирая хулу на свою голову, говорят, будто он есть Саваоф, почитая имя Саваоф именем некоего Бога. Но уже в изложении предшествовавших ересей нами пространно было исследовано о значении имени Саваоф и других именований, как-то: Или, Клои, Исраиль, Саддай, Еллион, Раввони, Иа, Адонай, Иаве, а именно, что все они изъясняются, как славословные именования, а не суть имена, так сказать, данные Божеству. Постараюсь же и здесь изложить истолкова-

(ч) См. выше о кайянах гл. 1.

116

 

 

ние сих именований. Исраиль значит: Бог, Елоим—Бог присно, Или—Бог мой, Саддай—довлеющий, Раввони—Господь, Иа—Господь, Адонай — Господь сущий, Иаве — Тот, Который был и есть, и всегда сущий, как истолковано Моисею: Сый посла мя, речеши к ним (Исх. 3, 14.), Еллион—Всевышний, и слово Саваоф значит: сил. Посему Господь Саваоф значить: Господь сил: ибо в Писании слова сии полагаются вместе везде, где говорится: имя Саваоф. Писание не изглашает только: сказал мне Саваоф, или: глаголал Саваоф, но прямо говорит: Господь Саваоф, ибо выражает по-еврейски так: Адонай Саваоф, а это значит: Господь сил.

Гл. 6. И напрасно они и подобные им, по ослеплению ума своего, клевещут на прекрасные изречения. У Спасителя в слове к иудеям речь и не о диаволе, как это ясным окажется всякому, следующему истине; а напротив того Спаситель сказал им сие изречение относительно Иуды. Ибо иудеи не были чадами Авраама, который, прежде пришествия Спасителя во плоти, принял Его под дубом мамврийским, а напротив того сами себя осудили на то, чтоб сделаться по предательству сынами Иуды, которого Господь именует сатаною и диаволом, когда гово-

117

 

 

рит: не дванадесяте ли вас избрах? И един от вас есть диавол (Иоан. 6, 70.). И посему, изъясняя его злонравие, Господь сказал: егда глаголет лжу, от своих глаголет; как и в другом месте Евангелие говорит: тать бе, и ковчежец Его пошаше (Иоан. 12, (6.), Посему сей-то, так названный диавол, Иуда имел отцом Каина, который ложью обманул брата своего Авеля и убил его, и на вопрос Господа: где Авель брат твой? лживо отвечал: не знаю (Быт. 4, 9.). Посему, как и следовало, и этот, нравами своими подражавший тому, кто по естеству диавол, по достоинству называется его сыном от Спасителя. Имже бо побежден кто бывает, сему и работен есть (2 Петр. 2, 19.); и каждый из нас, что бы ни совершал, как подражавший, будет иметь отцами сделавших то же прежде него. Посему ясно, что сказанное Господом изречение: вы чада есте диавола, и еще: егда глаголет лжу, от своих глаголет: яко отец его лжец, сказано о Иуде и Каине; а потом: ибо я отец его был лжец,—сказано о самом диаволе, потому что действования каждого из тех были подобны действованию диавола, ибо диавол, вложив свой дух в уста змия, говорил все лживо, и этим обольстил тогда Еву. Вот и обратилось в ничто их исполненное обмана баснотворство; хотя писание и

118

 

 

говорит, что Каин убил брага своего, потому что был от диавола (1 Иоан. 3, 12.). Ибо, как всячески доказано, Каин называется сыном диавола не потому, что, как думают архонтики, Ева, как бы но сочетанию браком и телесному общению с диаволом, зачала от его семени и родила Каина и Авеля, а напротив того по причине сходства нравов, и за подражание злонравию диавола.

Гл. 7. А еще говорят они же, что Адам, войдя в общение с Евою своею супругою, родил Сифа, естественного своего сына. И тогда, говорят еретики, вышняя сила, с служебными благому Богу ангелами, сошла и похитила оного Сифа, которого называют еще и инородным, и вознесла куда-то горѐ, и воспитывала довольное время, чтобы он не был убит; и по прошествии многого времени снесла в сей мир, и сделала его духовным и телесным, чтобы его не пересилили Каин и другие Власти и Начала миротворца Бога. Сиф, как утверждают архонтики, совсем не служил Творцу и Зиждителю, а познал неименуемую силу и вышнего благого Бога, Ему служил, и открыл многое против Творца мира, и Начал и Властей. Его же именем запечатлели и некоторые книги,

119

 

 

написанные от имени самого Сифа, говоря, что они даны Сифом; а другие книги выдают от имени его самого и семи его сыновей. Ибо утверждают, что он родил семерых, так называемых, инородных, как говорили мы и о других ересях, а именно о ересях гностиков и сифиан. Утверждают еще архонтики, что были и другие пророки:  какой-то Мартиад и Марсиан, восхищенные на небеса и чрез три дня нисшедшие. И много есть такого, что вымышлено напечатлевают архонтики, баснотворствуя, и вымышляя хулы против Того, Кто действительно есть Бог Вседержитель, Отец Господа нашего Иисуса Христа, будто Он — князь и изобретатель зла, в чем уловляются они самыми своими словами. Ибо если Он изобретатель злого и творец зла;, то как, но сказанному нами и в изложении других ересей, не окажется благим давший закон против блуда, прелюбодеяния, хищения и любостяжания? Ибо сами же они называют его Богом иудеев. А иудеям Он дал закон, в котором воспретил все то, чего изобретателем Его называют. И как может быть назван Отцом сатаны, сделавший столько вразумлений против него? И ужели чужд, так называемому еретиками, вышнему Богу, а не есть Сам Он Бог Вседержи-
 

120

 

 

тель, Царь и Бог наш, один и тот же и в законе, и у пророков, и в Евангелиях, и у апостолов, Бог Господь, и Отец Господа нашего Иисуса Христа, как ясно научает нас и Сам Господь в Евангелии, говоря: благодарю Тебя, Отче, Господи небес и земли (Матф. 11, 25.), чем показывает, что Его Отец есть Бог всего.

Гл. 8. И о воскресении мертвых, показывая, что оно будет, говорит также Господь: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Иоан. 2, 19.). Церковью же назвал Свое тело, разоряемое руками человеческими, то есть убиваемое. А тело не действительное, но мнимо являемое, каковым и называют оное сии же еретики, не могло бы быть взято руками и, по обетованию, быть воздвигнуто в третий день. Посему таковым домостроительством ясно показана непререкаемость воскресения мертвых. И душе нет нужды говорить оправдание перед каждой Властью (ибо архонтики, как сказано, вымышляют и это, но ей нужно засвидетельствовать благодеяние Господни делами и верою, как говорит и святейший Павел, пиша Тимофею сии слова: чтоб ты знал, како подобает в дому Господним ходить, иже есть Церковь Бога жива,

121

 

столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15.), которую оставив, многие в басни и буесловия уклонишася, неразумеюще ни яже глаголют, ни о нихже утверждают  (1 Тим. 1, 0. 7.), от нихже есть Фигелль и Ермоген (2 Тим. 1, 15.). А во втором послании говорит еще, что Именей и Филит о истине погрешиста (2 Тим. 2, 17. 18.). Все сии последовали той же ереси, возвещая иного Бога и родословия бесконечные (1 Тим. 1, 4.), посеявая заблуждение между людьми, и говоря, что мир приведен в бытие не Богом, но Началами и Властями, и что воскресение уже бысть (2 Тим. 2, 18.), потому что каждым из родителей произведены на свет чада, мертвым же, по их словам, воскресения не будет. Вы же, братия, взирайте на образ истины, и на обличение законопрестунности сих еретиков.

Но предполагаю, что и о сих сказано довольно; посему, оставив ату ересь, сделаю переход к следующим за нею по порядку. Одно только скажу, что она, но именованию своему от многих имен князей, является весьма подобною многоенлетенной злости пресмыкающихся: ибо ядоизвержение обмана у сих еретиков представляется как бы смесью, собранною от многих пресмыкающихся, а именно имеет смелость дракона, коварство

122

 

 

жабы, обычаи притаивать дыхание, свойственный ветону, заносчивость аконтия (ш), падкость черепокожных. Но поправь главу всех сих предложением истины, перейдем, возлюбленные, к остальным ересям, и попытаемся силою Божией открыть заблуждение каждой из них.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.