Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Общая Эфиопская литургия

4) ОБЩАЯ ЭФИОПСКАЯ ЛИТУРГИЯ.

Нет сомнения, что Африканские Эфиопы или Абиссинцы получили от Александрийской Церкви такую форму литургии, которая употреблялась в этой Церкви со времен апостольских и которая сохранилась в составе той или другой из разнообразных литургий, совершаемых у Абиссинцев ныне под разными названиями—Отцев Церкви, Апостолов и даже Иисуса Христа и св. Марии. Известная у них краткая форма литургий в Эфиопском тексте Апостольских постановлений, как сказано о ней в своем месте, между тем не представляет полного евхаристического богослужения ни в общеупотребительном ни в древнейшем виде 2); из прочих же Эфиопских литургий определенно нельзя

2) См. выше. Наст. Сбор. Вып. 3. стр. 5.

 

 

75

указать на которую-нибудь, как на самую близкую к древнейшей форме; все они носят следы позднейших изменений и дополнений по обстоятельствам времени. Но если можно судить о преимущественной близости к апостольскому преданию той или другой литургической формы по глубокому уважению к которой-нибудь из них со стороны самих христиан, владеющих ею с древних времен, и по всеобщей употребительности ее между ними, то ив всех Эфиопских литургий, которых насчитывается до двенадцати 1), в этом отношении заслуживает особенного внимания так называемая общая Эфиопская литургия.

Сами Эфиопы называют эту литургию Апостольскою, не по имени какого-либо одного Апостола, но общим именем Апостолов (Apostolorum) 2). В таком названии, конечно, выражается только уверенность их в том, что преданная Апостолами форма евхаристического богослужения сохранилась в этой литургии, хотя настоящий ее вид, по обширному развитию всех частей своих, по обилию молитв и по другим очевидным признакам, принадлежит позднейшему времени. Действительность апостольской основы в этой литургии доказывается и самым содержанием ее в главнейших частях и важнейшими евхаристическими изречениями, согласными вообще с апостольскими литургиями. Ближайшим образом она по чинопоследованию своему и по выражениям некоторых молитв представляет сходство с греческою литургией св.

1) Ренодот, упомянув, что Эфиопы имеют двенадцать литургий (Lit. О г. Coll. T. I. р. 172), кроме этой общей, начисляет (ibid. р. 498) следующие девять; 1) Иоанна Евангелиста; 2) Православных Никейских 318 отцев, 3) Св. Епифания; 4) Иакова Серугенского, 5) Иоанна Златоустого, 6) Господа нашего Иисуса Христа, 7) Св. Марии, 8) Св. Григория Богослова, 9) Диоскора.—Людольф (Comm. in. Hist. Aeth. p. 341) навивает еще две: 10) Св. Василия и 11) Св. Кирилла, и прибавляет, что все эти двенадцать литургий общи как Коптам, так и Абиссинцам, только у Коптов особенно употребляются известные три. Тоже говорят: Wansleb (Hist, de l’Egl. Alex. p. 120. и д.), Lebrtin (Explic. de la messe. T. II. p. 407) и другие.

2) Liturgia Apostolorum, у Ренодота, ibid. p. 498. Oratio Eucharistica Apostolorum, у Людольфа, ibid. p. 341.

 

 

76

Евангелиста Марка и Коптской литургией св. Кирилла Александрийского. Это обстоятельство совершенно понятно после того, как раскрыто близкое отношение этих двух последних литургий между собою и историческое происхождение Эфиопских литургий из Александрийской Церкви 1). Таким образом рассматриваемая Эфиопская литургия, при общей апостольской основе, прямо примыкает в типу Александрийских литургий. Еще частнее и определеннее объясняется ее внутренний и внешний характер сопоставлением с Копто-Иаковитскими литургиями. Существует мнение, что она находится в самой тесной связи с главнейшею из всех Копто-Иавовитских литургий—так называемою Василиевою, именно произошла от последней, как перевод от своего подлинника или копия е своего оригинала. Это мнение основывается на количественном равенстве их содержания, на одинаковости постепенного хода их чинопоследований, на весьма близком и почти буквальном сходстве некоторых молитв той и другой 1). Нельзя не признать справедливости изложенных оснований такого мнения, ясно представляющихся при сличения текстов обеих литургий; но так как Коптская Василиева не имеет самостоятельности, а составлена из разных древних литургий после времени св. Василия великого, которого имя она носит не по всей справедливости 3), и так как между ею и общею Эфиопскою есть и разности довольно значительные (напр. в самых важных изречениях при освящении св. даров нет буквального сходства), то необходимо ограничить упомянутое мнение; не отвергая совершенно влия-

1) Бунзен излагает все эти три литургии параллельно и находит у них много общего. Hippol. В. II. р. 465—498.

2) Об отношении Коптской Василиевой литургии к Эфиопской Ренодот в одном месте выражается так: ex illa expressa est Aethiopica communie (T. J. p. 172); в другом: ex ea composita est Aethiopum liturgia (ibid. p. 524); a в предварительном рассуждении о Коптских Александрийских литургиях прямо говорит: canon generalis Aethiopum, qui communem liturgiae formam continet, Basiiianae liturgiae Copticae quaedam liberior versio est (ibid p. XCV1).

3) См. выше, стр. 48. и Вып. 2. стр. 81.

 

 

77

ния полнейшей и общеупотребительнейшей Коптской литургии (какова Василиева) на общую Абиссинскую вследствие продолжительной зависимости Абиссинской Церкви от Копто-Иаковитской, точнее надобно сказать, что Эфиопская литургия, произшедши из одного с Коптскою Василиевою источника, именно Александрийской Марковой или Кирилловой литургической формы, могла в последствии времени дополняться и видоизменяться в несущественных частях и второстепенных молитвах с некоторою зависимостью, впрочем не рабскою и безусловною, от так называемой Василиевой Коптской литургии 1). Этим объясняется, почему Абиссинцы не называют своей общей литургии Василиевою, несмотря на ее сходство с последнею, и еще признают другую с именем Василия; и сам Ренодот, решительно утверждающий упомянутое мнение, вообще об Эфиопских литургиях в одном месте замечает: «в литургиях их (Эфиопов) есть многое такое, что иначе не может быть объяснено, как по кафолическому учению об Евхаристии, т. е. призывание Святого Духа, которое все они представляют, и преимущественно то особенное исповедание (confessio) пред причащением которое они приняли от Александрийской Церкви 2).

Это замечание ученого Ренодота во всей силе относится в рассматриваемой Общей Эфиопской литургии по тому значению, какое она имеет между всеми прочими Эфиопскими литургиями и в тамошней церковной практике. Она названа общею как потому, что может совершаться и совершается во все дни года, между тем как прочие совершаются только в особых случаях, так и по-

1) Зависимость этой литургии от так называемой Василиевой, употребляемой у неправославных Коптов-Иаковитов, была причиною того, что в нее вошло несколько мыслей, выраженных неточным образом и подавших повод причислять Абиссинцев к Иаковитам, как увидим ниже. Cp. Binterim. Die Vorzügl. Denkwürdigk. B. IV. T. 2. p, 266. Вероучение и богосл. Египет. Христиан (Коптов). А. П. У. СПБ. 1856. стр. 24 и д. Современный быт Иаковитов. Софонии Еп. Новомир. Одесса 1866 стр. 33. Восток Христианский. Богослуж. Абиссинов. Еп. Порфирия Усп. Киев. 1869. стр. 67 и дал.

2) Praefatio к T. I.

 

 

78

тому, что из ней заимствуются при совершении прочих Эфиопских литургий некоторые части или некоторые молитвы, недостающие в них 1). Она отличается особенною полнотой священнодействий и молитв, предваряющих самое совершение таинства Евхаристии, сопровождающих его и последующих за ним, так что в настоящем своем виде не может быть признана очень древнею. Все вставки позднейшего времени, какие замечаются в других древних литургиях, в ней также находятся и доказывают постепенное ее дополнение и распространение. Она представляет, кроме того, в сравнении с ними ту особенность, что, составляя общую форму евхаристического богослужения, из которой делаются заимствования для других случаев, содержит в себе даже избыток частных молитв, которые вероятно не все произносятся при каждом служении этой литургии. Так о некоторых из предварительных молитв замечают 2), что они не относятся собственно к ежедневному богослужению, хотя и внесены в список этой литургии, но составляют отдельные молитвословия, произносимые при освящении новых принадлежностей литургии, каковы молитвы над дискосом, потиром, лжицею и звездицею, которые действительно по содержанию своему таковы, что могут, быть читаемы при освящении этих предметов, когда они вновь устрояются для священного употребления. Во всяком случае, как эти второстепенные священнодействия с своими молитвами, так, и существенные части литургии, сохранившиеся в рассматриваемом литургическом списке у народа, издавна, живущего отдельною от вселенской Церкви жизнью, своим замечательным согласием с православною восточною литургией представляют убедительное доказательство глубокой древности и вселенского авторитета этой последней.

1) Generalis vocetur, omnibus indifferenter festis usurpanda, говорят Людольф в ук. соч. р. 330. Cum ex illa peti debeant, quae omnibus aliis aeque conveniunt, говорить Реяодот в ук. соч. T. 1. р. 523.

2) Ренодот, ibid. р. 525.

 

 

79

В первый раз Эфиопская литургия издана в Риме в 1548 году Абиссинским Архимандритом Петром, называвшимся по-Абиссински Тесфа-Сион, с Латинским переводом, сделанным учеными его сотрудниками; причем ими дано было ей и самое название общей (canon universalis) по вышеизясненным причинам. Но так как этот перевод частью по недостаточному знанию Эфиопского языка переводчиками, частью по незнакомству западных ученых с обрядами и богослужебною терминологией восточной Церкви, оказался не совсем правильным, то Ренодот вделал новый перевод этой литургии с Эфиопского на латинский язык, и издал его в своем Сборнике восточных литургий с объяснительными примечаниями 1). Затем были и другие издания как прежнего, так и нового перевода, начиная с Брюссельского 1550 года до Бунзенова 1858 г; Настоящий русский перевод сделан с Латинского языка при сличении упомянутых изданий.

 

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЭФИОПСКОЙ ЛИТУРГИИ.

 

Собеседование (с Богом) пред началом Литургии.

Аллилуия. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем (Псал. Г, 8).

Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, потому что Ты услышал, слова уст моих (Пс. CXXXVII, 1).

Пред Ангелами буду петь Тебе, поклонюсь пред святым храмом Твоим (Пс. СХХХVII, 1. 2).

Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются (Пс. СХХХI, 9).

1) Tom. 1. р. 496—545. Binterim. ук. соч. рад. 269. Augusti, Denkwürd В. IV. р. 347.

 

 

80

Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега (Пс. L, 9).

Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня (Пс. L, 4); и от умыслов удержи раба Твоего (ΧVIIΙ, 14).

Хлеб небесный дал им; хлеб ангельский ел человек (Пс. LXXVII, 24. 25).

Буду омывать в невинности руки мои, и обходить жертвенник Твой, Господи (Пс. ΧΧV, 6).

Я обошел бы и принес бы в Его скинии жертву славословия (Пс. ΧΧVΙ, 6) )·

Ты приготовил предо Мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою, и чаша моя преисполнена (Пс. XXII, 5); чашу спасения прииму, и имя Господне призову (Пс. CXV, 4); о Господи, спаси же! О Господи, споспешествуй же! (Пс. 0ΧVΠ, 25).

Благословен грядущий во имя Господне; благословляем вас из дома Господня (Пс. 0, 26). Аминь.

Радуйся святая Церковь, огражденная стеною, испещренною Маргаритами и топазом. Ты—ковчег из чистого золота, в котором сокрыта манна, хлеб сходящий с неба и дающий жизнь всему миру.

Прежде всего священник произносит следующие молитвы о церкви и алтаре.

Господи Боже наш, Ты—один святой и даровавший всем святость невидимою силою Твоею. Просим и умоляем Тебя, Боже, ниспошли Духа Твоего святого на сию Церковь и на сей алтарь, и на все сосуды его. Освяти их, чтобы совершилось в них славное таинство Твое. И ныне благослови, освяти и очисти нас от всякой скверны и плотской нечистоты, и да не останется затем ничего из нечистого греха; но соделай нам сию Церковь и сей алтарь сосудом избранным и драгоценным, как серебро очи-

1) По переводу 70 Толковников.

 

 

81

щенное и светлое, и даруй, чтобы совершилось в них приношение Евхаристии, Отец, Сын и Дух Святой, ныне и всегда и во веки веков Анин.

Молитва пред приготовлением алтаря 1) и поставлением на нем священным сосудов.

Господи Боже, знающий сердца всех, святой почивающий во «витых, который один можешь даровать оставление грехов. Ты знаешь, Господи, что я недостоин сего святого служения Твоего, и нет у меня такого дерзновения, чтобы приступить и явить лице мое пред святою благодатию Твоею. Итак Ты, по множеству милости Твоей, пощади меня грешного и непотребного; даруй мне найти милость в сей час; и пошли мне свыше силу Твою, чтобы мне сделаться достойным совершить святую службу Твою по воле Твоей, и да будет сей фимиам к благоволению сердца Твоего, в приятное благоухание. Q Ты, Господи Иисусе Христе, будь с нами и благослови нас; ибо Ты—отпуститель грехов наших и свет душ наших, жизнь наша, сила наша и обновитель наш, и Тебе мы возносим хвалу во веки веков. Аминь.

Молитва над дискосом 2).

Господи Боже наш Иисусе Христе, распростерший руки Твои на дереве святого Креста, простри ныне руку Твою над сим дискосом, благослови, освяти и очисти его, чтобы священнодействовалось в нем святое тело Твое в сей святой апостольской церкви; ибо Тебе слава с Отцом Твоим и святым Духом Твоим, ныне и во веки веков. Аминь.

Молитва над чашею 3).

Боже наш Иисусе Христе, воистину истинный Бог, которого Божество, когда Ты сделался человеком, никогда не отделялось от человечества, который добровольно пролил кровь Твою на

1) Т. е. жертвенника.

2) В латинском: patena.

3) Calix, т. е. потир.

 

 

82

Голгофе, простри руку Твою над сею чашею, и благослови ее, освяти и очисти, чтобы священнодействовалась в ней святая кровь Твоя в сей святой апостольской церкви; ибо Твоя слава с Отцом Твоим и Святым Духом, и пр.

Чистота, благословение и сладость пиющим от крови Твоей драгоценной, истинной. Аминь.

Молитва над лжицей с крестом.

Боже, Боже наш, соделавший раба Твоего пророка Исаию достойным видеть Серафима, в руке которого были клещи, которыми он взял уголь с жертвенника и прикоснулся им к устам его (Ис. VI, 6), простри руку Твою над сею лжицею с крестом, для преподавания тела и крови единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и ныне благослови, освяти и очисти ее, и даруй ей силу и славу, какую Ты дал клещам Серафима; ибо Твоя слава и пр.

Молитва над звездицей 1).

Господи Боже наш, сказавший Моисею рабу Твоему и пророку: сделай Мне драгоценные сосуды и поставь их в скинии (Исход. XXV—XXVII), на горе Синайской, ныне, Господи Боже наш всемогущий, простри руку Твою на сию звездицу, и исполни ее силы, крепости и благодати святого Духа, в славу Твою, чтобы священнодействовалось в ней тело единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, в сей святой апостольской церкви; ибо Тебе слава и пр.

1) Arca, с изъяснением переводчиков: sive discus major, под чем разумеется ковчег или большой сосуд, в который, может быть, ставится дискос и потир вместе, как думал Ренодот, заметив, что такая молитва составляет особенность Эфиопской церкви и не находится в Александрийской (I) 525). Но сам Ренодот тут же прибавляет, что употребленное в этом месте эфиопское слово недостаточно понятно. Вероятно, нужно перевести: arcus, дуга, и разуметь звездицу, которая полагается на дискосе, тем более что в самой молитве говорится о священнодействии в ней или под нею одного тела Господнего.

 

 

88

Тогда, делая знамение креста, священник говорит:

Сила, благословение, озарение и освящение святой Троицы да будет сей церкви благословенного города N (такого-то). Аминь.

Молитва приношения 1).

Господи Боже наш, принявший жертвоприношение от Авеля на поле, от Ноя в ковчеге, от Авраама на вершине горы, от Илии на горе Кармиле, от Давида на гумне Орны Иевусеянина и лепты вдовицы в святилище, приими также приношение и жертву рабов Твоих, которую они принесли святому имени Твоему, и да будет в оставление грехов их и грехов народа Твоего, и воздай им благим воздаянием в сем и будущем веке, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Молитва, когда смешивается вода с вином.

Христе, воистину Бог наш, пришедший на брав, когда пригласили Тебя, в Кане Галилейской, и благословивший его и претворивший воду в вино, соделай также и с сим вином, предложенным предо мною, благослови и освяти его, чтобы оно было в радость, веселие и жизнь душам и телам нашим, и чтобы всегда были с нами Отец, Сын и Дух святой; ибо у нас нет иного Бога кроме Тебя. И исполни также вино сие веселия и радости в сладость, жизнь, спасете, мудрость и разумение святого Духа, ныне и всегда и во век. Аминь.

Благословен Господь Бог Отец всемогущий, благословен единородный Сын Иисус Христос, родившийся от Девы Марии; благословен Дух Утешитель, Бог наш, которым, Отцу и Сыну и святому Духу, принадлежит истинная держава во веки веков. Аминь.

1) Illationis, т. е. проскомидии. Ренодот разумеет под этим словом перенесение св. даров из предложения в алтарь, т. е. великий вход, но такое толкование здесь неуместно по чину священнодействия; и самая молитва в настоящем месте отличается от молитвы приношения, читаемой после великого входа, хотя может иметь одинаковое с нею заглавие. Ср. Сирск. Литург. Ов. Иакова и греч. Лит. Св. Василия. Вып. II, стр. 11 и 63.

 

 

84

Потом (священник) повторит над чашею молитву: Господи Боже наш, принявший и пр. Как выше во время приношения жертвы.

Священник, воздев руки горе, впрочем, не выше головы, на распев говорит:

Один Отец свят, один Сын свят, один Дух свят. Хвалите Господа все народы, прославляйте Его все племена: ибо велика милость Его к нам, и истина Господня пребывает во век (Псал. СХVI, 1, 2). Слава Отцу и Сыну и святому Духу; ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Диакон говорит:

Встаньте на молитву.

Священник.

Мир всем вам.

Народ.

И с духом твоим.

Диакон опять.

Встаньте на молитву.

Священник.

Мир всем вам.

Народ.

Господи помилуй нас. С духом твоим.

Священник говорит молитву благодарственную:

Будем благодарить благодетеля нашего, Господа милосердого, Отца Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, что Он покровительствовал нам, помог, и сохранил, и помиловал нас, сподобил приступить к Нему, принял нас, укрепил и умножил нас, даже до сего часа. Помолимся же Ему опять, чтобы Он сохранил нас в сей святой день и во все дни жизни нашей в мире, всемогущий Господь Бог наш. Молитесь.

Священник.

Господи, Господи всемогущий, Отец Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодарим Тебя о всем, за все и во всем,

 

 

85

что Ты покровительствовал нам, помог нам, сохранил нас и помиловал нас, принял, укрепил И умножил нас даже до сего часа.

Диакон.

Просите и молитесь, чтобы Господь помиловал нас и пощадил нас, и принял молитву и моление, которое бывает за нас от святых Его, чтобы, всегда оказывая благоволение в нам, Он соделал нас достойными принятия и причащения благословенного таинства, и отпустил нам грехи наши.

И скажет весь народ трижды.

Господи помилуй.

Священник. Чтобы нам проводить сей святой день и все дни жизни нашей в жире со страхом Твоим; всякую зависть, всякое лукавство и всякое действие сатаны, всякое ухищрение нечестивых людей и нападение врага тайное и явное удали и отгони от меня и от всего народа Твоего и от сего святого места Твоего; а что добро и прекрасно, то даруй нам повелением Твоим; ибо Ты даровал нам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию (Лук. X, 19). И не введи нас, Господи, в искушение, но избавь и отведи нас от всякого зла, благодатию, милосердием и человеколюбием единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, чрез Которого (и) с Которым и со святым Твоим Духом Тебе приличествует слава и держава, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Молитва о принесших дары.

Еще помолимся всемогущему Богу, Отцу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, о тех, которые принесли дары в единой, соборной, святой церкви, приношения, начатки, десятины в благодарность и для поминания, много или мало, явно или тайно, равно и о тех, которые хотели принести, но не могли; да будет принято обещание и желание всех на небе духовном, и да ниспошлет

 

 

86

благодать благословения на всякое дело Господь Бог наш, Которому принадлежит держава.

Диакон.

Молитесь о тех, которые принесли дары.

Священник. Господи Боже всемогущий, просим и молим Тебя о тех, которые принесли дары в святой, единой и соборной церкви, много или мало, явно или тайно, и о тех, которые хотели (принести), но не могли; да будет принято обещание и желание всех; даруй им награду, и да подастся им сугубое благословение от Тебя чрез единородного Сына Твоего, чрез Которого и с Которым и со святым Духом Тебе слава и держава, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Молитва приношения таинственного.

Господи Иисусе Христе, которого существо не сотворено, чистое Слово родителя )... Отцу и святому Духу равный, Ты — живой хлеб, сшедший с неба, Который прежде был (Сам) в образе непорочного агнца (закланного) за жизнь мира 2); ныне просим и умоляем благость Твою, Человеколюбец: яви лице Твое над сим хлебом и над сею чашею, которые мы предложили на сем духовном жертвеннике Твоем; благослови, освяти и очисти их, и преломи сей хлеб, чтобы он стал чистым телом Твоим, а смешанное в сей чаше — драгоценною кровию Твоею, и да будут они для всех нас жертвою в исцеление и спасение нашей души и тела; ибо Ты—Царь всех нас, Христе Боже наш, и Тебе мы возносим священие, славу и поклонение, и вместе бла-

1) В подлиннике недостает несколько слов, которые могут быть восстановлены из Коптской литургии св. Василия, где читается молитва, почти буквально сходная с настоящею и помещенная в том же месте чинопоследования под заглавием: молитва приношения или предложения хлеба и чаши; в ней говорится: Слово Бога Отца, единосущное и совечное Ему и Святому Духу. Renaud, ibid. р. 3 и 526.

2) Яснее выражена эта мысль в сходной молитве Коптской литургии св. Василия: Который предупредил нас и положил душу Твою совершенную и непорочную за жизнь мира. Ibid.

 

 

87

гому Твоему Отцу небесному, и Духу Твоему святому, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Диакон.

Поклонитесь Богу со страхом.

Народ.

Покланяемся Тебе, Господи, и славим Тебя.

Священник произносит разрешительную молитву 1), к Сыну.

Господи Иисусе Христе, единородный Сын, Слово Бога Отца, расторгший с нас все узы грехов наших спасительным и животворящим страдател Твоим, дунувший на святых Твоих учеников и чистых апостолов, сказав: приимите Духа Святого; кому простите грехи, тому простятся, и на ком оставите, на том останутся (Иоан. XX, 22. 23), Ты, Господи, ныне чрез чистых Твоих Апостолов дал благодать священникам, чтобы они совершали тоже в святой церкви Твоей, и отпускали грехи на земле во всякое время, и связывали и разрешали все узы неправды. Посему и ныне просим и умоляем благость Твою, Человеколюбец, всем рабам Твоим, отцам и братиям моим, и мне рабу Твоему Тесфа-Сиону 2), и всем, которые приклонили выи свои пред святым алтарем Твоим, сделай доступным путь милосердия Твоего; рассеки и расторгни все узы грехов наших, которые мы совершили пред Тобою, Господи, с ведением или без ведения, по злобе сердца или по слабости, словом (или делом) 3), по малодушию или по лукавству; ибо Ты,

1) Т. е. молитва о разрешении от грехов. По замечание Ренодота (I, р. 199 и 527) эта молитва как у Коптов, так и Абиссинцев, читается не служащим литургию, но другим священником, или игуменом, или архимандрит том, или епископом, присутствующим при литургии, и только в их отсутствие самим служащим, и ведет свое начало от молитвы в греческой литургии св. Марка под заглавием: молитва входа и на фимиам. См. выше стр. 23.

2) Слова: и мне рабу Твоему Тесфа-Сиону, вероятно вставлены в список литургии первым издателем ее, Абиссинским архимандритом Петром, по прозванию: Тесфа-Сион. См. предисловие.

3) Пропуск в латинском слове: или делом очевидец как по смыслу

 

 

88

Боже, знаешь немощь человеческую. О благий, любящий род человеческий и всех, Господи, даруй нам оставление грехов наших, благослови нас, освяти нас, очисти нас, благоухание даруй нам, избавь нас и разреши нас.

Разреши, Господи, патриарха нашего Авву N (такого-то), и святого и блаженного митрополита нашего авву N (такого-то). Разреши, Господи, царя нашего. Помяни, Господи, души отцев наших, рабов Твоих: Аввы Матфея и сотрудников его, аввы Саламы, аввы Иакова, аввы Варфоломея, аввы Михаила, аввы Исаака, аввы Иоанна, аввы Марка.

Помяни, Господи, царей Эфиопии, Авраама и Азбея, Халева, Габра—Маскала, Константина, Фрессеная, Дагна-Михаила, Навви—Христоса, Дегба — Сиона, Хамда — Сиона, Давида, Феодора, Исаака, Андрея, Хамад—Иисуса, Зара—Иакова, Беде—Мариама, Александра, Хамда—Сиона, Наода, Лебан—Данжиля.

Разреши, Господи, отцов наших, авву Антония и авву Макария. Помяни, Господи, душу отца нашего, раба Твоего Текла— Хайманота, со всеми сынами его. Еще помяни, Господи, отца нашего Евстафия и всех сынов его, и весь народ 1).—Помяни их, Господи, и насади в них страх имени Твоего и нас направь к исполнению воли Твоей; ибо Тебе принадлежит честь и слава, ныне и всегда во веки веков. Аминь.

Рабы Твои, служащие сегодня, священник, диакон, причт и народ, и я смиренный раб Твой, грешный и непотребный, да будут разрешены устами святой Троицы, Отца, Сына и святого Духа, и именем Марии, второго неба и достопочитаемой заступ-

речи, так и по сравнению этой молитвы с подобною ей в Коптской литургии св. Василия. Renaud. I, 4.

1) Из упомянутых здесь священнослужителей, царей и основателей пустынножительства, многие неизвестны во всеобщей гражданской и Церковной истории, так что имена их с большею или меньшею точностью сохранились только в настоящем памятнике, а другие только догадочно отождествляются с общеизвестными историческими лицами (напр. Авва Салама—св. Фрументий). Benaud I, 528—580.

 

 

89

ницы, и устами сей соборной и апостольской церкви, устами пятнадцати пророков и двенадцати сынов их, устами двенадцати апостолов. и седмидесяти учеников и пятисот общников их, также устами отца нашего, богоглаголивого, Марка: евангелиста, апостола и мученика, устами святого патриарха Севера, святого Афанасия, святого Иоанна Златоустого, святого Кирилла, святого Григория, святого Василии, и устами трехсот восемнадцати православных, собиравшихся в Никее, равно как ста пятидесяти (собиравшихся) в Константинополе и двухсот пятидесяти (собиравшихся) в Ефесе, устами патриарха нашего аввы Гавриила и митрополита нашего аввы N (такого-то), также и устаю меня, грешного и непотребного раба Твоего, да будут разрешены устами святой Троицы, Отца и Сына и святого Духа; ибо исполнено величия и славы имя Твое, ныне и всегда и во веки веков. Аминь 1).

Священник произносит молитву фимиама. Здесь священник влагает фимиам (в кадильницу), и вместе упоминает о начале дней и ночей, или новолуниях, и праздничных днях, также совершает поминовение жилых и умерших, потом говорит:

Благословен Отец всемогущий, во век. Благословен Сын единородный, Иисус Христос, вочеловечившийся от святой Девы Марии. И благословен Дух святой утешитель, Бог наш. В приятное благоухание святой Троице, Богу нашему.

Когда же священник будет кадить на алтарь, то скажет:

Аллилуия Отцу; аллилуия Сыну; аллилуия Духу святому, ныне и всегда во вежи веков. Аминь.

Боже наш вечный, первый и последний, безначальный и бес-

1) Включение еретика Севера в число святых мужей (если только действительно он разумеется здесь, как полагают, Renaud. I, 530) и упоминание только о трех первых вселенских соборах доказывают влияние Коптских Иаковитов на эту Эфиопскую литургию.

 

 

90

конечный, великий в советах своих, могущественный в делах своих и мудрый в деятельности своей, вездесущий, просим и умоляем Тебя, Господи, будь с нами в сей час, яви лицо Твое на нас, будь с нами и посреди нас, очисти сердца шипи и освяти души наши, истреби нечестие наше и отпусти грехи наши, которые мы совершили волею или неволею, и сподоби нас принести Тебе приношение разумное и жертву благодарственную и духовную, войти внутрь Святого Святых.

Помяни, Господи, единую святую апостольскую церковь, которая существует от концов до концов мира.

Помяни, Господи, патриарха нашего авву N (такого-то) и святого и блаженного митрополита нашего авву N (такого-то), и всех патриархов, митрополитов, епископов, священников и диаконов.

Помяни, Господи, и царя нашего N (такого-то).

Помяни, Господи, отцов и братий наших, усопших и упокоившихся в вере православной.

Помяни, Господи, собрание наше и благослови тех, которые находятся в нем, до конца.

Священник.

Поклонимся Отцу и Сыну и Святому Духу, единому в Троице; говорится трижды.

Народ повторяет тоже трижды.

Священник.

Радуйся святая церковь, обитель мира. Радуйся Дева Мария, матерь Божия; ты—золотая кадильница, носившая горящий уголь. Благословен тот, кто принимает Его из святилища, Его, который отпускает грехи и истребляет беззакония (Псал. XXXI, I.), который есть Господь Бог, Слово от тебя воплотившееся, который принес себя Отцу своему в прекрасное благоухание и многоценную жертву. Покланяемся Тебе, Христе, с Отцом Твоим благим и милосердым, и с Духом Твоим святым и животворящим; ибо Ты пришел и спас нас.

 

 

91

Священник повторяет еще дважды: радуйся Святая Церковь, когда кадит фимиамом.

Сослужитель 1) священника пред чтением послания Павла говорит:

Премудрый Господи и податель мудрости, открывший нам то, что было покрыто глубоким мраком, и великою силою Твоею даровавший проповедникам слово утешения; Ты, по великой Твоей благодати, призвал Павла, который прежде был гонителем, и сделал его сосудом избранным, и благоизволил о нем, чтобы он был апостолом, проповедником и провозвестником Евангелия царства Твоего. Христе Боже наш, просим и умоляем Тебя, любящего род человеческий, даруй нам, разумение, познание и непреходящее ведение, чтобы нам разуметь и постигать святые писания, которые читаются пред Тобою; и как он сделался подобным Тебе по подражанию, о Виновник жизни, так и нас соделай достойными подражать ему и ходить путями его, и прославлять святое имя Твое и хвалиться драгоценным крестом Твоим во всякое время; ибо Тебе приличествует держава, сила, величие, власть великая и слава во веки веков. Аминь.

Диакон пред чтением послания говорит:

От Павла, раба и апостола Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, призванного, избранного и отделенного на проповедь святого Евангелия, чтение послания N (такого-то). Молитва его и благословение да будет с нами. Аминь.

И после чтения (послания) Павла диакон скажет: Благодать Отца, любовь Сына и дар Святого Духа, сшедшего на благословенных и чистых апостолов в горнице святого

1) Соadjutor. Здесь разумеется не диакон, как видно из самого названия и из того, что слова диакона излагаются ниже, но другое священнодействующее лицо, как можно заключать из Коптской литургии св. Василия, где пред тою-же молитвой говорится: если будет с ним сослужащий священник (Socerdos socius), тот прочитает ее. Ronaud. I, 5.

 

 

92

Сиона, да усугубится на нас, христианском народе, во веки веков. Аминь.

Святой Апостол Павел, благий служитель, врач немощных, ты получил венец; проси и моли о нас Христа, чтобы Он спас души наши по множеству милости святого Иго имени.

Священник.

Мир всем вам.

Потом повторяет молитву, которая изложена выше. Боже наш вечный, и пр.

Священник сослужащий 1) пред чтением апостола или послания из соборных 2), скажет:

Сие чтение из послания N (такого-то) ученика и апостола Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа; молитва его и благословение да будет с нами. Аминь.

После чтения соборного послания диакон скажет:

Братия мои, не любите мира, ни того, что в мире; ибо все, что в мире, есть похоть очей, похоть плоти и надменность от богатства; сие не от Отца, но от мира; мир же проходит и похоть его; а кто исполняет волю Божию, тот пребудет во век (I Иоан. II, 15—17).

Народ.

Святая Троица, единая в существе Твоем, сохрани собрание наше ради святых и избранных учеников Твоих; утешь нас милосердием Твоим; ибо свято имя Твое.

Диакон.

Встаньте на молитву.

1) Assistens—тоже, что coadjutor. Renaud. 1, 527.

2) В древние времена Церкви при каждом служении литургии было много чтений из Св. Писания Ветхого и Нового Завета (ср. Вып. 1, стр. 96 и 159). Между прочим, читались после посланий апостола Павла соборные послании апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды, из особого сборника, называемого Καθολικόν. Renaud. I. 210.

 

 

93

Священник.

Мир всем вам.

Народ.

И с духом твоим.

Священник.

Господи Боже наш, открывший святым апостолах Твоим таинство славы Христа Твоего, и даровавший им великие и бесчисленные дары, которые приличны благодати Твоей, и пославший их проповедывать во всех концах мира богатство сокровенной благодати Твоей и милосердия Твоего, — и мы, Господи, просим и умоляем Тебя, соделай нас достойными наследия и общения с ними, чтобы нам идти путями их и следовать по стопам их. И сподоби нас всегда подражать им и укрепляться в любви их и сделаться участниками трудов их в истинном богопочитании. И сохрани, Господи, святую Церковь Твою, которую Ты основал чрез них, и благослови овец паствы Твоей. Умножь виноград сей, который насадила святая десница Твоя (Псал. LXXIX, 16), чрез Иисуса Христа Господа нашего, чрез которого Тебе и с ним и со святым Духом слава и держава, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Священник кадит фимиамом и говорит:

Господи Боже наш, принявший жертвоприношение Авраама, отца нашего, вместо Исаака сына его, послав ему агнца вместо сего, приими, Господи, также и от меня сие благоухание фимиама и ниспосли за него свыше богатство благодати и милосердия Твоего, и даруй нам быть чистыми от всякого зловония греха, и соделай нас достойными служить в святом святилище Твоем, о Человеколюбец, в чистоте и правде и радости во все дни нашей жизни.

И еще скажеш: помяни и; пр. Радуйся и пр.

Деяния служителей сей проповеди, отцев наших апостолов, чистых и исполненных благодати, избранных и праведных, ода-

 

 

94

ренных благодатию Святого Духа; молитвы и благословения их да сохранят всех нас христиан во веки веков. Аминь.

И после чтения Деяний апостольских священник говорит: Слово Божие весьма возросло в Церкви святой и умножились уверовавшие в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа (Деян. VI, 7). Ему слава во веки веков. Аминь.

Свят, свят, свят Бог Отец всемогущий. Свят, свят, свят Сын единородный, живое Слово Отца. Свят, свят, свят Дух Святой, всемогущий.

Диакон:

Встаньте на молитву.

Народ.

Господи помилуй 1).

Священник:

Мир всем вам.

Народ.

И с духом твоим.

Священник,

Господи Боше наш, Иисусе Христе, сказавший святым ученикам Твоим и чистым апостолам Твоим: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Матф. XIII, 17), и также: блаженны очи ваши, что видят, и уши ваши, что слышат (ст. 16), соделай и нас достойными слышать и исполнять слова святого Евангелия Твоего, по молитвам святых Твоих.

Диакон

Молитесь о святом Евангелии.

Священник пред чтением Евангелия говорит: Благословлю Господа во всякое, время, хвала Ему непрестанно

1) В подлиннике κύριε ἐλεησον,—слова, оставленные без перевода с греческого языка.

 

 

95

в устах моих; Господом будет хвалиться душа моя (Псал. ХХXIII, 2. 3). Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Встаньте, слушайте святое Евангелие, проповедь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Священник.

Еще помяни, Господи, тех, которые просили наших молитв и молений пред Тобою. Также молим Тебя, Господи, о тех, которые прежде почили, даруй им покой, и немощных исцели; ибо Ты—жизнь и надежда всех нас, воскресение и покров, и Тебе мы будем возносить благодарность до высоты небесной во веки веков. Аминь.

Священник, обратившись к народу, скажет:

Господь свыше да ниспошлет благословение на всех нас, народ христианский, и да соделает вход наш в сей святой церкви вместе с святыми ангелами, которые всегда покорны Ему и прославляют Его во всякое время, во веки веков. Аминь. Священник трижды кадит на Евангелие, и потом провозглашает его народу, говоря.

Святое Евангелие, которое проповедал или возвестил N (такой-то), слово Сына Божия.

Народ.

Слава Тебе всегда, Христе Господи и Боже наш. Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова; возьмите псалом, и дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтырью (Псал. LXXX, 2. 3).

После Чтения Евангелия народ говорит:

Херувимы и Серафимы горе воссылают Ему славу.

Потом скажут:

Свят, свят, свят Вседержитель; полны небеса и земля святой славы Его.

Диакон.

Встаньте на молитву.

 

 

96

Священник.

Мир всем вам. Еще помолимся всемогущему Господу, Отцу Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Просим и умоляем благость Твою, Человеколюбец: помяни, Господи, мир Церкви святой, единой, соборной и апостольской,—

Диакон.

Молитесь о сей Церкви святой, единой, соборной и апостольской, православной, в Господе.

Народ.

Господи Боже наш, даруй нам мир; Христе Царь наш, помилуй нас.—

Священник.

которая простирается от концов до концов мира, (помяни) весь народ и всю паству, и благослови их; мир с небес пошли на все души наши; мир жизни нашей благостно даруй нам в ней. Будь милостив, Господи, к царю нашему Клавдию 1), вельможам, судьям, и войскам их, и в собравшимся около нас как внутри, так и вне. Укрась их всяким миром, Царь мира; даруй нам мир, как все Ты даровал нам. Сохрани нас, Господи,—ибо иного, кроме Тебя, мы не знаем; Твое святое имя возвещаем и призываем,—чтобы душа наша жила в Духе Святом и смерть греха не преобладала нами рабами Твоими и всем народом Твоим.

Молитва об архипастырях.

Еще помолимся всемогущему Богу, Отцу Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Просим и. умоляем благость Твою, Человеколюбец: помяни, Господи, отца нашего досточтимого патри-

1) Собственное имя царя, вставленное в литургическую форму, принадлежит тому времени, когда писан ее список, или когда он первый раз издан в печати.

 

 

97

арха нашего авву Гавриила 1) и святого и блаженного митрополита нашего. N (такого-то).

Диакон.

Молитесь об архипастырях, патриархе нашем Авве, IV (таком-то), господине, архиепископе великого города Александрии, и митрополите нашем Авве N (таком-то), и всех епископах, священниках и диаконах православных.

Священник.

Сохраняя сохрани их нам на многие годы и спокойные дни в правде и мире, чтобы они совершали жертвоприношение, которое Ты вверил им вместе с священством по святой и блаженной воле Твоей, чтобы судили по правде и справедливости и верно пасли народ Твой; и всех епископов, священников и диаконов православных, равно и всех (принадлежащих к) единой, святой, апостольской Церкви; и молитвы, которые они возносят о нас и о всем народе Твоем, приими на вышний жертвенник Твой в приятное благоухание; всех врагов и противников их скоро покори и низложи под ноги их; их же сохрани нам в правде и мире в святой Церкви Твоей.

Молитва о собрании.

Еще помолимся всемогущему Богу, Отцу Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Просим и умоляем благость Твою, Человеколюбец: помяни, Господи, собрание наше и благослови находящихся в нем.

Диакон.

Молитесь о сей святой церкви и собрании нашем в ней.

Народ.

Благослови собрание наше, и сохрани его в мире; и тотчас произносят символ веры.

1) Собственное имя патриарха, вставленное здесь, принадлежат тому времени, когда писан список этой литургии, или, когда он в первый раз издан в печати.

 

 

98

Диакон.

В премудрости Божией, говорите символ веры и пойте.

Веруем (credimus) в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого и невидимого. Веруем и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Отца (Patris) единородного, который был с Ним (erat cum eо) прежде создания мира, света от света, Бога от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, равного (aeqvalem) Отцу по божеству своему, чрез которого все сотворено и без Него не сотворено ничто на небе и на земле; который для нас людей и для нашего спасения низшел с небес; и воплотился от Духа Святого и от Марии Девы Святой, и сделался человеком; распят во время Понтия Пилата, пострадал, умер и погребен; и воскрес из мертвых в третий день, как написано в священных писаниях; возшел со славою на небеса и седит одесную Отца своего, и опять придет со славою судить живых и мертвых, Которого царству не будет конца. Веруем и в Духа святого Господа и животворящего, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого с Отцом и Сыном, говорившего чрез пророков. Веруем и в единую святую Церковь, соборную и апостольскую. Веруем (credimus), что одно крещение в оставление грехов; и ожидаем воскресения мертвых, и жизни будущей вовек (venturam in saeculum) Аминь 1).

Священник.

Соделай, чтобы собрания наши были у нас без препятствия и опущения, и чтобы они были, по святой и блаженной воле Твоей, домом молитвы, домом чистоты, домом благословения. Благостно даруй их нам рабам Твоим и тем, которые придут после нас

1) Эфиопский символ веры по некоторым выражениям различается в латинских переводах, помещенных в первом издании литургии 1548 г., у Людольфа (Comm. in. Hist. Aethiop. L. 3. № 37) и у Ренодота (T. I. р. 512. Настоящий перевод, сделанные буквально с последнего, по замечанию Ренодота, наиболее соответствует Эфиопскому тексту (respondet orationi Aethipceae ibid. p. 532).

 

 

99

даже до века. Восстань, Господи Боже наш, и да расточатся враги Твои, и да бегут от яйца Твоего все ненавидящие имя Твое святое и благословенное (Псал. LXVII, 2). А народы Твои да будут благословенны тысячами и тьмами тем благословений, чтобы они совершали рею волю Твою, благодатию, щедротами и человеколюбием единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, чрез Которого Тебе и с Ним и со Святым Духом слава и держава, ныне и всегда и во веки веков. Амин.

Молитва о совершенном мире. Священник.

Боже великий и вечный, Ты создал человека непричастным тлению, а смерть, которая в древности вошла в мир завистью сатаны (Прем. Н, 24), и силу ее Ты разрушил пришествием единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и наполнил землю миром Твоим; посему небесные воинства славят Тебя, говоря: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение Его (Лук. II, 14).

Диакон.

Молитесь о совершенном мире и взаимном целовании апостольском. Обымите друг друга. Непричащающиеся изыдите; причащающиеся обымите друг друга в полноте сердца вашего; кто будет причащаться, да соблюдает себя от зла.

Священник.

Господи, по благоволению Твоему, наполни сердца наши миром, и очисти нас от всякой скверны и нечистоты, от всякого стремления к мести, от зависти и смертоносного памятования обид. Господи, сподоби всех нас лобызать друг друга лобзанием святым, чтобы неосужденно принять нам дар Твой небесный и бессмертный, как надлежит (принимать) благодать от Тебя, который с Духом Святым и пр.

Народ.

Христе Боже наш, соделай нас достойными чествовать Тебя

 

 

100

святым и небесным лобзанием 1), чтобы нам славить Тебя вместе с Херувимами и Серафимами, и ввивать говоря: свят, свят, свят Вседержитель; полны небеса и земля святой славы Твоей.

Священник.

Господь да будет с вами, святой во святых, святой во святых, святой во святых... 2). Благодарим Тебя, Господи, чрез возлюбленного Сына Твоего единородного, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которого в последние дни Ты послал нам, Сына Твоего, Спасителя, Искупителя, Ангела совета Твоего, который есть Слово, от Тебя происходящее, и в котором Ты все сотворил волею Твоею 3).

Диакон.

О блаженном и святом патриархе нашем Гаврииле 4) или N (таком-то) и досточтимом отце нашем митрополите нашем Авве № (таком-то), которые в молитвах своих славят Тебя и благодарят Тебя.

Священник 5).

Чрез первомученика Стефана, священника Захарию и Иоанна Крестителя, чрез всех святых и мучеников, которые упокоились в вере Христовой, четырех евангелистов, Матфея, Марка, Луку,

1) Osculo. Бунзен (Hipp. T. II. р. 467) видит здесь Эфиопскую мистическую вставку; но никакой мистической мысли не окажется, если под словом: лобзание разуметь приветствие, славословие и т. и.

2) Здесь начинается собственно евхаристическое возношение, где прежде всего в древних литургиях помещаются возгласы священника: горе будем иметь сердца и будем благодарить Господа, с известными ответами народа, которых здесь не достает. Этот недостаток в настоящей литургии и некоторая нестройность в расположении предметов сравнительно с александрийскими литургиями, служившими для ней образцами, побуждают согласиться с замечанием Ренодота (T. I. р. 534), что в этой части ее нечто перемешано (turbatum) переписчиками или издателями.

3) Смотр. выше, на стр. 8. В лит. Эфиоп. текста апостольских постановлений.

4) Смотр. выше, стр. 97 примеч.

5) В тексте Ренодота нет слова: священник; во по конструкции речи одинаковой с предыдущими словами священника, (per), прерываемыми возгласом диакона, это заглавие должно подразумеваться.

 

 

101

Иоанна, и чрез Марию Богородицу услышь нас; чрез Петра, Андрея, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Фому и Матфея, Фаддея и Нафанаила, Иакова сына Алфеева и Матфия, двенадцать апостолов, и апостола Иакова брата Господнего, епископа святилища иерусалимского, Павла и Тимофея, Силу, Варваву, Тита, Филимона и Климента, семьдесят двух учеников и пятьсот общников их, и триста восемнадцать православных 1); многочисленные молитвы их да будут с нами!

Помяни также в мире соборную и апостольскую Церковь, созданную драгоценною кровью Христа Твоего. Помяни также патриархов, митрополитов, епископов, священников и диаконов, которые хранят правый путь истинного учения.

Народ.

Помилуй, Господи, души рабов Твоих и рабынь Твоих, которые вкушали тело Твое и пили кровь Твою и получили покой в вере Твоей.

Священник.

Еще помолимся всемогущему Господу, Отцу Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.—Помяни, Господи, единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, хранимую от концов до концов мира.

Помяни, Господи, отца нашего патриарха нашего Авву N (такого-то) и блаженного митрополита нашего Авву N (такого-то), сохрани его нам на многие годы и мирные дни.

Помяни, Господи, священников, диаконов и иподиаконов православных.

Помяни, Господи, царя нашего Лебна-Данжиля 2), сохрани нам его в мире.

Троица Святая, Отец, Сын и Дух Святой, благослови народ Твой, возлюбленных христиан, небесными благословениями,

1) Т. е. Отцов 1-го Вселенского собора.

2) См. выше, стр. 88.

 

 

102

и пошли благодать Святого Духа, и соделай, чтобы двери святой Церкви Твоей были отверсты нам с милостию и безопасностью; соблюди в нас веру в Троицу даже-до последнего дыхания жизни. Владыка Иисусе Христе, призри на немощных народа Твоего; руководи отцов и братий наших, которые отошли далеко, и возврати их в жилища их в мире и здравии; благослови ветры и дожди небесные и венные плоды сего года по благости Твоей; простри радость и веселие по лицу земли и утверди у нас мир Твой.

Обрати сердце царей, властвующих во благо нам; даруй архиереям святой Церкви и всем, сообразно с названием каждого, благодать пред Царями властвующими, и. князей, которые повелевают ими, сделай, Господи, благосклонными и милостивыми к ним.

Даруй также покой отцам и братьям нашим, усопшим и преставившимся в вере православной; (благослови тех, которые обращаются с фимиамом, хлебом возношения, вином, елеем, покровами, книгами, читаемыми в церкви, и сосудами святилища, чтобы Христос Бог наш ввел их в Иерусалим небесный, и всех, которые собрались с нами и ожидают милости Христа Бога нашего. Помилуй их и всех, которые дали нам милостыни, на страшном суде Твоем, и будь милостив в ним. Все души обремененные и скорбящие, также заключенных в темницах и пленных, находящихся в ссылке и отведенных в рабство, и удрученных тяжкими работами, спаси их, Боже наш, по множеству милости Твоей.

Владыка Иисусе Христе, всех заповедавших нам поминать их, Христе Боже наш, помяни их в царстве небесном. Спаси, Господи, народ Твой, и благослови достояние Твое; управляй ими и возноси их во веки и сохрани их в православной вере и в славе во все дни жизни их; и наполни все сердце их любовью, все превосходящею, молитвами и ходатайством, которые совершает о нас Владычица всех святая и чистая Мария, матерь Божия, и молитвами великих светил, Михаила, Гавриила,

 

 

103

Рафаила и Суриила, и четырех бестелесных живых существ, и двадцати четырех старцев небесных, святого Иоанна Крестителя, Отцов наших патриархов, апостолов, семидесяти двух учеников и трех отроков, святого, архидиакона Стефана, святого Георгия, святого Феодора, святого Меркурии, святого Мины, святого Филофея, святого Василида, святого отца Ноба и всех мучеников господних, также великого и святого отца нашего аввы Антония, и святых отцов наших троих Макариев, и отца нашего аввы Вихея, и аввы Иоанна, аввы Кира, и отца нашего аввы Варсомы, отца нашего аввы Саламы, Иоанна Кема и преподобного отца вашего аввы Павла, и святых отцев греческих Максима, Димитрия, святого отца Моисея, и сорока мучеников, и отца нашего Текла-Хайманота, и отца нашего досточтимого патриарха нашего X (такого-то) и царя нашего Клавдия 1), и всех знаменующихся крестом, праведниц и избранных, и ангела сего святого дни. Молитвы их, и благословения я ходатайства их, и мир их, и любовь Божия да будут с нами во веки веков, Аминь.

Священник.

Нас и всех усопших помилуй Ты, пославший сына Твоего в недро Девы.

Диакон.

Сидящие встаньте.

Священник.

Он был носим во чреве, и воплотился Сын Твой и был свидетельствовав от Духа Святого.

Диакон.

Смотрите к востоку,

1) См, выше, стр. 96. Прим. Клавдий - сын Эфиопского, царя Лебна Данжиля, современный первым переводчикам и издателям настоящей литургии. Renaud. T. I. р. 541.

 

 

104

Священник.

Пред Тобою стоять тысячи тысяч святых ангелов, и архангелов,

Диакон.

Будем внимательны.

Священник.

Досточтимые живая существа, имеющие шесть крыльев, Серафимы и Херувимы, которые двумя покрывают лице свое, двумя— ноги свои, и двумя летают от кончен до концов мира; и как они всегда славят Тебя и навивают святым, так приими и сии священия, которая мы произносим Тебе: свят, свят, свят.

Диакон.

Отвечайте.

Народ.

Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля святой славы Его.

Священник.

По истине полны небеса и земля святой славы Твоей, чрез Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, со Святым Духом, во веки веков. Аминь. Свят Сын Твой, Который, пришел и родился от Девы, чтобы исполнить волю Твою, и составить Тебе народ святой.

Здесь священник возложит руки свои на кадильницу, и тотчас прострет их над дарами 1).

Народ.

По милосердию Твоему, Боже, а не по беззакониям нашим. И говорится трижды.

Священник.

Он простер руки свои на страдание, пострадал, чтобы избавить от страданий тех, которые надеются на Тебя; предал себя самого собственною волею на страдания, чтобы разрушит смерть

1) В латинском переводе: Super oblatam.

 

 

105

и расторгнуть узы сатаны, попрать ад, установив завет свой и явить воскресение свое. В ту самую ночь, в которую Он был предан, Он взял хлеб в святая, блаженные и непорочные руки свои, воззрел на небо к Тебе Отцу своему, благодарил, благословил, освятил и подал ученикам своим, говоря: приимите, ядите от него все вы; сей хлеб есть тело Мое, за вас ломимое в оставление грехов. Аминь.

Народ.

Аминь, аминь, аминь. Веруем и исповедуем, славим Тебя, Господи Боже наш, и так веруем, что сие есть по истине тело Твое.

Священник.

Также и чашу благодарения благословил и освятил и сказал ими приимите, пейте из нее все вы; сие есть чаша крови Moей, за вас проливаемой во искупление многих. Аминь.

Народ (на слова) о чаше скажет:

Аминь. По истине сие есть кровь Твоя; веруем.

Священник.

И всякий раз, как будете делать сие, будете творить воспоминание о Мне.

Народ.

Смерть Твою возвещаем, Господи, и веруем святому воскресению Твоему, вознесению Твоему и второму пришествию Твоему; молимся Тебе, Господи Боже наш; веруем, что это воистину так.

Священник.

И ныне, Господи, воспоминая смерть и воскресение Твое, приносим Тебе сей хлеб и сию чашу, благодаря Тебя, что Ты чрез них сделал нас достойными предстоять пред Тобою и совершать священническое служение Тебе. Просим Тебя, Господи· и умоляем Тебя, ниспосли Святого Духа и силу (Его) на сей хлеб и на сию чашу, и да сотворит Он то и другое телом, и кро-

 

 

106

вию Господа и Спасителя вашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

Священник.

Ты растворил, и проч. 1). Даруй, чтобы всем, причащающимся их, они были в освящение и исполнение Духом Святым и в укрепление веры, дабы святили Тебя, чрез Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, со святым Духом, во веки веков. Аминь.

Диакон.

Всем сердцем помолимся. Господу Богу нашему, чтобы Он благостно сподобил нас благого причастия, Духа Святого.

Священник.

Даруй нам соединиться в Святом Духе Твоем, и уврачуй вас сим приношением, чтобы нам жить в Тебе во вели веков. Аминь. Да будет благословенно имя Господне; и благословен грядущий во имя Господне и да благословится имя Славы Его; да будет, да будет, да будет. Народ повторяет тоже.

Священник.

Ниспошли на нас благодать Святого Духа.

Диакон.

Встаньте на молитву.

Священник говорит молитву раздробления 2).

Смиренно приношу благодарение Тебе, Господи Боже мой, Владыка всего мира, седящий на престоле херувимском, живущий в вышних и прославляемый в низших, покоящийся во свете существа Твоего во век, (что) Ты явил нам сокровенное таинство креста. Кто Бог милосердый и святой, как Ты, которому принадлежит могущество, приблизившееся к нам, когда Ты даровал власть апостолам и тем, которые служат Тебе с искрен-

1) Здесь вероятно повторяются обстоятельства учреждения Спасителем таинства евхаристии и преподания св. даров апостолам, которые, по общеизвестности их опущены в списке.

2) Т. е. святого Агнца.

 

 

107

вих сердцем, и тех, которое приносят Тебе жертвы в приятное благоухание, чрез Господа и Бога нашего Иисуса Христа; и Тебе, Ему и Святому Духу, принадлежит благодарение, слава и хвала во веки веков. Аминь.

Диакон.

Стоящие, приклоните головы ваши.

Священник.

Господи, седящий на херувимах и призирающий на народ и достояние Твое, благослови рабов и рабынь Твоих и детей их, и подай каждому, кто придет причащаться чудной трапезы Твоей с чистою совестью, оставление грехов, соединенное со Святым Духом, во спасение души и тела, в наследие царства небесного, благодатию и благоволением единородного Сына Твоего, чрез Которого Тебе и вместе с Ним, и со Святым Духом, слава и держава, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Иподиакон 1) вместе с народом скажут.

Ангельские воинства Спасителя мира стоят пред Ним и окружают тело и кровь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа; предстанем пред лице Его и с верою поклонимся Христу.

Диакон.

Поклоняйтесь Богу со страхом.

Священник говорит молитву покаяния 2),

Господи Вседержитель, наделяющий души и тела наши, голосом единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, сказавший отцу нашему Петру: Ты—Петр 3) и на

1) Но замечанию Ренодота (ibid. р. 541), слово: иподиакон или помещено здесь по ошибке писца вместо: диакон, ила означает второго (qui secundas partes agit) диакона.

a) Здесь разумеется не молитва над кающимися, читаемая в древних литургиях в начале евхаристического богослужения но разрешительная молитва о грехах народа, подобная той, которая в той же литургии произносилась о грехах самого священнодействующего.

3) В латинском переводе: Petraкамень.

 

 

108

сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее и дам тебе ключи царства небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Матф. XVI, 18. 19); да будут разрешены рабы Твои и рабыни Твои устами святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, и устами меня, грешного и непотребного раба Твоего. Господи Боже наш, Ты взял грехи мира; приими покаяние рабов Твоих и рабынь Твоих: соделай, чтобы воссиял над ними свет жизни, и прости им грехи их; ибо Ты, Господи Боже наш, благ и милосерд, терпелив и многомилостив и по истине справедлив; если мы согрешили пред Тобою, Господи, словами, делами или помышлениями нашими, прости, разреши и отпусти; ибо Ты благ и человеколюбив; Господи Боже наш, благоволи, чтобы все мы были разрешены, и весь вообще народ разреши,

Разреши, Господи, патриарха нашего Авву N (такого-то) и святого и блаженного митрополита нашего N (такого-то) и всех патриархов, епископов, священников и диаконов, и каждого по его имени. Сохрани их нам на многие годы и спокойные дни в правде и мире. Разреши, Господи, царя нашего от всяких уз греха.

Помяни, Господи, всех усопших и упокоившихся в вере Христовой, и собери души их в лоне Авраама, Исаака и Иакова. Избавь и нас от всякого греха и проклятий, от Всякой лжи и клятвопреступления, от всякого участия в вероломстве еретиков и язычников. Даруй нам сердце и разумение, Чтобы нам избежать всех действий сатаны; и даруй нам исполнять волю Твою во всякое время, и напиши имена наши в царстве небесном вместе со всеми праведниками и мучениками, чрез Иисуса Христа Господа нашего, чрез Которого, с Которым и с Духом Святым, Тебе слава и держава, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Диакон.

Будем внимательны.

 

 

109

Священник.

Святое святым.

Народ.

Один Отец свят, один Сын свят, один Дух свят.

Священник.

Господь с вами.

Народ.

И с духом твоим.

Священник.

Господи Иисусе Христе, помилуй нас. И трижды повторяется народом.

Священник.

Святое, драгоценное, живое и истинное тело Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, даруемое в оставление грехов и жизнь вечную принимающим его с верою. Аминь. Святая, драгоценная, животворящая и истинная кровь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, даруемая в оставление грехов и жизнь вечную принимающим ее с верою. Аминь. Сие есть тело и кровь Еммануила, в действительной истине. Аминь. Верую, верую, верую отныне и до века. Аминь. Сие есть тело и кровь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые Он принял от Владычицы всех нас святой и чистой Девы Марии и сделал это единым с божеством Своим 1), без смешения или слияния, разделения или пременения божества, и явил благое свидетельство во дни Понтия Пилата, и предал себя за нас по воле Своей на древе святого креста. Аминь. Верую, верую, верую, что божество Его не отделялось от человечества Его ни на один час, ни на мгновение ока. Он предал себя за нас во спасение, оставление грехов и жизнь веч-

1) Довольно ясно выраженное здесь монофизитское учение Иаковитов, будто «два естества по соединении в Иисусе Христе стали одним естеством», также доказывает влияние Коптских Иаковитов на эту эфиопскую литургию.

 

 

110

ную принимающим их 1) с верою. Аминь. Верую, верую, верую отныне и до века. Аминь.

И причастившись тела. Христова, священник раздает причастие народу, говоря·. Сей есть хлеб жизни, сшедший с неба, по истине драгоценное тело Еммануила Бога нашего. Аминь.

И принимающий скажет: Аминь.

Диакон преподаст чашу, говоря: сия есть чаша жизни, сшедшая с неба, драгоценная кровь Христова.

И принимающий скажет: аминь, аминь.

Диакон.

Молитесь о нас и о всем народе христианском, и помяните тех, которые сказали нам, чтобы мы поминали их; хвалите и пойте с миром и любовью Иисус-Христовою.

Священник.

Тем, которых ты, Господи, призвал и освятил, даруй часть в призвании Твоем; укрепи их в любви Твоей, и сохрани их в святости Твоей, чрез Христа, единородного Сына Твоего, чрез которого Тебе, и с Ним и с Духом Святым, слава и держава, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Господи, даровавший вечный свет жизни и крепость рабам Твоим и сохранивший их во многие прошедшие дни и ночи в мире, благослови их и в сей день и после, чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез которого Тебе, и с Ним и Святым Духом, слава и держава, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Диакон.

Будем благодарить Господа, которого святыню мы приняли; чтобы принятое нами было нам в жизнь души и во исцеление, будем молиться и просить, прославляя Господа Бога нашего.

Священник.

Буду превозносить Тебя, Царь мой и Боже мой, и благословлять имя Твое во веки и веки (Псал. CXLIV, 1).

1) Т. е. тело и кровь Христовы.

 

 

111

Народ.

Отче наш, сущий на небесах, не введи нас во искушение, когда мы сделались причастниками святого тела и драгоценной крови; и благодарим, что Ты сподобял нас причаститься Славиного и святого таинства, превосходящего всякое разумение; буду благословлять и прославлять имя Твое во веки и веки.

Народ.

Отче наш...

Священник.

Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки (Пс. CXLIV, 21).

Народ.

Отче наш...

Священник.

Правитель душ, руководитель святых, слава праведных, даруй нам, Господи, очи разумения, которые постоянно созерцали бы Тебя, и уши, которые слушали бы только Тебя, когда насытилась душа наша благодати Твоей. Сердце чистое сотвори в нас, Господи (Псал. L, 12), чтобы нам постоянно разуметь благость и человеколюбие Бога нашего; будь милостив к душе нашей, и ум чистый и правый даруй нам, принявшим тело и кровь Твою,  смиренным рабам Твоим; ибо Твое царство, Господи, хвала и благословение, Отец, Сын и Святой Дух, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Молитва благословения. Священник.

Господи Боже наш, свет не помрачаемый, призри на рабов Твоих и рабынь Твоих, и насади в сердцах их страх вмени Твоего, и назнаменуй их, чтобы в благословении плодотворны были они, которым дано тело Твое и кровь Твоя, и чтобы оно почивало на приклонивших головы свои пред Тобою, мужами, женами и младенцами, народом Твоим, и нас к ним сопричти, огради, направь и спаси силою Архангелов Твоих. От всякого

 

 

112

злого дела отклони нас, ко всякому доброму делу направь нас, чрез Христа, единородного Сына Твоего, чрез которого и пр.

Здесь оканчивается литургия отцов наших апостолов; молитвы ж и благословения их да будут с нами. Аминь.

1) Свят, свят, свят; Троица неизреченная, даруй мне принять тело Твое в жизнь и не в осуждение. Даруй мне творить плод, угодный Тебе, и явиться в славе Твоей и жить для Тебя, исполняя волю Твою; с верою взываю к тебе, Отче, и призываю царство Твое. Да святится, Господи, царство Твое, и Тебе да будет слава во веки веков.

Диакон.

Приклоните головы ваши пред Господом, Богом живым, под руку раба Его священника, чтобы он благословил вас.

Народ.

Аминь.

Священник.

Да благословит нас рабов своих Господь; с миром отпущение грехов да будет нам, принявшим святое, тело Его и драгоценную кровь Его. Сподоби нас помощью Духа (святого) попрать все силы врага. Благословение святой руки Твоей исполнено милосердия и на нее все мы уповаем; от всякого злого дела отклони нас, и ко всякому доброму делу Направь нас. Благословен даровавший нам святое тело свое и драгоценную кровь свою. Мы получили благодать и приобрели жизнь силою креста Иисус Христова. Благодарим Тебя, Господи, что мы получили благодать Святого Духа. Слава Господу Богу, даровавшему нам святое тело свое и драгоценную кровь; хвала Марии, которая есть слава всех нас, которая предложила нам Евхаристию 2).

1) Следующие молитвы и возгласы, присоединенные к литургии, соответствуют подобным молитвам и возгласам, произносимым по другим древним литургиям «в диакониконе» или «сосудохранительнице». См. выше, стр. 46, и Вып. I. стр. 197.

2) Т. е. сообщив тело и кровь воплотившемуся от ней наитием Св. Духа Сыну Божию.

 


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.