Поиск авторов по алфавиту

Автор:Елевферий (Богоявленский), митрополит

Елевферий (Богоявленский), митр. Доклад митрополиту Евлогию

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

ДОКЛАД МИТР. ЕЛЕВФЕРИЯ МИТР. ЕВЛОГИЮ
(1928 г.)

Митр. Елевферий Богоявленский (1870-1940) был одним из достойнейших епископов эмиграции. Сын псаломщика, он окончил Московскую Духовную Академию и в 1911 г. был хиротонисан во епископа Ковельского, а в 1921 г. назначен архиепископом Литовским, каким оставался до смерти. С митр. Евлогием (Георгиевским), возглавлявшим в эмиграции западно-европейские русские церкви, он был тесно связан еще с молодости: Елевферий был инспектором Холмской семинарии. когда Евлогий был Холмским епископом. Но после отхода митр. Евлогия в 1930 г. под омофор Константинопольского патриарха, митр. Елевферий, убежденный сторонник канонической верности Москве, был назначен управляющим теми западноевропейскими немногочисленными приходами, которые не последовали за митр. Евлогием.

В октябре 1928 г. митр. Елевферию разрешили про вести неделю в Москве, где он делал доклад о положении церковных дел в Польше. Насколько нам известно, докладная записка митр. Евлогию никогда не была обнародована. (О своей -неделе в Патриархии“ митр. Елевферий издал через пять лет, в 1933 г., небольшую брошюру, написанную в более общих чертах и в более казенно-апологетическом тоне).

Митр. Елевферий был со времени своей хиротонии, совершенной митр. Сергием, горячим его поклонником, и даже в докладе такому близкому человеку, как митр. Евлогий, он старается представить положение Патриархии в наиболее выгодном свете. Тем не менее сведения, полученные им в Москве, в основном заслуживают доверия: еще не началась коллективизация и связанная с ней новая широкая волна арестов духовенства.

В частности, они подтверждают тезисы нашей статьи о соловецких епископах, сохранивших в своем подавляющем большинстве единство с митр. Сергием.

* См... Вестник» № 152, 153 и 157.

285

 

 

Приносим здесь благодарность кн. Сергею Григорьевичу Трубецкому, нашедшему эту записку в архиве отца, кн. Григория Николаевича, дипломата до революции, а в эмиграции ставшего активным церковным деятелем, и предоставившему ее нам для печатания в „Вестнике“.

Н. С.

 

29 ноября (12 дек.) 1928 г.

Ваше Высокопреосвященство,

Высокопреосвященнейший Владыко.

Божию милостию и свв. молитвами помнящих меня, я благополучно совершил свою поездку в Москву в Патриархию (так будем называть Высшее Церковное Всеросс. Управление), пробыв там ровно неделю, и возвратился во своя 2 дек. ранним утром.

Высокопреосвященнейший м. Сергий с составом своего вре[менного] Свят. Патриаршего Синода свидетельствует Вам, архиеп. Владимиру и еп. Сергию1 свой сердечный братский привет и пребывание во взаимном молитвенном общении, и всем чадам Вашим, верным Патриаршей Церкви, шлют архипастырское благословение.

Дела Ваши по посланным Вами непосредственно в Патриархию бумагам были рассмотрены и решены в синодских заседаниях до моего приезда в Москву, так что мое посредничество в данном случае явилось несвоевременным. Ваши просьбы, за исключением автономии, Патриархией удовлетворены. А автономии, при всем желании того, дать не могли, не имея для того канонического основания, ибо приходы, ведомые Вами, не составляют обычной епархии, а, являясь частью Петроградской, разбросаны в разных государствах. Но фактически, по словам м. Сергия, Вы управляете почти на автономном начале. Он находит странным выделение Германии в какую-то самостоятельную епархию с титулом для епископа

286

 

 

— Берлинский и Германский. 2 За термин „лояльность“ по букве он не стоит, но вкладывает в него тог смысл, чтобы клирики ни в проповедях, ни в речах общественного характера не задевали Советскую власть, дабы такие выступления не отражались печально на клире Патриархии и не мешали устроению там церковной жизни. 3 Подозрение некоторой части эмигрантов его в том, что, предлагая им быть лояльными к советской власти, он будто хочет их подчинить последней, он считает ни с чем несообразным. Издавая такое распоряжение, насколько я мог в том убедиться в разговоре с ним и другими членами Синода, он действовал совершенно свободно от внешнего давления, но исключительно по внутренним мотивам церковной икономии в согласии с Синодом.

Положение Патриаршего Управления во главе с вр. Заместителем Патриаршею местоблюстителя м. Сергием в Русской Церкви можно назвать определенно твердым. Вся Москва признает м. Сергия высшей канонической властью; он пользуется там авторитетом и любовью, о чем может свидетельствовать тот факт, что его за полтора-два месяца вперед приглашают служить в приходских храмах, которые при его служении бывают переполнены. Так же относятся москвичи и к управляющему Московской епархией, архиеп. Филиппу, члену Синода. 4 В перифериях есть по местам отколы, а по местам видимые колебания, обусловливаемые личными мотивами, но с малым числом последователей.

Живая Церковь хотя совсем не ликвидирована, но постепенно движется к этому естественному исходу. В Москве обновленческих храмов 5-6, и то почти пустующих, Даже часовня с чудотворным Иверским образом Богоматери, раньше всегда переполненная богомольцами, теперь, находясь в руках обновленцев, видит в своих стенах не больше десятка человек, В свое время обновленцы успели во всех кафедральных городах, кроме Новгорода, захватить кафедральные соборы, которые держат и доселе в своих руках. Это остается главным оплотом для их деятельности; но народ почти не ходит в эти храмы, а посещает храмы „староцерковников». В Одессе обновленцы пока имеют достаточную силу; но это объясняется тем, что

287

 

 

там давно не было староцерковного архиепископа. Теперь там управляет епархией архиеп. Анатолий (Грисюк), бывший ректор Казанской Дух, Академии, достойнейший во всех отношениях иерарх, член Синода. 5 При мне он приезжал из Одессы в Патриархию, и я с ним беседовал о положении дела. Патриархия держит себя в отношении обновленцев с подобающею строгостью, что [?] обновленцев присоединиться к ней, она требует гласного покаяния и сложения с себя всех внешних отличий, полученных ими от обновленческого синода, а получивших священство или иераршество от иерархов не старого посвящения, а от обновленцев, не признает ни того, ни другого. Не так давно приезжали к м. Сергию обновленческие митрополит и архиепископ старой хиротонии. Когда им м. Сергий предложил указанные выше условия, то они, промолчав, уехали и на том пока закончили свои робкие шаги к примирению с Матерью. А некоторые возвращаются к ней, оставляя все воспринятое ими всуе (бывший Михаил белорусский митр,, ныне архиепископ [? ] ).

„Григорьевшина“ (раскол архиеп. Григория Янновского) в Москве — сухая ветвь. Архиеп. Григорий и еп. Борис живут в Москве, имеют какой-то храм, но за отсутствием богомольцев Борису приходится самому читать, петь и прислуживать себе. Есть немного последователей этого раскола в Екатеринбурге, где раньше был правящим архиеп. Григорий, и в Донской еп. где живет м. Митрофан, старец, участвовавший в образовании „Григорьевщины».

Не так давно умер проживавший в Донском монастыре член Григорьевской коллегии, бывший архиеп. Константин (Могилевский). 6 Так как храмы Донского монастыря находятся в ведении Патриархии, то гражданское управление, по просьбе Григория, обратилось к м. Сергию с письменной просьбой разрешить совершить литургию и отпевание покойного „григорианским“ иерархам. М. Сергий, имея в виду, что они, как и покойный, состоят в расколе с. Матерью и под запрещением, принципиально отказал, оговорившись, что если им негде совершить богослужение и чин отпевания, то могут это исполнить в монастырском зале, принеся свой антиминс; а если они

288

 

 

совершат богослужение на антиминсе Патриархии, то после службы антиминс уничтожат и положат другой. Такой порядок в отношении откольников, конечно, вынуждается существом дела, и главным образом соображениями церковной икономии, дабы для всех сильнее свидетельствовать об истине и лжи откольников.

Положение Ярославского откола таково: в нем не столько виновен сам м. Агафангел,7 сколько м. Иосиф и викарные. Я не буду говорить об обстоятельствах, обусловливавших это грустное явление, но только замечу, что оно произошло после второго удара, бывшего с м. Агафангелом, когда он уже не мог серьезно вдумываться в сущность дела, а доверялся окружавшим его иерархам, возглавившим его именем временный церковный откол. Митр. Агафангел и после совершившегося откола в прочитанных мною донесениях м. Сергию на деловые запросы к тому последнего уведомлял его, что он принципиально не отрицает канонического главенства ни м. Петра, ни м. Сергия, как фактического высшего администратора, но не желает исполнять его некоторых распоряжений. За месяц или больше до смерти он отказался и от этой оппозиционной позиции, признав м. Сергия фактическим главою Церкви, примирился с ним, а чрез то и с Церковью, а за ним последовал архиеп. Серафим Угличский,8 бывший заместитель патриаршего местоблюстителя, теперь он где-то находится в ссылке; архиеп. Варлаам, ныне вр. управляющий Ярославскою епархией, и еп. Евгений, Остался не примиренным из этой группы один м. Иосиф, который и доселе ведет оппозицию против м. Сергия. Когда умер м. Агафангел, то вр. управляющий епархией архиеп. Варлаам телеграфно уведомил о том м. Сергия, который для погребения усопшего командировал в Ярославль члена Синода архиеп. Вятского Павла. Он же ездил туда для служения заупокойной литургии и в сороковой день, прибыл оттуда при мне и обо всем доложил подробно Синоду. Сторонниками м. Иосифа являются в Петрограде два викарных — Димитрий и Сергий, ведущие за собой небольшие группы людей. Правящим в Петрограде — м. Серафим (Чичагов), ведет дело твердо. Поддерживают м. Иосифа вр. управляю-

289

 

 

щий Воронежской епархией еп. Алексий, с домашним образованием, из келейников, каким-то путем достигший иераршества, и викарий Вятский Виктор.

Местоблюститель м. Петр здравствует, живет в Тобольской области, Обдорском округе, в селе, в отдельном маленьком домике. Один иерарх, возвращаясь из ссылки, посетил его и прожил с ним две недели. Местоблюститель познакомился с декларацией м. Сергия из газеты «Известия“, в которой она была помешена полностью. По словам этою иерарха, м, Петр согласен с деятельностью м. Сергия, находя, что это — единственный выход при существующих там условиях. Это мнение м. Петра епископ засвидетельствовал в особом рапорте Синоду. С этим иерархом беседовал и я. Он и мне подтвердил то же самое. 9

Соловенкие узники-иерархи, за исключением трех — Нектария, Илариона, т. н. „малого» (фамилия Бельский) и Виктора10 (последние два, кажется, с семинарским образованием) все — см. Сергием. Архиеп. Иларион (Троицкий) даже не допускает мысли об отделении от м. Сергия. Около 12 иерархов уже возвратились из Соловков,11 все они явились к м. Сергию и от него и его Синода получили назначения в епархии. При мне приехали оттуда два иерарха и получили соответствующие епархии. Правитель дел Синода, еп. Питирим, тоже соловецкий узник; с ним мне пришлось не раз беседовать и о жизни в Соловках, и о настроении там. Все возвратившиеся узники единогласно свидетельствуют, что, за указанным исключением, там полное единомыслие с м. Сергием.

Так называемое „послание Соловецких узников“, сделавшееся известным за границей,12 по словам иерархов, с которыми мне пришлось беседовать, не есть произведение всех узников, а только одного клирика, кажется протоиерея ( о. Мезенцева? ]. 13

Прямо-таки чудесно то, что ни один из иерархов не умер ни в ссылке, ни в тюрьме. А ведь там были и почтенные старцы. Все возвратившиеся бодры и удивительно благодушны. О всем с ними случившемся они вспоминают без всякого огорчения, с благодарностью Богу, хранившему их на всех путях исповедничества. Получая

290

 

 

новые назначения, они отправляются, надеясь на помощь Божию, продолжать святой подвиг служения Христу, не ведая, что их там ожидает. Со многими течениями церковной жизни я лично знакомился по имеющимся в Синоде документам. Ожидаю из Патриархии копии некоторых из них мне нужных для опубликования их в печати к сведению всех, интересующихся церковной жизнью.

М. Сергий и Синод всецело стоят на Вашей стороне, сетуют со скорбью на Карловацкую оппозицию, не находя для нее ни малейшего канонического основания. Удивляются тем мелким победам, которые вызвали церковную распрю, греховно расколовшую зарубежную церковь. Товарищ Ваш по академии Павел Борисовский,14 б. ректор Владимирской Семинарии, ныне архиеп. Вятский, член Синода, свидетельствует Вам свой братский привет и просит Ваших молитв.

М. Сергий вполне здоров, полон физических и духовных сил, всегда благодушен, теперь, кажется, еще больше обогатившийся этим редким при переживаемых условиях качеством. Только слух у нею слабоват. В знак своего иерархического и молитвенного общения с Вами он шлет Вам через меня свою фотографию с автографом. Св. мура не привез. Обещали мне дать его, но я заторопился ехать и забыл взять. Кажется, все существенное я Вам сообщил.

Да хранит Вас Господь в добром здравии и благополучии.

Испрашивая Ваших свв. молитв, честь имею пребывать Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник.

М. Елевферий

Примечания:

1. Архиеп. Владимир (Тихоницкий) — тогда викарный епископ в Ницце, после смерти митр. Евлогия его преемник (1873-19591.

Еп. Сергий (Королев) был викарным епископом в Праге. По окончании войны остался в Праге, воссоединился с Московской Патриархией, но был последовательно переведен в Вену, затем в Берлин, наконец в Казань, где и умер в 1950 г.

291

 

 

2. Митр. Евлогий пытался выделением Германской епархии в самостоятельную единицу разрешить конфликт, который возник между ним и еп. Тихоном, склонявшимся в Карловацкую юрисдикцию.

3. Подписку о „лояльности“ митр. Сергий потребовал от заграничного духовенства в 1927 г.

4. Филипп (Гумилевский), род. в 1877, архиеп. Звенигородский, вик. Московской епархии, с 1927 г. постоянный член Патриаршего Синода. В 1931 г. арестован, умер в 1936 г. во Владимире.

5. Архиеп. Анатолий Грисюк, соловецкий узник с 1924 по 1927, был назначен Одесским в 1928 г., но в 1936 снова арестован и умер в тюрьме в 1938 г. Погребен в Одессе при большом стечении народа.

6. Григорьевшина: раскол, носивший несколько расплывчатый характер, назван по имени его возглавителя архиеп. Григория.

Григорий (Янковский, Гавриил), род. в 1866 г., хиротон. в 1908 г.; с 1917 г. епископ Екатеринбургский. В декабре 1925 г. создал новое церковное течение, т. н. „Григорианский“ раскол (или григорьевшина). Умер в 1932 г. в Свердловске.

Борис (Рукин), род. около 1880 г., окончил Казанскую духовную академию, хиротон. во еп. Можайского в 1923 г. Уклонился в григорианский раскол из-за личной вражды к местоблюстителю митр. Петру. Покончил с собой в 1934 г. в Москве.

Константин (Булычев) (1858-1928), хиротонисан в 1901 г., епископ Могилевский, между 1922 и 1925 несколько раз уклонялся в обновленческий раскол, а в 1925 был одним из основоположников григорианского раскола.

7. Агафангел (Преображенский), род. в 1854, с 1913 архиеп. Ярославский. В завещании от 15. 12. 1924 патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом (после митр. Петра) в патриаршие местоблюстители. Митр. Агафангел разошелся с митр. Сергием после его Декларации, но за пять месяцев до смерти, 16. 5. 1928, с ним примирился.

Иосиф (Петровых), род. в 1872, отошел вместе с митр. Агафангелом от митр. Сергия, остался в разделении до конца жизни (расстрелян в 1938), и возглавил раскол, названный его именем.

8. Серафим (Самойлович), род. в 1885, с 30. 11. 1926 по 27. 3. 1927 был заместителем местоблюстителя во время пребывания митр. Сергия в тюрьме. Арестован 17. 2. 1928 и осужден в 1929 г. на 5 лет лагерей, где по-видимому и был расстрелян.

9. Речь идет об еп. Василии Беляеве. Из вдовых протоиереев, хиротон. в 1925 г. С 1 авг. по 23 сент. проживал в поселке Хэ Обдорского района Тобольской области вместе с митр. Петром. Умер после 1929 г.

292

 

 

10. Нектарий (Трезвинский) отделился от митр. Сергия в марте 1928 г. Умер в заключении.

Иларион (Бельский), рол. в 1893, из Олонецкой губернии, где окончил семинарию, погиб в 1937 г.

Виктор (Островидов), окончил СПб Духовную академию, по сведениям митр. Мануила (Лемешевского), в начале 1929 примирился с митр. Сергием. Умер на Соловках в 1934.

11. 12 иерархов — по нашим сведениям даже не 12, а 13 епископов были освобождены между 1926 и 1928 из Соловецкого лагеря: Анатолий (Грисюк), Глеб (Покровский), Григорий (Козырев), Гурий (Степанов), Евгений (Зернов), Иоаким (Благовидов), Мануил (Лемешевский). Павел (Введенский), Пахомий (Кедров), Петр (Соколов), Прокопий (Титов), Рафаил (Гумилевский), Серафим (Мешеряков), Серафим (Протопопов). Все, за исключением Мануила Лемешевского, кончили жизнь мученической смертью. См. Русские православные иерархи. Исповедники и мученики. (Фотоальбом). YMCA-Press,1986.

12. Не совсем ясно, о каком из двух посланий из Соловков здесь идет речь: о первом, 1926 г., сходном с проектом декларации митр. Сергия, или об «обращении» 1927 г., составленном сразу после Декларации митр. Сергия (См. „Вестник РХД“ № 157). Авторство первого документа приписывалось о. Евг. Попову и архиеп. Илариону (Троицкому); авторство второго обращения, менее известного, еп. Василию Зеленцову.

13. О протоиерее и нам ничего не известно.

293


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.