Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Соборное послание к благочестивейшим государям Константину и матери его Ирине

„Блогочестивейшим и светлейшим государям нашим Константину и матери его Ирине Тарасий, недостойный епископ богохранимого и царствующего вашего города нового Рима, и весь Святой собор, вторично собранный по благоволению Божию и под покровительством вашего христолюбивого владычества в этой славной митрополии никейской”.

«Державнейшие императоры! Славится глава церкви, Христос Бог наш; так как, хранимое руками Его сердце ваше произнесло доброе слово и повелело нам собраться во имя Его, чтобы сохранит непоколебимым и несокрушимым твердое и божественное учение церкви. – Как головы ваши увенчиваются золотом и издающими блистательные лучи камнями, так и умы ваши украшены евангельским и отеческим учением. Как истинные питомцы и сподвижники тех, чье вещание распространилось по всей вселенной, и как руководители всего вашего носящего Христово имя народа, вы увековечили слово истины и изобразили характер православия и благочестия, воссияли для верующих яко светильники, издающие на все стороны сияние, церквам находившимся в опасности подали руку (помощи), утвердили в них здравое учение и укрепили единомыслие между разномыслящими. – Итак смело следует сказать, что, по благоволению Божию и при помощи вашей, благочестие укрепилось, а уста наши исполнились радости и язык наш веселия. Тоже высказывается нами и письменно. Ибо что может быть радостнее и приятнее твердого охранения церковных дел? Но появились мужи, имеющие вид благочестия, ибо они облечены священным саном, но отрицающие его значение, к которым вполне приложимо обвинение, произнесенное пророком против вавилонских священников, где говорится; изыде беззаконие из Вавилона от старец судей (Дан. 13? 5). Вернее сказать, они, составив каиафский синедрион, явились изобретателями нечестивых догматов. Имея уста, переполненные злословием и горечью, они задумали приобрести славу в делах злых и, обладая язы-

294

 


ком злоречивым и тростию (пером), готовою к его услугам, они вооружились против изречений, произнесенных Самим Богом, а царское священие, народ святой, лиц, облекшихся во Христа и спасенных благодатию Его от идольского заблуждения, обзывали идолопоклонниками. – Имея коварные мысли, они простерли свои беззаконные руки на живописные изображения честных икон. При этом, что было сделано из (мозаических) плиточек, то они исковеркали, а что было сделано из окрашенного воска, то сгладили – и таким образом вместо благолепия в честных храмах вышло безобразие. С тем вместе они предали огню и то, что, в воспоминание о Христе Боге нашем и святых Его, было изображено на досках; кратко сказать, они ограбили и привели в беcпорядок церкви наши. – Они были в одно и тоже время и ересиархами и иерархами; вместо мира народу возвещали раздор, а вместо пшеницы на пашнях церковных посевали плевелы; вино они мешали с водою и поили ближнего вредною смесью. Будучи на самом деле аравийскими волками, они выдавали себя за облеченных овечьею кожею и, искажая истину, прилеплялись ко лжи. В этом случае они, по выражению пророка, яица асиидска разбиша, и поставь паучинный ткут, и хотяй от яиц их ясти, разбив запорток (его) и обрете в нем василиска, преисполненного яда и смертоносного дыхания (Исаии 59, 5). – Так как дела находились в таком положении и ложь пожирала истину; то вы, кротчайшие и мужественнейшие императоры, не допустили, чтобы в ваши времена существовало такое заразительное и душевредное заблуждение; но постарались уничтожить его благодатию живущего в вас Духа, чтобы как церковные дела, так и все подчиненные находились в добром порядке и царство ваше управлялось мирно, согласно значению вашего имени (Ирина – мир). Вы сочли невозможным допустить, чтобы о прочих вещах мы думали одинаково, а по отношению к самому существенному в жизни нашей, т. е. к церковному миру, расходились и разъединялись, и это в то время, когда Христос есть глава, а мы, следовательно, члены и должны составлять едино тело в силу нашего единомыслия и единоверия. Поэтому вы повелели собраться сему священному и многочисленному собору нашему в этой митрополии никейской, чтобы мы, уничтоживши разделение, расстоящееся привели к единению, а недавно сотканную из колючих нитей позорную одежду, то есть лжеучение, разодрали и уничтожили и вместо нее развернули хитон православия. И вот мы, последовав апостольским и отеческим преданиям и, осмелюсь сказать, быв соединены во едино всесвятым Духом и проникнуты единомыслием, согласно преданию кафолической церкви и единодушному учению шести святых вселенских соборов, анафематствовали: безумие Ария, сумасшествие Македония, бессмысленный ум Аполлинария, человекообожание Нестория, безумное учение о слиянии (естеств во И. Хр.) Евтихия и Диоскора, далее пустословие Оригена, Дидима и Евагрия, и монофелитские или злофелитские ухищрения Сергия, и Гонория, и Кира, и Пирра, и других единомышленников их. Единомысленно и единодушно испросив слово Святого Духа и почерпнув от Него чистой воды, мы губкою божественных догматов стерли и это последнее, сродное им, нововведение, тщетно измышленное против честных

295

 


икон, а вводителей новоизмышленного пустословия мы выбросили далеко за ограду церковную. Как руки и ноги движутся согласно с движениями души, так и мы, получивши от Духа благодать и силу, при помощи и содействии вашей власти, единогласно провозгласили благочестие и проповедали истину, то есть, – что всячески следует принимать честные иконы Господа нашего Иисуса Христа, (поелику Он соделался совершенным человеком), если только они пишутся исторически верно, согласно евангельскому повествованию, а также иконы непорочной Владычицы нашей святой Богородицы и святых ангелов, поелику они являлись в человеческом виде тем, которые удостоились этого, а равно и иконы всех святых. Равным образом следует изображать их труды и подвиги на досках, на стенах, на священных сосудах и одеждах, согласно тому, как с первобытных времен принимала такие изображения святая кафолическая церковь Божия и как это узаконено святыми первоначальными учителями нашими и их преемниками, божественными отцами нашими. Мы узаконили также покланяться им (προσχυνειν), или что тоже лобызать их (ασπαζεσθαι). Оба эти слова (т. е. προσχυνειν и ασπαζεαθαι) имеют одно и тоже значение; потому что χυνειν в древнем греческом языке значит и целовать (ασπαχεσθαι) и любить (φιλειν), а предлог πρὸς (к) указывает на некоторое увеличение любви, как например φερω (только еще несу) и προσφερω (уже приношу), χυρῶ (случайно наталкиваюсь) и προσχυρῶ (достигаю), χυνῶ и προσχυνῶ (лобызаю и воздаю поклонение). Это последнее – προσχυνῶ – указывает собою на лобызание и на любовь непрестанную; ибо что мы целуем, то и любим, тому кланяемся, и что любим и чему кланяемея, то конечно и целуем, как свидетельствует об этом и человеческий обычай, соблюдаемый нами по отношению к друзьям, особенно при встречах, когда то и другое выполняется. И не только теперь мы так делаем, но тоже делали и в древности; так как мы находим свидетельства тому в божественном писании. Так в историях царей написано: и Давид воста, и паде на лице свое, и поклонися Ионафану трижды и облобыза его (1 Цар. 20, 41). Что такое, говорит Господь в евангелии о фарисеях? Любят преждевозлегания на вечерях.... и целования на торжищах (Матф. 23, 6 - 7). Очевидно, что здесь словом целование (ασπασμός) Он называет поклонение (προσχύνησις). Имея о себе высокое понятие и считая себя праведными, фарисеи страстно желали, чтобы все им кланялись, а не того, чтобы целовались с ними в уста. Целование есть символ скорее смирения, а не фарисейских помыслов. Затем целовал и божественный апостол Павел, как пишет об нем в Деяниях Лука: бывшим же нам во Иерусалиме, любезно прияша нас братия. На утрие же вниде Павел с нами ко Иакову, вси же приидоша старцы. И целовав их сказаше по единому коеждо, еже сотвори Бог во языцех служением его (Деян. 21. 17 - 19). Значит и здесь словом целование по мысли апостола изображается почтительное поклонение, какое мы оказываем друг другу, как и об Иакове сказано: поклонися на верх жезла его (Евр. 11, 21). Согласно с этим говорит и Григорий богослов: «воздай почтение Вифлеему и поклонись яслям». Итак кто же из здраво и правильно мыслящих поду-

296

 


мает, что эти изречения божественного писания говорят о служении духом? Так подумает разве только кто либо из безумных и непонимающих вовсе писания и отеческого учения; потому что Иаков послужил не краю же жезла, и Григорий богослов заповедует служить также не яслям. Конечно нет. И мы, объемля животворящий крест, все согласно воспеваем: «кресту Твоему покланяемся, Владыко, покланяемся и копию, пронзившему животворящее ребро Твоей благости». Словом «поклонение» здесь означается и целование, каковое и воздается на самом деле; потому что мы собственными устами целуем и крест и копие. Правда и в божественном писании и у святых отцов наших, выражавшихся весьма точно, слово поклонение (προαχύνησις) часто встречается относительно служения духом, но (это значит только то, что) это слово, имея много значений, между прочим означает и поклонение, соединенное с служением (Богу). Иногда поклонение воздается вследствие почитания, любви и страха, как и мы покланяемся вашей светлейшей и кротчайшей императорской власти. – Есть и другое поклонение, воздаваемое вследствие одного только страха, как Иаков поклонился Исаву. Есть поклонение, оказываемое в знак благодарности, как например Авраам поклонился сынам Хеттеевым в благодарность за поле, которое он получил от них для могилы жене своей Сарре. Еще кланяются некоторые своим властителям в надежде получить от них возмездие, как например Иаков поклонился фараону. – Поэтому то в божественном писании, поучающем нас: поклонишися Господу Богу твоему и тому единому послужиши (Лук. 4, 8) о поклонении сказано просто, без прибавления «единому», так как слово поклонение имеет различные значения, хотя произносится всегда одинаково, а слово «послужиши» употреблено с прибавлением: «единому», и мы действительно приносим служение свое единому Богу. После таких очевидных доказательств для всех ясно и несомненно, что Богу угодно и приятно, чтобы воздаваемо было поклонение и лобызание иконным изображениям домостроительства Господа нашего Иисуса Христа, а также изображениям непорочной Богородицы и Приснодевы Марии и досточтимых ангелов и всех святых. – Если же кто либо не так относится к этому делу, но колеблется и немощствует относительно поклонения досточтимым иконам; то такого анафематствует наш Святой и вселенский собор, огражденный действием Духа Божия, равно как и отеческими и церковными преданиями; и анафема есть ни что иное, как удаление от Бога. Если же некоторые, вооружаясь против этих определений, подстрекают других и вредят своим душам, нанося оскорбление Христу и услаждаясь своим коварством против церкви; то таковые оказываются безумно враждующими против благочестия и сообщниками и единомышленниками древних еретиков. Мы послали к вам братий и сослужителей наших, боголюбезных епископов с игуменами и клириками для того, чтобы они рассказали и объяснили все сделанное нами и довели это до вашего высочайшего слуха. А для того, чтобы придать силу и неоспоримость тому, что определено нами, и чтобы удовлетворить вашу благочестивейшую власть, мы присовокупили и отеческие свидетельства, заимствовав из многого немногое, что́ своею ясностию освещает и подтверждает истину. – Со-

297

 


царствующий вам, наш общий Спаситель, благоволивший устроить чрез вас мир Свой в церквах, да сохранит на многие лета царство ваше вместе с синклитом и начальниками и вернейшим вашим воинством да дарует Он вам победы, так как Сам Он сказал: живу Аз, глаголет Господь, прославляющия Мя прославлю (1 Цар. 2, 30), Сам препояшет вас силою, исторгнет все враждебное вам и дарует повиновение. Радуйся, сей граде! веселися новый Сион, обсерватория всей вселенной. – В древнем Сионе царствовал Давид, а в этом бодрствуют подобно Давиду, благочестивые императоры. Господь среди тебя и да будет имя Его благословенно во веки веков. Аминь».


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.