Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор, патриарх Иepyсалимский

Феодор, патр. Копия соборного послания

Копия соборного послания Феодора, святейшего патриарха иерусалимского

 

«Итак, блаженнейшие, мы веруем так же, как исперва уверовали, – во Единого Бога Отца, Вседержителя, безначального и вечного, Творца всего видимого и невидимого; и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, вечно и бесстрастно рожденного от Бога и Отца, незнающего другого начала, кроме Отца, и имеющего от Него ипостась, света от света, Бога истинна от Бога истинна; и во единого Духа Святого, вечно от Отца исходящего, света и Бога познаваемого чрез Себя Самого, воистину Отцу я Сыну совечного, единосущного и единоначального, и имеющего одно и тоже существо, естество и божество, – в Троицу единосущную, и единочестную, и

100

 

 

единопрестольную, во едино Божество и во едино общее господство соединяемую, без слияния личного и ипостасного. Исповедуем Троицу во Единице и прославляем Единицу в Троице. – Троицу по трем ипостасям, а Единицу по единству Божества, – потому что Оно не есть собственно слившееся одно, не есть также и вполне разделяемая тройственность, скорее Оно (Божество) таково, что в том и другом сохраняется и то и другое 1). Разделяемое по численности ипостасей и перечисляемое по личным особенностям, Оно (Божество) объединено тождеством существа и естества и полной делимости не допускает. Бог – один, потому что велегласно проповедуется и признается единое Божество в троичности лиц. И в силу того, что Бог один и Божество – одно, Он не делится и не распадается на трех богов; это было бы нечестивым учением Ариан; далее в силу того, что Бог есть три, и познается как три, и проповедуется, как три ипостаси, и называется Отцом, и Сыном и Всесвятым Духом, Он не должен быть соединяем, совокупляем, сливаем в одну и ту же ипостась; что было бы нечестивым учением Савеллиан. И потому прекрасно постановили богословы, чтобы мы мыслили единицу в одном и единственном Божестве, Троицу же в трех неслитных ипостасях. Мы не знаем другого единого Бога, кроме (Бога в) трех лиц; а равно мы не знаем других трех единосущных лиц Троицы, которые суть Отец, Сын и Святой Дух, кроме (лиц) единого Бога. Поэтому Единое мы называем в своем проповедании Троицею, в которой обитает Божество, и Троицу, которой принадлежит Божество, возвещаем, как единое, вернее сказать: Троица есть Божество и познается как Божество».

 «Веруем и во единого из той же самой Святой и единосущной Троицы Господа нашего Иисуса Христа, Иже во образе Божии сый не восхищением непщева, как говорит апостол, быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим (Филип. 2, 6, 7), ибо будучи единосущен и сопрестолен Отцу, в конце времен не возгнушался родиться от святой и всенепорочной Владычицы нашей Богородицы, восприять от нее плоть, одушевленную душою словесною и разумною, начаток нашего естества, не чрез семя, но творчески чрез Духа Святого. И таким образом является один из двух противоположных естеств; будучи по естеству совершенным Богом, тот же самый Бог-Слово стал и совершенным по естеству человеком, не изменив естества человеческого и совершив искупление не призрачное, но чрез воспринятую от Святой Девы, одушевленную словесною и разумною душою и удостоившуюся обитать в Нем плоть, с которою Он соединился ипостасно, неслитно и нераздельно; не изменил Он ни естества Своего Божества в существо плоти, ни существа плоти Своей в естество Своего Божества. Итак два естества, будучи навсегда соединены между собою в одной ипостаси Бога Слова, явили нам одного Сына и Господа видимого и невидимого, смертного и бессмертного, описуемого и неописуемого, Бога совершенного, в двух естествах познаваемого и в двух самостоя-

_____________________

1) То есть, и в единстве троичность и в троичности единство.

101

 

 

тельных действиях и волях покланяемого; ибо Он ничего не совершал бы Божески, если бы не был по естеству Богом, а также – и человечески, если бы не был по естеству человеком. Исповедуем, что Он, будучи Богом и человеком, нашего ради спасения был распят, вкусил смерть плотию, плотию же принял и трехдневное пребывание во гробе, воскрес из мертвых силою Своего Божества, тою же силою побороть ад и освободил бывших там от века узников, вознесся на небеса и сидит одесную Бога Отца, и, по гласу бесплотных к апостолам, имеет придти снова, чтобы во дни второго Своего пришествия судить живых и мертвых. Исповедуем также и восстание мертвых в последний день, по звуку трубы архангельской, и воздаяние, по праведному суду Христа Бога нашего, за наши дела хорошие или дурные, а также и нескончаемую жизнь будущего века».

«Приемлем, подтверждаем и от души приветствуем шесть святых и вселенских соборов, собиравшихся в разных местах и в разные времена, под водительством Духа Святого, против каждой ереси. Их велегласно проповедуют и православные церкви, находящияся по всей вселенной, и на их правом и богодухновенном учении основываются, когда принимают тех, кого они принимают, и когда отвергают тех, кого они отвергают. Первый из этих соборов – созванный в Никее из трех сот восемнадцати святых отцов против ереси Ария и душегубных его богохульств. Этого еретика, как разделяющего и рассекающего одно неслитное божество и пустословившего, что Сын есть творение Отца, между тем как Им сотворено все и приведено из небытия в бытие, собор анафематствовал, равно как и единомышленников его, я удалил от божественных жертвенников, определил, что Господь Иисус Христос рожден от Бога Отца прежде всех веков безвременно и не чрез излияние из сущности и ипостаси Отца, что Он единосущен Отцу и Святому Духу, и всю тайну совершенного Христом домостроительства ясно изложил в символе или исповедании правой веры. Второй собор был собран в Константинополе из ста пятидесяти отцов против духоборца Македония и его союзников, богоненавистных полуариан. Этот Святой собор, имея руководителем и наставником своим Самого Святого Духа, научил, что Дух исходит от Отца безвременно и вечно, что Он единосущен, спокланяем и спрославляем Отцу и Сыну, и непростительно богохульствовавших против того же Утешителя подверг неумолчным анафемам, вместе с безумным Аполлинарием, который, сам быв безумным или бездушным, суетно называл живущего во Христе Спасителе человека человеком без души. Третий же собор, впервые воссиявший в Ефесе из двух сот святых отцов на низвержение и отвержение человекообожателя Нестория и его единомышленников, – Нестория, который, запутавшись в собственных своих оскверненных помыслах, пустословил, что иное есть вечное Слово Отца и иное воплотившийся ради нашего спасения от Девы; и, сам того не желая, этот нечестивец вводил четвертое лицо в святую и единосущную Троицу; он не только разделял на две ипостаси два соединенные естества Христовы, но и название «Богородицы» заклинал отвергнуть, а вместо этого нечестивый уза-

102

 

 

конил говорить «Христородица», тогда как она воистину есть Матерь Божия и до рождества и по рождестве дева и превосходит всю разумную и чувственную природу славою и светлостию. Итак этот, Святой собор двух сот отцов, анафематствовать его и его душевредные пустословия, научил, что один есть Сын от Отца прежде век воссиявший и что Он же напоследок дней родился от непорочной девы и Богородицы Марии, облекшись в нашу природу, и возвестил, что этот Сын, Божий есть и совершенный Бог, и совершенный человек, что един есть Сын и Христос и Господь, словом: Он есть едино воплотившееся естество Бога Слова (воплощение означает ипостасное соединение двух естеств), – а святую Марию узаконил называть по преимуществу и поистине Богородицею. Как, нельзя более благовременным является и богособранный собор халкидонский из шести сот тридцати святых отцов, на разрушение ереси, сливавшей естества Христовы; начало этой ереси положил, по своему неразумению, неразумный Евтихий, отвергавший, что во едином Христе непреложно соединены два естества, и странно учивший, будто из двух естеств составилось одно. Он же, имея своим защитником и покровителем нечестивого Диоскора, оказался порицателем, правого учения и противником истины. Но их обоих Святой собор низложил, а их суетные новоизмышления вместе с самими ими подверг тяжким анафемам, провозгласив, что два естества Христа, истинного Бога нашего неслитно, непреложно, неизменно соединены в одной ипостаси Его, и что Он, оставаясь совершенным по божеству и по человечеству, состоит из двух естеств и познается в двух естествах. При этом он осудил и ересь нечестивого Нестория, и его самого и его единомышленников. Затем собрался и пятый собор в царствующем городе, в числе ста шестидесяти четырех отцов. – Будучи руководим Самим Святым Духом, он, утвердил происходившие прежде него четыре святых собора и, следуя их правому учению, анафематствовал Нестория, Евтихия, Феодора монсуетского с его богохульствами, а также Оригена и Евагрия, Дидима и все их баснословные еллинские бредни, равным образом и так называемое письмо Ивы к Маре Персу, и сочинения Феодорита, написанные им против двенадцати правых глав святого Кирилла».

«За ним шестой Святой собор заблистал, как бы другое солнце, состоя из двух сот восьмидесяти девяти отцов и имея своим местопребыванием царствующий город. Быв открыт здесь, он анафематствовал отрицающих, что в домостроительстве воплощения Христа Бога нашего находятся две самостоятельные воли и действия, и странно учивших, будто одно хотение и одно действие в божеском и человеческом естестве Спасителя нашего Иисуса Христа, то есть (анафематствовать) Сергия, Пирра, Петра, Кира, Гонория, Феодора фаранского и болтливого старца Полихрония – и всех утверждавших, утверждающих, или дерзающих утверждать, что одна воля и одно действие в двух естествах Христа. Если, – так где-то сказал один мудрый муж – мы допустим, что человеческое естество Господа не имеет воли и действия, то каким образом сохранится целость человеческого естества? Итак, соответственно двум естествам Христовым

103

 

 

провозгласив во Христе две воли и два действия, как естественные особенности того и другого естества, св. отцы как нельзя лучше выяснили великое таинство спасительного домостроительства и сохранили православным неповрежденною и несомненною православную веру всех церквей Божиих. Признаем, что только эти шесть святых соборов были вселенскими и иного (вселенского) собора кроме этих не допускаем; потому что ни из апостольских преданий, ни из отеческих канонических постановлений не осталось ничего, что требовало бы исправления, или какого либо рода пополнения. Итак, всех зломыслящих еретиков, как учеников сеятеля плевелов сатаны и учителей, губящих души, начиная от злого начальника их, то есть от Симона волхва, и даже до последнего и самого нечестивейшего из них, кратко сказать, всех их от всей души и мысли анафематствуем, и особенно тех, которых анафематствовали прежде собиравшиеся шесть святых и вселенских соборов, в том числе и Севера, учредителя монофизитствующих акефалитов, и Петра Кнафевса, осмелившегося в трисвятой песни сделать прибавление и дерзнувшего бесстрастному божеству присвоить страдание, и всех, следующих богохульству его. Не отрицаем, но твердо соблюдаем и принимаем и поместные святые соборы и по божественному вдохновению провозглашенные ими канонические постановления и душеполезные узаконения. Приемлем и с любовию приветствуем апостольские и церковные предания, научившие вас почитать святых, покланяться им и с любовию призывать их, и почитаем святых, как служителей, друзей и детей Божиих. Честь, воздаваемая таким же, как и мы сами, рабам (Божиим), сохранившим правую веру, служит доказательством нашей преданности нашему общему Владыке, ибо они суть палатки и чистые жилища Божии и незапятнанные зеркала Духа Святого; и душы их в руце Божией (Прем. Сол. 3, 1), как написано. Да, – Бог есть жизнь и свет, и святые, находясь в руке Божией, пребывают в жизни и свете, и потому честна пред Господем смерть преподобных Его (Псал. 115, 6). Они с дерзновением предстательствуют пред Богом. Как спасительные источники Господь Христос даровал нам останки святых, источающие немощным многообразные благодеяния, изливающие благовонное миро и прогоняющие демонов. Вот что говорит великий учитель Афанасий, – что значит «бессмертный»: «кости мучеников прогоняют болезни, исцеляют немощных, слепым дают зрение, прокаженных очищают, искушения и скорби рассеивают, и это делают они чрез поселившегося в них Христа». Тоже самое прекрасно воспел и псалмопевец: «дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67, 36). И опять: «(святым), иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них (Пс. 15, 3). Вместе с ними мы покланяемся и с любовию объемлем святые и честные иконы, то есть, иконы воплотившегося ради нас Бога Слова, Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, принявшего зрак раба. Икона Его и изображение представляет образ не божества Его нераздельно соединенного с нетленною плотию Его, потому что божественное естество невидимо и неописуемо, и не имеет облика, ибо Бога никто же виде ни-

104

 

 

где же, Сам Единородный Его исповеда (Иоан. 1, 18), но мы покланяемся образу человеческого естества Его, потому что, будучи Богом и невидимым, Он явился на земле, был видим, обращался между людьми, утомлялся, и чувствовал голод и жажду, по закону воспринятого Им нашего естества. Итак, мы покланяемся изображению Христа, то есть лица, которое соделалось видимым людям, хотя и не было отделено от невидимого Его божества, – да не будет, – но было соединено с Ним с самого зачатия. Если Он и говорит иудеям: зачем вы ищете Мене убити, человека, иже истипу вам глаголах (Иоан. 8, 40); то все таки Он не был только человек, но и Бог; и говоря: Аз и Отец едино есма (Иоан. 10, 30). Он не отрицает в себе нашего естества. Покланяемся также и оказываем почитание и иконе неизреченно родившей Его, непорочной Его Матери, святой Богородицы и всенепорочной Владычицы нашей. Следует почитать и иконы святых апостолов, пророков и добропобедных мучеников, святых и праведных, как друзей Божиих. При этом мы относим честь не к веществу и краскам; но, при виде изображения, мысленными очами возносимся к первообразу и к нему относим должную честь, зная по учению Василия великого, что честь, воздаваемая иконе, относится к первообразу. А так как некоторые настойчиво противятся и говорят, что не следует покланяться иконам, так как они сделаны руками, и безумно или, лучше сказать, нечестиво называют их идолами; то пусть они знают, что и херувимы, и очистилище, и кивот, и трапеза, созданные божественным Моисеем, по повелению божественному, были сделаны руками, и однакоже им воздавалось поклонение. Божественное писание осуждает поклоняющихся изваянным (истуканам) и приносящих жертвы демонам. Отвергнуты были языческие жертвоприношения: жертвы же праведных принимались. Итак хотя бы честные иконы были делом и неискусной кисти, их следует почитать ради первообразов. Итак, святейшие, если по благосклонном приеме вами этих наших посланий, в них окажется что либо требующее исправления, то вы без зависти преподайте нам ваше божественное учение и утешьте нас своим ответом, да явимся таким образом одинаково верующими и да прославится Отец и Сын и Дух Святой, ныне и всегда и во веки веков, Аминь».


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.