Поиск авторов по алфавиту

Автор:Адриан I, Папа Римский

Адриан I, папа Послание августейшим Константину и Ирине

«Перевод латинского послания Адриана святейшего папы древнего Рима».

«Епископ Адриан, раб рабов Божиих.

 Блогочестивейшим государям и светлейшим императорам и победоносцам, возлюбленнейшим в Бозе и Господе нашем Иисусе Христе чадам, августейшим Константину и Ирине».

 Бог, рекий из тьмы свету воссияти (2 Кор 4, 6), иже избави нас от власти темныя (Кол. 1, 13) чрез воплощение Сына Своего, истинного света, в Котором благоизволи всему исполнению божества вселитися и тем возобновить все в Нем кровию креста Его аще земная, аще ли небесная (Кол. 1, 19, 20) – по великому богатству благости Своей, воззрев на лице церкви Своей, благоизволил призвать ныне ваше предусмотренное и предопределенное светлейшее императорское милосердие на защиту веры, – чтобы чрез вас далеко прогнать тучи лжи и даровать победу истине. Насколько мы вслушивались в дошедшее до нас послание вашей кротости, настолько при самом слушании его наш торжествующий дух окрылялся; и столько приятной радости вошло в наше сердце, что никаких слов недостаточно для того, чтобы выразить это языком человеческим. Гораздо больше радости получили мы вследствие ваших распоряжений, чем было у нас печали об ереси схизматиков, которая пред тем удручала нас. – Так как в этих досточтимых распоряжениях не скрывается и

63

 

 

о том, что́ было прежде в вашем царствующем городе относительно досточтимых икон, как их разрушали и бесчестили и подвергали оскорблению царствовавшие прежде вас (О если бы это не вменилось им! Лучше было бы им не простирать рук своих на церковь!), как весь народ, находящийся в восточных областях, был в заблуждении и относился к иконам, как хотел, доколе Бог не воздвиг в правители вас, ищущих славы Его в истине и желающих сохранить предания святых апостолов и учение всех святых; – то мы, находя, что в ваше царствование прилагается достохвальное попечение о досточтимых иконах, и отвергая безумие еретиков или начальников, которые, ломая копья, простирали свои руки на церковь, вполне верим, что ваша, Богом прославленная в победах, императорская власть чужда их свирепости. Поэтому, умоляя милосердие всемогущего Бога, мы возносим Ему и беспредельные благодарения за вас; а вы стойте непоколебимо на том, что ваша светлость освятила и начала совершать. Если вы пребудете твердыми в той православной вере, которую вы приняли, и если при вашей помощи будут воздвигнуты в первоначальном виде святые и досточтимые иконы, то вы будете подобны блаженной памяти государю и императору Константину и блаженной Елене, которые православную веру объявили всенародною и возвысили святую кафолическую и апостольскую духовную мать вашу, церковь римскую, и вместе с прочими православными императорами почитали ее, как главу всех церквей. Тогда вы будете носить богохранимое и всемилостивейшее имя нового Константина и новой Елены, чрез которых первоначально святая кафолическая и апостольская церковь получила силу и подобно которым светлейшая и на всем земном шаре известнейшая победами ваша императорская слава прославляема будет народами, особенно: если следуя преданиям православной веры, вы с любовию будете принимать определения церкви блаженного Петра, князя апостолов, и как в ревности делали ваши предшественники, святые императоры, так и вы, достохвально почитая ее, возлюбите ее наместника от глубины сердца, а еще лучше, если ваша богодарованная власть будет следовать православной, в духе нашей святой римской церкви – вере их. И сам князь апостолов, которому Господом Богом дана власть вязать и решить грехи на небе и на земле, многократно покровительствовал вам и все варварские нации низлагал под ноги ваши и всегда являл вас победителями. Священным значением его определяется его достоинство и то, сколь великое почитание должно быть оказываемо всеми верующими в мире его верховному престолу; ибо Господь этого князя представил всем, как хранителя ключей небесного царства, – и Сам оказывает ему честь той привилегией, что вручает ему ключи царства небесного. Итак, превознесенный такою преславною честию, он удостоился исповедать ту веру, на которой основывается церковь Христова. За блаженным исповеданием следовало блаженство наград; проповедию об этом прославлена святая вселенская церковь, а от нее и все прочие церкви Божии получили правило веры; потому что сам князь апостолов, блаженный Петр, первый председатель на апостольской кафедре, преемникам своим, которые беспрерывно воссе-

64

 

 

дали на его священнейишем престоле, оставил первенство своего апостольства и пастырского попечения: и как ему дана была Спасителем нашим Господом Богом власть первенства, так и он сам предоставил и предал ее по божественному повелению своим преемникам-первосвященникам, согласно преданию которых мы почитаем священные изображения Христа, и иконы пресвятой Его Матери, апостолов и всех святых. С той поры, как церковь Христа Бога нашего стала наслаждаться миром и покоем, и до настоящего времени церкви были украшаемы святыми иконами, как об этом свидетельствует блаженный и святейший папа Сильвестр. Повествуя в своем предисловии о том времени, когда к вере христианской обратился благочестивый император Константин, он говорит следующее: по прошествии дня и по наступлении ночной тишины, во время сна являются императору святые апостолы Петр и Павел и говорят: так как ты положил конец своим злодеяниям и тебе стало противно проливать кровь неповинных; то Господь Христос Иисус послал нас дать тебе наставление относительно приобретения спасения. Итак послушай наших наставлений и сделай все, что мы тебе прикажем. Сильвестр, епископ города Рима, избегая твоих преследований, находится на горе Соракте и там, в каменных расселинах, ищет тайного убежища. Призови его к себе, и он сам укажет тебе водохранилище. Когда он погрузит тебя в нем трижды, тогда прокаженная сила покинет тебя. После этого ты с своей стороны воздай твоему Спасителю следующее возмездие: пусть по повелению твоему будут восстановлены церкви во всем мире римском; сам же очисти себя, отринув суеверное служение идолам, и воздавай поклонение и почитание единому Богу, Который один есть истинный Бог; и ходи по Его воле. Итак, встав от сна, он тотчас созывает своих царедворцев, рассказывает о сне и посылает на гору Соракт, где святой Сильвестр, по причине гонения, скрывался со своими клириками, на поле одного христианина, и занимался чтением и молитвами. Когда он увидел, что найден воинами; то подумал, что призван к венцу мученичества, и, обратившись ко всему находившемуся с ним клиру, сказал: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения. Итак он отправился и пришел к императору; и когда было доложено об этом, вошел к нему с тремя пресвитерами и тремя диаконами. Вошедши, он сказал: император! мир и победы тебе ниспосылаются небом. – Император принял его с радостию и изложил ему все, что с ним случилось, что было сказано и открыто ему. По окончании же своего рассказа, он стал спрашивать: что́ это за боги Петр и Павел, посетившие его ради его исцеления и открывшие ему убежище Сильвестра. Сильвестр отвечал: они не боги, но избранные рабы и апостолы Христовы, посланные увещевать людей, чтобы они веруя наследовали спасение. И когда папа говорил таким образом императору, то первым вопросом императора было: нет ли какого либо изображения этих апостолов, чтобы по живописи он мог узнать, что это те именно лица, которых он видел в откровении, тогда святой Сильвестр послал диакона и велел ему принести икону апостолов. Взгля-

65

 

 

нув на нее, император начинает говорить громко, что это те именно, которых он видел, и что не следует откладывать того, что Духом Святым открыто относительно водохранилища, которое, как припомнил он, они предлагали ему для его исцеления. Вот, изображения святых, как сказано выше, со времени самых первых святых начатков веры нашей были у всех христиан; и до ныне сохранились в церквах скульптурные и живописные изображения святых; так как и грубые язычники, рассматривая живописную историю божественного писания, обращались от почитания идолов и демонских истуканов к истинному свету христианства и к почитанию любви Божией. И знаменитый отец и проповедник, блаженный Григорий, епископ сего апостольского престола, говорит, что иконы необходимы для того, чтобы те, которые не знают писания, на стенах могли читать то, чего они не могут читать в книгах. Для этого именно святые и достохвальные отцы и постановили украшать церкви иконами и живописными изображениями священных событий и деяний святых; и все православные и благочестивейшие императоры, все священники и благочестивые служители Божии, а также весь мир христианский, в силу принятого ими с самых первых времен предания от святых отцов, сохраняли иконы и живописные изображения для благочестивого настроения и сердечного сокрушения и православно почитали их даже до времен прадеда вашей светлости. – Но прадед ваш, по наущению некоторых нечестивцев, низложил эти священные иконы и с того времени возникло великое заблуждение в пределах самой Греции и разлился великий соблазн по всему миру. Но горе тому, имже соблазны во весь мир вошли (Матф. 8, 7), как свидетельствует сама истина. Поэтому блаженнейшие римские первосвященники этого времени, владыка Григорий, а также и (другой) Григорий, объятые великою скорбию, умоляли прадеда вашего кротчайшего благочестия и заклинали его своею апостольскою властию, чтобы он отстал от этого безумия и нововведения и восстановил иконы на их прежних местах. Но он ни коим образом не склонился на их спасительные мольбы. Далее, владыки Захария, Стефан, Павел и еще Стефан, предшественники наши, святые первосвященники, очень часто обращались с просьбою о восстановлении тех же святых икон к деду и отцу вашей светлейшей кротости, а также и наше ничтожество весьма смиренно, но постоянно просило об этом вашу императорскую власть. И теперь усерднейше просим вас, чтобы как мы, в силу предания святых отцов и предшественников наших, достославных первосвященников, живописно изображаем в церквах события священной истории, для благочестивого настроения и для назидания неопытных, и ставим в доме Божием священный образ Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, в Его воплощенном и человеческом виде, а также пресвятой Его Матери и святых апостолов, пророков, мучеников и исповедников; так и ваше милосерднейшее императорское могущество да содействует тому, чтобы православная вера одинаково процветала и в странах греческих, чтобы, согласно писанию, было едино стадо и один овчий двор (Иоан. 10, 16); потому что священные

66

 

 

иконы остаются везде, где только есть христиане, и все верующие воздают им почитание. От видимого образа наш ум, в своем духовном полете, возносится к невидимому величию божества, когда созерцает Господа во плоти, которую Сын Божий благоволил принять ради нашего спасения. Этому Искупителю нашему, сущему на небесах, мы покланяемся и воздаем хвалу духом, так как написано: Бог Дух есть (Иоан. 4, 24). Поэтому божество Ето мы почитаем духовно. Мы обожаем не самые иконы как разглашают некоторые; да не будет сего! Нет; наша любовь и наше стремление – любовь и стремление к Богу и святым Его. Сохраняя чистоту нашей веры, мы и иконы, подобно тому, как книги божественного писания, употребляем для напоминания о том, кого мы почитаем. Творец наш, Господь и Бог, образовавший человека из персти земной по образу и по подобию Своему и просветивший его даром прозорливости, одарил его свободною волею. И уже самый первый человек, по божественному вдохновению и в то же время по своей собственной воле, дал свои особенные имена всем животным, и всем птицам небесным, и всем зверям земным, и эти имена остались за ними навсегда. Также и Авель, воспламененный божественным Духом, по собственному изволению сердца, принес Господу дары от первородных стада своего. Об нем мы читаем, что Бог призрел на Авеля и дары его. Затем и Ной, по окончании потопа, по высшему вдохновению, сам по своему произволению и по чувству собственной изобретательности создал алтарь Господу и на этом алтаре принес Господу жертву всесожжения от всех чистых животных и птиц. Подобным образом и Авраам, как написано, по собственному изволению, устроил алтарь в честь и славу явившегося ему Бога. Так же поступил и Иаков, когда, убегая от Исава брата своего, во сне видел ангелов Божиих, восходящих на небо и нисходящих с неба по лествице, и с верху лествицы говорившего к нему Господа; восстав от сна, он тотчас, по собственному изволению, взял камень, который был у него под головою, и постави его в столп (памятник), и возлия елей верху его, и назвал это место Вефилем, говоря: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная (Быт. 28, 17 и 18). И всемогущий Бог не прогневался на него за то, что он, по своему желанию и усмотрению, водрузил этот камень, как памятник. Немного далее в истории Бытия рассказывается, что Бог сказал ему: Я Бог Вефиля, где ты возлил елей на камень и дал Мне обет. Вот, светлейшие государи, высокие правители! все, что только делается по человеческому разумению во славу Божию, не должно быть воспрещаемо; все это совершенно приятно Творцу нашему Господу. Тот же самый Иаков облобызал верхнюю часть жезла сына своего Иосифа и сделал это верою, как свидетельствует об этом блаженный Павел в послании к Евреям (11, 21); такую честь оказал он не жезлу, но державшему его. Так и мы по любви и приверженности к Господу и святым Его, изображая досточтимые их образы на иконах, воздаем честь не доскам и краскам, но тем, в честь кого они сделаны. Читаем также, что Моисею заповедано было Господом Богом нашим: «И сотвори очистилище от

67

 

 

злата часта, двою лактий: и пол в долготу, и лактя и пол в широту, и два херувима златы, и лица их ко друг другу (Исх. 25, 10, 19 и 20, Исх. гл. 37). И немного далее: и да возложиши (очистилище) на кивот, и в кивот да вложиши свидения, яже дам тебе, и познан буду тебе оттуду, и возглаголю тебе (Исх. 25, 21 и 22), т. е. с очистилища, среди двух херувимов, которые находились над животом завета. Заповедано было также, чтобы херувимы на занавесах и на покрове скинии были из тканной материи различных цветов. Кротчайшие государи и великие правители! следует обратить внимание на то, что всемогущий Господь наш, ради спасения Своего народа, благоволил говорить к Нему среди этих рукотворенных херувимов. – Поэтому нет сомнения, что все, что́ только установлено в церквах Божиих во славу и в честь Его, все это свято и должно быть почитаемо. Следует также, для убеждения неверующих и исправления заблуждающих, прибавить и то, что́ Бог заповедал рабу Своему Моисею, говоря: (в книге Числ так говорится относительно поразившей евреев заразы) сотвори себе змию, и положи ю на знамя: и будет, аще угрызет змия человека, всяк угрызеный видев ю жив будет. И сотвори Моисей змею медяну, и постави ю на знамени: и бысть, егда угрызаше змия человека, и взираше на змию медяну, и оживаше (Числ. 21, 8 и 9). О как безумствуют ожесточенные против христианской веры, когда утверждают, что не следует воздавать почтения и благоговения иконам, на которых изображен лик Спасителя и Его Матери или лики святых, доблестями которых поддерживается мир и род человеческий получает спасение. Мы верим, что израильский народ, при взгляде на медного змия, освобождался от постигавшего его бедствия. Неужели, взирая на лик Христа Господа нашего и святых, и почитая их, мы будем сомневаться в спасении? Не будем оказывать сочувствия такой безумной нерассудительности. Будем следовать истинному преданию и ни под каким предлогом не станем отклоняться от его учения. Читаем также, что и Соломон царь в построенном им храме сделал херувимов во славу Божию, а также раскрасил храм различными цветами. Поэтому-то мы и все православные, для прославления веры нашей и для украшения дома Божия, пользуемся разнообразием цветов и украшаем его живописными изображениями. Пророк Исаия, пророчествуя, говорит: в той день будет жертвенник Господеви в земли Египетстей, и столп в пределех его Господеви. И будет в знамение в век Господеви в земли Египетстей: яко возопиют ко Господу на оскорбляющия их, и послет им Господь человека, иже спасет я, судяй спасет я (Ис. 19, 19 и 20). И славный между пророками Давид воспевает, говоря: исповедание и красота пред Ним (Пс. 95, 6). И в другом месте: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея (Пс. 25, 8). Возвещая пришествие Искупителя нашего и воплощение Сына Божия, он убедительным образом заповедует покланяться лику Его, в память Его вочеловечения и домостроительства, говоря: лица Твоего, Господи, взыщу (Пс. 26, 8), и далее: лицу Твоему помо-

68

 

 

лятся богатии людстии (Пс. 44, 13) и опять: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Пс. 4, 7) Поэтому и блаженный Августин, славнейший отец и прекрасный учитель, в овоих поучениях говорит: „что такое образ Божий, как не лице Божие, которым знаменован народ Божий»? И святой Григорий, епископ нисский, в слове, написанном об Аврааме, между прочим говорит так: „нередко видел я живописное изображение этого страдания, и никогда не проходил бел слез мимо сего зрелища, так живо эту историю представляет взору искусство» 1). Место из толкования его на „Песнь Песней», где он письменно учит: «в живописном искусстве какое-нибудь вещество разными цветами выполняет подобие животного, но кто смотрит на изображение, искусственно написанное красками, тот не останавливается на рассматривании цветных составов наложенных на картину, обращает же внимание только на то, что́ художник представил красками» 2). В письме святого Василия, отправленном к Юлиану отступнику, говорится: «исповедую нашу непорочную христианскую веру так, как мы наследовали ее от Бога, и верую во единого Бога вседержителя, Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого; в этих трех Лицах покланяюсь и воздаю честь единому Богу; исповедую также и домостроительство воплощения Сына Божия; святую Марию, родившую Его по плоти, исповедую Богородицею. Приемлю и святых апостолов, пророков и мучеников, которые возносят молитвы к Богу (и верую), что по их ходатайству человеколюбивый Бог изливает Свое милосердие на меня и дарует оставление грехов. Поэтому почитаю и изображения их на иконах и открыто покланяюсь им; потому что это предано святыми апостолами и не должно быть воспрещаемо. Поэтому во всех церквах своих мы изображаем историю их“. Из его же беседы на день святых сорока мучеников: „оказанные в бранях доблести нередко изображали и историописатели и живописцы, одни украшая их словом, а другие начертывая на картинах; а сим те и другие многих возбудили к мужеству. Что повествовательное слово передает чрез слух, то живопись показывает молча чрез подражание“ 3). Из беседы святого Иоанна, архиепископа константинопольского, златоустого, на притчу о семени: „если бы ты наругался над императорскою одеждою, то тем самым не сделал ли бы ты оскорбления тому, кто надевает ее? Разве ты не знаешь, что если кто-либо бесчестит императорское изображение, то тем самым причиняет оскорбление самому императору, самому первообразу и его сану? Разве не знаешь, что кто злословит изображение, состоящее из дерева и красок, тот судится не за то, что дерзко отнесся к предмету неодушевленному, но за то, что он восстал против императора? Он нанес двойное оскорбление императору». И опять из беседы того же отца на пятый день Пасхи: «Все сотворено ради славы Божией и нашей пользы: облака для того, чтобы

__________________

1) Твор. св. Гр. нисск. в русск. пер. Москва 1862. ч. IV, стр. 193.

2) Твор. св. Гр. нисск. в русск. пер. Москва 1862. ч. III, стр. 23 и 24.

3) Твор. св. Вас. вел. в р. перев. ч. 4-я. Москв. 1846, стр. 296.

69

 

 

 

производить дождь; земля для того, чтобы приносить плоды; море служит мореплавателям и не чувствует зависти. Все служит человеку или, лучше сказать, образу Божию. Когда приносят в города императорские портреты и изображения и на встречу им выходят судьи и простой народ и воздают им почести; то они воздают почести не доске или изображению, облитому воском, но императору. Так и творение воздает почести не земному образу, но почитает самый небесный образ». Укажем также и на слова святого Кирилла из толкований его на евангелие от Матфея: „вера изображает Слово, которое есть образ Божий, а также и то, как принесена Им искупительная жертва Богу за нашу жизнь. как Оно облекалось, подобно нам, плотью и соделалось человеком“. Он же немного далее: „необходимость образов доказывают нам притчи, которые посредством метафорических выражений, например, „глаза“ или „осязание“, передают сущность того, что ими означается и что не видимо созерцается мыслию“. Из слова святого Афанасия, епископа Александрийского, „о вочеловечении Господа“ (о воплощении Бога – Слова), начинающегося словами: „В предыдущем слове, из многого взяв не многое, но в достаточной мере, мы рассуждали“... В этом слове он говорит далее: „поелику написанный на дереве лик сделался невидным от внешних нечистот, то надобно было опять прийти Тому, чей это лик, чтобы на том же веществе можно было возобновить изображение; ибо ради изображенного лика и самое вещество, на котором он написан, не бросается, но восстановляется на нем лик“ 1), и проч. Также из девятой главы третьей книги блаженного Амвросия к императору Грациану: „когда мы почитаем божество и плоть, то уж не разделяем ли Христа? или когда в Нем почитаем и образ Божий и крест, то не разделяем ли Его? Да не будет“. Из святого Епифания, епископа Константии кипрской: „неужели когда император имеет портрет, то уже два императора? Конечно нет! император один и при существование портрета“. Из слова святого Стефана, епископа бострского, об иконах святых: „а относительно икон святых исповедуем, что они, как и всякое дело во имя Божие, – дело благое и святое, потому что иное дело икона и иное дело идол или статуя. Когда Бог образовал Адама, то есть создавал его, то сказал: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26). И сотворил Он человека по образу Божию. И так что же? Так как человек есть образ Божий; то он идол? он предмет идолопоклонения и нечестия? Да не будет. Если бы Адам был образом демонов, то он был бы отверженным; но так как он есть образ Божий, то достоин приятия и почитания. Всякое изображение, сделанное во имя Господа, или ангелов, или пророков, или апостолов, или мучеников, или праведников – свято; потому что поклонение воздается не дереву, но тому, что созерцается на дереве и что воспоминается. Все мы почитаем начальников и с любовию приемлем их, хотя они и грешники. Отчего же не должны мы почитать святых рабов Божиих? Почему в память их не

___________________

1) Твор. св. Афан. алекс. в русск. пер. ч. 1-я. Москв. 1851, стр. 98 и 99.

70

 

 

устроять изображений, чтобы они не были преданы забвению? Но ты говоришь, что Сам Бог запретил покланяться рукотворенному. Скажи же, иудей, что́ есть на земле нерукотворенного, – с самого сотворения Богом мира? Что? Не кивот ли Божий, сделанный из дерева Сефим? разве он не руками сделан? И жертвенник, и очистилище, и стамна, где находилась манна, и трапеза, и свещник, и скиния внутренняя и внешняя, – разве все это не дело рук человеческих, когда все это сделано Соломоном? – И почему сотворенное руками называется святая святых? Что же? Херувимы и шестокрылатые, поставленные вокруг жертвенника, не были ли образы ангелов? Но в тоже время они не дело ли рук человеческих? Почему же они не отринуты? – Так как эти образы ангелов сделаны по повелению Божию, то они и святы. А так как идолы языческие были образы демонов, то Бог и отринул их и осудил. Мы же, в воспоминание о святых, пишем иконы их; так пишем иконы Авраама, Моисея, Илии, Исаии, Захарии и прочих пророков, апостолов и мучеников святых, за Христа умерщвленных, чтобы всякий, видя их на иконе, воспоминать об них и прославлял Господа, прославившего их. Им мы должны воздавать честь и поклонение, и оказывать им почитание согласно с их заслугами, чтобы, взирая на них, всякий и сам поспешил стать подражателем их дел; потому что в чем иначе и состоит поклонение, как не в том, чтобы покланяться, как и мы грешные кланяемся друг другу по любви друг к другу и по взаимному уважению? Так и образу Господа мы покланяемся и прославляем его и трепещем пред ним потому именно, что это есть образ подобия Его, что Сам Господь на нем написан. Поэтому благочестивые и добродеющие люди, помнящие (заслуги) святых, не препятствуют делать добро другим и не смеются над тем, кто почитает святых рабов Божиих и воспоминает их; за добрые дела они получат хорошее возмездие. Что же касается нечестивых, то они должны будут дать отчет за свои нечестивые замыслы, так как они вознерадели об истине и отступили от Бога. – Иконы пишутся для воспоминания о святых, которым воздается почтение и поклонение, как рабам Божиим, усердно молящимся и ходатайствующим за нас пред Богом; потому что воспоминать о наших ходатаях и благодарить за них Бога требует долг справедливости“. Из слова блаженного Иеронима, пресвитера иерусалимского: „как иудеям Господь благоволил дать скрижали, высеченные Моисеем из камня, и двух золотых херувимов, тогда как прочие народы кланялись рукотворенному; так и нам христианам Он даровал крест и изображения святых событий для поклонения и назидания“. – Итак, благочестивейшие и миролюбивейщие владыки и чада, мы проследили кратко эти вышеприведенные свидетельства святых отцов. И история божественного писания ветхого и нового завета также свидетельствует о том, что следует соблюдать обряды богопочитания; потому что все это устрояется в церквах, по Божию мановению, во славу Божию и для воспоминания благочестивых подвигов, согласно с преданием святых отцов. – А что касается святых икон и живописных изображений священных событий, то мы со всяким смирением и от чистого сердца

71

 

 

старались объяснить это богоутвержденному кроткому владычеству вашему в самом этом апостольском послании. Мы старались представить вашей кротчайшей власти в кратком виде свидетельства из различных достоуважаемых отцов, которые и установили святые иконы. С великою сердечною любовию умоляю вашу кротость и, как бы стоя пред вами на коленях и припадая к ногам вашим, прошу и пред Богом увещеваю и заклинаю: повелите священные иконы в вашем богохранимом царствующем городе и в других местах Греции восстановить и утвердить в прежнем виде; сохраните предание нашей святейшей и священнейшей церкви и отвергните лукавство нечестивых еретиков, чтобы наша святая кафолическая и апостольская римская церковь приняла вас в свои объятия 1). Если же, вследствие безумия и неверия еретиков, невозможно восстановить священные и досточтимые иконы и утвердить за ними прежнее их значение без соборного деяния, и если ваша светлейшая и императорская власть желает пригласить наших священников, как говорится в ваших императорских распоряжениях; то во первых пусть будет предан проклятию, в присутствии наших послов, тот лжесобор, который без ведома апостольского престола, незаконно, безрассудно и нечестиво, вопреки преданиям святых и достоуважаемых отцов, собирался по вопросу о святых иконах; а потом, согласно древнему обычаю, ваша благочестивейшая и кротчайшая власть, вместе с августейшею государынею, матерью вашего императорского величества, и с патриархом того же царствующего города, а также со всем сенатом, принесши священную присягу, благоволит отправить к нам клятвенное предуведомление, что у вас нет пристрастия к какой либо партии, а напротив вы одинаково относитесь ко всем партиям, что вы никаким образом не допустите, чтобы посланные нами терпели какое либо насилие, но примете их с честию и приличным почетом. – И если оба они будут согласны (с собором), то и хорошо; а если будут совершенно несогласны, то позаботьтесь отправить их обратно к нам с полною гуманностию; потому что некогда отправленные туда к вам известные своею ревностию к вере и святым иконам благочестивые мужи и рабы Божии были сосланы в ссылку и (там) окончили жизнь здешнего мира за свое хорошее исповедание. Далее просим вашу боговенчанную и благочестивейшую власть о следующем: если вы стараетесь содержать истинную и православную веру святой католической церкви римской; то благоволите возвратить сполна издревле уступленное нам православными императорами или другими верующими христианами наследие святого Петра, князя апостолов, вашего покровителя, на украшения той же церкви Божией и на пропитание бедных. Затем пусть будет канонически возвращено нашей святой римской церкви и право посвящения архиепископов и епископов, находящихся в пределах нашего округа, чтобы никаким образом не водворился вместо согласия раздор между священниками, как и в вашем светлейшем распоряжении выражено: «да искоренится всякий плевел, худо

___________________

1) Далее идет один латинский текст без перевода на греческий язык.

72

 

 

насажденный и да будет исполнено слово Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: врата адова не одолеют ей и опять: Ты еси Петр, и на сем камени созажду церковь Мою. И дам ти ключи царства: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже разрешиши на земли, будет разрешено на небесех (Матф. 16, 18 и 19)». Кафедра св. Петра на всем земном шаре пользуется первенством и учреждена с тем, чтобы быть главою всех церквей Божиих. И как святой апостол Петр, по заповеди Божией, сам управлял церковию; так и впоследствии (в виде своих преемников) всегда сохранял и сохраняет первенство. Эта заповедь относительно (наименования) церкви вселенскою более не должна относиться ни к какой кафедре, кроме первой, всякий собор утверждающей своею властию и охраняющей своей испытанной умеренностию. Мы сильного удивились, когда нашли, что в ваших императорских указах, изданных о патриархе царствующего города, то есть о Тарасии, он также назван вселенским. Мы не знаем, по неведению ли, или по внушению нечестивых схизматиков и еретиков это написано; но просим убедительно вашу милостивейшую императорскую власть, чтобы он никогда ни в одном из своих писаний не подписывался вселенским; потому что, очевидно, это противно постановлениям святых канонов и преданию святых отцов. – Состоящему во втором разряде никак нельзя носить это название, разве только в силу авторитета святой нашей католической и апостольской церкви. Поэтому, если он называется вселенским вопреки воле выше его стоящей святой римской церкви, которая есть глава всех церквей Божиих, то, очевидно, он показывает себя отступником от святых соборов и еретиком; потому что, если он есть вселенский, то значит он признает за собой такое же церковное первенство, как и наша кафедра; что́ покажется странным всем верным христианам; потому что Самим Искупителем мира дано первенство и власть над всем миром блаженному апостолу Петру, и чрез этого апостола, которого преемниками стали мы неопытные, святая католическая и апостольская римская церковь до сего времени удерживает и всегда будет удерживать первенство и силу власти. Поэтому, если кто-либо станет называть его вселенским или даст на то согласие (чему мы не верим); то пусть знает что он чужд православной веры и отступник от нашей святой католической и апостольской церкви. Да и сам Тарасий, патриарх царствующего города, послан к нам соборное послание, исполняя древний обычай. Получивши и тотчас рассмотревши его, мы обрадованы были его исповеданием как правой веры, так и догматов святых шести соборов и догмата о почитании икон; но опять были сильно возмущены и опечалены тем, что, быв избран из сословия мирян и взят с государственной службы, он вдруг возведен на степень патриаршества и вопреки определению святых канонов сделан патриархом. И – стыдно сказать, но трудно и молчать – те, которые до сего времени должны были находиться под руководством и которых следовало учить, не краснея являются в качестве учителей, не боятся и не стыдятся принимать на себя путеводительство душами, тогда как им совершенно не

73

 

 

знакома обязанность учительства; потому что они не знают даже того, куда самим-то им идти. Насколько это несправедливо и насколько неблагоразумно, можно судить по мирским порядкам, по мирской дисциплине: разве в военачальники выбирают человека неиспытанного в перенесении трудностей? Какими же вождями душ могут быть те, которые с преждевременною поспешностию желают взойти на высоту епископства? Поразмыслили бы по крайней мере об этом сравнении вещей и удержались бы вдруг приниматься за неиспытанные труды; потому что чему будут учить те, кои сами не учились? Поэтому каноническим определением постановлено, чтобы никаким образом из мирского звания не вступали вдруг во священство. И если бы не участие Тарасия в восстановлении святых икон, свидетельствующее о его вере; то мы никаким образом не могли бы дать своего согласия на его избрание. Итак просим вас, боговенчанные великие владыки и светлейшие императоры, и снова с коленопреклонением умоляем богопросвещенное милосердие ваше и всемогущим Богом, заповедавшим вам царствовать и повелевшим взойти на верхнюю ступень власти, заклинаем ваше благочестие: благосклонно склоните ваш милостивейший слух к нашей униженнейшей просьбе и восстановите в прежнем виде священнейшие иконы, чтобы все христиане во всем мире веселились и радовались великою радостию. – Когда такой нечестивый соблазн заблуждения, вкравшийся и разные страны Греции, будет уничтожен и, по мановению Божию, достопочитаемые иконы будут восстановлены в древнем виде; тогда разольется великая радость по всей земле, и с этого времени, при содействии и под покровительством святого Петра, князя апостолов, вы будете, с триумфом победителя, повелевать всеми варварскими нациями, – подобно тому, как сын и духовный соотец наш государь Карл, император франков и лонгобардов и патриций римский, подчиняясь нашим увещаниям и во всем поступая по нашим советам, низложил и попрал своими ногами все варварские нации, лежащие на западе, подчинил и присоединил их к своему царству. Движимый особенною любовию, он, после трудных своих подвигов, не переставал дарить во владение той же церкви апостола Божия то провинции, то города, то иные территории; а также и наследие святого Петра, отнятое у вероломного народа лонгобардского, он своею храбростию возвратил тому же апостолу Божию, которому оно и по праву принадлежало. Но и кроме этого он непрестанно жертвовал золото и серебро на украшение церквей и на пропитание бедных; поэтому память об его царстве непрестанно будет сохраняться во век века. – Итак, особенно любя и почитая вашу богодарованную власть, мы убедительно просим вас принять с радушием и с ласкою подателей этого нашего послания, то есть, Петра, возлюбленнейшего нашего архипресвитера, и Петра, аббата и пресвитера досточтимой обители святого Саввы. Светлейшая императорская милость ваша да издаст распоряжение также и относительно благополучного возвращения их к нам, дабы, узнав вернее от них о православной вашей вере и обрадованные вашими предначертаниями, мы поспешили принести величайшее благодарение Господу нашему Богу, умоляя божественное мило-

74

 

 

сердие даровать безмерную радость вашей благочестивейшей светлости и вместе с пророком восклицая: Господи, спаси непобедимейших наших государей и великих императоров и услыши ны, в он же аще день, молясь за них, призовем Тя (Псал. 19, 10), Сам Творец Владыка всего Господь Бог наш, в деснице Которого находятся все царства мира, Которым и царие царствуют, и сильнии пишут правду (Притч. Сол. 8, 15), и с кротостию относятся ко всему, что касается благочестия, да благоволит вдохнуть в медоточивые сердца вашей благочестивой светлости внимание к нашим униженным молитвам и решимость восстановить в прежнем виде священные иконы и, по ходатайству блаженнейших первоапостолов Петра и Павла, да дарует вам долгие, успешные и счастливые лета и да сподобит вас, вместе со скриптром императорской власти, и полнейшего телесного здравия и душевного спасения и, как даровал вам славу высшей власти на земле, так да удостоит вас обладания и небесным царством в нескончаемые веки. Дано в 7 день ноябрьских календ индиктиона девятого».


Страница сгенерирована за 1.86 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.