13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Константин и Ирина, императоры
Константин и Ирина, имп. Высочайшая грамота к святейшим епископам, собравшимся на соборе в Никее
Высочайшая грамота. Константин и Ирина, правоверные императоры римские, святейшим епископам, собравшимся на собор в Никее по благочестивому повелению нашей императорской власти.
«Самосущая Премудрость Бога и Отца, Господь наш Иисус Христос, истинный Бог наш, явившийся во плоти и своим великим и божественным домостроительством освободивший нас от сетей идолопоклонства, облекшись в наше естество, обновил его содействием единосущного Своего Духа, и, соделавшись первым архиереем, Он и нас, священные мужи
37
удостоил сего наименования. Итак Он, добрый пастырь, поднявший на Свои рамена заблудшую овцу, приобщивший отпадшего человека к Своему стаду, к ангельским и служебным силам Своим, примирил нас в Себе Самом, разрушил средостение преграды, – вражду, – плотию Своею и даровал нам мирное поприще. По этому-то Он проповедуя Евангелие, говорил всем: Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся (Матф. 5:9). Итак желая, чтобы наше благочестивое государство удостоилось того блаженного состояния, которое дарует нам высокое звание сыноположения, мы спешим жизнь всей римской империи нашей направить к миру и единомыслию. В особенности же мы желаем позаботиться о благоустроении святых церквей Божиих и этим достигнуть совершенного единения иереев восточных, северных, западных и южных. И по Божию благоволению они присутствуют здесь в лице своих местоблюстителей, принесших и ответы на соборные послания, отправленные святейшим патриархом; потому что таков закон относительно соборов и закон этот существует искони во всей вселенской церкви. – Итак, по благоволению и внушению Господа нашего мы созвали вас, святейших иереев Его, вводящих людей чрез бескровные жертвы в завет с Ним; и да будут определения ваши согласны с определениями прежних православных соборов и да воссияет всем свет Духа: потому что никто не вжигает светильника , по слову Господа, и не поставляет его под спудом, но на свещнице, и светить всем, иже в храмине суть . (Матф. 5:15). Таким образом вы будете следовать прежде преданным нам отцами нашими законоположениям, – и святые церкви Божии пребудут в мирных отношениях. Мы так ратуем за истину, так ревнуем о благочестии, так заботимся о церковном благосостоянии, так желаем утвердить древние постановления, что, оставив занятия делами военными и попечения о делах политических и поставив первым для себя делом восстановление мира во Вселенской церкви, мы не доставили себе в труд созвать во второй раз священный этот собор; каждому из вас мы даем право, без всякого опасения, говорить все, что пожелает, чтобы исследование дела могло производиться как можно тщательнее и чтобы истина была выяснена без всякого принуждения, да искоренится всякое разногласие между церквами и да соединит всех нас союз мира. Когда святейший патриарх Павел, готовясь, по воле Божией, разрешиться от здешних уз и. оставив эту жизнь, переселиться к тамошней жизни или лучше к Господу Христу, отказался от епископства, посвятив себя монашеской жизни, и когда мы спросили его: за чем ты это делаешь? он ответил: затем, что если я останусь до смерти на епископии этого богохранимого и царствующего города, то подпаду под анафему всей вселенской церкви, – а такая анафема отводит во тьму кромешнюю, приготовленную для диавола и ангелов его; – так как говорят, что здесь был собор, отринувший живописные иконы, которые вселенскою церковию защищаются, приветствуются и приемлются для напоминания о первообразах. Это смущает мою душу и наводит меня на мысль: как избегну я суда Божия, находясь в сношениях с такими людьми и
38
будучи сопричтен к ним». Это же он говорил и некоторым из славнейших сановников наших и с таким мнением окончил жизнь. Итак, обсудив нашею благочестивою императорскою властию такое страшное мнение и ранее этого слыша от многих такое же недоумение, мы стали сами себе задавать вопрос: что же надобно делать?
И мы со своей стороны дали слово, что, но рукоположении нового патриарха тотчас же будет положен конец недоумениям. Итак мы вызвали мужей опытных в делах церковных и, призвав на помощь Христа Бога нашего, вместе с ними обсудили вопрос: кто достоин быть рукоположенным на священную кафедру сего богохранимого и царствующего града нашего? Все единомысленно и единодушно подали голос за Тарасия, председательствующего ныне в сане первосвященника. Тогда мы позвали его и сообщили ему характер наших суждений и самое решение; но он ни коим образом не хотел и не решался дать согласия на такое определение. Когда мы спросили его, почему он не хочет согласиться на такое избрание; то он в своем ответе выставлял сначала тот предлог, что иго священства выше его сил. Но мы поняли, что это один только предлог к отказу, и не отставали от этого мужа, а продолжали убеждать его принять сан священства. Тогда он, видя нашу настойчивость, высказал нам действительную причину отказа: «смотрю я и вижу: основанная на камне Христе, Боге нашем, церковь Его рассекается и разрывается и мы в одно время говорим так, в другое иначе, а восточные единоверцы наши еще иначе; с ними единогласны и христиане западные; и мы отчуждены от всех и каждый день анафематствуемся всеми. Поэтому я требую, чтобы был созван вселенский собор, на котором находились бы местоблюстители как римского папы, так и восточных архиереев». Выслушав такое объяснение, мы выведи этого мужа пред лицо присутствовавших тогда здесь иудеев, славнейших наших сановников и всего любезного Христу народа. И в присутствии их он заявил тоже, что и нам. Они же все, выслушав его, любезно приняли его предложение и стали просить нашу миролюбивую и благочестивую императорскую власть о том, чтобы был созван вселенский собор. И мы согласились на эту просьбу, вернее же сказать: мы созвали вас, по благоволению и по внушению Божиему. И так как Бог созвал уже вас со всей вселенной, желая постановить чрез вас Свое собственное решение, и пред вами лежит уже евангелие, ясно взывающее: судите право; то вы стойте твердо, как поборники истины, и постарайтесь отсечь всякую новизну и всякое нововведение. И как первоверховный апостол Петр поразил безумие раба (Иоан. 18) и мечом отсек чувствилище иудейского слуха; так и вы поднимите секиру духа и всякое древо, приносящее плод упорства, разногласия и нововведения, или пересадите вашим учительским гласом, или срежьте каноническим наказанием и отошлите в огонь будущей геенны, – чтобы духовный мир сохранил тело церкви невредимым и единым и укрепил его отеческим преданием и чтобы жизнь всего нашего римского народа вместе с миром церкви текла также в мире. – Мы получили послание, отправленное к нам Адрианом, святей-
39
шим папою древнего Рима, через его местоблюстителей, Петра, боголюбезнейшего первопресвитера, и Петра, боголюбезнейшего пресвитера и игумена. Которые и заседают вместе с вами: и повелеваем, чтобы оно, согласно соборному законоположению, было прочитано во всеуслышание. И вы выслушайте его с должным молчанием, а также и послания, заключающияся в двух тетрадях и посланные архиереями и священниками восточной области чрез Иоанна, почтенного инока и некогда синкелла патриаршей кафедры антиохийской, и Фому, пресвитера и игумена, которые и сами уже находятся среди вас; и из этих посланий вы узнаете, каково мнение о предмете ваших суждений вселенской церкви».
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.