Поиск авторов по алфавиту

Деяния святого шестого собора. Деяние третье

ДЕЯНИЕ TPETЬE.

Во имя Господа и Владыки Иисуса Христа, Бога и Спасителя нашего, в царствование боговенчанных, светлейших государей наших Флавиев, благочестивейшего Константина, богопоставленного великого государя, постоянного августа и самодержца, в двадцать седьмой год его царствования и консульства его богомудрой кротости в тринадцатый, и богохранимых братьев его Ираклия и Тиверия в двадцать второй год, в тринадцатый день месяца ноября, индиктиона девятого, под председательством того же благочестивейшего и христолюбивого великого императора Константина и по повелению его богомудрой светлости, в судебной палате императорского дворца, так называемой Трулле, и по повелению его богомудрой светлости, присутствовали и слушали: Никита, славнейший бывший консул, патриций и магистр императорских оффиций; Феодор, славнейший бывший консул, патриций, начальник императорской свиты и помощник военачальника Фракии; Сергий, славнейший бывший консул, патриций; Павел, славнейший бывший консул, патриций; Юлиан, славнейший бывший консул, патриций и военный логофет; Константин, славнейший бывший консул, патриций и куратор императорского дома Ормизды; Анастасий, славнейший бывший консул, патриций и исправляющий должность начальника императорской стражи; Иоанн, славнейший бывший консул, патриций и квестор; Полиевкт, славнейший бывший консул; Фома, славнейший бывший консул; Павел, славнейший бывший консул и правитель восточных областей; Петр, славнейший бывший консул; Леонтий, славнейший бывший консул и доместик императорского стола.

Собрался также святой и вселенский собор, созванный по императорскому повелению в сем богохранимом царствующем городе, а именно: почтеннейшие пресвитеры Феодор и Георгий и почтеннейший диакон Иоанн, представители святейшего и блаженнейшего Агафона, архиепископа древнего Рима; почтеннейший и святейший Георгий, архиепископ сего великого Константинополя, нового Рима; боголюбезный пресвитер и инок Петр, местоблюститель престола великого города Александрии; Макарий, почтеннейший архиепископ Феополя Aнтиохии; благочестивый пресвитер и инок Георгий; почтеннейший aпокрисиарий Феодор, местоблюститель иерусалимского престола; Иоанн, епископ города Порта, Абунданций, епископ города Патерна, Иоанн, епископ города Ригия, представители 125 почтеннейших епископов святого собора древнего Рима, что засвидетельствовано собственноручными подписями епископов в их послании к благочестивейшему императору Константину; благочестивый Феодор, местоблюститель боголюбезнаго архиепископа равеннскаго Феодора; Василий, епископ города Гортины критской; Феодор, епископ ефесский; Сисинний, епископ Ираклии фракийской;

26

 

 

Георгий, епископ кизический; Петр, епископ никомидийский; Фотий, епископ никейский; Иоанн, епископ халкидонский; Феодор, епископ мелитенский; Сисинний, епископ Иераполя фригийского; Макровий, епископ Селевкии исаврийской; Георгий, епископ Визии фракийской; Григорий, епископ митиленский; Сергий, епископ силимврийский; Андрей, епископ мефимнский; Феогний, епископ кийский; Георгий, епископ камулианский; Антоний, епископ ипэпский; Платон, епископ киннский; Иоанн, епископ даскилийский; Генесий, епископ анастасиопольский; Феодор, епископ Юстинианополя гордского; Феодор, епископ верисский; Стефан, епископ Ираклии понтской; Лонгин, епископ тиосский; Дометий, епископ прусиадский; Соломон, епископ кланейский; Георгий, епископ косский; Иоанн, епископ миндский; Григорий, епископ кантанский; Иоанн, епископ Лаппы; Евлалий, епископ зенонопольский; Константин, епископ далисандский; Феодор, епископ олвийский; Феофан, пресвитер и игумен досточтимой обители сицилийской, именуемой Байя; Георгий, пресвитер и инок находящейся в древнем Pиме обители Рената; Конон и Стефан, пресвитеры и иноки находящейся в том же древнем Риме обители, именуемой Арсиклийский дом; Анастасий, пресвитер и инок оратории досточтимой константинопольской пaтpиархии; Стефан, пресвитер и инок, ученик почтеннейшего Макария, архиепископа Феополя Aнтиoxии. — Когда славнейшие патриции и консулы и все почтеннейшие и боголюбезные митрополиты и епископы воссели по порядку в той судебной палате Трулле, и когда на средину положено было святое и неповрежденное евангелие, знатнейший Павел, тайный советник и секретарь императорский, сказал: «Во исполнение слов вашего богомудрого благочестия, сказанных в предшествовавшем заседании, вот книги святого пятого вселенского собора; о чем и представляем на ваше благоусмотрение».

Благочестивейший император Константин сказал: «Пусть присутствующий здесь благочестивейший чтец и нотарий Антиох возьмет и читает книгу». Взяв и открыв книгу, Антиох стал читать начало ее, имеющее такое заглавие: «Слово блаженной памяти Мины, архиепископа константинопольского, к Вигилию, блаженнейшему папе римскому, о том, что во Христе одна воля». Представители апостольского римского престола, вставши, воскликнули: «Благочестивейший государь, это подложная книга пятого собора. Пусть не читается так называемое слово Мины к Вигилию, потому что оно есть подделка. Повели тщательно перелистовать книгу, и ваша благочестивейшая власть убедится, что так называемое слово Мины к Вигилию приложено в начале книги не в то время, когда были деяния святого пятого собора, а недавно. Блаженной памяти Мина скончался в двадцать первом году Юстинианова царствования, пятый же собор был созван в двадцать седьмом году его царствования, когда епископом сего царствующего города был блаженной памяти Евтихий». И благочестивейший император, вместе со славнейшими судьями и с некоторыми из боголюбезных епископов святого собора, после тщательного осмотра, перелистывания и исследования, нашли, что три четвертки в начале книги прибавлены после и не имеют чисел, обыкновенно выставляемых на каждой четвертке, но число первое стоит на четвертой четвертке, на следующей за нею — второе, затем

27

 

 

третье и т. д. по порядку же. Кроме того нашли, что письмо этих вставленных в начале четверток, на которых содержится так называемое слово Мины к Вигилию, не похоже на то, которым первоначально писана была книга. —Благочестивейший император сказал: «Пусть не читается это слово. Пусть начнется чтение, как водится, с предисловия к деяниям святого пятого собора». И прочитана была первая книга. — Благочестивейший император Константин сказал: «Пусть начато будет по порядку чтение и второй книги деяний того же святого пятого собора». Благочестивейший диакон и нотарий святейшей константинопольской патриархии Павел, взявши книгу, стал читать. Во время чтения седьмого деяния в нем оказались две статьи как-бы от имени блаженной памяти Вигилия, одна к блаженной памяти Юстиниану, бывшему императору, другая к блаженной памяти Феодоре, бывшей августе. В них содержалось следующее: «Анафематствуем и Феодора, бывшего епископа мопсуестскаго, как бывшего всегда чуждым Церкви и противником святых отцов, который не исповедует, что воплотившийся Бог Слово, т. е. Христос, имеет одно естество, одно лицо и одно действие». И встали опять легаты апостольского престола древнего Рима, с бывшими с ними боголюбезными мужами, и воскликнули: «Государь, да не попустит сего Бог; Вигилий не исповедывал одного деяния. Эти статьи не принадлежат Вигилию. Эта книга подложная, как и начало первой книги пятого собора. Ибо, государь, если бы Вигилий учил об одном действии и принят был собором, то каким образом в определении самого святого пятого собора ничего нет об одном действии? Пусть прочитано будет снова это определение, благочестивейший государь, и ты увидишь истинность наших слов». — Когда вслед за тем прочитана была та же книга по порядку до определения, и самое определение прочитано было вновь до конца, то в нем не найдено было ничего об одном действии.

Почтеннейшие пресвитеры Феодор и Георгий и почтеннейший диакон Иоанн, представители святейшего папы древнего Рима, сказали: «Просим богомудрую вашу светлость подвергнуть заблаговременно эту книгу исследованию, чтобы обнаружить сделанные в ней подлоги».

Благочестивейший император Константин сказал: «Требование исполнено будет в следующем заседании. Теперь пусть книга будет прочитана до конца». И она была прочитана.

Благочестивейший император Константин сказал: «Узнавши теперь содержание прочитанных соборных книг, пусть скажут святой собор и славнейшие судьи: есть ли какое-либо, сделанное этими соборами, определениe, доказывающее, что в домостроительстве воплощения Господа нашего Иисуса Христа одна воля и одно действие, как обещали почтеннейший архиепископ антиохийский Макарий и единомысленные с ним благочестивейшие мужи»?

Святой собор и cлавнейшиe судьи сказали: «В прочитанных святых соборах, как вам известно, благочестивейшие, мы совершенно не нашли учения о том, что в домостроительстве воплощения единого от святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа одна воля и одно действие».  – Благочестивейший император Константин сказал: «Пусть почтеннейший архиепи-

28

 

 

скоп Макарий и находящиеся с ним продолжают, и, если они готовы, по своему оглашению, представить свидетельства святых уважаемых отцов в доказательство (как было обещано) учения, что в домостроительстве воплощения Господа нашего Иисуса Христа одна воля и одно действие, то пусть представляют».

Почтеннейший архиепископ антиохийский Макарий и находящиеся с ним сказали: «Если, по повелению вашему, дана будет отсрочка, то мы представим обещанные нами свидетельства святых уважаемых отцов». Благочестивейший император Константин сказал: «Пусть почтеннейший архиепископ Макарий и находящиеся с ним исполнят это в следующем заседании». — Святейший архиепископ константинопольский Георгий и находящийся под его властию синод сказали: «Благочестивейший государь, просим ваше спокойствие дозволить нам услышать послания к вашему богомудрому мужеству как от святейшего папы апостольского престола древнего Рима, так и от его собора, дабы узнать нам и понять всю заключающуюся в них силу». Благочестивейший император Константин сказал: «Просьба ваша будет исполнена в следующее заседание».


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.