Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Собрание восьмое: приговор собора о трех главах

СОБРАНИЕ ВОСЬМОЕ

В 27 год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12 год после консульства славнейшего мужа Василия, в 4 день июньских нон, индиктиона I, заседали в судебной палате почтенные епископы сего царствующего города 2):

Евтихий, святейший патриарх царствующего Константинополя, нового Рима,

___________________

2) По другим: в судебной палате почтенной епископии сего царствующего города.

202

 

 

Аполлинарий, святейший архиепископ великого города Александрии,

Домнин 1), святейший патриарх великого города Феополя,

Стефан, благочестивейший епископ рафийский,

Георгий, благочестивейший епископ тивериадский, и прочие, как выше в первом собрании.

Диодор 2), архидиакон и первенствующий из почтеннейших нотариев, сказал: „святой собор ваш знает, что несколько дней тому назад в различных собраниях у вас сделано было нечто относительно Феодора мопсуестского, и того, что написал нечестиво Феодорит, и нечестивого послания, которое, говорят, написано Ивой к Маре персу, и что в последнем Деянии святой собор ваш обещал положить окончательный и соборный приговор о том, о чем идет исследование. Посему, так как для этого самого вы и собрались, то представляем, что будет угодно“. Святой собор сказал: „пусть будет объявлено то, что у нас сделано относительно предложенных вопросов“. И после чтения, Каллоним, почтеннейший диакон и нотарий, взявши, прочитал приговор:

Если, по притче, о которой говорится в Евангелии (Матф. 25), когда великий Бог и Спаситель наш Иисус Христос раздает таланты каждому по его силам и в удобное время требует прибыли от них, осуждается тот, кто сохранил без убыли один вверенный ему талант, за то, что не трудился и не умножил того, что ему было вверено; то сколь большему и строжайшему осуждению подлежит тот, кто не только пренебрег собою, но и другим подал повод к соблазну и заблуждению, хотя всем верным известно, что, когда возбуждается рассуждение о вере, осуждается не только нечестивый, но и тот, кто мог остановить нечестие, но пренебрег развращением других. Итак, и мы, которым вверено управление Церковью Господа, страшась проклятия, угрожающего тем, которые делают дело Господне с небрежением, спешим сохранить доброе семя веры чистым от плевел нечестия, которые всеваются врагом. Посему, так как мы видели, что последователи Нестория старались навязать свое нечестие Церкви Божией чрез нечестивого Феодора, который был епископом Мопсуеста, чрез его нечестивые сочинения, и, кроме этого, посредством того, что написал нечестиво Феодорит, и посредством злостного послания, которое, говорят, написано Ивой к Маре персу, то и восстали мы для исправления того, что колебалось, и, по воле Божией и по повелению благочестивейшего императора, собрались в сей царствующий город.

___________________

1) По другим: Домн.

2) По другим: Феодор.

203

 

 

И, так как благочестивейшему Вигилию, находившемуся в сем царствующем городе, случилось участвовать во всем, что производилось относительно этих трех глав, и как не письменно, так и на письме часто осуждать их, а впоследствии он письменно согласился прибыть на собор и вместе с ними рассуждать об этих трех главах, чтобы всеми нами сообща было представлено определение, согласное с правою верою: то благочестивейший император, согласно с тем, что было решено между нами, просил как его, так и нас собраться вместе, потому что пастырям прилично подвергать общую веру общим исследованиям. Посему, по необходимости мы просили его благоговеинство исполнить свои письменные обещания; ибо было бы несправедливо, чтобы из-за тех трех глав возрастал соблазн и продолжалось замешательство в Церкви Божией. И в пользу этого мы привели ему на память великие примеры апостолов и предания отцов. Ибо, хотя благодать Святого Духа с избытком наполняла каждого из апостолов, так что они не имели нужды в чужом совете относительно того, что должно было делать; однако же они не хотели постановить определения о том, что было предметом спора, – должно ли обрезывать язычников, прежде чем, собравшись вместе, подтвердили каждый свои слова свидетельствами божественного Писания.

Отсюда приговор об этом они произнесли сообща, пиша к язычникам: изволися Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве нуждных сих: огребатися от идоложертвенных и крове и удавленины и блуда (Деян. 15, 28. 29).

И святые отцы, которые по временам собирались на святых четырех соборах, пользуясь древними примерами, сообща устрояли относительно возникавших ересей и вопросов, положивши за верное, что в общих прениях, когда предлагается то, что должно быть рассмотрено с той и другой стороны, свет истины прогоняет тьму лжи.

Ибо иначе и не может обнаружиться истина в общих прениях о вере, когда каждый нуждается в вспоможении ближнего, как, говорит Соломон в Притчах: брат от брата помогаем, яко град тверд и высок, укрепляется же якоже основаное царство (Притч. 18, 19); и опять в Екклезиасте говорит: блази два паче единого, имже есть мзда блага в трудех их (Еккл. 4, 9); и сам Господь говорит: аминь глаголю вам: яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех. Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Матф. 18, 19. 20). Когда же он, будучи часто побуждаем и всеми нами и сверх того славнейшими судьями, посланными к нему от благочестивейшего императора, обещал произнесть приговор о тех трех главах сам

204

 

 

по себе; то, услышав такого рода ответ, и сохраняя в сердце увещания апостола, что кийждо нас о себе слово даст Богу (Рим. 14, 12); а с другой стороны опасаясь осуждения, угрожающего тем, которые соблазнят и единаго от малых (Матф. 18, 6), и, тем более, такого христолюбивейшего императора и народы и целые церкви, и (помня), что сказано Богом Павлу:«не бойся, но глаголи, и да не умолкнеши: зане Аз есмь с тобою, и никтоже приложит озлобити тя» (Деян. 18, 9. 10), – мы собрались и, прежде всего, кратко исповедали, что содержим ту веру, которую Господь наш Иисус Христос истинный Бог предал святым Своим апостолам и чрез них святым церквам, и которую бывшие после них святые отцы и учители Церкви предали вверенным им народам. Мы исповедали, что содержим, сохраняем и проповедуем святым церквам то исповедание веры, которое изложили пространнее триста восемнадцать святых отцов, собиравшихся в Никее, которое предали святой образец или символ, также – изложение ста пятидесяти (отцов), собиравшихся в Константинополе, которые следовали тому же самому исповеданию веры и распространили его, и – согласие относительно той же веры двух сот святых отцов, собиравшихся в Ефесе в первый раз, и – то, что было определено шестьюстами тридцатью (отцами), собиравшимися в Халкидоне, об одной и той же вере, которой и сами они следовали и которую проповедовали. А относительно тех, которые, смотря по времени, были осуждены или анафематствованы кафолическою Церковию и вышеупомянутыми четырьмя соборами, мы исповедали, что признаем их осужденными и анафематствованными. Исповедавши это таким образом, мы сделали начало исследования о трех главах и предложили прежде о Феодоре мопсуестском. И когда произнесены были пред всеми богохульства, заключающиеся в (его) книгах, мы подивились Божию долготерпению в этом отношении, что не был тотчас же попален божественным огнем язык и ум, который изрыгнул это. И мы никогда не позволили бы продолжать чтецу чтение вышеупомянутых богохульств, страшась гнева Божия за одно напоминание о них (так как каждое богохульство превосходило предыдущее величиною нечестия и до основания возмущало ум слушателя), если бы мы не видели, что те, которые хвалятся такими богохульствами, нуждаются в посрамлении, которое должно быть нанесено им объявлением оных. И во время чтения и после его, все мы, будучи воспламенены негодованием на изложенные хулы против Бога, произносили восклицания и анафематствования против Феодора, как бы он был в живых и присутствовал, и говорили: будь милостив, Господи; и демоны не дерзали говорить так против Тебя.

205

 

 

О несносный язык тот! О развращение человека! О та дерзкая рука, посягнувшая на своего Творца! Хвалясь, что знает писание, несчастный тот не помнит, что говорит пророк Осия: горе им, яко отскочиша от Мене: боязливи суть, яко нечествоваша ко Мне... возглаголаша на Мя лжу... и на Мя помыслиша злая... падут князи их мечем ради ненаказание языка своего... в недре их, яко земля непроходима... понеже преступиша завет Мой, и на закон Мой нечествоваша (Ос. 7, 13-16, 8, 1). Этому заслуженно подвергается нечестивый Феодор. Ибо, отвергая пророчества, которые говорят о Христе, он, сколько мог, силился унизить великую тайну домостроительства нашего спасения, и всеми мерами стараясь представить божественные изречения баснями, предложенными язычникам только для посмеяния, презрел как другие пророческие предсказания, сделанные против нечестивых, так и то, что сказал божественный Аввакум о тех, которые учат ложно: горе напаяющему подруга своего развращением мутным, и упоявающему, яко да взирает к пещерам их (Авв. 2, 15), т. е. помраченным и совершенно чуждым света учениям их.

И что нужды говорить много? Желающие могут взять в руки книги нечестивого Феодора, или те нечестивые главы из его нечестивых книг, которые помещены в деяниях, у нас бывших, и познакомиться с крайним недоразумением и теми непотребствами, которые он сказал. Ибо мы опасаемся продолжать далее и снова повторять в памяти те непотребства. Прочтено было нами и нечто написанное святыми отцами против него и превосходящего все ереси неразумия его, и кроме того истории и императорские законы, обнародовавшие в начале о его нечестии. И, так как после всего этого защитники его нечестия, хвалящиеся хулами, произнесенными против своего Создателя, говорили, что не должно анафематствовать его после смерти: то хотя мы и знаем церковное предание о нечестивых, что еретики и после смерти анафематствуются, однако сочли необходимым исследовать и об этом, и в деяниях рассказывается, как различные еретики были анафематствованы и после смерти, и посредством многого у нас доказано, что те, которые говорят это, нисколько не заботятся ни о судьбах Божиих, ни о вещаниях апостольских, ни о преданиях отеческих. Мы охотно спросили бы их только, что скажут они о Господе, который говорит о Себе Самом: веруяй в онь, не будет осужден: а неверуяй, уже осужден есть, яко не верова во имя единороднаго Сына Божия (Иоан. 3, 18), и об апостоле, который восклицает: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Гал. 1, 8. 9)? Если Господь говорит, что уже осужден есть, и апостол анафематствует ангелов, если бы они стали

206

 

 

учить кроме того, что мы проповедали, то каким образом те, которые дерзают на все, отваживаются говорить, что это сказано только о живых? Или они не знают, а лучше, зная, притворяются незнающими, что осуждение анафемы есть не иное что, как отлучение от Бога? Хотя бы нечестивый и не получил его от кого-либо посредством слова, однако он произносит на себя анафему самым делом, отделяя самого себя чрез свое нечестие от истинной жизни. А что скажут они об апостоле, который в другом месте говорит: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден (Тит. 3, 10. 11)? Согласно с этим говорит святой памяти Кирилл в книгах, которые он написал против Феодора, так: „должно отвергать тех, которые повинны в столь дурных поступках, в живых ли они находятся, или нет. Ибо необходимо удалиться от того, что вредит: и нужно не на лицо обращать внимание, но иметь в виду то, что угодно Богу“ 1). И опять тот же святой памяти Кирилл, в послании к Иоанну епископу антиохийскому, и собравшемуся там собору, о Феодоре, как анафематствованном вместе с Несторием, говорит так: „потому-то, вследствие изъясненных обстоятельств, и нужно было учредить светлое празднество, когда изгнали мы от себя злоучение несториево и все другие голоса, говорившие сколько-нибудь сходно с его заблуждениями. Празднество это совершено нами в посрамление всех тех, кто думает или когда-нибудь думал одинаково с Несторием. Тут и мы и ваша святость решительно объявили, что анафематствуем тех, по учению которых, два сына и два христа; потому что, как я сказал, и мы и вы проповедуем единого Христа, Сына и Господа, единородного (который) обретеся якоже человек, по слову премудрого Павла“ (1 Кор. 8, 6; 1 Тим. 2, 5; Фил. 2, 7) 2). И в послании к Александру, Мартиниану, Иоанну, Парегорию и Максиму, пресвитерам и отцам из монахов, и к тем, которые подвизались вместе с ними в пустынножительстве, так говорит: „сам святой собор, разумею собор, по воле Божией собравшийся в Ефесе, произнесши правильный и точный суд над лжеучением Нестория, вместе с ним, под условием одинакового наказания, осудил и нововведения других, которые, после или прежде него, одинаково с ним мысля, дерзнули учить или писать. Да так и следовало: когда один кто-нибудь раз осужден за невежественные нововведения, то осуждение должно относиться не к одному, но ко всякой, так сказать, ереси или хуле, которую составили нововводители против благочестивых догматов Церкви, воздавая честь двум сынам, разделяя нераздельное, и давая повод обвинять небо и землю в человекослужении; по-

___________________

1) См. выше, стр. 95.

2) Слич. том. 2, стр. 452, изд. 2, стр. 190.

207

 

 

тому что вместе с нами и святой сонм небесных духов поклоняется единому Господу Иисусу Христу“ 1). Также прочтены были различные послания благочестивой памяти Августина, который блистал между африканскими епископами, показывающие, что должно анафематствовать еретиков и после смерти. Такое предание церковное сохранили и прочие почтеннейшие африканские епископы. Также святая римская церковь анафематствовала некоторых еретиков и после смерти, хотя во время своей жизни они не были осуждены за веру. О том и другом свидетельствуют бывшие у нас деяния. Но, так как ученики Феодора и его нечестия, явным образом противясь истине, стараются привести некоторые слова святой памяти Кирилла и Прокла, будто бы написанные в пользу Феодора, то уместно приложить к упомянутым (людям) слова пророка, который говорит: яко правы путие Господни, и праведнии пойдут в них: а нечестивии изнемогут в них (Ос. 14, 10). Извлекая худо то, что хорошо и уместно написано этими святыми отцами, они приводят их слова, чтобы оправдать извинения во грехах. Ибо ясно, что отцы не освобождают Феодора от анафемы, но из снисхождения к защитникам Нестория и его нечестия употребляют некоторые такие слова, чтобы, отвлекая их от заблуждения сего рода, привести к совершенству и пленить в послушание не только ученика нечестия, Нестория, но и учителя его Феодора. Итак, и в самых словах снисхождения отцы показывают свое тщание о том, что должно анафематствовать Феодора, как доказано в происходивших у нас деяниях посредством весьма многого из того, что написали святой памяти Кирилл и Прокл к осуждению Феодора и его нечестия. Такое снисхождение можно находить и в божественном Писании: так, апостол Павел в начале проповеди, обрезывая Тимофея ради тех, которые были из евреев, очевидно, делал это для того, чтобы чрез это снисхождение и уступку привести их к совершенству. Отсюда впоследствии, запрещая обрезание, писал к Галатам так: се аз Павел глаголю вам, яко аще обрезаетеся, Христос вам ничтоже пользует (Гал. 5, 2). Мы нашли также, что защитниками Феодора сделано и то, что обыкновенно делают еретики. Ибо они, урезывая нечто из того, что написали святые отцы, а нечто сами от себя ложно составляя и вымышляя, старались посредством послания святой памяти Кирилла, как бы на основании свидетельства отцов, освободить упомянутого выше нечестивого Феодора от анафемы. И в этом самом истина открылась, когда то, что было урезано, прочтено было в связи с предыдущим и последующим, а ложь подлога была совершенно обличена чрез снесение с тем, что было на самом деле. Во всем этом, те, которые говорят такое пусто-

___________________

1) Слич. том. 2, изд. 2, стр. 178–179.

208

 

 

словие, – как написано, уповают на суетная, и глаголют тщетная, яко зачинают труд, и раждают беззаконие (Ис. 59, 4). Когда таким образом было исследовано о Феодоре и его нечестии, мы заблагорассудили, для удовлетворения читающих, прочитать и поместить в деяниях, у нас происходивших, немногое и из того, что написано нечестиво Феодоритом против православной веры и двенадцати глав святого Кирилла, и против первого ефесского собора, также нечто написанное им в защиту нечестивых Феодора и Нестория, чтобы все знали, что они извергаются и анафематствуются справедливо. Когда, в-третьих, предложено было на рассмотрение послание, которое, говорят, написал Ива к Маре персу, мы усмотрели необходимым прочитать и его. И тотчас из самого чтения стало ясно нечестие, в нем заключающееся. После произведенного доселе исследования следовало бы произвести осуждение и анафематствование вышеупомянутых трех глав. Но, так как защитники нечестивого Феодора и Нестория старались иным способом защитить их личности и нечестие, и говорили, что то нечестивое послание, которое хвалит и защищает Феодора и Нестория и их нечестие, принято было святым халкидонским собором: то мы сочли необходимым всячески показать, что святой собор свободен от нечестия, которое содержится в послании, потому что те, кто так говорит, делают это не из уважения к святому собору, а для того, чтобы его именем подкрепить свое нечестие. И в деяниях было показано, что и в прежние времена Ива был осужден за то же самое нечестие, которое содержится и в послании, сначала при святой памяти Прокле, епископе константинопольском, а потом при благочестивой памяти Феодосии, и при Флавиане, поставленном в епископа после Прокла, которые и самое исследование дела поручили Фотию, епископу тирскому, и Евстафию, епископу беритскому. Впоследствии тот же Ива, будучи обвинен, был извергнут из епископства. При таком положении дела, каким образом некоторые отваживаются говорить, что это нечестивое послание было принято святым халкидонским собором, и что ему во всем следовал святой халкидонский собор? Но чтобы не оставалось никакого повода тем, которые взводят такие клеветы на святой халкидонский собор, мы признали нужным прочитать то, что происходило на святых соборах ефесском первом и халкидонском по поводу посланий святой памяти Кирилла и благочестивой памяти папы древнего Рима Льва. И когда из этого мы узнали, что не иначе должно принимать то, что пишется кем-либо, как если оно будет найдено предварительно согласным с православною верою святых отцов, то подали голос, чтобы было прочтено определение о вере, изложенное святым халкидонским собором, дабы то, что содержится в послании, снести с тем, что содержится в определении. Когда это было сде-

209

 

 

лано, то оказалось, что послание во всем противно тому, что содержится в определении. Ибо определение согласно с тем, что было постановлено об одной и той же вере как тремя стами восемнадцатью отцами, так и сто пятьюдесятью, и теми, которые собирались в Ефесе в первый раз; а нечестивое послание содержит то, что богохульствовали еретики Феодор и Несторий, и защищает их и признает своими учителями, а святых отцов называет еретиками. Мы извещаем всех и о том, что мы не позволили себе оставить без внимания и защитительных речей одного или двух отцов, которыми пользуются последователи Феодора и Нестория; но, прочитавши пред всеми и те и все другие защитительные речи, и рассмотрев то, что в них содержится, мы нашли, что они (отцы) соглашались принять вышеупомянутого Иву не иначе, как предварительно потребовав, чтобы он анафематствовал Нестория и его нечестивое учение, которое защищается в послании. И это сделали как другие благочестивые епископы вышеупомянутого святого собора, так и те два, защитительными речами которых стараются воспользоваться некоторые. То же они наблюдали и в отношении Феодорита, и потребовали, чтобы он анафематствовал то, за что обвинялся. Итак, если они соглашались принять Иву не иначе, как если бы он осудил нечестие, содержащееся в послании, и подписался под определением, которое было дано святым собором о вере, то каким образом усиливаются говорить, что нечестивое послание было принято тем же самым святым собором? Кое бо причастие, – сказать поистине, – правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тме? Кое же согласие Христови с велиаром? Или кая часть верну с неверным? Или кое сложение Церкви Божией со идолы (2 Кор. 6, 14-16)?

Итак, повторивши все, что было у нас сделано, снова исповедуем, что принимаем четыре святые собора, то есть, никейский, константинопольский, ефесский первый и халкидонский, и что они определили об одной и той же вере, то мы проповедали и проповедуем. А тех, которые не принимают сего, считаем чуждыми кафолической Церкви. Осуждаем и анафематствуем, вместе со всеми другими еретиками, которые были осуждены и анафематствованы вышеупомянутыми святыми четырьмя соборами и святою кафолическою и апостольскою Церковью, и Феодора, который был епископом Мопсуестии, и его нечестивые сочинения, и то, что нечестиво написал Феодорит против правой веры и против двенадцати глав святого Кирилла и против первого ефесского собора, и что написано им в защиту Феодора и Нестория. Кроме этого, анафематствуем и нечестивое послание, которое, говорят, написал Ива к Маре персу, отвергающее, что Бог Слово, воплотившись от святой Богородицы и Приснодевы Марии, сделался человеком, и порицающее святой памяти Кирилла, учившего православно, как еретика и как писавшего подобно Аполлинарию, и

210

 

 

обвиняющее первый ефесский собор в том, будто им низложен Несторий без суда и следствия, называющее двенадцать глав святого Кирилла нечестивыми и противными православной вере, и защищающее Феодора и Нестория и их нечестивые учения и сочинения. Итак, анафематствуем вышеупомянутые три главы, то есть, нечестивого Феодора мопсуестского с его непотребными сочинениями, и то, что нечестиво написал Феодорит, и нечестивое послание, которое приписывается Иве, и их защитников, и тех, которые писали или пишут в защиту их, или дерзают называть их православными, или вообще защищали или стараются защищать их нечестие именем святых отцов или святого халкидонского собора.

Устроив это таким образом со всею точностью, будем содержать в памяти обетования о святой Церкви, и Того, кто сказал, что врата адова, т. е. смертоносные уста еретиков, не одолеют ей (Матф. 16, 18); будем помнить также и то, что предсказано о ней чрез Осию, который говорит: и обручу тя себе в вере, и увеси Господа (Ос. 2, 20). А необузданные языки еретиков и их нечестивейшие сочинения, и самих еретиков, которые пребыли в своем нечестии до смерти, сопричислим к отцу лжи диаволу и скажем им: се вси вы огнь раждизаете, и укрепляете пламень: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте (Ис. 50, 11). Сами же мы, имея заповедь назидать народ здравым учением (Тит. 2, 1) и глаголать в сердце Иерусалиму (Ис. 40, 2), т. е. Церкви Божией, спешим сеять достойно в правде (Ос. 2:, 3), собирая плод жизни и возжигая себе самим свет знания из божественного Писания и учения святых отцов. Мы почли необходимым изложить кратко по пунктам и проповедание истины и осуждение еретиков и их нечестия 1).

1. Если кто не исповедует одно естество или существо Отца и Сына и Святого Духа, и одну силу и власть, Троицу единосущную, одно Божество, покланяемое в трех ипостасях или лицах, тот да будет анафема. Ибо един Бог и Отец, из Которого все, и един Господь Иисус Христос, чрез Которого все, и един Дух Святой, в Котором все.

2. Если кто не исповедует два рождения Бога Слова, одно прежде веков от Отца, безвременно и бестелесно, а другое в последние дни, когда Он сошел с небес, и воплотился от святой преславной Богородицы и Приснодевы Марии, и родился от нее: тот да будет анафема.

3. Если кто говорит, что иной есть Бог Слово, творивший чудеса, и иной Христос, пострадавший, или говорит, что Бог Слово

___________________

1) Деяния, напечатанные здесь в переводе на стран. 79–211, имеются в подлиннике на одном только латинском языке. Ред.

211

 

 

был со Христом, родившимся от жены, или был в нем, как одно в другом, а не (говорит, что) один и тот же есть Господь наш Иисус Христос, Слово Божие, воплотившийся, и Его же самого суть чудеса, и страдания, которые Он претерпел добровольно плотью: тот да будет анафема.

4. Если кто говорит, что соединение Бога Слова с человеком совершилось по благодати, или по воздействию, или по равночестию, или по достоинству, или власти, или перенесению, или соотношению, или силе; или благоволению, как будто бы Богу Слову был угоден человек потому, что Он благо и добро изволил о нем, как говорит безумный Феодор; или по соименности, по которой несториане, называя Бога Слово Иисусом и Христом, и отдельно человека именуя Христом и сыном, и явно говоря, что два лица, притворно говорят, что и одно лице и один Христос, по одному наименованию, и чести, и достоинству, и поклонению; а не исповедует, что соединение Бога Слова с плотию, одушевленною словесной и разумной душой, совершилось по сочетанию или по ипостаси, как учили святые отцы, и что поэтому в Нем одна ипостась, которая есть Господь Иисус Христос, один из святой Троицы: тот да будет анафема. Ибо, при многообразном понимании соединения, последователи нечестия Аполлинария и Евтихия, придерживаясь исчезновения того, что совокупилось, предпочитают соединение по слиянию, а единомышленники Феодора и Нестория, услаждаясь разделением, вводят соединение соотносительное. Святая Церковь Божия, отвергая нечестие той и другой ереси, исповедует соединение Бога Слова с плотию по сочетанию, то есть, по ипостаси. Ибо соединение по сочетанию в тайне (воплощения) Христа не только сохраняет неслиянным то, что совокупилось, но не принимает и разделения.

5. Если кто понимает единую ипостась Господа нашего Иисуса Христа так, будто она принимает на себя обозначение многих ипостасей, и чрез это старается ввести в тайну (воплощения) Христа две ипостаси или два лица, и из двух вводимых им лиц говорит об одном лице по достоинству и чести и поклонению, как писали безумные Феодор и Несторий, и клеветали на святой халкидонский собор, будто он употреблял выражение „едина ипостась“ в этом нечестивом смысле; а не исповедует, что Слово Божие соединилось с плотию ипостасно, и потому едина ипостась или одно лице Его, и что так именно и святой халкидонский собор исповедует единую ипостась Господа нашего Иисуса Христа: тот да будет анафема. Ибо святая Троица не приняла прибавления лица или ипостаси от того, что воплотился один из святой Троицы – Бог Слово.

6. Если кто называет святую преславную Приснодеву Марию Богородицею в несобственном, а не в истинном смысле, или

212

 

 

по перенесению, как будто родился простой человек, но не Бог Слово воплотился и родился от нее, и рождение человека, по его словам, переносится на Бога Слово, как соприсутствовавшего рождавшемуся человеку, и клевещет на святой халкидонский собор, будто он называл Деву Богородицею по этому нечестивому, выдуманному Феодором, разумению; или если кто называет ее человекородицею, или христородицею, как будто бы Христос не был Богом; а не исповедует, что она есть Богородица действительно и поистине, потому что Бог Слово, рожденный от Отца прежде веков, в последние дни воплотился от нее, и что так именно и святой халкидонский собор благочестиво исповедал ее Богородицею: тот да будет анафема.

7. Если кто не исповедует, что в двух естествах, в Божестве и человечестве, познается один Господь наш Иисус Христос, дабы чрез это означить различие естеств, из которых неслиянно совершилось неизреченное соединение, так что ни Слово не претворилось в естество плоти, ни плоть не превратилась в естество Слова (ибо то и другое остается тем, что есть по естеству, и после того, как совершилось соединение по ипостаси), но принимает это выражение в тайне (воплощения) Христа, с разделением на части; или исповедуя число естеств в одном и том же Господе нашем Иисусе Христе Боге Слове воплотившемся, не в представлении только принимает различие этих (естеств), из которых Он и состоит, (различие) не уничтожившееся чрез соединение, (ибо из обоих един, и чрез единого оба), но употребляет это число так, как будто естества разделены и каждое имеет свою ипостась: тот да будет анафема.

8. Если кто, исповедуя, что из двух естеств, божества и человечества, совершилось соединение, или говоря, что воплотилось одно естество Бога Слова, понимает это не так, как учили святые отцы, что из божественного и человеческого естества, чрез ипостасное соединение, совершился единый Христос; но на основании таких выражений старается ввести одно естество или существо Божества и плоти Христа: тот да будет анафема. Ибо, признавая, что единородное Слово соединилось (с плотию) ипостасно, мы не говорим, что совершилось какое-либо слияние естеств между собою; напротив мыслим, что Слово соединилось с плотию так, что то и другое (естество) остается тем, что оно есть. Посему и един есть Христос, Бог и человек, Он же самый единосущный Отцу по божеству, и единосущный нам по человечеству: ибо Церковь Божия отвергает и анафематствует равно и разделяющих на части или рассекающих, и сливающих тайну божественного домостроительства Христа.

9. Если кто говорит, что должно поклоняться Христу в двух естествах, от чего вводятся два поклонения, особое Богу Слову

213

 

 

и особое человеку, или если кто посредством уничтожения плоти, или посредством слияния божества и человечества, или (иным) странным образом вводя одно естество или существо того, что соединилось, так поклоняется Христу; а не покланяется одним поклонением Богу Слову воплотившемуся вместе с Его собственною плотию, как приняла от начала Церковь Божия: тот да будет анафема.

10. Если кто не исповедует, что распятый плотию Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и Господь славы, и один из святой Троицы: тот да будет анафема.

11. Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафематствованы святою кафолическою и апостольскою Церковию и святыми четырьмя помянутыми соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своем нечестии до смерти: тот да будет анафема.

12. Если кто защищает нечестивого Феодора мопсуестского, говорившего, что иной есть Бог Слово, и иной Христос, который был обуреваем страстями душевными и вожделениями плотскими, и отдалялся от более дурного мало по малу, и таким образом, преуспевая в делах, улучшился, и путем жизни стал непорочен, который крестился как простой человек во имя Отца и Сына и Святого Духа и чрез крещение получил благодать Святого Духа, и удостоился усыновления, и, по подобию царского изображения, принимает поклонение в лице Бога Слова, и после воскресения сделался неизменяемым в помышлениях и совершенно безгрешным, – и еще говорившего, что соединение Бога Слова со Христом совершилось такое же, о каком говорит апостол относительно мужа и жены: будета два в плоть едину (Ефес. 5, 31), – и сверх других бесчисленных богохульств, дерзнувшего сказать, что когда Господь по воскресении дунул на учеников и сказал: приимите Дух Свят (Иоан. 20, 22), то не дал им Святого Духа, а дунул только образно, – говорившего также, что и исповедание Фомы по осязании рук и ребр Господа после воскресения: Господь мой и Бог мой (Иоан. 20, 28), сказано Фомой не о Христе, но что пораженный необычностью воскресения Фома прославил Бога, возбудившего Христа, – и, что еще хуже, в своем будто бы толковании на Деяния апостольские сопоставлявшего Христа с Платоном, Манихеем, Епикуром и Маркионом, и говорившего, что как каждый из них, изобретши собственное учение, дал ученикам своим названия платоников, манихеев, епикурейцев и маркионитов, подобным же образом, когда Христос изобрел учение, от Него стали называться христиане, – итак, если кто защищает вышесказанного нечестивого

214

 

 

Феодора и нечестивые его сочинения, в которых он излил как вышесказанные, так и другие неисчислимые богохульства против великого Бога и Спасителя Иисуса Христа, а не анафематствует его, и нечестивые его сочинения, и всех, которые поддерживают или защищают его и говорят, что он изложил православно, и которые писали в защиту его и мудрствовали одинаково с ним, или пишут в защиту его или нечестивых сочинений, и тех, которые мудрствуют или когда-нибудь мудрствовали подобно ему, и до смерти остались в таком нечестии: тот да будет анафема.

13. Если кто защищает нечестивые сочинения Феодорита, которые он написал против истинной веры и против первого ефесского святого собора и святого Кирилла и двенадцати его глав, и все, что написал он в защиту нечестивых Феодора и Нестория и в защиту других, которые мудрствовали одинаково с вышесказанными Феодоритом и Несторием, защищая их и их нечестие, и по причине этого называя нечестивыми учителей Церкви, которые исповедуют ипостасное соединение Бога Слова (с плотию), а не анафематствует упомянутые нечестивые сочинения и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно им, и всех, которые писали против правой веры и святого Кирилла и двенадцати его глав, и умерли в таком нечестии: тот да будет анафема.

14. Если кто защищает послание, которое, говорят, написал Ива к Маре персу еретику, которое отвергает, что Бог Слово, воплотившись от святой Богородицы и Приснодевы Марии, сделался человеком, а говорит, что от нее родился человек, которого называем храмом, так что иной есть Бог Слово и иной человек, и клевещет на святого Кирилла, проповедавшего правую веру христианскую, будто он еретик и писал подобно нечестивому Аполлинарию, и обвиняет первый ефесский святой собор, будто он без суда и следствия осудил Нестория, и двенадцать глав святого Кирилла называет (то же нечестивое послание) нечестивыми и противными правой вере, и защищает Феодора и Нестория и нечестивые их учения и сочинения, – итак, если кто защищает упомянутое нечестивое послание, а не анафематствует его и защитников его, и тех, которые говорят, что оно правое, или часть его, и тех, которые писали или пишут в защиту его или нечестия, в нем содержащегося, и дерзают защищать его или заключающееся в нем нечестие именем святых отцов или святого халкидонского собора, и в этом пребывают до смерти: тот да будет анафема.

Итак, когда мы таким образом право исповедали то, что предано нам божественным писанием и учением святых отцов, и определено об одной и той же вере вышесказанными четырьмя

215

 

 

святыми соборами, и когда сделано нами осуждение против еретиков и их нечестия, также против тех, которые защищали или защищают вышесказанные три нечестивые главы, и остались или остаются в своем заблуждении; то если кто решится вопреки тому, что мы благочестиво изложили, или передавать, или учить, или писать, такой, если будет епископ или клирик, да будет лишен епископства или клира, как делающий чуждое священникам и церковному состоянию, а если монах или мирянин, да будет анафематствован.

Евтихий, милостью Божиею епископ Константинополя, нового Рима, определил то, что выше изложено, и, исповедуя так, как содержат все вышеписанные пункты и догматы, и принимая четыре святые собора, т. е. никейский, константинопольский, ефесский первый и халкидонский, и то, что определено ими об одной и топ же вере, и пребывая во всем этом, как написано выше, осуждаю и анафематствую, сверх других еретиков и нечестивых их сочинений, нечестивого Феодора, который был епископом мопсуестским, вместе с нечестивыми его сочинениями, и все, что нечестиво написал Феодорит, как сказано выше, и нечестивое послание, приписываемое Иве, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно им, и подписал.

Подобным образом и прочие епископы подписали:

Аполлинарий, милостию Божиею егшскоп александрийский.

Домнин 1), милостию Божиею епископ города Феополя 2).

Стефан, милостию Божиею епископ города Рафеотаны 3), занимающий место Евстохия, святейшего патриарха города Иерусалима, вместе с благочестивейшими епископами Георгием и Дамианом.

Георгий, милостию Божиею епископ Тивериады, занимающий место Евстохия, святейшего патриарха города Иерусалима, вместе с благочестивейшими епископами Стефаном и Дамианом.

Дамиан, милостию Божиею епископ города Созитаны 4), занимающий место Евстохия, святейшего патриарха города Иерусалима, вместе с благочестивейшими епископами Стефаном и Георгием.

Бенигн, милостию Божиею епископ города Гераклеоны 5), в первой Македонии, занимающий место Илии, святейшего архиепископа города Фессалоники, как за него, так и за себя.

Феодор, милостию Божиею епископ Кесарии в первой Каппадокии.

Андрей, благодатию Христовою епископ Ефеса.

___________________

1) По другим: Домн.

2) По другим: Антиохии. Начиная с 1-го анафематства и до сего места (стр. 211–216), подлинник имеется на греческом и латинском языках; а отселе до конца подписей на одном латинском. Ред.

3) По другим: Рафии.

4) По другим: Созусы.

5) По другим: Гераклеи пелагонийской.

216

 

 

Секстилиан, милостию Божиею епископ кафолической церкви тунийской, занимающий место Примоза, архиепископа карфагенского, и всего собора области проконсульской, как за него или за них, так за себя самого.

Мегефий, благодатию Божиею епископ святой Божией кафолической церкви города Гераклеи фракийской.

Анастасий, милостию Божиею епископ города Тавиан 1), занимающий место Дорофея, благочестивейшего епископа митрополии анкирской.

Иоанн, милостию Божиею епископ илийский 2), занимающий место Еврепия, епископа митрополии кизической.

Евсевий, милостию Божиею епископ митрополии тирской.

Иоанн, смиренный епископ митрополии никомидийской.

Стефан, милостию Божиею епископ митрополии никейской.

Константин, милостию Божиею епископ святой Божией церкви митрополии халкидонской.

Петр, милостию Божиею епископ митрополии Тарса.

Иоанн, милостию Божиею епископ города Кукузен 3), занимающий место Палладия, благочестивейшего епископа митрополии.

Иоанн, милостию Божиею епископ Кесарии палестинской.

Помпейян, милостию Божиею епископ святой кафолической церкви города Викторианы, в области визакийской 4).

Амазоний, благодатию Христовою епископ митрополии едесской.

Александр, милостию Божиею епископ митрополии гангрской 5).

Фома, милостию Божиею епископ митрополии апамийской 6).

Евфрант, милостию Божиею епископ митрополии тианской.

Феодор, милостию Божиею епископ митрополии иерапольской 7) при Евфрате.

Босфорий, терпением Божиим епископ митрополии неокесарийской.

Иоанн, милостию Божиею епископ митрополии бострской.

Филипп, милостию Божиею епископ митрополии мирской, в области Лидии.

Феодор, милостию Божиею епископ митрополии селевкийской, в Исаврии.

Юлиан, милостию Божиею епископ митрополии сардийской, в области Лидии.

Феодор, милостию Божиею епископ Гортины, которая есть митрополия в области критской.

Евстафий, милостию Божиею епископ митрополии Дамаска.

Феодосий, милостию Божиею епископ митрополии родосской.

___________________

1) По другим: Тавии.

2) По другим: илиенский.

3) По другим: Кукузы.

4) По другим: бизской.

5) По другим: в Сирии.

6) По другим: в Сирии.

7) По другим: сардикийской.

217

 

 

Феодор, милостию Божиею епископ митрополии антиохийской, в области Писидии.

Евлогий, милостию Божиею епископ митрополии пергской, в области Памфилии.

Кириак, милостию Божиею епископ митрополии амидской 1).

Севериан, милостию Божиею епископ святой церкви города Афродисиады, в области Карии.

Север, милостию Божиею епископ митрополии синнадской, в области Фригии здоровой.

Петр, милостию Божиею епископ митрополии сидской 2), в области Памфилии.

Авраам, милостию Божиею епископ митрополии Сергиополя.

Асигний, милостию Божиею епископ траянопольский, занимающий место Иоаниа, благочестивейшего епископа митрополии лаодикийской, в области Фригии спокойной.

Иоанн, благодатию Христовою епископ митрополии адрианопольской, в области возвышеннейшей 3).

Иоанн, милостию Божиею епископ митрополии маронитской, в области Родии 4).

Феодосий, милостию Божиею епископ митрополии юстинианопольской, в области второй Каппадокии.

Стефан, милостию Божиею епископ митрополии лаодикийской, в области феодорианской 5).

Авксанон 6), милостию Божиею епископ митрополии иерапольской 7).

Евстафий, милостию Божиею епископ митрополии максимианопольской.

Павел, милостию Божиею епископ митрополии эмской, в области Родопии.

Дометий, милостию Божиею епископ города Хакида.

Эферий, милостию Божиею епископ митрополии аназарвской или юстинианопольской.

Валериан, милостию Божиею епископ святой кафолической церкви города Оввы, в области проконсульской 8).

Дионисий, милостию Божиею епископ города Селевкии 9).

Феодор, милостию Божиею епископ митрополии дризипарской.

Север, милостию Божиею епископ города Помпейополя, в области Пафлагонии.

Георгий, милостию Божиею епископ города новой Юстиниапы кипсельской 10).

___________________

1) По другим: Амиды.

2) По другим: Сиды.

3) По другим: близ горы Гемуса во Фракии.

4) По другим: Родопии.

5) По другим: Феодориады.

6) По другим: Авксиан.

7) По другим: во Фригии.

8) По другим: африканской.

9) По другим: первой.

10) По другим: Кипселона.

218

 

 

Кресконий, милостию Божиею епископ святой кафолической церкви куикулской, в области Нумидии.

Роман, милостию Божиею епископ гавальский.

Григорий, милостию Божиею епископ города Юстинианополя, в области великой Армении.

Иоанн, милостию Божиею епископ города Ниссы.

Василий, милостию Божиею епископ новой Юстинианы камулианской 1).

Иоанн, милостию Божиею епископ города Юстинианополя 2) или Варкузы.

Сергий, милостию Божиею епископ новой Юстинианы 3), второй из египетских.

Христофор, милостию Божиею епископ святой церкви Аркадиополя, в области Азийской.

Стефан, милостию Божиею епископ клисматский.

Феодосий, милостию Божисю епископ города Вивла.

Леонтий, милостию Божиею епископ Арки, в Армении.

Иоанн, милостию Божиею епископ миринский, в области Азии.

Александр, епископ Амфиполя, в первой Армении.

Фома, благодатию Христовою епископ святой церкви города Верисса.

Феодор, милостию Божиею епископ Леонтополя 4).

Эмилиан, милостию Божиею епископ города Антипирга.

Аристодем, милостию Божиею епископ города Филомела 5).

Фалелей, милостию Божиею епископ адрианопольский, в области Писидии.

Феоктист, милостию Божиею епископ города Ерифра 6), в области Азии.

Диогениан, милостию Божиею епископ города Созополя, в области Писидии.

Васс, милостию Божиею епископ фамиатский.

Анатолий, милостию Божиею епископ города Кимы 7), в области Азийской.

Конон, смиренный епископ города Магэда, в области Памфилии.

Диоген, милостию Божиею епископ города Кратии.

Феоктист, смиреннейший епископ города Прузы.

Георгий, милостию Божиею епископ Птолемаиды.

Илия, милостию Божиею епископ Диоклитианополя.

___________________

1) По другим: Юстинианополя – некогда Камулианы.

2) По другим: Юстинополя.

3) По другим: Кинона.

4) По другим: египетского.

5) По другим: Филомелия.

6) По другим: Ерифрона.

7) По другим: Кины.

219

 

 

Феона, милостию Божиею епископ города Кусса 1).

Феодор, милостию Божиею епископ города Лимира, в области Ликии.

Зосим, милостию Божиею епископ города Антандра.

Асинкритий, милостию Божиею епископ города Арада.

Стефан, милостию Божиею епископ вотрионский.

Филипп, смиренный епископ города Фелла.

Мина, милостию Божиею епископ мириангелский.

Киприан, милостию Божиею епископ города Корики 2).

Реститут, милостию Божиею епископ святой кафолической церкви города Милеона, в области Нумидии 3).

Фома, милостию Божиею епископ города Константины, в области Осройской.

Феодор, милостию Божиею епископ святой церкви еленопольской.

Север, милостию Божиею епископ тавский.

Феоктист, милостию Божиею епископ города Галикарнасса, в области Карии.

Фома, милостию Божиею епископ киркесийский.

Сотир, милостию Божиею епископ святой церкви авлонской.

Геннадий, милостию Божиею епископ города Зенополя, в области Памфилии.

Козма, смиренный епископ города Маллея 4).

Дионисий, милостию Божиею епископ города Мегары.

Каллиник, милостию Господа Христа епископ города Опунта.

Пасхазий, милостию Христовою епископ святой церкви города Эгия.

Еразм, милостию Божиею епископ города Кивира.

Сергий, милостию Божиею епископ гимирский.

Иоанн, милостию Божиею епископ Неокесарии евфратской.

Фалелей, милостию Божиею епископ исиндский, в области Памфилии.

Кресконий, милостию Божиею епископ святой кафолической церкви муниципии Затары, в области Нумидии.

Анатолий, смиренный епископ города Севастии.

Нонн, милостию Божиею епископ давронский 5).

Стефан, милостию Божиею епископ валанейский.

Виктор, милостию Божиею епископ кафолической церкви муниципии Синны, в области проконсульской.

Константин, милостию Божиею епископ мидайский.

Макарий, милостию Божиею епископ города Примнезии, в области Фригии здоровой.

___________________

1) По другим: Киссона.

2) По другим: Корика.

3) По другим: Африканской.

4) По другим: Малла.

5) По другим: давзанcкий.

220

 

 

Мегал, милостию Божиею епископ города Мир, в области Фригии здоровой.

Генефлий, милостию Божиею епископ дорилейский.

Кресцитур, милостию Божиею епископ святой кафолической церкви города Боссы, в области проконсульской.

Никита, милостию Божиею епископ города Епифании, в области второй Киликии.

Александр, милостию Божиею епископ города Дионисия.

Пелагий, милостию Божиею епископ города Азана.

Иерон, милостию Божиею епископ города Анастасиополя, в области Фригии спокойной.

Главк, милостию Божиею епископ города Алиона, в области Фригии спокойной.

Прокопий, милостию Божиею епископ святой церкви города Антеона фивского 1).

Петр, милостию Божиею епископ города Домициополя 2), в области Исаврии.

Иоанн, милостию Божиею епископ города Колона 3) или Феодориады.

Фроним, милостию Божиею епископ Синаита 4), в области Фригии спокойной.

Ураний, милостию Божиею епископ города Тралла 5), в области Лидии.

Иоанн, милостию Божиею епископ города Кесарии 6), в области Лидии.

Македоний, милостию Божиею епископ новой Юстинианы, в области Вифинии.

Екдикий, милостию Божиею епископ острова Тена.

Евлогий, милостию Божиею епископ города Давона 7).

Феодор, милостию Божиею епископ города Корада 8).

Елпидифор, милостию Божиею епископ святой церкви Анастасиополя, в области Карии.

Кирион, милостию Божиею епископ святой церкви дадимской.

Феодор, милостию Божиею епископ города Лаодикии.

Сила, милостию Божиею епископ Тивериополя, в области (Фригии) спокойной.

Мегас 9), милостию Божиею епископ города Мира 10), занимающий место Диогена, благочестивейшего епископа города Августополя.

Феодор, милостию Божиею епископ города Ингилона 11).

Юлиан, милостию Божиею епископ города Зевгмата.

___________________

1) По другим: Антиноя фиваидского.

2) По другим: Дометиополя.

3) По другим: Колонии.

4) По другим: Синайя.

5) По другим: Траллия.

6) По другим: Керасунта.

7) По другим: Данава.

8) По другим: Гаргарона, или Кардеона.

9) По другим: Мегал.

10) По другим: во Фригии здоровой.

11) По другим: Пигелона.

221

 

 

Доримен, милостию Божиею епископ города Адраона, в области Аравии.

Иоанн, милостию Божиею епископ города Лера.

Феодорк, милостию Божиею епископ города Коман, в области второй Армении.

Руфин, милостию Божиею епископ митрополии Савесты 1).

Конон, милостию Божиею епископ города Семнии 2).

Кириак, епископ святой церкви города Касатан 3).

Сисинний, милостию Божиею епископ святой церкви города Пренета.

Юлиан, милостию Божиею епископ города Вагнона 4).

Анастасий, милостию Божиею епископ города Рахлии в области Тирской.

Феодор, милостию Божиею епископ святой церкви Порфма, в области Греции.

Павел, милостию Божиею епископ святой церкви города Стректория, в стране пентапольской, в области Фригии здоровой.

Стефан, милостию Божиею епископ славной митрополии амасийской.

Павел, милостию Божиею епископ города Адраза 5).

Евандр, смиренный епископ святой Божией церкви города Гнида.

Мина, грешный и смиренный епископ островов Карпафийских 6).

Елевсиний, милостию Божиею епископ митрополии Траянополя, в области Родопии.

Савватий, милостию Божиею епископ аркадиопольский.

Стефан, милостию Божиею епископ митрополии Юстинианы новой или Дораза.

Стефан, милостию Божиею епископ херсонский.

Киприан, милостию Божиею епископ города Адриануфероны.

Иоанн, милостию Божиею епископ города Апамии, в области Писидии.

Леонтий, милостию Божиею епископ города Амадесса.

Феодор, благодатию Христовою епископ митрополии визской 7).

Павел, милостию Божиею епископ города Анхиала.

Конон, милостию Божиею епископ города Адриана.

___________________

1) По другим: Севастии армянской.

2) По другим: Семнеона.

3) По другим: Куранат.

4) По другим: Баттона.

5) По другим: Адрасса.

6) По другим: Карпатских.

7) По другим: бизиенской.

222


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.