Поиск авторов по алфавиту

Собор сардикийский

СОБОР САРДИКИЙСКИЙ.

Правила святого поместного собора сардикийского.

I (1).

Осий, епископ кордубский, сказал: „с корнем следует вырвать не столько худое обыкновение, сколько пагубнейший вред для дела церкви, именно: не следует никому из епископов из малого города переходить в другой. Цель, с которою предпринимаются такие переходы, очевидна; так как никогда не являлось еще ни одного епископа, который бы старался перейти из большего города в меньший. Отсюда ясно, что таковые поджигаются пламенною страстью любостяжания и раболепно служат тщеславию, лишь бы казаться имеющими больше власти. Итак всем ли угодно, чтобы строже была судима такая неблагопристойность? Я же думаю, что таковые не должны иметь общения даже наравне с мирянами“. Все епископы сказали: „всем угодно“.

II.

Если же кто окажется столь безрассудным или дерзким, что вздумает извинять себя в таком деле и утверждать, что ему представлено было об этом послание от общины, тогда как ясно, что даже небольшое число лиц, прельщенных вознаграждением и деньгами, придав себе вид, что оно действительно желает иметь его епископом, могло увлечь общину: то я полагаю, что такие козни и ухищрения должны быть всенепременно наказываемы, так чтобы никто из таковых, и при кончине, не был удостаиваем общения даже наравне с мирянами. Угодно ли вам принять это мнение? Отвечайте. Ответили: желаем принять сказанное.

___________________

(1) Слич. 15-е правило Никейского собора.

42

 

 

III.

Необходимо присовокупить и то, что никто из епископов не должен переходить из своей области в другую, в которой находятся свои епископы, за исключением только таких случаев, когда он будет позван находящимися в ней братиями, чтобы не подумали, что мы затворяем двери любви. Необходимо предусмотреть также и то, чтобы, если в какой либо области кто-либо из епископов имеет дело с своим братом и с епископом, чтобы ни тот, ни другой из них не призывал в посредники епископов другой области. Если же кто либо из епископов по какому либо делу окажется осужденным, и полагает, что он имеет не пустое, но справедливое основание снова возобновить суд, то, если вам угодно, почтим любовью память апостола Петра и постановим (1), чтобы производившие суд писали в таких случаях епископу римскому Юлию для того, чтобы, если нужно, снова был произведен суд соседними с той областью епископами, и чтобы таких вторичных судей назначал он (Юлий). Если же обвиняемый не может доказать, что дело требует вторичного пересмотра, то приговора не уничтожать, но оставлять в силе то, что однажды поставлено (2).

IV.

Если какой-либо епископ будет низложен судом находящихся в соседстве епископов и объявит, что он предоставляет себе право оправдания, то на его кафедру не определять другого прежде, чем римский епископ рассмотрит дело и произнесет об нем свое определение.

V.

Осий епископ сказал: если на какого-либо епископа будет сделан донос и окрестные епископы, собравшись, низложат его,

___________________

(1) Слова «постановим» в греческом тексте нет.

(2) Шестым правилом первого вселенского собора, по древнему обычаю, предоставлены в подчинение римскому епископу многие епархии на западе, подобно как александрийскому и антиохийскому многие епархии на юге и востоке. Согласно с этим разделением Осий, епископ испанского города Кордубы, принадлежа к области римского епископа, предлагает относить на его рассмотрение сомнительные случаи западных епархий: в этом смысле и принял его предложение собор Сардикийский, не отступая от шестого правила первого вселенского собора.

43

 

 

а он прибегнет к блаженнейшему епископу церкви римской, который захочет его выслушать и признает справедливым возобновить исследование дела о нем, то да благоволит (епископ Рима) написать епископам ближайшей области, чтобы они тщательно и внимательно рассмотрели все обстоятельства дела и произнесли о нем приговор по чистой правде. Если же кто-либо потребует, чтобы еще снова было выслушано его дело, и по его просьбе римскому епископу благоугодно будет послать от себя пресвитеров, то он имеет власть, если признает за лучшее и сочтет нужным, послать таких лиц, которые бы судили вместе с епископами и заступали место того, кем посланы. Если же он (римский епископ) признает достаточным исследование дела о подсудимом епископе и приговор о нем, то пусть поступит, как заблагорассудится его мудрому хотению. Епископы ответили: сказанное приемлем.

VI.

Осий епископ сказал: если случится, что в одной области будет много епископов, и один из них замедлит и по нерадению не захочет явиться в собрание и выразить свое согласие на постановление епископов, собравшиеся же общины будут просить о том, чтобы был поставлен требуемый ими епископ, то сначала следует напомнить чрез послание экзарха (разумею епископа митрополии) этому замедлившему епископу, что общины просят дать им пастыря. Считаю за лучшее выждать, чтобы и он пришел. Если же и после письменного приглашения не придет и не отпишет, то следует удовлетворить желанию общины. На поставление же епископа митрополии следует призвать и епископов из соседней области. Но отнюдь не следует поставлять епископа в какое-либо село или в малый город, для которого и одного пресвитера достаточно. Не следует туда поставлять епископов для того, чтобы не унизить имени и власти епископов; но, как я выше сказал, епископы области должны поставлять епископов в те города, в которых и прежде были епископы. Если же окажется, что какой-либо город так увеличился числом жителей, что будет признан достойным епископии; то да получит епископа. Все ли на это согласны? Отвечали все: согласны.

VII.

Епископ Осий сказал: безвременные, весьма частые и несправедливые просьбы наши сделали то, что мы не пользуемся такой милостью и таким дерзновением, какими должны были бы

44

 

 

пользоваться. Многие из епископов непрестанно являются в воинский стан, особенно же африканские, которые, как мы узнали от возлюбленного брата нашего и соепископа Грата, не принимают полезных советов, но так презирают их, что один человек приносит в воинский стан много различных прошений и притом таких, которые не могут приносить пользы церквам и не с тем, чтобы оказать покровительство и помощь бедным и простолюдинам или вдовам, как бы следовало и прилично было, но для того, чтобы доставить некоторым мирские достоинства и должности. Такая бестактность не остается без соблазна некоего и зазора для нас и наносит ущерб. Думаю, что приличнее епископу подавать свою помощь тому, кто притесняется кем-либо, или если какая-либо вдова терпит обиду или сироту лишают того, что принадлежит ему, и только в том случае, если жалобы этих лиц законны. Итак, возлюбленные братия, если это всем угодно, то постановите, что ни один епископ не должен приходить в воинский стан, исключая тех, которых призовет своей грамотой благочестивейший наш император. Но так как часто случается, что в церковь прибегают, требуя помощи, осужденные на заточение или на остров или подверженные какому-либо другому наказанию, то таковым не следует отказывать в помощи, но немедленно и не колеблясь просить для них снисхождения. Итак, если это угодно, то изъявите все согласие. Все ответили: да будет и это постановлено.

VIII.

Так как постановления эти сделаны для того, чтобы кто-либо из епископов за приход свой в воинский стан не подпал осуждению, то, если у некоторых из них будут такие просьбы, о которых мы выше упомянули (как о заслуживающих того, чтобы их доложить императору), пусть отправляют их через своего диакона, потому чго лицо служебное не подлежит укоризне и сделанное ему поручение может быть доставлено скорее. Все ответили: пусть будет и это определено.

IX.

Осий епископ сказал: признаю за нужное и следующее распоряжение: если препроводят просьбы епископы какой-либо области к брату и соепископу своему, то епископ, имеющий местопребывание в большем городе, то есть в митрополии, пусть пошлет с их просьбами своего диакона и снабдит его рекомендательными грамотами, то есть, пусть напишет братиям и соепископам

45

 

 

нашим, если только таковые будут в то время находиться в тех местах, или городах, в которых руководит общественными делами сам благочестивейший император. Если же кто-либо из епископов имеет друзей при царском дворе и пожелает просить о чем-либо, вполне приличествующем его сану, то не следует возбранять ему просить и умолять их через своего диакона, чтобы они оказали ему, как просителю, свое благое содействие. Приходящие же в Рим должны, как сказал я выше, просьбы свои, которые они имеют подать императору, представлять возлюбленному брату нашему и соепископу Юлию, чтобы прежде он обсудил, не заключается ли в некоторых из них какой-либо наглости, и затем отослал их в воинский стан, присоединяя к этому и свое предстательство и ходатайство. Все епископы ответили, что совет этот им угоден и представляется весьма приличным.

X.

Осип епископ сказал: признаю необходимым точное и тщательное наблюдение и за тем, чтобы, если удостаивается епископства богатый или ученый светского звания, не поставлять его, пока он не пройдет служения чтеца, диакона и пресвитера, чтобы он, если признан будет достойным, постепенно проходя каждую степень, достигал высоты епископства. Понятно, что для прохождения каждого чина должно быть назначаемо епископом немало времени, чтобы можно было усмотреть его веру, благонравие, постоянство и кротость и чтобы он вкусил величайшей чести не иначе, как быв признан достойным божественного священства; потому что неприлично, дерзко и легкомысленно поставлять поспешно епископа или пресвитера или диакона; и ни знание, ни доброе поведение не дают на это права. Поспешно поставленного по справедливости будут называть новичком, тем более, что и блаженнейший апостол, бывший и учителем языков, является возбраняющим скорые поставления; потому что испытание в течение более долгого времени может достовернее показать и поведение и нрав каждого. Все сказали, что им это угодно и что отнюдь не должно нарушать этого.

XI.

Осий епископ сказал: нужно определить и то, чтобы, если епископ переходит из одного города в другой или из одной области в другую из видов тщеславных, увлекаясь похвалами себе или большей торжественностью богослужения и пожелает про-

46

 

 

вести там долгое время, тогда как епископ того города не искусен в учении, то первый пусть не презирает последнего и не проповедует слишком часто, стараясь пристыдить и унизить личность местного епископа, потому что это обыкновенно бывает поводом к смятениям. Таковой епископ старается предобручить через это себе и похитить чуждую кафедру, не смущаясь оставить порученную ему церковь и перейти в другую. Итак следует назначать для этого известное время, потому что и не принимать епископа показалось бы делом не человеколюбивым и жестоким. При этом припомните, что в предшествовавшее время отцы наши присудили, чтобы мирянин был удаляем от (церковного) общения, если он, находясь в городе три воскресных дня, в течение трех недель, не будет приходить в собрание (в церковь). Итак, если это постановлено относительно мирян, то не должно, неприлично и не полезно епископу, без особенно важной нужды или затруднительного обстоятельства, оставлять свою церковь на слишком продолжительное время и тем огорчать вверенный ему народ. Все епископы сказали, что и это мнение весьма прилично.

XII.

Осий епископ сказал: так как ничего не следует оставлять без внимания, то нужно сделать еще одно постановление. Некоторые из братий и соепископов наших имеют очень мало собственности в тех городах, в которые они поставлены во епископы, в других же местах имеют большие приобретения, от которых могут и бедным помогать. Поэтому, если они пожелают отправиться в свои владения и там произвести сбор плодов, то, я думаю, им должно быть дозволено провести в своих владениях три воскресных дня, то есть, три недели, но с тем, чтобы они являлись в ближайшую церковь, в которой служит пресвитер, и там служили, и чтобы не ходили часто в город, в котором находится епископ. Таким образом и их собственные дела не потерпят никакого убытка от их отсутствия, да и сами они избегнут обвинения в гордости и тщеславии. Все епископы сказали: и это постановление нам нравится.

XIII.

Епископ Осий сказал: если какой-либо диакон, или пресвитер, или даже кто-либо из клириков будет лишен (церковного) общения и убежит к другому знакомому с ним епископу, знающему и то, что он удален своим епископом от (церковного) общения, то не следует, в обиду и оскорбление брату сво-

47

 

 

ему и соепископу, подавать прибегнувшему общение. Если же кто дерзнет поступить так, пусть ведает, что подвергает себя ответу пред собранием епископов.

XIV.

Осий епископ сказал: не следует мне умалчивать и о том, что всегда волновало меня. Если какой-либо епископ окажется очень раздражительным (чего не должен допускать человек такого сана), и, внезапно разгневавшись на пресвитера или диакона, захочет кого-нибудь из них извергнуть из церкви? Таковой случай должен быть предусмотрен тем, чтобы подчиненный не тотчас был осуждаем и лишаем общения. Все епископы сказали: пусть извергаемый имеет право прибегать к митрополиту той же области. Если же нет епископа митрополии, то имеет право прибегать к соседнему епископу и просить его, чтобы дело было тщательно исследовано, а просителей не следует оставлять без внимания. И епископ, справедливо или несправедливо низвергший его, должен благодушно переносить исследование дела, утвержден ли будет его приговор, подвергнется ли исправлению. Отлученный же от общения до исследования дела не должен присвоять себе общения прежде, чем не будут тщательно и верно исследованы все обстоятельства. Если же соберется по делу несколько клириков, которые усмотрят в отлучаемом высокомерие и надменность, то (поелику не следует допускать обиды или неправедного порицания) они более или менее жестокими и суровыми речами должны обращать его (к порядку), да соблюдается покорность и повиновение повелевающему должное; потому что как епископ своим подчиненным должен оказывать искреннюю любовь и расположение, точно таким же образом и подчиненные должны непритворно исполнять долг служения епископам.

XV.

Осий епископ сказал: сделаем и следующее постановление: если какой-либо епископ захочет поставить на какую-либо степень служителя церкви из другого округа, без соизволения на то его епископа, то такое поставление да будет сочтено не действительным. Если же некоторые (из епископов) дозволят себе это, то они должны быть увещаемы и исправляемы братиями и соепископами. Все сказали: и это определение да будет непоколебимо.

XVI.

Епископ Аетий сказал: не безызвестно вам, какова и как велика митрополия фессалоникийская. Часто в оную приходят пре-

48

 

 

свитеры и диаконы из других епархий и, не довольствуясь кратковременным пребыванием, со дня на день откладывают свое возвращение и проводят там все свое время, или едва после весьма долгого времени принуждены бывают насильно возвратиться к своим церквам. Итак следует сделать определение и относительно их. Епископ Осий сказал: те самые определения, что постановлены относительно епископов, да соблюдаются и относительно этих лиц.

XVII.

По предложению брата нашего Олимпия состоялось и следующее постановление: „если какой-либо епископ, будучи невинным, насильно и несправедливо будет низвержен за свои ли познания, или за исповедание кафолической церкви, или за защиту истины, и, избегая опасности, убежит в другой город, то да не возбраняется ему там оставаться до тех пор, пока он не возвратится или не получит возможности избавиться от нанесенной ему обиды: потому что весьма мучительно и жестоко не принимать потерпевшего неправедное изгнание; напротив следует принимать такого с величайшим благорасположением и дружелюбием. Все сказали: угодно и это.

XVIII.

Епископ Гавденций сказал: ты знаешь, брат Аетий, что во время поставления твоего во епископы процветал мир. Чтобы и теперь не оставалось никаких следов разногласия относительно церковных дел, следовало, кажется, принять и всех поставленных Муссем и Евтихианом, так как за ними не может оказаться никакой вины.

Еиископ Осий сказал: мнение моего смирения таково: так как мы должны быть миролюбивы и терпеливы и ко всем иметь достаточное терпение, то возведенных однажды в клир церковный некоторыми из братий наших в том только случае не принимать, если они не захотят возвратиться к тем церквам, к которым были наречены; Евтихиан же не должен присвоять себе и имени епископа, а также и Муссей не должен считаться епископом. Если же они будут просить общения как миряне, то не следует отказывать им в этом. Все сказали: согласны.

XIX.

Епископ Гавденций сказал: эти спасительные, правосудные, достойные нашего священнического достоинства и угодные Богу и

49

 

 

людям определения не могут удержать своей силы и крепости, если нарушение произнесенных решений не будет сопровождаться страхом; потому что и сами мы знаем, что часто, вследствие бесстыдства немногих, божественное и весьма почтенное имя священства подвергалось пренебрежению. Итак, если кто-либо решился на что-либо противное этим определениям, стараясь угодить более гордости и тщеславию, чем Богу, то пусть он наперед знает, что становится повинным судебному ответу, и лишается епископской чести и достоинства. Все ответили: таковое мнение законно и нам угодно.

XX.

Вот что еще на будущее время должно быть сознаваемо и как нельзя строже выполняемо: каждый из нас, епископов, живущий на тракте или на водяном пути, если увидит проезжающего епископа, обязан узнавать о причине его путешествия и о том, куда он держит путь. И если окажется, что епископ идет в воинский стан, то, применительно к вышеизложенным разграничениям, пусть спросит о причине путешествия. Если он идет потому, что его звали, то пусть продолжает путь без всякого препятствия, если же он спешит в воинский стан из видов тщеславных или по чьим-либо просьбам, как выше сказано, то ни на грамотах его не подписываться, ни иметь общения с ним. Все сказали: пусть будет и это определено.

И подписали:

Осий, епископ кордубский—в Испании.

Винцентий, епископ Капуи.

Калеподий, епископ неаполитанский.

Афанасий, епископ александрийский.

Януарий, епископ беневентский,

Аниап, епископ кастулонский—в Испании.

Флорентин, епископ емеритский—в Испании.

Домитиан, епископ астурикский — в Испании.

Каст, епископ Кесареавгусты—в Испании.

Претекстат, епископ барцилонский—в Испании.

Максим, епископ лукский—в Тусции (Тоскане).

Порфирий, епископ филиппский—в Македонии.

Маркелл, епископ анкирский—в Галатии.

Евферий,—а Procia, de Candos.

Асклипий, епископ газский—в Палестине.

Мосх, епископ оивский—в Фессалии.

Васс, епископ диоклитианопольский—в Македонии.

50

 

 

Протоген, епископ Сардикийский—в Дакии.

Диоскор, епископ фракийский.

Гименей, епископ фратский—в Фессалии.

Люций, епископ каниопольский (1)—во Фракии.

Люций (2) из Вероны—в Италии.

Евагрий, епископ гераклеанопольский—в Македонии.

Диописий, епископ елидский—в Ахаии.

Юлий, епископ фивский—в Ахаии.

Афенодор, епископ влаценский—в Дакии (3).

Диодор, епископ с острова Тенедоса.

Александр, епископ ларисский—в Фессалии.

Аэций, епископ фессалоникский—в Македонии.

Виталий из Акв—в Дакии.

Парегорий из Скуп—в Дардании.

Трифон, епископ макарский (4)—в Ахаии.

Гавденций, епископ найский—в Ахаии (5).

Иона, епископ партекопольский (6)—в Македонии.

Алипий, епископ мегарский—в Ахаии.

Македоний, епископ ульпианский—в Дардании.

Кальв, de Castro Martis—в Дакии.

Фортунациан, епископ аквилейский—в Италии.

Простарк, епископ патрский—в Ахаии.

Илиодор, епископ никопольский.

Евферий из Паннонии.

Арий из Палестины.

Астерий (7) из Аравии.

Хокра из Ахаии.

Стеркарий, епископ канузийский—в Апулии.

Ириней, епископ секорский—в Ахаии.

Мартирий, епископ неапольский—в Ахаии.

Север, епископ равеннский—в Италии.

Урзакий, епископ бриксийский—в Италии.

Протасий, епископ Медиоланский—в Италии.

Марк из Асии.

Вериссим из Галлии, епископ лугдунский (лионский).

Валент из Дакии, епископ скифополитанский.

___________________

(1) На поле: адрианопольский.

(2)             Люцилл.

(3)             в Ахаии.

(4)             марафонский.

(5)             в Дакии.

(6)             парфенопольский.

(7)             Астурий.

51

 

 

Палладий из Македонии.

Геронтий из Македонии.

Александр из Ахаии.

Евтихий из Ахаии.

Тихий из Асии.

Зосима из Македонии.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.