Поиск авторов по алфавиту

Автор:Булгаков Сергий, протоиерей

Глава 8: Ангельский мір и боговоплощение

Отношение ангелов к Богу устанавливается образом их со­творения и утверждается их свободным самоопределением в испы­тании и совершившемся разделении. После этого оно является окончательно совершившимся, и в себе бытие ангелов не нужда­ется в восполнении и не допускает существенного изменения. Ан­гельский чин является в себе совершенным, помимо отношения к Голгофской искупительной жертве, которая спасает род челове­ческий. Отношение ангелов к Слову и ко всей Св. Троице есть прямое и непосредственное: «причастники неизреченная славы Твоея бесплотные умы, Спасе, составил еси» *), «углие богоноснии, зарею разжегшеся Твоего существа» **). Отношение ангелов к миру и к человеку также вполне установляется образом их сотво­рения в связи с миром и для служения ему, причем онтологиче­ским его основанием является наличие прямой и существенной связи между миром горним и дольним. Эта связь нерушима, ибо основана более чем на сродстве — на идеальном тожестве обоих ми­ров. Она составляет

*) Служба беспл., гл. I, канон, п. 9, тр. I.

**) II. I, тр. I. «Свету богодетельному серафими несредственно приближающеся и многогубо им насыщаеми, перводатными яве сияньми нерводельно и яко свети втории бывают, божеством обожаеми» (п. 2, тр. 1).

217

 

 

самое условие существования нашего мира, без которого — вне хранения ангелов, он теряет свое бытие. Одна­ко это взаимоотношение обоих миров, хотя и не прерывается, но нарушается грехопадением прародителей, повлекшим за собой болезнь всего Мироздания. Что эта связь им не вовсе разорвана, явствует, прежде всего, из ветхозаветных ангелофаний, а также и иных свидетельств того, что ангелы бдят над человеческим миром в судьбах отдельных людей, отдельных народов и всего природно­го естества. Ясновидение этой связи и дано было патриарху Иако­ву во сне, когда он видел лествицу, соединяющую небо и землю: «и вот ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28, 12). Хотя лествица Иаковля истолковывается Церковью в качестве прооб­раза Богоматери, следовательно, уразумевается в свете совершив­шегося боговоплошения, однако значение ее распространяется еще и на Ветхий Завет, которому принадлежит самое это видение. Однако грехопадение, нарушившее отношение человека к Богу, а чрез то к миру и, прежде всего, к самому себе, изменило это отно­шение и к ангельскому миру. Путь для прямого общения ангелов с человеками пресекся, после того как Ева, а через нее и Адам всту­пили в общение со змием, ставшим «князем мира сего» и распро­странившим свое адское влияние на весь человеческий род. Соот­ветственно тому, как человек отдалился от Бога и погрузился в свой телесный мир, он отдалился и от ангелов Божиих. Однако уда­ление человека от Бога не было безусловным и окончательным, ибо мир не может и существовать вне Бога. Подобным образом и отдаление от ангельского мира не могло быть полным отделением, ибо это не соответствовало бы первозданному и первоосновному их соотношению. Бог открывается ветхозаветному человечеству, хотя и остается ему трансцендентным, в ангелофаниях, явлениях Славы (доксофаниях) и пророческих озарениях, явных и ясных в пределах Ветхозаветной Церкви, и смутных и прикровенных за ее пределами,

218

 

 

в язычестве. Также и ангелы Божии приближаются к человеку, нарочито посылаемые Богом, но они не отступают от не­го во всей его жизни, хотя остаются лишены того содружества с ним, которое было для них предустановлено. Со-человечность ан­гелов не достигает своей полноты, тяжелая тень первородного гре­ха человека легла и на ангельский мир. Не только по сострада­тельной любви к падшему человечеству, но и по своей собственной природе, для которой предустановлена жизнь в единении с чело­веческим родом, святые ангелы чаяли нашего спасения. Хотя они и не ведали в полноте образа его свершения, однако знали его путь, ибо сами участвовали в его углаждении. История спасения мира через боговоплощение начинается уже в раю с возглашени­ем т. наз. Первоевангелия о Семени Жены, и она совершается как живая родословная Спасителя, чрез всю историю человечества. И св. ангелы в этом действуют, «как ходатаи Твоего вочеловечения и честного восстания» *). Во все решительные моменты жизни ев­рейского народа к его вождям и пророкам приближаются св. анге­лы, бдящие над миром. Их близость, хотя и не явно, а смутно, ощущается уже всем языческим миром, ибо он полон предчувст­вия и ведения о богах, гениях, демонах, Fravashiи т. д., ожи­вляющих мир и просвещающих человека, хранителях душ и телес. Язычники в своем неведении истинного Бога были руководимы и научаемы ангелами, как это видно из истории Корнилия (Деян. 2, 13) и пророчеств Даниила. Но чрез то, что небо приклонилось к земле и Сын Божий сошел с небес и вочеловечился, ангелам Божиим открылся путь к тому совершенному соединению с челове­чеством, какое соответ-

*) Служба архангелам, гл. I, канон, п. 3, тр. 2. Об арх. Гаврииле Церковь поет: «бесплотных служителей ты первенствуяй, первоначальное повеленное страшное таинство тебе единому, Гаврииле, славне вверяется, рождество неизреченное святыя Девы» (Служба собору арх. Гавриила, 3 июля седален).

219

 

 

ствует их сочеловечности. Это не есть слия­ние или смешение обоих естеств, ибо ангелы и человеки остаются самими собой. Это и не есть вочеловечение ангелов, ибо по сему ложному пути идет лишь сатана, который ищет напоследок вочеловечиться в антихристе. Но это есть совершенное соединение ангелов и человеков во Христе и Его Церкви: «Тя неизреченно со­вокупившая небесным, Христе, земная и едину Церковь совершивша ангелом и человеком, непрестанно величаем» *), свидетель­ствует Церковь. Боговоплощение в этом отношении имеет двоякое значение: с одной стороны, вместе с Логосом, в Его боговоплощении, к земле приближается и к человеку приходит мир ангель­ский, как Его служители. «Предходят же Сему лики ангельскии со всяким началом и властию». Евангельская история свидетельст­вует о служении ангелов Христу на протяжении всей истории боговоплощения: в благовещении, в рождестве Его, крещении и иску­шении, в страданиях и воскресении и во втором славном пришествии. Вместе с тем сила искупления открывает ангелам доступ и к падшему, но восставленному человеку. В этом смысл и сила того свидетельства Церкви, что ангел-хранитель дается нам при крещении и, следовательно, в настоящем смысле приближа­ется только к крещеным. Таким образом, соединение ангельского мира с человеческим совершается по силе обоих естеств Христа — божеского и человеческого, — по силе богоснисхождения и спаси­тельного искупления. Собственно говоря, только последнее связа­но всецело с грехопадением Адама, первое же может рассматри­ваться и самостоятельно, хотя фактически оба они нераздельно соединяются для падшего человека. Если бы даже Адам не пал, то боговоплощение, по мнению некоторых богословов, все равно было бы ради совершенного обожения человека, и в нем ангель­ский мир совершенно и окончательно воссоединился бы с челове­ческим. Бла-

*) Служба арх., п. 9, тр. 1.

220

 

 

годаря же грехопадению боговоплощение становится еще и искуплением. Поэтому в значении боговоплощения для ан­гельского мира нужно различать эти две стороны: боговоплощение как искупление потребно лишь падшему человечеству и само по се­бе не имеет силы для ангелов. Напротив, как обожение человека, возможное после его восстановления, оно имеет силу и для ан­гельского мира, потому что он без этого божественного средства ос­тается лишен силы окончательно закрепить золотую цепь творения, связующую небо и землю. Т. о., боговоплощение имеет значение не для самого ангельского естества, как такового, но для его отноше­ния к человечеству. « Дадеся Ми всяка власть на небеси и на зем­ли» (Мф. 28, 18) — этими торжественными словами Воскресший Господь свидетельствует о свершении спасительного дела Его. Круг мироздания, начинающийся чрез: «в начале сотвори Бог небо и землю», смыкается этим последним объединением неба и земли под властью Того, Им же вся быша (ср. Евр. 12, 22-24).

Значение боговоплощения для воссоединения ангельского и человеческого мира торжественно засвидетельствовано самим Господом также в беседе с Нафанаилом: «истинно, истинно гово­рю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1,51). Этот текст имеет первостепенную важность для уразумения того значения, которое принадлежит боговоплощению в установлении отношений между ангельским и человеческим миром. Он естест­венно приводится в связи с прообразовательным видением лествицы Иаковлей (Быт. 28, 12). В нем Господь стоит наверху лествицы и оттуда дает обетование праотцу, в чреслах которого уже засеменена человеческая плоть Богочеловека, от Него посыла­ются долу нисходящие и к Нему поднимаются восходящие анге­лы. Здесь же Господь Сам находится на земле, к Нему на землю приходят нисходящие и восходящие ангелы, и небо

221

 

 

пребывает отверсто. Этому же соответствует, что Ветхий Завет знает лишь ангелофанические  теофании, которых уже совершенно не знает Но­вый. Здесь на земле явился Сам Бог во плоти и «с человеки пожи­ве», потому и ангелы приближаются к Нему в своем собственном чине для служения Богу и вместе Человеку и для полного воссо­единения в Нем с человеческим родом. Таким образом, богово­площение и искупительная жертва имеют значение, прежде все­го, для примирения человека с Богом, но в нем и для соединения с ангельским миром. «Благоугодно было (Отцу), чтобы (во Иису­се Христе) обитала всякая полнота и чтобы посредством Его при­мирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1, 19-20) *).

В связи с боговоплощением находится и прославление чело­веческого естества, имеющее личное выражение в Пресвятой Бо­городице, «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Богоматерь, соединившись по плоти с Рожденным от Нее, чрез то становится в такую близость к Богу, которая превы­шает ангельскую. Она возглавляет Собой в полноте все творение, которое ангелы лишь идеально воображают в себе, и притом не каждый в отдельности, а только все в своем соборе. Посему в Ней осуществляется предельная цель творения, которой служат и са­ми ангелы. Но, очевидно, самая возможность появления такого человеческого существа, которое в себе соединяет всю силу, свя­тость, чистоту и полноту ангельского мира со всей реальностью человеческой природы, есть последствие возвышения человека чрез боговоплощение. Оно совершилось наитием Св. Духа на Бо­гоматерь в Благовещении, богозачатием и богорожде-

*) Этот же общий смысл значения искупительной жертвы для примирения и воссоединения человека с Богом имеют и слова Откровения о борьбе арх. Михаила и ангелов его с драконом: «они победили кровию Агнца и словом свидетельства своего» (12, 11).

222

 

 

нием. В Ду­хе и Слове Богоматерь прияла и воссоединила в Себе все, что имеют св. ангелы, с человеческим естеством.

В близости к Богу за Богоматерью следует св. Иоанн Предтеча, который, по свидетельству Церкви, хотя и не превыше ангелов, как Богоматерь, но соединяется с ними в предстоянии престолу Божию. Однако, будучи, сверх того, и человеком, он превосходит их полнотой и сложностью своего ангело-человеческого естества. Само это соединение представляет собой тайну будущего века, к уразу­мению которой мы можем только приближаться. Предтеча, как че­ловек, — «высший из всех рожденных женами» и, как креститель, поставленный служением своим превыше ангелов, становится при­частен и ангельскому миру. Образ ангельского бытия состоит в том, что ангелы, не имя собственного мира и природы, непосредственно живут причастностью божественной жизни, тогда как человеку оно доступно лишь чрез обожение его естества по силе боговоплощения. В Богородице, по силе Ее Богоматеринства, осуществляется и непо­средственная богопричастность и совершенное обожение Ее чело­вечества. Но и в Предтече соединяется непосредственная, равно­ангельская близость ко Христу с его человеческим естеством, кото­рое, конечно, неотъемлемо. Чрез это установляется жизнь Предтечи в обоих мирах, точнее, двоякий образ отношения к Богу: ангельский и человеческий *). Богоматерь и Предтеча возглавляют собой спасен­ное и соединенное с Богом человечество.

Вследствие искупительного дела Христова ангелы по-

*) Отсюда как будто проистекает, что Предтеча сам для себя есть собственный ангел, а потому для человеческого своего существа и не имеет первообраза в ангельском мире. Он есть «друг Жениха», и посему во Христе имеет для себя Друга, подобно тому, как и Богоневестная Матерь имеет для себя небесный первообраз в ипостаси вселяющегося в Нее Духа Св.

223

 

 

лучают новую возможность деятельной любви к человеческому роду и участия в общем деле мироздания. Искупление от первородного греха для отдельного человека осуществляется в крещении, и вот почему ангел-хранитель, присущий нам от сотворения, получает возможность внутренне, а не внешне только приблизиться и слу­жить нам от св. крещения. В этом смысле иногда и говорится, что ангел-хранитель вообще дается от крещения *). Заслуживает осо­бенного внимания участие ангелов в свершении конца, в подве­дении итогов, отделении пшеницы от плевел и сожжении последних. Этими образами выражается историческое и метафи­зическое участие ангелов в судьбах человеческого рода. И это уча­стие, эта общая жизнь и общее дело завершается встречей всего человеческого рода и всего ангельского собора в последний час жизни мира, на Страшном Суде. Эта встреча, которая для каждо­го предваряется его загробной встречей, уже не будет прервана разлучением, кроме тех отверженных, удел которых будет обще­ние с сатаной и падшими ангелами в «огне вечном, уготованном диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). Это будет неразлучность и общность жизни человека с ангельским миром. Она содержит в себе источник таких неземных радостей, для которых мы не име­ем в своем теперешнем бытии ни ведения, ни воображения, которых мы и не можем вместить. И, однако, предвидение и пред­чувствие их все же нам дано. Оно питается и возгревается в нас нашей любовью к св. ангелам, нашей молитвой к ним и — нашею общею к Богу хвалой и молитвою...

«Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли» — об этом учит молиться Господь, как о высшем, предельном свершении. Гос­подь

*) В чине оглашения, совершаемого перед крещением, в 4-й молитве читается так: «сопрязи животу его ангела светла, избавляющего его от всякого навета» и т. д.

224

 

 

сотворил мир как небо и землю, смотрящихся друг в друга. В небесах ангельскими ликами непревратно творится воля Божия, — мир ангельский в своем состоянии соответствует Божиему замыслу о нем. Не таков мир земной, человеческий, в теперешнем бытии своем. Но и человеку нужно стать сообразным Христу, да во Христе возглавится все земное и небесное. И чрез исполнение воли Божией, чрез соответствие творения Божиему замыслу о нем естественно установляется то согласие и единение ангельского и человеческого миров, неба и земли, которое поло­жено в основу мироздания: «в начале сотвори Бог небо и землю». Сила этих слов таинственно вложена в молитву Господню *).

Последнее откровение, которое дается Словом Божиим о рас­крытии сочеловечности ангелов и вместе о соединении ангелов и человеков, содержится в последнем видении последней книги Нового Завета — Откровении св. Иоанна (21, 12-17). Тайновидец видит сходящий с неба Святый Град для вечного пребывания Бо­га с человеками. Г рад этот имеет 12 ворот и на них 12 ангелов, а на воротах написаны имена 12 колен сынов Израилевых. «И стену его измерил во сто сорок четыре (12 х 12) локтя, мерою

*) Значение рассматриваемого прошения выясняется из того места, которое оно занимает в общем составе молитвы Господней. Таинственный смысл первой ее части относится ко всей Св. Троице: Отче наш, иже еси на небесех, — Первая Ипостась. Да святится имя Твое, — Вторая Ипостась Слова-Имени. Да приидет Царствие Твое (древнее разночтение у св. Григория Нисского: да при- идет Дух Св.), — Третья Ипостась. В этой части свидетельствуется об участии всей Св. Троицы в промышлении о мире. И во исполнение этою мирозиждительного и миропромыслительного действия Св. Троицы указуется миру его предельная цель: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли», — да будет Бог всяческая во всех. Следующие и дельнейшие прошения относятся уже к нашей теперешней жизни на земле (о хлебе насущном, о прощении грехов, о не введении в искушение и избавлении от лукавого).

225

 

 

человече­скою, какова мера и ангела». Обе меры, тожественные изначала, совпали в последнем свершении. Мера человеческая, какова ме­ра и ангела, — раскрытие смысла этих таинственных слов Откро­вения и составляет главную задачу настоящей работы, в них вы­ражается ее основная и единственная мысль.

226


Страница сгенерирована за 0.01 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.