Поиск авторов по алфавиту

Автор:Болотов Василий Васильевич, профессор

Болотов В.В., проф. История Древней Церкви т. I

Нумерация страниц в данной электронной книге соответствует оригиналу.

 

Проф. В.В. Болотов

ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ.

I

Введение в церковную историю.

Посмертное издание под редакцией

проф. А. Бриллиантова

С.-Петербург

Типография М. Меркушева. Невский, 8

1907

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Предисловие IIX

 

 

ВВЕДЕНИЕ В ЦЕРКОВНУЮ ИСТОРИЮ.

 

I. Предварительные понятия 1-39

1. Понятие об истории.— История, как наука, honoris causa (1—5).— Смысл слова «история»; различие между γνῶσις и εἴδησις и задача истории (6—8).

2. Понятие о церкви. — Наименования церкви от места богослужебных собраний (Kirche, церковь) (9—10).—Значение наименований ἐκκλησία и edta (10—14).

3. Работа историка.—a) Собрание материала (14).—б) Критика низшая (14—18) и высшая (18—22). Пример приложения приемов исторической критики к известиям о крещении Константина В. (22—26).—в) Установление связи событий (27—28).

4. Объективность и конфессионализм в церковной истории Требование любви к истине от историка (28—29).—Возражение против объективности церковной истории, как науки богословской (29—30).—Конфессионализм в церковной истории (30—32).— Отношение к истории различных христианских вероисповеданий (32—38).—Вопрос о пользе церковной истории (38—39).

II. Вспомогательные науки для церковной истории. 39—105

Дипломатика (40— 43). — Сфрагистика. (43-44). — Эпиграфика (44). — Нумизматика (44). — Палеография. Материал для письма (44—46); задачи палеографии: чтение рукописей (46—48) и определение времени и места написания их (48—52); значение палеографии (52— 54). — Филология и ее значение (54—57).— География. Значение собственных имен географических (57—58); пособия и первоисточники по исторической географии древнего миpa и по церковной географии (58—60). Церковная статистика (60). — Ономатология (просопография). Пособия для определения собственных имен епископов и других лиц (61—64).—Право. Пособия для уяснения наименований должностей (6465).—Метрология метрологические наименования (65—66).—Хронология материальная и формальная (66—67). Труды по 1) материальной хронологии (67—69). 2) Формальная хронология (69—71): а) техническая (71— 73) и б) математическая (астрономическая) (73—76).— Сведения о различных эрах и способах летоисчисления.— Р и м с к о е летосчисление по консулам (76—82); эра ab urbe condita и греческое счисление по олимпиадам (82).—Восточное (сирийское) летосчисление: эра Селевкидов (83--84); антиохийская эра (84).—Египетское летосчисление: эра Диоклетиана (84—85) — Летосчисление от Р. X. (эра Дионисия) (86—87); испанская эра (87). Вопрос о времени рождества и смерти Христа (87-92). Летосчисление от сотворения мира: традиционная дата (5500), счисление византийское и александрийское (эра Анниана) (92—95).—Таблица дат по различным эрам для времени от 44 г. до Р. X. по 42 г. Посл. Р. X. (96 - 98).—Летосчисления абиссинское, грузинское и армянское (98-100).—Мусульманское счисление (101—102). — Византийское летосчисление по индиктионам (102 -105).

III. Источники церковной истории. 106-212

1.Монументальные источники. — Значение их (107 — 108). — Написи на камне (108—113). — П е ч а т и (113 - 114). — Монеты (114- 117).

2.Книжные источники общего характера и их фундаментальные издания,— Творения св. отцов и церковных писателей. — Древние сборники святоотеческих писаний) (118).— Издания Маи (118—119). — Патрология Миня (119—121). — Издания Питры (121 —122).—Венский Corpus латинских писателей (122—124) и Monumentа Germaniae historicа (124—125).—Значение Патрологии Миня для греческих писателей и неполнота ее (125—127).— [Примеч. Берлинское издание греческих христианских писателей первых трех веков (126—127).—Издания восточных писателей: Patrologia orientalis и Corpus scriptorum christianorum orientalium (127—128)].—Деяния соборов.—Издания XVIXVII вв. (127— 131).—Издания Гардуэна (131—132) и Манси (132 —134).—План для нового издания соборных документов (134 —136).—Агиографические памятники.Acta Sanctorum болландистов (136—139).—Мученические акты (139)

3.Специальные источники церковной истории.

Греческая церковная историография.

Евсевий кесарийский.— Его личность (139—140) и суждения и нем., как богослове (140—141) и историке, (141 - 144).—a) Хроника Евсевия; утрата подлинника (144—145) и издания переводов ее (145—146); издание Schöne (146—147) и указания и коррективы к нему Гутшмида (147—151).—б) Церковная история, ее происхождение (151—152) и значение (152—154). Сказание о мучениках палестинских (154—155). Издания истории Евсевия (155—159).— в) Жизнь Константина. (159 - 160).—Продолжатели Евсевия в V и VI в.—Филосторгий, Исихий, Филипп сидский (160—161).— Сократ и его церковная история (161—165).—Созомен; вопрос о его отношении к Сократу и значите его труда (165—168). — Феодорит, его церковная история и другие исторические сочинения (168—171).—Феодор Чтец, Иоанн Диакрономен и Василий киликийский (172). — Евагрий и его церковная история (172—172).— Византийские гражданскиеисторики ихронисты.— Гражданские историки в собственном смысле: Прокотий кесарийский (173—175). — Хронисты (175—176).—Панодор, и Анниан (176).— Иоанн Малала (176—177).—Пасхальная хроника (177—179).—Никифор константинопольский (179—180).—Феофан Исповедник (180— I81).—Георгий Амартол и дальнейшие хронисты (181—182).— Генесий (182—183).—Иоанн Скилица и Георгий Кедрин (183). Иоанн Зонара и позднейшие писатели (184).—Церковная история Никифора Каллиста (184).

Латинская церковная историография.

Переводы с греческого языка (185—186). — Оригинальные труды по церковной истории; Лактанций, Руфин, Орозий, Сульпиций Север. Либерат, Виктор витский, национальные истории (186—188).— Западные хронисты: Проспер, Идатий, Марцеллин, Виктор тунпунский (188—190). Труд Иеронима De viris illustribus (190).— Liber Pontificalis (190—192).

Церковная историография на восточных языках.

Церковная историография в Сирии. — Переводы с греческого языка (194—194). Труды Маруты (194).—Хроника с именем Иисуса Столпника (195).—Перевод и продолжение истории Захарии митиленского (195—196).—Иоанн эфесский и его церковная история (190 — 197).—Эдесская хроника (197—198). — Дионисий телл-махрский (198). — Михаил Великий и его хроника (199—200).— Григорий Абу-ль-Фарадж (Бар-Эвройо) и его труды (200—201).— Несторианские писатели: Эбед-Йешу и Фома маргский (201); Мари-ибн-Сулейман и Амру бну-Матта (201 — 202). — Церковная историография в Египте.Коптская церковная письменность (202—205).—Труды на арабском языке: Севир ибну-ль-Мукаффа, Евтихий александрийский, Петр ибн-ур-Рахиб. Аль-Макин Аль-Макризи (203—205).Эфиопская историография. — Переводная хроника Иоанна никиуского (206—208); самостоятельные хроники (208—209).—Армянская историография. — Добуквенный период: Агафангел Римлянин, Зиновий глакский, Фавст Византиец (209—211).—Послебуквенный период: Моисей Хоренский, Егише, Кориун, Лазарь фарпский, позднейшие историки (211—212).

IV. Разделение церковной истории на периоды 212—228

Значение деления истории на периоды (212—213).—Разделение истории церкви на два периода: до реформации и после реформации (213).—Разделение на три периода и вопрос о рубеже между древним и средним временами: эпоха Константина В., позднейшие моменты (213—214).—Деление на периоды по формам образования христианской жизни (214—216).—Попытка Вольффа (216-218).— Разделение церквей, как основание деления церковной истории на периоды и сравнительное значение отделения от восточной церкви монофизитства и западной церкви (218—219).—Отделение монофизитов и шестой вселенский собор, как эпоха (219—221).—Разделение церквей при Фотии и Михаиле Керулларие (221—226).— Граница первого полупериода (миланский эдикт 313 г.) (226— 227).—Апостольский период, как предмет библейской истории (227—228).

Указатель имен 229—234


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.