Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Палама, святитель

Григорий Палама, свт. Беседа 4. На Евангелие о Втором пришествии Христовом; и о милосердии и благодеянии

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

  

Св. Григорий ПАЛАМА (1296 1359)

 

НА ЕВАНГЕЛИЕ О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ХРИСТОВОМ;

И О МИЛОСЕРДИИ И БЛАГОДЕЯНИИ *)

БЕСЕДА 4

В прошлую неделю Церковь совершала воспоминание беспримерного человеколюбия Божия к нам, показанного в притче о спасенном блудном сыне. Сегодня же она поучает о страшном суде Божием, прекрасно подчеркивая постепенность и следуя пророческим словам: «Милость и суд воспою Тебе, Господи» (1) и «однажды сказал Бог и дважды слышал я это, что сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость; ибо Ты воздаешь каждому по делам его» (2). Итак, милость и долготерпение предходят Божественному суду, ибо Бог содержит в Себе и преизбыточествует всякой добродетелью, будучи и милостив, и в то же время справедлив, т. к. милость не идет вместе с судом, согласно написанному: «Ты не помилуешь бедного на суде» (3). Естественно, что Бог разделяет по времени и то и другое: Он определил настоящее как время долготерпения, и будущее, как время воздаяния. И вследствие этого благодать Духа так распределила совершающееся в Св. Церкви, чтобы, научившись тому, что мы здесь получаем прощение грехов, старались, еще ществуя в этой жизни, достичь вечных милостей и удостоиться божественного человеколюбия; ибо тот «суд без милости не творящему милости» (4).

Итак, тогда мы предложили притчу о беспримерном божественном милосердии к нам; сегодня же наше слово будет о втором Христовом пришествии, о страшном по нем Суде и о том неизреченном, что потом совершится, «чего око не видело и ухо не слы-

*) С настоящего номера мы начинаем печатать “Беседы Св. Григория Паламы” в неизданном переводе архим. Киприана Керна (1899—1960). Архим. Киприан был профессором патрологии в Богословском Институте в Париже и сочетал превосходное знание греческого языка и патристики с редким литературным даром.

(1) Псал. 100,1.

(2) Псал. 61,13.

(3) Исх. 23,3.

(4) Иакова, 2,13.

3

 

 

шало и что не взошло на сердце человеческое» (5), не причастное Божественному Духу и превосходящее не только человеческое чувство, но и ум и слово. Ведь Тот, Кто все знает и Кто будет судить всю землю, поучая нас о том, Сам снисходит к способности поучаемых, предлагая им соответствующие выражения; поэтому им приводятся и молния, и облака, и труба, и престол и тому подобное, хотя мы, по Его обетованию, «ожидаем нового неба и новой земли» (6), отличных от настоящих. Если же сказанное, да еще так снисходительно сказанное наполняет трепетом и ужасом душу внимательно слушающих, то кто же стерпит это тогда, когда все эти явления будут иметь место? Насколько свято и благочестиво нам нужно жить, ожидая пришествия дня Божия, — в который, как сказал божественный Петр, — воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» (7), а «земля и дела, которые на ней, сгорят» (8). Впрочем, до этого будет пришествие Антихриста и тягчайшее гонение на веру, которое, если бы не сократилось и не свелось на короткое время, «то не спаслась бы никакая плоть», как сказал в Евангелии Господь (9). Поэтому Он повелевает Своим ученикам, говоря: «итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына человеческого» (10).

Все это наполняет нас чрезвычайным ужасом, но тем, которые расточают свою жизнь в неверии, неправде и нерадении, угрожает еще худшее, чем сказанное, т. к. и Сам Господь говорит, что, «тогда восплачутся все племена земные» (11). Племена же земные суть те, кто не покорились Сшедшему с небес, не знают и не призывают Небесного Отца, и те, которые подобием дел не родственны с Ним. И опять-таки Он говорит: «день тот, как тать найдет на всех живущих по лицу всей земли» (12), т. е. на пригвоздившихся к земле и земному в похмельи, пьянстве, роскоши и житейских заботах, и всецело приверженных к внешнему и видимому благоприличию, богатству, славе и удовольствиям; ибо словами: «лицо всей земли» Он делает намек на внешнюю привлека-

(5) I Кор. 2,9.

(6) II Петр. 3,13.

(7) II Петр. 3,12.

(8) II Петр. 3,10.

(9) Матф. 24,22.

(10) Луки, 21,36.

(11) Матф. 24,30.

(12) Луки, 21,35.

4

 

 

тельность, а говоря о «живущих на ней», означает их постоянное и врожденное упорство. Такими словами Он связывает совершенно нераскаянных грешников с нечестивыми, как и предсказал Исаия: «будут вместе гореть беззаконники и грешники, и не будет кому потушить огня» (13). А «наше жительство находится на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя», сказал апостол (14), и «вы не от мира сего» — сказал Своим ученикам Господь (15); и им же Он повторил: «когда начнет это сбываться, тогда восклонитесь и подымите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (16).

Видите ли вы, как во всем, что после того случится, живущие во Христе исполняются великой радостью и дерзновением, а живущие по плоти — стыдом, скорбию и унынием? Это и Павел замечает: «Бог воздаст каждому по его делам; тем, кто постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия —жизнь вечную; а тем, кто не покоряются истине, но покоряются неправде — ярость и гнев; скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (17). Ведь некогда, во дни Ноя, когда умножился грех, и завладел почти всем человеческим родом, произведен был Богом потоп, истребив всякое дыхание, сохранив только одного праведника со всем его домом, для возрождения нового мира. И когда после того, зло, как некая поросль снова распространилось, то Бог посек его частично, сперва испепелив Содомлян, а затем необыкновенным образом потопив в море фараоново войско, и истребив дерзкий род иудейский голодом, раздорами, болезнями и горькими казнями. Впрочем, наш общий Врач, кроме суровых средств и снадобий, пользовался и мягкими и приятными лекарствами, а именно: восставил отцов, показал пророков, совершил знамения, дал закон, послал ангелов. Когда же и это оказалось слабым против неодолимого стремления нашей злобы, то тогда само великое лекарство, укрощающее великие грехи, Само Слово Божие, преклонив небеса, сошло на землю; и став во всем, кроме греха, как и мы, Оно уничтожило Собою грех, укрепило нас, притупило его жало, посрамило на кресте виновников и союзников его и «смертию лишило силы имеющего державу смерти» (18).

(13) Иса. 1,31.

(14) Филип. 3,20.

(15) Иоан. 15,19.

(16) Луки, 21,28.

(17) Римл. 2,69.

(18) Евр. 2,14.

5

 

 

И как во дни Ноя, потопив водою грешников, так и после того, потопив грех Своею собственною праведностью и благодатью, Он восстал бессмертным, как некое семя и начатой вечной жизни, и пример и доказательство неложного чаяния нашего воскресения. Воскресши же, и вознесшись на небеса, Он послал апостолов во всю вселенную, произвел бесчисленную рать мучеников, поставил множество учителей, показал сонмы святых. И когда, сделав все, и не оставив ничего из того, что должно было быть, Он увидел, что по нашему свободному произволению зло снова настолько же первенствует; а особенно когда Он увидел его увеличившимся настолько, что люди тогда поклонились и подчинились Антихристу, оставив Самого Истинного Бога и Его Истинного Христа, то тогда Сам Он сойдет с небес с силою и славою многою, уже не как долготерпящий, а как наказуюший тех, кто своими злыми делами накопит себе гнев во время долготерпения. И отделяя неизлечимых от здоровых, Он предаст их огню; и искупив Своих учеников от озлобления и сообщества злых людей, Он сделает их наследниками небесного Царствия.

Итак, сразу после скверного пришествия (19) Антихриста, Творец всего приведет все в замешательство, согласно сказанному пророком: «еще раз потрясу Я не только землю, но и небо» (20). Итак, Он сразу потрясает мир земной, и разрушает небесный предел мира, сворачивает небесный свод, мешает землю с огнем и смешивает все. Он посылает сверху множество звезд, как некие несказанные молнии на головы боготворящих зло, чтобы ими прежде всего были наказаны ученики Антихриста, к которому они привязаны умом, и вследствие чего они Противнику Божию подчинились как Богу. Затем, явившись с великой славою Сам, и при громких звуках трубы, Он оживит всех, как некогда Он вдохновением жизни оживил Праотца Адама. Он оживит всех от века умерших и поставит пред Собою. Нечестивых Он не выведет на суд и не удостоит их какого-либо слова; ибо «не устоят нечестивии на суде» (21), но на осуждение, согласно написанному. Он представит на суд все наши дела, как и сказано в Евангелии: «Когда придет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые

(19) В греческом тексте: βδελυρὰν παῤῥησίαν, т. е. “после скверной дерзости” антихриста. Мы же предпочитаем латинскую редакцию Миня post adventum, т. е. пришествия, παρρουσίαν, как более соответствующую контексту.

(20) Аггея, 2,21.

(21) Псал. 1,5.

6

 

 

ангелы с Ним» (22). Ибо слава Его Божества при первом Его пришествии была сокрыта под телом, которое Он от нас и ради нас воспринял; теперь же она скрывается на небе у Отца с богопричастною (23) плотню, а тогда Он откроет всю славу. От востока до запада (24) явится Он, просвещая и озаряя концы вселенной лучами Божества, оглашая кругом звуками всемирной и животворящей трубы, и созывая к Себе все. И в первый раз привел Он ангелов, но не открыто, сдерживая их ревность против богоборцев; а в последний раз придет открыто, и не умолчит, но обличит и предаст непокорных наказанию.

Итак, «когда придет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые ангелы с Ним, тогда — сказано в Евангелии — сядет Он не престоле славы Своей». Так ведь и Даниил предвидел и предсказал: «вот поставлены престолы, и воссел Ветхий днями»... «и видел я как бы Сына Человеческого, идущего на облаках небесных; и когда Он дошел до Ветхого днями... и дана Ему всякая честь и власть; тысячи тысяч служили Ему и тьмы стали вокруг Его» (25). Согласно с этим и Священное Евангелие говорит, тогда: «соберутся пред Ним все народы; и отделит Он одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». Овцами Он называет праведников, потому что они тихи и кротки, и шествуют по гладкому, уготованному Христом пути добродетелей, и как бы подражают Ему. Да и Он Сам был Пророком и Крестителем назван Агнцем: «вот Агнец Божий, Который берет грех мира» (26). Козлами же называет грешников, ибо они дерзки и беспутны, и носятся по крутизнам греха. Первых, — говорится, — поставит Он по правую сторону, как делающих правое дело, а вторых, не делающих, по левую». Тогда скажет Царь; и не добавил Господь какой именно Царь, ибо нет никакого другого царя, кроме Него; т. к., если и суть многие господа и цари, то истинный Господь и Царь только один; Тот, Кто по природе Своей Владыка всего. Скажет тогда Единый Царь тем, кто по правую сторону: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира».

Поистине, создание мира было с начала обращено к этому.

(22) Матф. 25,31.

(23) ὁμόδεον — выражение, встречающееся часто у Паламы в отношении к прославленной плоти Спасителя. См. особый экскурс о том.

(24) Малах. 1,11.

(25) Дан. 7,9-10; 13-14.

(26) Иоанна, 1,29.

7

 

 

И для этой цели был и оный небесный и предвечный совет Отца, по которому Ангел Великого Совета Отца (27) не только по образу, но и по собственному подобию создал живого человека, чтобы он мог некогда достичь величия Божественного Царства, блаженства Божественного наследия и совершения благословения Небесного Отца, каковым начало быть все видимое и невидимое; ведь Он не сказал: «от создания видимого мира», но неопределенно: «от создания мира», как небесного, так и земного. Но этим благословением не только начал быть этот мир, но им же и Божественное и неизреченное истощание, Богочеловеческое житие, спасительные страдания и все таинства; для этой цели премудро и предусмотрительно предустроено так, чтобы показавший себя через это верным в настоящем, мог услыхать от Спасителя: «хорошо, добрый раб; в малом ты был верен, над многим Я тебя поставлю; войди в радость Господина твоего». Итак, значит, сказано: «приидите и наследуйте этот устроенный, пребывающий небесный мир те, кто согласно Моему учению хорошо пользовался земным, тленным и мимопреходящим миром». «Ибо Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне»,

При этом можно спросить, почему упоминается только о милосердии, и почему за милосердие Он дает благословение, наследство и Небесное Царство. Впрочем, сознательно слушающим Он упоминает не только о милосердии. Ибо в самом деле, Он назвал овцами творящих больше чем милостыню, показав в этом наименовании уподобление Ему, всякую добродетель и постоянную готовность умереть за добродетель, как и Сам Он, по Писанию, «веден был как овца на заклание и как агнец перед стригущим его был безгласен» (28). Тем, кто сами такие, Он предписывает благотворение, потому что нужно, чтобы оно было доказательством и плодом любви, чтобы желающий наследовать то вечное царство, имел ее как некую, над всеми другими добродетелями возвышающуюся главу. Это же Господь показал и в притче о десяти девах, ибо в божественный брачный чертог не вошли просто женщины, но те именно, которые были украшены девством, чего бы они не смогли достичь без упражнения и воздержания и многих различных подвигов добродетели. Они держат светильники в своих руках, т. е. управляют свой ум и мысль и воздерживают его душев-

(27) Исаии, 9,6.

(28) Исаии, 53,7.

8

 

 

ною деятельностью, которая проявляется в руках, а также и жизнью, посвященною Богу и озаренною небесным сиянием. При всем этом нужен и запас елея, чтобы его хватило держать светильники горящими. Елей же есть любовь, как вершина добродетелей. Итак, если ты закладываешь основание и возводишь стены, крышу же не ставишь, то все это остается бесполезным; так же если ты стяжал все добродетели, а любви не приобрел, то все те добродетели бесполезны и напрасны. Точно так же и крыша дома не может быть возведена без поддерживающих ее стен.

Итак, Господь дает наследство тем, которые запечатлевают другие добродетели делами любви, будь то те, кто восходят к любви через безупречную жизнь, или те, кто прибегают к ней через покаяние. Одних из них я называю сынами, как стражей таинственного возрождения из Бога, других же наемниками, потому что они своими различными трудами покаяния и смирения вновь призывают к себе благодать как награду. Поэтому, растолковав сначала различным образом то, что в Божественном Евангелии относится к суду, Он приводит затем в виде перечисленных добродетелей дела любви, уже совершенные или только начатые. Но праведники говорят в ответ: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим и накормили? Или жаждущим, и напоили? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице, и пришли к Тебе?» Видите ли вы праведников с правой стороны? Разве не по справедливости оказана им милость? Вы видите и иную добродетель, — смирение, подтвержденное полнотой любви праведников, как бы некое верное укрепление. Они укрепляются тем, что считают себя недостойными открытого признания и похвал, что они якобы ничего доброго не сделали, они, о которых засвидетельствовано, что они не оставили ничего не доделанным. Поэтому, думается, Господь и выслушивает их откровенность ,чтобы они проявили свое смирение и вознеслись им, и по справедливости нашли милость у Того, Кто Сам щедр дает эту милость смиренным. Ибо «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (29). И теперь Он говорит им: «истинно говорю вам, т. к. вы сделали это одному из сих моих меньших братьев, то сделали Мне». Меньшими Он их называет вследствие бедности и ничтожности; братом же называет их, потому что и Сам также во плоти жил на земле.

(29) Притч. 3,34.

9

 

 

Слушайте и веселитесь все вы, нищие и нуждающиеся, потому что тем самым вы братья Божии; и если вы были не по своей воле нищими и ничтожными, то терпением и благодарностью вы добровольно достигли спасения. Слушайте, богатые, и возжелайте блаженной нищеты, чтобы сделаться наследниками и братьями Христовыми, и еще более настоящими нищими, чем нищенствующие не по своей воле, ибо и Господь добровольно обнищал ради нас. Слушайте и вздохните вы, равнодушно допускающие злострадать ваших братьев, или лучше сказать — братьев Божиих, и от вашего достатка не уделяющие нуждающимся пищи, покрова, одежды и соответствующих забот, и не расходующие от своего избытка на их недостатки. И мы сами, в особенности, послушаем и вздохнем. Ибо и сам я укоряюсь своей совестью, не будучи совершенно свободен от страстей. Когда многие дрожат от холода, и бедствуют, сам я сыт и одет; но еще большего плача достойны те, которые имеют и крепко держат свое богатство, превосходящее их повседневную нужду, или стараются и об увеличении его. Предназначенные любить ближнего как самого себя, они его даже прахом земным не почитают. Что же иное как не прах это злато и сребро, которое мы возлюбили больше своих братьев? Обратимся же, покаемся и поделимся щедро с бедствующими нашими братьями теми благами, которые мы имеем. И если уж не все наше богатство решили мы боголюбезно раздать нищим, то не будем и удерживать немилосердно все для самих себя. Но лучше раздадим и воздержимся от скупости, смиримся перед Богом, будем стремиться получить от Него прощение, восполняющее Его человеколюбием наш недостаток, чтобы нам не услышать, — да не будет того! — гласа проклинающего, ибо, ведь, Он «скажет тогда и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня проклятые!» Каково же это проклятие? Это удаление от жизни, отделение от сладости, лишение света.

Впрочем и не только это, но и «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Ибо как стоящие справа будут иметь жизнь и больше того. А жизнь -это значит быть вместе с Богом, а больше — оставаться сынами и наследниками Его царства; так и стоящие слева, не достигшие истинной жизни, — удаление от Бога, будут иметь и большее зло, т. е. сочетание с демонами и предание наказующему огню. Каков же этот огонь, который касается и телес, и разумных телесных существ, и бестелесных духов, огонь, мучающий и вечно у себя удерживающий, от какового огня и наш огонь растает,

10

 

 

как и написано: «разгоревшиеся стихии растают» (30). А т. к. тот огонь неугасим, то насколько же страдание увеличивается безнадежностью освобождения? (31) Какое же еще мучение уготовано? Река, несущая тот огонь, по-видимому, навеки удаляет от Бога. Господь, ведь, не сказал: «уйдите», но «идите от Меня проклятые». Вы и нищими издавна прокляты, и если те терпели, то вы достойны проклятий. Идите, говорит, в огонь, уготованный не вам, но диаволу и ангелам его; ибо Мое первоначальное желание не таково, не для этого Я вас сотворил, не для вас Я приготовил этот костер. Этот неугасимый огонь зажжен прежде для демонов, имеющих неизменную привычку ко злу, с которыми вас связывает ваше непокаянное, как и у них, настроение. Следовательно, сожительство ваше с демонами добровольно. Ибо «алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и вы не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Как любовь, братия, и дела любви суть полнота добродетелей, так и ненависть и дела ненависти, несострадательное настроение, скупой нрав, — суть полнота греха; и как с человеколюбием сопутствуют и спребывают добродетели, так с человеконенавистничеством — пороки; поэтому этим одним они осуждаются.

Я хотел сказать, что нет большего доказательства ненависти, как предпочитать обилие серебра своему брату; но я вижу зло, обнаруживающее и еще большее человеконенавистничество, ибо есть и такие люди, которые не только не милуют тех, от кого обогащаются, но и еще присваивают себе чужое. Так пусть они, смотря на осуждение немилостивых, рассудят, что они получат, что будут они испытывать, какого невообразимого и нестерпимого осуждения они достойны, и пусть отступят от неправды, и делами покаяния умилостивят Бога. Они тогда скажут в ответ: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странным, или нагим, или больным или в темнице, и не послужили Тебе?» Видите ли вы и само высочайшее зло — гордость сопряженную с немилосердием, как и сострадание, сопряженное со смирением? Праведники, похваляемые за свое благодеяние, еще больше смиряются и не оправдывают себя; а эти, осуждаемые праведным Судь-

(30) II Петр. 3,12.

(31) О том, что ужас наказаний увеличивается их нескончаемостью, находим у Паламы в «De passionibus... ad Xenam». § 34. M. P. g. t. 150, col. 1077 A.

11

 

 

ей за свое немилосердие, не припадают в смирении, но возражают и сами себя оправдывают. Поэтому они и услышат голос: «истинно говорю вам, так как вы не сделали одному из сих меньших, то не сделали и Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Итак милостью по отношению к братьям, помилуем сами себя, братия: привлечем к себе состраданием сострадание; будем благотворить, чтобы получить благотворение; и хотя воздаяние и подобно делам, однако благотворение, человеколюбие, любовь, милость и сострадание не равноценны и не соразмерны избытку награды. Ибо ты-то, ведь даешь из того, что имеет человек, и поскольку человек может благодетельствовать, а взамен получаешь сторицею и вечную жизнь, и благодеяния от божественных и неиссякаемых сокровищ, поскольку Бог может благодетельствовать, т. е. «то, что глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце человека не восходило» (32). Постараемся поэтому достичь богатства благости; купим малыми сребрениками вечное наследство, устрашимся только что слышанного приговора против немилостивых, чтобы там не быть нам осужденным этим приговором. Не будем бояться стать нищими, давая милостыню, и услышим от Христа: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство». Устрашимся и будем делать все, чтобы не оказаться за немилосердие вне любви Божией, так как «не любящий брата своего, которого он видит, как будет любить Бога, — говорит Евангелист, — Которого он не видит» (33). А как же не любящий Бога будет вместе с Богом? А кто не с Ним, тот отходит от Него; удалившись же от Него он безусловно впадет в геенну.

Покажем же дела любви по отношению к нашим братьям во Христе, милуя бедных, обращая заблуждающихся, какое бы ни было заблуждение или бедность; защищая обиженных, укрепляя в немощи лежащих, страдают ли они от видимых врагов и недугов, или от невидимых лукавых духов и бесчестных страстей; посещая заключенных в темнице, а так же терпя обижающих нас, отпуская друг другу взаимные обиды, как и Христос отпустил нам. Одним словом, всеми способами, всеми делами и словами, которыми мы можем, да покажем взаимную любовь, чтобы и мы получили любовь от Бога и благословение от Него, и

(32) I Кор. 2,9.

(33) I Иоанна, 4,20.

12

 

 

унаследовали обещанное нам и для нас уготованное от создания мира небесное и вечное Царство. Да удастся нам всем достичь этого, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Св. Духу честь и слава во веки веков. Аминь.

Перевод архим. Киприана (Керн).

13


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.