Поиск авторов по алфавиту

Автор:Амфилохий Иконийский

Амфилохий Иконийский Слово на преполовение Пятидесятницы

1052

СЛОВО НА ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

 

Неразобщенность сущности Святой Троицы

1. Как светоносная луна, убеляя ночной мрак, путникам на земле и мореплавателям на море несет свет и совершает для каждого беспрепятственный путь, точно так же в субботу Господь говорил расслабленному: Встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5:8), и вслед за этим говорил иудеям: Мое учете — не Мое, но пославшего Меня Отца (Ин. 7:16). И ты возьми себе указание из только что прочитанного, какие слова Господь сказал иудеям вследствие самовластного исцеления (αὐτεξούσιον θεραπείαν) расслабленного. Потому что именно отсюда Господь самым явным образом обнаружил неразобщенность Свою и Отца (τὸ ἀπαράλλακτου ἐαυτοῦ καὶ τοῦ πατρός). Дело в том, что если бы Господь сказал: «Мое учение не Отца, но Мое», Он бы отделил Самого Себя от Отца, сделал бы Себя непричастным сущности, стал бы чуждым делу спасения. Но сказав: Мое учение не Мое, но пославшего Меня Отца, Он показал неразобщенность сущности (τὸ ἀπαράλλακτον τῆς οὐσίας) и что учение Отца и Сына и Святого Духа едино (μία διδαχή πατρὸς καὶ υιού καὶ ἀγίου πνεύματος). Потому что Слово, Сын Отца, и Дух Отца, Святой Дух, суть едино. Как Слово будет учить одному и как Святой Дух будет наставлять другому? Это невозможно. Невозможно потому, что блаженный Павел говорит: Никто не знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем; так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего, живущего в Нем (1 Кор. 2:11). И ты только что слышал от Господа, глаголющего, какие Он добавил слова к тому, что было сказано выше вследствие самовластного исцеления расслабленного: Одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание хотя оно не от Моисея, но от отцов, — ив субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным (Ин. 7:21-24).

 

 

1053

 

Закон обрезания и восьмого дня

2. Вследствие исцеления расслабленного Господь добавил эти слова и, показывая из Закона, что они беззаконны, говорит к ним, как ты слышал: «Если в субботу принимает человек обрезание и в субботу вы обрезываете младенца, чтобы не отменять закона восьмого дня, то вы, нарушая законом Закон, нарушаете Закон и в то же время негодуете на Меня, что Я всего человека исцелил в субботу, не пролив и капли пота, но совершив это чудесным образом. В субботу нельзя работать, но всем нужно быть бездеятельными. Почему же у вас, иудеи, женщина в субботу рожает, и повивальная бабка хлопочет, и трясут пеленками, и естество очищается, и грудь готовится для кормления молоком? Женщина рожает, и естество превозмогает над законом, и неужели Бог не совершает чудес? Скажи мне, если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным. Вы, как враги, вынуждаете Меня судиться, чтобы вынести вам тот приговор, какой выносите вы. Кто же нарушает субботу? Вы, принимающие обрезание в субботу, и точащие закон обрезания нож, и делающие разрез, и устраняющие часть тела, и готовящие место для кровотечения, или Я, сказавший: “Встав, возьми постель твою и иди к себе домой”. Если бы слово не было действенным, то Я бы нарушил субботу пустословием; но если дело предварило Мои слова, зачем вы мстите за субботу и отвергаете Творца?»

3. «Иудеи, разве не вдоволь вы насмотрелись на то, как тридцать восемь лет расслабленный был пригвожден к одру и как прогибался одр, поскольку день и ночь нес бремя расслабленного. Вы не возмутились и не проявили сочувствия? Но почему возмущаетесь тем, что расслабленный один час нес одр и явил воздаяние? Разве не нужно было воскликнуть сие: Все ложе его изменил еси в болезни его (Пс. 40:4)? Я знаю, фарисеи, из-за чего вы возмущаетесь. Не потому раздражаетесь, что исцелен расслабленный, но потому, что не смогли скрыть одр и утаить чудо. Поэтому, зная ваши мысли, Я приказал ему нести одр, чтобы если вы промолчите, то одр бы возвестил чудо. Что колеблетесь, фарисеи? Расслабленный не тайно появился, его не подкинули, он здесь не короткое время, вы все знаете его: он тридцать восемь лет в вашей купальне питался от вас. Вам нечего сказать, как в случае со слепорожденным: Это он... похож на него... нет не он (Ин. 9:9). Если бы слепой не убедил вас, то вы и его схватили бы и повлекли в судилище, чтобы перед всеми исполниться стыда. Не судите по наружности, но судите судом праведным».

 

 

1054

 

Значение праздника Преполовения

4. И если угодно, давайте вкратце перескажем сам отрывок о расслабленном и то, о чем Господь напомнил расслабленному. Ведь если Господь напомнил ему, как мы можем забыть? Всякий удивляется тогда, когда возвещают о чудесах Господа. И наступивший праздник преполовения как раз есть праздник Господа. Господь посредник и середина праздника, а середина всегда укрепляется краями, поэтому и наступивший праздник Преполовения приобретает сугубую благодать Воскресения. Занимая середину между Воскресением и Пятидесятницей, он объявляет о Воскресении, указывает на Пятидесятницу, возвещает о Вознесении.

 

Вифезда — символ иудейской болезни

Какова же вся история о расслабленном? Познайте вы, любители исследовать слово, чтобы больше всех получить сокровище духовной пользы. Вспомни все, что возвещает евангелист Иоанн: После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме... купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, знающий все прежде его явления, увидев его... и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? (Пн. 5:1-6). О, преславное исцеление Господа! Он не ждет, когда больные призовут Его, но Сам устремляется к страждущим, потому что Он, как Солнце правды, ко всем простирает лучи благодеяния. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды (Ин. 5:2-3). Пять притворов, которые были наполнены больными — символ иудейской болезни. Дело в том, что у иудейского народа были больными пять чувств: зрение, обоняние, вкус, слух, осязание, — полностью были больны иудеи. Они не имели чистого зрения, потому что смотрели на чудо и не замечали; они не имели благодарного вкуса, потому что ели манну, но отыскивали смоквы; они не имели непорочного обоняния, поскольку предпочли Владычному миру дьявольское зловоние; они не имели здравого слуха, потому что верили не пророческим учениям, а языческим песням; они не имели содействующего осязания, потому что учили поклоняться идолам и презирали Живого Бога.

5. Однако же во время Своего пришествия во плоти Владыка Христос, Творец чувств и Создатель твари, в Себе Самом

 

 

1055

 

Болезнь души — причина телесных недугов

исправил и телесные страсти, и произвольные падения. И как раз этот лежащий расслабленный нанес себе двойную рану: тело было расслаблено болезнью, а душа была связана грехами. Поэтому и Господь, как врач каждого, сначала укрепляет тело и просвещает дух, затем приказывает телу нести одр, а душе повелевает воспринять добродетель. Почему же Господь, видя этого расслабленного, сказал ему, как вы все прекрасно знаете: хочешь ли быть здоров? Впрочем, здесь возражают Господу иудеи, говоря: «Если Христос — Бог, как же Он спрашивает расслабленного: хочешь ли быть здоров? Он угнетался болезнью, тридцать восемь лет был в расслаблении, оставался в купальне, чтобы освободиться от болезни, и Господь спрашивает Его: хочешь ли быть здоров? Какой же Он Бог, если спрашивает?» Слушай, возражатель! Господь здесь спрашивает не потому, что не знает, но потому, что хочет предоставить исправление во всем. Если бы была немощь только телесная, то Господь не сказал бы расслабленному: хочешь ли быть здоров? — потому что Он знал, чего тот хочет. Но поскольку источником болезни были преткновения души, то поэтому он спросил расслабленного, говоря: хочешь ли быть здоров? — то есть остерегайся, чтобы впредь не грешить. «Хочешь ли быть здоров? Дай согласие и возьми исцеление, поскольку Я ничего не добиваюсь насильно. Ведь Я — Вещавший через пророка с давних времен: И аще хощете и послушаете Мене, благая земли сиесте; аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Ис. 1:19-20)». Итак, поскольку человек есть существо самовластное и расслабленный был душевно слаб, поэтому Господь, чтобы не предоставлять ему исцеление безвозмездно, спрашивает его, говоря: «Я прошу согласия, хочешь ли быть здоров?» О телесных болезнях Господь совсем не спрашивает, хочешь ли быть здоров, как не спросил Он кровоточивую, и прокаженного, и двух слепцов. Когда же увидел душевную болезнь, спрашивает, желая получить согласие, потому что если не получит согласия, не даст исцеления.

6. Во всяком случае, кто-нибудь может сказать: «Так что же? И два слепца имели грехи, потому что Господь спросил и их, говоря: Что хотите, чтобы Я сотворил вам? (Мф. 20:32). Неужели и те совершали грехи?» Слушай, возражатель. Хотя эти слепцы, о которых говорится в Божественных Евангелиях, были слепы телесными очами, но и душевное око не имело остроты зрения в отношении к Господу. Они не имели совершенного ведения, сомневались в исповедании, поэтому и Господь медлил с исцелением, чтобы укрепить веру.

 

 

1056

Во всяком случае, кто-нибудь может сказать: «Ты обвиняешь слепцов, они были верующими людьми. Поэтому, как только они услышали, что Господь проходит мимо, прокричали, говоря: Помилуй нас, Господи, сын Давидов (Мф. 20:30). Как же грешники прокричали эти слова?» Слушай, возражатель. Господь медлил с исцелением из-за того слова, которое они вначале изрекли, поскольку, призывая, говорили: Помилуй нас, сын Давидов. Какой сын Давида проявлял такую силу или такие чудеса? Возмужал Авессалом, но оказался отцеубийцей; Амнон был страстным, поэтому растлил свою сестру; Соломон мудр, но поскользнулся в конце жизни. Поэтому, когда они подошли к Нему как к сыну Давида, не думая, что Он сильный Бог, и опытный Врач, и славный Бог, и когда они возопили: Помилуй нас, сын Давида, Он не ответил им, чтобы возросла их вера. Поэтому слепцы, восприняв промедление, просветились душой, и как только Господь увидел, что они просветились душой и восприняли светильник веры, спрашивает их, говоря: Веруете ли, что Я могу сотворить это? (Мф. 9:28). Что же говорят возросшие в вере слепцы? Да, Господи. Они уже не говорят: «Да, сын Давидов», но: Да, Господи. Они вспомнили промедление, поэтому сразу же исповедали, говоря: Да, Господи, веруем, что можешь это сделать. Затем Господь, показывая, что они возросли в вере, ответил, говоря: По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29), потому что если бы не возросли в вере, не получили бы зрение.

7. Поэтому и здесь Господь, поскольку у расслабленного более всего душа была порабощена греховной погибели, спросил его, говоря: хочешь ли быть здоров? — то есть, если ты получишь исцеление, не будешь ли ты вновь следовать тому же? Хочешь ли быть здоров? Но расслабленный, не зная еще, кто беседует с ним, ответил Господу, говоря: «Хочу ли быть здоровым?» Хорошо спросил: «Хочу ли?» Уже не хочу, потому что долго стремился к этому, но не достиг. Зачем желать того, чего не получу? Хочешь ли быть здоров? Я состарился на одре, я — гроб многоречивый, живой мертвец, ничего более нового после смерти я не намереваюсь получить, все воспринимают меня проклятым, тридцать восемь лет живу при купальне, и никто не сострадает. Продается дар, торгуют им фарисеи. Один очищается в год, и нужно заплатить первым, поэтому предпочтение дается самому богатому. Сомнительна купель, несправедливо то, что есть. Будет ли когда-нибудь справедливый надзор, чтобы не продавали дар, но всем щедро подавалось?

 

Совершенная купель Крещения

А Господь к расслабленному: «Почему ты лежишь на одном месте и предаешься рассуждениям? Ты беседуешь со Мной как с незнающим. Неужели Я господствую над купелью и не вижу,

 

 

1057

что происходит? Я знаю занятие иудеев, поэтому пришел заменить купель и теперь упраздняю ее и открываю купель крещения. В этой один человек раз в год очищается, здесь каждый день множество будет возрождаться; в этой Я посылал Ангела, в той буду сходить Я Творец Ангелов. Поэтому ответь на вопрос: хочешь ли быть здоров? — то есть веруешь ли, что Я, говорящий с тобой, могу это». А расслабленный, немного воспрянув и познав власть Господа, но находясь еще под влиянием привычки, ответил, говоря, как вы все прекрасно знаете: Да, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (Ин. 5:7). А Господь расслабленному: «Что ты лепечешь, расслабленный? Довольно с тебя, что ты познал Меня как Господа. Не измышляй лишнего, не оглядывайся на волнение купели, потому что все иудейское пришло в смятение. Ты же имей восьмерицу полноту Моего источника (τῆς ἐμῆς τηγῆς τὴν ὀγδοάδα ἔχε). Я знаю, что ты ищешь, потому что хотя ты и не имеешь человека, но пред тобой стоит вочеловечившийся Бог. Поэтому послушай Меня и, встав, возьми одр твой и иди к себе домой. Уязви иудеев, наведи страх на демонов, посрами возражающих, удостоверь враждующих, нарушь бездействие субботы, вопреки судебным обвинениям неси одр».

 

Призыв удаляться от грехов

8. Расслабленный, услышав это и тот час освободившись от болезни, исполнил по слову Господа повеление и взял одр, а иудеев, которые желали помешать ему из-за субботы и говорили: Не должно тебе брать постели, потому что суббота (Ин. 5:10), он отгонял, потому что исполнял повеление Приказавшего, и говорил им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи (Ин. 5:11). И хотя беззаконные иудеи обвиняли Господа и спрашивали, кто есть исцеливший и повелевший ему взять постель, и словно псы лаяли на Того, Кто вылечил, исцеленный сохранял верность, мученически сразившись против убийц. Господь вновь находит его после этого и говорит ему: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5:14). Видишь, возлюбленный, что из-за грехов он столько времени был связан немощью. Поэтому устремимся и мы, чтобы избавиться и от этого временного наказания и избежать вечной геенны, во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и сила во веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.