Поиск авторов по алфавиту

Автор:Амфилохий Иконийский

Амфилохий Иконийский Слово о Закхее

1046

СЛОВО О ЗАКХЕЕ

 

Важность покаяния для спасения

1. Ничто так не располагает душу к радости, как страх Божий, и удаление от злых, и стремление к раскаянию, и покаянный нрав. Поэтому и Давид ныне ублажил получивших отпущение грехов, представляя, с одной стороны, человеколюбие Христа, а с другой приготовляя грешников обратиться к раскаянию <...>1 Блажени, ихже оставшийся беззакония, и ихже прикрыгиася греси (Пс. 31:1). <...> Итак, какой или блудник <...> мытарь пусть устремится к неистощимым источникам спасения Христа. Невозможно без [покаяния] ни получить освобождение от злых, ни быть блаженным, даже если бы ты назвал и пророков, и апостолов, и евангелистов. Потому что все они черпали из того же самого источника. В пророках — сам Давид, который после прелюбодеяния еще и доныне является пророком благодаря милости Уступившего. В апостолах Петр и Павел, потому что первый после отречения имеет ключи Царствия, а второй после гонения стал апостолом язычников, переменив иудейскую ревность на евангельский нрав. В евангелистах — Матфей, и не только его знаю спасшимся из мытарей, но и других с ним двух. Один из которых за то, что, молившись, ударял себя в грудь, это вместилище зол; за то, что не дерзал поднять руки во Святая; за то, что смотрел долу, — не только оправдан, но даже прославлен более фарисея. А Закхей, взойдя на древо, стоя на котором, постоянно выглядывал, не пройдет ли где незаметно кто из купцов, избежав обложения налогом, следил и за тем, как бы незаметно не прошел мимо него Купец неба и земли, Который приносит непохищаемое сокровище Царства Небесного.

2. Но чтобы нам целиком не смешать истории мытарей, давай сегодня произнесем, если хочешь, пространную речь только об одном Закхее, взяв его предметом рассуждения. Иисус, —

1 Здесь и далее текст имеет лакуны.

 

 

1047

 

Иерихон отечество Раав и Закхея

говорит апостол Лука, — вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей (Лк. 19:1-2). Но не просто так евангелист упомянул об Иерихоне, но говорит о нем потому, что здесь мытарь радушно принял у себя Бога. Невероятным было дело. Он упоминает его отечество, чтобы мы, вспомнив о Раав блуднице, не считали странным это необычное изменение нрава Закхея. Итак, потому он упомянул Иерихон, чтобы мы, представив мысленно образ Раав блудницы, соединили образ спасения обоих. Потому что как Раав блудница, приняв соглядатая Иисуса Навина, скрыла его, так и Закхей мытарь, приняв в доме истинного Иисуса, смотрящего на мысли наши, накормил Его. Та приняла Иисуса Навина, который ввел народ в землю обетования; этот принял истинного Иисуса, вводящего в Царство Небесное <...>. Та приняла Иисуса, который <...> этот принял истинного Иисуса, разрушившего иудейский храм, ибо говорит апостол Матфей: Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено (Мф. 24:2). Та приняла Иисуса, который через Иордан провел народ в землю, источающую молоко и мед; этот принял истинного Иисуса, Который через крещение привел верных к тому, чего не видел глаз, не слыхало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2:9). Та приняла Иисуса, который принес из земли на древе виноградную кисть; этот принял истинного Иисуса, Который ввел разбойника в рай <...>.

3. Источник Иерихона был прежде матерью бесчадия, питателем бесплодия, поскольку имел воду нехорошую. Ведь хотя течение было широкое, бесшумно текущее, словно масло, но вид воды не избавлял от жажды смотрящих на нее, потому что питье было небезопасно для жаждущих, ибо вода его была губительна. Красота источника заставляла стремиться к нему проходящих мимо, но боязнь вреда отсекала желание. Вследствие того что вода текла из источника без всякой пользы, живущие рядом, останавливаясь, часто сокрушались, испытывая жажду не по причине отсутствия воды, а по причине ее негодности. Не могли утолить сильное чувство жажды, поэтому, жалуясь, они говорили источнику: «О, источник, что ты течешь без всякой пользы? Лучше бы ты был невидим, но, протекая в горах и в песчаных пустынях, имел бы там немногих свидетелей зла». Но почему вода была непригодна к питью? Потому что она убивала тела пьющих, ибо если муж пил из этого источника, тогда он не мог стать отцом, а если женщина, то она не могла стать матерью, поскольку теряла дар материнства.

 

 

1048

Более того, и земля, орошаемая потоком воды, не могла уже как обычно приносить плоды, и пальмы, доставляющие удовольствие своей тенью, снимали с себя лиственный покров, и, в целом говоря, все становилось пустыней, когда против своей воли сталкивалось с этой водой. Такой источник в древности окружал Иерихон, пока не пришел пророк Елисей и, взяв соль и бросив ее в источник, не оживотворил его воду. Ибо еще глаголет Господь: исцелих воды сия (4 Цар. 2:21). Так говорит Тот, Кто говорит и всегда слово свое приводит в дело: не будет в вас безчадный, ниже неплоды (Втор. 7:14). Сказал, и вода изменилась, и материнские утробы стали рождать, и земля давала плод, и виноградники произрастали, и маслина показывала свои плоды. И живущие вокруг примирились с привычным источником; если раньше враждовали с ним, то после этого испытали особую нужду в нем и стали добрыми соседями.

 

Иерихонский источник как символ

4. Но что необходимое для нас хочет сказать загадка источника? Этот щедро текущий источник, хотя в древности и источал бесполезный и бесплодный поток, ныне хранит слово Церкви. Потому что прежде Христа он был столь злочестив, что и муж, испив от потока воды, губил само свое человеческое бытие и из-за сплетения мнимых образов отказывался от своей разумной души; и женщина не становилась матерью добродетелей, и не рождала ростки смиренномудрия, и не источала чистое молоко благочестия. И хотя он был в таком состоянии, Господь пришел, привел его в порядок и сделал пригодным для питья, словно соль, бросив в него апостолов. А то, что апостолы были солью, послушай Самого Христа, Который говорит им: Вы есть соль земли (Мф. 5:13). А то, что бесплодная и бесчадная станет многоплодной, приняв апостольскую соль, говорит пророк: Возвеселися, неплоды, нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа (Ис. 54:1).

5. Иисус пришел к Иерихону, Источник — к многопитаемым от источника, Всесильная Милость — к городу, богатому деревьями и обильному источниками. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей. Двойное зло, потому что и отношение имел к неправедному ремеслу, и начальствовал над теми, кто несправедливо занимается тем же, то есть он не только сам грешил, но и принимал на себя зло других. Ведь он пресекал несправедливо чужой путь, ставя для путников преграды на дорогах. Он, конечно, не делал засады проходящим мимо, подражая разбойникам, и не из-за любви к гостеприимству принимал путешествующих,

 

 

1049

но, поскольку у него был закон поступать несправедливо, собирал налоги с чужих трудов, подражая немилосердной прожорливости трутней. Потому что как трутни пожинают нелегкий труд пчел, хотя и не трудятся вместе с ними, так и мытари похищают труды путешественников-чужестранцев, проводя свое время в праздности и сидя на перекрестках. Кто-нибудь плыл морем, боролся с морским треволнением, сражался с ветрами, пересекал большое и непокорное море, а Закхей получал от налога свою прибыль. Пастырь, живя при засухе и зное, при дожде, снеге и инее, находя прибежище на вершинах гор, питаясь сыром и молоком, одеваясь в необработанную шкуру овец, — этот беседующий с горами сельский бедняк попадается навстречу Закхею, и тот берет у него десятую часть овец, по закону грабит его и убивает без меча. Ведь пораженный мечом и истекающий кровью от ран удаляется, избежав в бесчувствии тяжести страданий, а пораженный невольной бедностью трудится до смерти и погибает, не сразу истощается, но умирает всякий раз понемногу. И чтобы сказать вкратце: как воины избегают неприступных крепостей, и кормчие высоких скал, и сражающиеся подозрительных засад, так торговцы и путешественники, пастухи и пастыри должны были избегать Закхея.

 

Несправедливость мытарей

6. Но этот, обезумевший до такой степени в бессмысленном собирании денег, хотя и желал видеть Иисуса, но не мог по причине малого роста и бремени несправедливости. Поэтому ныне, исправляя находчивостью ума малость роста, он устремился вперед, взобрался на смоковницу и прячется под кроной листвы, полагая, что он видит, а его не видят, и считая, что он скрылся от Знающего все. Точно так же и кровоточивая стала позади, полагая, что она незаметно дотронется до Иисуса, Который охотно не замечает этого. Но та, находясь рядом, прикоснулась к краю одежды, а этот, будучи вдали, верой ухватился за Христа. Он взошел на древо (ἄνεἰσιν ἐπὶ τὸ ξύλον), чтобы излечить зло Адама, потому что Адам, избегая Бога, древом вводится в заблуждение, а этот, желая видеть Бога, древом спасается (ἀπὸ ξύλου σῴζεται). Поскольку он слышал, что Тот совершает многие и удивительные чудеса, что исцеляет не только тела, но и души, освобождает души от грехов и избавляет тела от страданий, захотел увидит Того, Кто все всем прощает, рассудив про себя: «Кто же тогда этот Иисус, очищающий прокаженных, исцеляющий слепцов, прощающий согрешения просящим? Каков Он видом, каков наружностью? Все ли Он знает? Испытывает ли мысли отсутствующих? Или только обнаруживает помыслы тех, кто рядом

 

 

1050

с Ним? Исследует ли Он как Бог намерения сердца каждого человека? Но откуда мне знать это? Кто научит меня этому? Кто? Опыт — учитель всех. Взойдя на дерево, спрячусь под кроной листьев. Спрячусь и узнаю, могу ли быть спасенным. Если Он узнает движения моей души, я убежден, что Он изгладит грех моей души. Поэтому одно это хочу познать, знает ли Он тайное помыслов. Если Он, хотя и окружен толпой, увидит меня, спрятавшегося, и не только увидит, но и откроет страсть моей души, предпочту все отвергнуть и одно найти. Желаю подражать Матфею, потому что и он был мытарем, как и я, но Матфей не сам по себе последовал, но откликнулся на призыв. Как только он увидел Его и посчитал одним из путешествующих, то по привычке протянул руки и раскрыл свой бездонный кошель, направляясь к добыче и желая взять налог с Христа, но сам был обложен от Него налогом не внешне, но отдав целиком самого себя. Ведь как только услышал: Иди вслед за Мной (Мф. 4:19), вступил на поприще с ревностным желанием, быстро устремившись к Привлекающему. Итак, если Он призывает мытарей, и не только призывает, но и оправдывает, то не помешает и мне множество прежде совершенных зол. Ибо если Елисей, бросив соль в питающий источник, бесплодие его сделал плодородным, то, во всяком случае, и Он Сам, благодатью, как солью, приправив душу мою, возродит богатство добродетели».

 

Закхей из мытарей становится нищелюбцем

7. И когда он помышлял об этом, Иисус пришел на это место, взглянув... сказал ему: Закхей, сойди скорее (Лк. 19:5). Взошел на древо как мытарь, сошел с древа как боголюбец. Сошел с древа на землю, чтобы взойти через Крест на небеса. Поднялся на дерево, скрываясь от людей, взошел на Крест, став угодным Ангелам. Сойди скорее, ибо сегодня надобно быть у тебя в доме (Лк. 19:5). О несказанная милость! О неизреченное человеколюбие! <...> Ибо где Христос гостит, там все изменяется в лучшую сторону. Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно быть у тебя в доме. Что же сказать? Дом мытаря сделался раем, потому что с Закхеем случилось то же, что и с разбойником. Сказал разбойнику: Днесь со Мною будешь в раю (Лк. 23:43) и, взяв его от древа, ввел его в рай. Сказал Закхею: сегодня надобно быть у тебя в доме — и, взяв его, вошел в преддверие рая, соделав его дом раем. И быстро слез и подбежал <...> сын Авраама.

8. Но все начали роптать, рассуждая сами в себе, что Он зашел к грешному человеку (Лк. 19:7). О, творцы осуждения и делатели беспечности! Вы кто, праведники или грешники? Вы не хуже ли всех людей? Как же у вас поселился Иисус? Как Он у вас родился,

 

 

1051

вскармливался, рос, пил, ел? Что же, видя множество своих ран, исследуете чужие согрешения? А также, почему вы называете Христа иногда грешником, а иногда праведником? Ведь когда Он исцелил слепого от рождения, вы назвали Его грешным, сказав: Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник (Ин. 9:24), потому что нарушает субботу. Теперь, когда Он взошел под кров мытаря, открыто порицаете Его как праведника и как того, кому не подобает есть вместе с грешниками. Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали (Мф. 11:17). Ведь если и исцеляет слепца, называете Его грешником, и если ест с грешниками, порицаете как того, кому не подобает есть вместе с грешниками. Так что же? Неужели Ему не исцелять слепца в субботу, чтобы не считаться грешником? Неужели не есть с мытарями, чтобы казаться праведником? Но за то обвиняете Его, что Он зашел к грешному человеку? И где должен находиться свет, как не во тьме? И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5). Куда должен идти врач? Не должен ли устремиться к больным? Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9:12). Куда должен явиться агнец Божий? Не к мытарям ли и грешникам, чтобы, взяв бремя их, <...> привести <...>? Напрасно ругаете, ибо исполнилось на вас сказанное, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное (Мф. 21:31).

9. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19:8). Потому что, приняв дома Тебя, заступника нищих, не могу уже обижать нищих. Уже не охвачен страстью к собиранию денег... Уже не желаю брать налоги с путешественников чужестранцев у врат... Получил прощение прежних зол. Желаю... будучи богатым, постоянно пребывать нищим. Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда, а Ты не имеешь, где приклонить голову (Мф. 8:20). Пусть уйдут дворы и преддверия, великолепие строений, блестящие и сияющие дома. Потому что вместо всего этого я ищу неоскудеваемое богатство Твоей бедности.

10. Но поскольку от множества мы не в силах изъяснить богатство души Закхея, давайте предоставим слово богатому в добродетелях отцу, ибо гостеприимство сопутствует добродетелям. Гостеприимство раскрывает добродетели на его похвалу, и наше утверждение, и венец Церкви, и честь Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.