Поиск авторов по алфавиту

Автор:Амфилохий Иконийский

Амфилохий Иконийский Слово о новопросвещенных и на Воскресение Спасителя нашего Иисуса Христа

1041

СЛОВО О НОВОПРОСВЕЩЕННЫХ
И НА ВОСКРЕСЕНИЕ СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО
ИИСУСА ХРИСТА

 

Христос — весна души

1. Когда весенняя пора сменяет угрюмость зимы, различные птицы, летящие по небу, благозвучными песнями возвещают людям о приятности этого времени года, тогда и сладкогласные ласточки, проворным полетом рассекая воздух и пролетая над головами людей, как над цветком, влагают свой крик в уши людей. В это время можно видеть воздух чистым и спокойным, а лица людей светлыми и умиротворенными, по подобию моря в безветрие. Потому что звуки птиц радуют слух, и чистый воздух веселит взор, и блеск пестрых цветов услаждает зрение, и смешанный запах трав наполняет обоняние. И наслаждение это, возлюбленные мои, предоставляет людям земная и мимолетная весна, а Божественная и непреходящая весна Христос наш, увенчавший церковный луг духовными цветами — фиалками, розами и лилиями, радует зрение верою и наполняет вместилище сердца нашего божественными ароматами.

2. Ибо кто из верных ныне не радуется? И кто ныне не веселится, когда видит новопросвещенных, которые сияют покровами, словно светлыми кувшинками лилий, и в самом сердце несут золотое сияние веры? Здесь, возлюбленный мой, если пристально устремишь взор сердца, обнаружишь, что сердца верных, словно пурпурные цветки фиалки, обагрены кровью Иисуса, ибо роза с пламенными лепестками нетленно процвела от Девы Марии. На каком лугу ты найдешь благоухание, сравнимое с благоухающей духовной радостью нашего луга? Обоняя новопросвещенного, ты найдешь в нем бессмертное благоухание духа, под которым я разумею миро небесного помазания. Так пальмы отцов, увенчанные вайями победы, принесли сладкие плоды любви; так благозвучные птицы псалмопевцев единогласно воспевали Богу псалмы; так

 

 

1042

девство радует Бога, принося чистое благоухание молитвы, подобное смоле благовонного древа; так смиренномудрие веселится, принося в жертву Богу радостную ветвь чистоты, как Авраам принес Исаака; так стволы маслин, изводя многоплодные ветви благодеяния бедным, и Господа радуют, и нищих питают. Девство пусть воспоет, говоря: Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою, Господи (Пс. 140:2). Милосердие пусть скажет: Аз же яко маслина плодовита в дому Божием (Не. 51:10). Праведник яко финике процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится (Пс. 91:13).

 

Крещение обновление человека

3. Ныне суровость дьявольской зимы изгнана, и радость небесного луга вновь воссияла, ныне печаль умерших отступила, потому что пришел свет Воскресения. Воспоем все вместе новую песню, ибо подобает новому жительству новая и блаженная песня. Воспоем новую песню, ибо, вот, Адам обновлен, ибо уничтожено древнее прегрешение, теперь все новое (2 Кор. 5:17). Воспоем новую песню, ибо, вот, Адам обновлен, и Ева на небеса вознесена, ибо дьявол низвержен в огонь. Возьмем от Мариам, сестры Моисея, ее песню, ибо подобает она нам ныне так же, как им тогда. Пусть станет вместе с нами также хор тех святых и пусть произнесет то, что воспел тогда при Красном море: Поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15:1). Но что Он совершил? Коня и всадника его вверже в море (Исх. 15:1). Коня и всадника: коня грех страстного женолюбия и всадника — беса, сидящего при грехе, погрузил в купели крещения. Ибо колесницы Фараоновы и силу его вверже в море (Исх. 15:4), то есть дьявола и мрачное и проклятое его демонское полчище потопил в омовении крещения. Больше не боюсь услышать: яко земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3:19), потому что в крещении землю отложил и в небо облачился и слышу: «Ты небо и на небо возвратишься», потому что все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27), и каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные (1 Кор. 15:48). Должно нам на облака взойти и на небеса вознестись. Мне есть, на кого сослаться. Послушай, что Павел говорит: Мы восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:17). Поэтому и мы, как только что услышали псалмопевца, который увещает нас и говорит: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в от (Ис. 117:24), возрадуемся, не помрачая себя пьянством и бесчинством, потому что это была бы не радость, но безумие и помрачение сердца. Возрадуемся, ликуя духом. Возвеселимся, торжествуя любовью, радуясь надеждой. Но если должно думать о другой радости

 

 

1043

сердца, то, принимая чистыми руками небесный хлеб, передадим его душе, потому что он пища вечной жизни. Говоря «принимая чистыми рукам», имею в виду не руками, вымытыми обычной водой, а руками, которые светятся от благодеяний. Вберем лепестками губ божественное и небесное питье, не пурпуром окрашиваясь, но обагряясь кровью Иисуса Христа.

 

Спасительная сила Креста

4. О, поистине великий и благой день, в который агнец приносится в жертву, и мир искупается, и Пастырь наш живет, ибо говорит: Я есмь Пастырь добрый (Ин. 10:11). О, новое таинство и необычайное чудо! Крест водружен, и Христос распят. И хотя видели несправедливую смерть, но это оказалось священным чертогом. И хотя видели Крест, но это стало брачным чертогом. Вчера водружен брачный чертог, а ныне рожден народ. О, смерть Христова, ты смерть смерти, поскольку и в горчайшей смерти источила сладкую жизнь! О, таинство Авраамово, совершившееся во Христе! Связанный Исаак полагается на жертвенник, и вместо него агнец закалается. Сын Божий на Крест возносится и плотью за нас распинается, и, хотя плоть страдает, Божество остается бесстрастным. Водружен парус Креста на корабле мира (τὸ ἱστίον τοῦ σταυροῦ ἐν τῷ πλοίῳ τοῦ κόσμου), и мир остается невредимым, и благодаря этому парусу Креста (τούτῳ τῷ ἱστίῳ τοῦ σταυρόν) плавающий не ведает крушения, каковым является смерть, но плывет на небеса. Ева уже не боится осуждения Адама, потому что ее грех исправлен в Марии; Адам уже не боится змия, ибо Христос стер главу дракона: Ты сокрушил главы змиев в воде (Пс. 73:13), то есть в крещении. Уже не печалюсь, уже не плачу, говоря: Возвратихся на страсть, егда унзе ми терн (Пс. 31:4). Потому что пришел Христос, вырвав терн прегрешений наших, возложил его на Свою главу. Уничтожена моя древняя скорбь, уничтожено древнее проклятие, гласящее: Терния и волчцы произрастит тебе земля (Быт. 3:18), потому что иссохли терния, вырван волчец и на главу мою возложен искусно сплетенный венец. Кто из иудеев и эллинов поверит, что водружено древо и процвела жизнь? И каждый день верные срывают с него плоды, и оно остается неоскудевающим; и всякое племя и всякий народ верных к этому древу восходит, приближаясь душой, и наполняет ум бессмертным плодом, и древо всех возносит, и всех питает, и запечатлевает, и обогащает, и после этого на небеса воссылает.

5. Ибо какие только ради нас не воспринял наименования Христос? Не в силах мы, возлюбленные мои, перечислить имена Его, но я решусь сказать: дверь, путь, овца, пастырь, червь,

 

 

1044

камень, жемчужина, цветок, Ангел, человек, Бог, Свет, источник, Солнце правды. Многоименный Христос и пребывает единым (ὁ πολυώνυμος Χριστὸς καὶ εἰς ὑπαρχων). Сын — многоименный, но, будучи един, не изменяется, не терпит перемен, ибо неизменно Божество (ἄτρεπτος θεότης), но прилагает каждому действию собственное имя, соотнося [имя] с каждым делом соответственно действию. Поэтому давайте посмотрим, возлюбленные, можем ли мы представить каждому имени действие.

 

Наименования Христа

Христа

Он называется путь, потому что говорит: Я есмь путь и истина (Ин. 14:6), поскольку Он является началом всякой добродетели и восхождения на небеса. Он же назван дверь, потому что говорит: Я дверь овцам (Ин. 10:7), поскольку через Него как бы через дверь мы входим в Царство Небесное. Назван солью, поскольку уничтожил зловоние идолослужения людей, и возвратил наши души к благочестивой вере, и разобщенные отрывки мысли сплотил истиной. Назван овцой, потому что яко овча на заколете ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен (Ис. 53:7). Овцой был по причине заклания и по причине того, что [мы] воспринимаем Его святое тело, а Он сохраняет [нас] бессмертными, запечатлевая Своей святой кровью. Пастырь, потому что говорит: Я есмь пастырь добрый (Ин. 10:11), поскольку возвращает заблудившихся овец и убивает древом креста враждебного нам льва. Жемчужиной был из-за того, что Он, как жемчужина в раковине, родился без семени мужа посреди двух створок тела и девственной души; или из-за того, что Он есть украшение души; или из-за Его светозарности и чистоты и блистания вездесущим сиянием Божества (τὸ πολυφεγγὲς καὶ καθαρὸν καὶ πανταχόθεν τῇ αἴγλῃ τῆς θεότητος ἐζάστραπτον). Свет, потому что был Свет истинный, который просвегцает всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1:9), поскольку Он прогнал мрачное заблуждение древней тьмы от наших умов и раскрыл очи господствующего в нас ума, чтобы мы действительно увидели, что те, кому мы раньше поклонялись, не быша бо бози, но дела рук человеческих, древа и камение (Ис. 37:19). Был камнем краеугольным, потому что Он верой возвел два народа, словно две стены, и возвышается над ними, сводя их в одно спасительное соединение. Был Солнцем правды (Мал. 4:2) благодаря тому, что Он свет и тепло — несть, иже укрыется теплоты Его (Пс. 18:7), и благодаря двенадцати лучам апостольского света. Был зерном горчичным, поскольку умаляет Себя Самого и снисходит к нашему состоянию, к самому началу веры, если Он, после того как рассыпался и глубоко скрылся в бороздках нашей души, побуждает к благочестию и разуму,

 

 

1045

вознеся к высоте небесной. Червь, ибо говорит: Аз есмь червь, а не человек (Пс. 21:7), потому что Он сокрыл блистающее Божество, словно крючок (τὸ τὴν ἐξαστράπτουσαν θεότητα καθάπερ ἄγκιστρου), в [нашем] теле, как в черве (τῷ σκώληκι τοῦ σώματος), и опустил [этот крючок] в глубину житейского моря, и, как хороший рыбак, вытащил на берег [змия], чтобы исполнить написанное: Извлечеши ли змия удицею? (Иов. 40:30). Был человеком, поскольку носил тело, составленное не от удовольствия и сна, но возникшее от Девы и Святого Духа.

6. Но теперь, возлюбленные, после того как каждый из нас примет медоточивое учение отцов, давайте запечатлеем Святым Духом собрание наших слов, чтобы они сами, придя от источающей мед мудрости Господа нашего Иисуса Христа, наполнили вместилище сердец наших, и каждый из нас обильный плод благочестия произрастил, и один тридцать, и иной шестьдесят, и другой сто венцов Ангелов совершил в Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым Отцу слава, честь, держава вместе со Святым и Животворящим Духом, ныне и во веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.39 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.