Поиск авторов по алфавиту

Отступать – некуда

Меня все еще зовут обратно в баптизм[1]. На что я отвечаю: «Уж лучше вы – к нам». Тот баптизм, который я увидел (и переосмыслил) со стороны, меня уже не привлекает. Хотя в книге я намеренно говорю именно о русских баптистах. Потому что они, на мой взгляд, – особое явление[2]. По своей богобоязненности они еще очень близки к православию[3].

Меня не привлекает, например, история баптизма, в которой еретики[4] всех мастей, с легкой руки баптистских теологов, изображаются героями веры. Каюсь, что, будучи баптистом, плохо учил свою историю. Поверхностно. Не вникал в то, что с ересиархов, оказывается, я должен был брать пример. Оказывается, они были моими духовными предками.

Вот что пишут Карев[5] и Сомов в учебнике «История христианства»: «В девятом веке было два довольно значительных христианских течения, не принадлежавших к официальной церкви, - это несториане[6] и павликиане. Официальная церковь презрительно их называла еретиками и сектантами. Сектами официальные церковники называли течения, вышедшие из рядов официальной церкви и отколовшиеся от нее…

В седьмом веке членом манихейской секты был некий Константин из Армении. Однажды у него остановился диакон христианской церкви и подарил ему рукописи четырех Евангелий и четырнадцать посланий апостола Павла. Константин, читая Евангелие и послания апостола Павла, уверовал во Христа и отдал Ему свое сердце. Он ушел из манихейской секты… У него, под влиянием самостоятельного чтения, созрели убеждения, которые не соответствовали некоторым догмам официальной церкви. Он задался целью восстановить апостольское христианство. Вокруг себя он организовал… группу христиан, которые стали называть себя павликианами… - в честь того, что Константин уверовал во Христа через послания апостола Павла. Ошибкой Константина было полное отвержение Ветхого Завета… Второй ошибкой Константина было то, что он слишком высоко поставил апостола Павла… [Его] личность начинала затмевать Самого Христа… Третьей ошибкой… было его пренебрежительное отношение к апостолу Петру… Несмотря на эти свои крайности, [Константин] в ряде вопросов встал на позиции первохристианства. Он отверг иконопоклонение… отверг крестное знамение…отвергал церковную иерархию… Он был ревностным борцом за возврат к первохристианству» [7] [6].

«Светильники Христовы были во все времена и в разных христианских группах, отошедших от официальной христианской церкви…С десятого века в Болгарии стали появляться так называемые «богомилы»… [Они] отвергали иконопочитание… поклонение мощам и так называемым святым угодникам… В этом отношении они, вне всякого сомнения, шли путем первохристианства… Богомилы, как и их предшественники – павликиане, отвергали Священное Писание Ветхого Завета, признавая только Священное Писание Нового Завета… Затем некоторая часть богомилов еще больше впала в крайности, которые нарушили их связь с Господом (а раньше она ничем не нарушалась? – прим. авт.). В среду части богомилов, действительно, проникли гностические представления о том, что вся материя, вся природа является творением диавола, противным Богу» [7].

Довольно странный свет исходил от «светильников Христа», отвергающих Писания, которые свидетельствовали о Нем (см. Ин. 5:39).

Но это еще цветочки.

Вот, что пишет В.Г. Павлов[8]:

«Все допускают, что со времен апостольских до Реформации существовали собрания и общества, которые отделялись от господствующих церквей… Господствующие церкви клеймили их названием еретиков… Еретиками обыкновенно называют тех, кто отличается в учении от большинства, имеет столько совести и мужества, что отваживается защищать свое положение и даже, в случае нужды, страдать за свою веру… Этот народ происходит от первых веков христианства, сохраняя и передавая потомству чистейшие формы вероучения и практического благочестия… Нет сомнения, что эти люди имели некоторые ошибки, и, может быть, держались некоторых заблуждений. Но как и могло быть иначе, когда они были окружены атмосферой церковной лжи и испорченности.

В I и II столетиях некоторые из этих сект известны были под именем мессалиан…[9] и монтанистов[10].

В VII и VIII столетиях возникли павликиане, которые обратили на себя внимание, сделавшись многочисленными, и навлекли на себя ненависть и вражду господствующей церкви… Можно сказать, что со времен апостольских до Реформации эти различные сектанты составляли истинную церковь Божию. Их вера была настоящая библейская, и их жизнь была самая чистая, какую только видел мир. Конечно, они не были совершенны. И как они могли быть таковыми в такой среде?» [18]. Конец цитаты.

Неужели лучшие плоды, которые дало христианство – это ереси и секты? Неужели Церковь Христова, утвержденная «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (см. Еф. 2:20), должна была развиться до павликиан и мессалиан? Неужели монтанисты – и есть та самая Церковь, которую не одолели «врата ада» (см. Мф. 16:18)?

Когда я учился в Богословском институте Союза ЕХБ, один из братьев подарил мне книгу в красной обложке. Называется «След крови».

Эту книгу можно найти на сайте Международного Совета Церквей ЕХБ www.blagovestnik.org (а также на сайте Евангельских Христиан–Баптистов Украины: www.spasenie.kiev.ua. Кстати, на другом их сайте baptist.org.ua книга «След крови» названа «одной из лучших на сегодняшний день книг по истории церкви, а, в частности, истории баптистов»). Автор книги – доктор Дж. М. Карроль (1858-1931). Он был «не только одним из руководителей техасских баптистов, но также исключительным деятелем среди Южных Баптистов и во всем мире» [19]. «Сотни тысяч экземпляров этой брошюры были изданы и распространены на многих языках». В предисловии доктор Уильям Л. Хилтц, вице-президент Ландмаркского Баптистского Колледжа, пишет: «Эта книжечка поможет неосведомленным людям узнать о библейских и исторических фактах, связанных с церковью» [20].

Цель этой книги, пишет ее автор, «показать, что баптисты, соответственно истории, представляют собой беспрерывную нить церквей от дней Христа… В неправильных, уклонившихся от истины, церквах ясно виден рост католицизма и позднее протестантизма. Баптисты – не протестанты, так как они не вышли из католической церкви» [21].

В «беспрерывной нити церквей от дней Христа» Дж. М. Карроль перечисляет монтанистов, павликиан, катаров[11], альбигойцев, вальденсов[12] и другие группы (наглядно представлены в диаграмме в конце книги). По убеждению автора, под всеми этими наименованиями (которые были даны «врагами истинной церкви») скрываются баптисты [22].

«Баптисты не верят в апостольскую преемственность, – пишет Дж. М. Карроль. - Апостольские функции прекратились со смертью апостолов. Это Своим церквам (баптистским – прим.авт.) Христос обещал беспрерывное существование от времени первого учреждения церкви при Его служении на земле до Его пришествия…» [23]. Таким образом, доктор Дж. М. Карроль блестяще показал, почему баптисты не верят в апостольскую преемственность. Потому что на самом деле – это баптистская преемственность.

Верит в непрерывную преемственность «истинных детей Божьих», навсегда ушедших из «кафолической» церкви в подполье, и Рогозин. В своей книге «Откуда все это появилось?» он развертывает перед читателем картину того, как «Свет Истины, яркий факел Божьей Любви передается из поколения в поколение» [26]. Рогозин пишет: «В самые темные периоды христианской истории возрожденные свыше чада Божьи повиновались повелению Господню: «Выйдите из среды их, и отделитесь...» (2 Кор. 6, 14-18). Они отделились, чтобы иметь непосредственную связь с Богом…» [27]. «Непосредственную связь с Богом», по Рогозину, имели, кроме прочих, монтанисты, несториане, монофизиты, монофелиты, павликиане и альбигойцы[13] [28]…

Меня в баптизме учили, что Слово Божье – это единственный критерий духовной жизни. Но Библия в отношении еретиков оказывается почему-то менее любвеобильна, чем вышеупомянутые баптистские теологи.

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет… Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда… Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Пет. 2:1-11,20).

Ересь – пагубна. Ересь развращает. Еретики навлекают на себя скорую погибель (духовную, прежде всего). Плюрализм мнений остается плюрализмом только до определенных пределов, вне которых – поношение Церкви Христовой и, в конечном итоге, отвержение Бога. Те, кто отстаивает ересь, на самом деле, «идут вслед скверных похотей», может быть, неосознанно для себя. Оказывается, не принципиальность, а обыкновенные страсти (и гордость, наверное, прежде всего) ведут еретиков к тому, что они «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». В начале пути они принимают Христа и познают Его, как Спасителя. Но потом, родив или приняв ересь и не желая расстаться с ней, они сами себя отлучают от Церкви, а значит, и от Христа. Слово Божие (а не «официальные церковники») называет их «беззаконниками». Слово Божье (а не «господствовавшая церковь») говорит, что «суд им давно готов».

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси (выделено мной – прим.авт.), ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21).

Ересь перед Богом и Его Церковью так же страшна, как прелюбодеяние и волшебство, так же омерзительна, как идолослужение, так же ужасна, как убийство[14]. Погибающих еретиков надо спасать, а не учиться у них «ревностной борьбе за возврат к первохристианству» [15].

Не смог бы я возвратиться в баптизм, даже если бы захотел, после осмысления такой истории баптизма. Мне нисколько не хочется иметь «славную историю» постоянных крайностей и заблуждений, тем более, когда они касаются Самого Христа и Его Слова. Мне не по душе та легкость[16], с которой иные баптистские богословы – идеологи первой величины! – записывают в «герои веры» еретиков, явных и для них.

Уж лучше вы – к нам, братья! Зачем вам сектантская преемственность, если есть апостольская? Зачем вам роднить себя с монтанистами, павликианами или богомилами, если можно породниться с Иоанном Златоустом, блаженным Августином, Кириллом и Мефодием, Сергием Радонежским, святителем Московским Филаретом, митрополитом Сурожским Антонием и т.д.?



[1] Около года назад, например, пресвитер предлагал мне вернуться, чтобы вместе организовывать библейскую школу при церкви, для создания которой нашлись спонсоры.

[2] Явление, впрочем, не ограничено этой конфессией. «Благочестивые католики и протестанты обыкновенно с усердием исполняют то, что их религия дает им чисто-божественного… Господь да спасет их! Не об обращении таких я говорю – они и теперь бессознательно православные… Боже, сколько людей у этих протестантов на всех путях! И какие превосходные, энергичные деятели! Живо и действенно у них христианство. Без помощи Благодати Божией не было бы этого» [1].

[3] Александр Солженицын: «Баптисты… поистине ищут смиренности. И еще особенный поворот вопроса в том, что русские баптисты – наши единокровные соплеменники; в обычной жизни это обычные русские люди» [2]. Диакон Андрей Кураев: «Есть в вас доброе. Есть искренность, есть человеческая порядочность… В ваших религиозных поисках, мыслях и переживаниях есть доброе начало. Слава Богу, что после обращения Ваша жизнь изменилась, многие грехи остались в прошлом. Я не собираюсь весь ваш духовный опыт охаивать как демонический. Я полагаю, что именно Христов Дух повергнул ваше сердце к Евангелию и к исповеданию Спасителя… Но, во-первых, есть еще пространство для роста, которого в Вашей общине не хватает, но которое есть в Православии. А во-вторых, есть и такие грани насаждаемого у вас «духовного опыта», которые могут оказаться опасными…» [3].

[4] Здесь под еретиками я подразумеваю тех, кто, называясь христианином, сознательно отвергает основные христианские догматы.

[5] Уточню все-таки, кем был один из авторов учебника: «Карев Александр Васильевич (1894 – 1971 год) – видный деятель евангельско-баптистского движения в нашей стране, генеральный секретарь ВСЕХБ и главный редактор журнала “Братский вестник”; также известен как духовный писатель и пламенный проповедник Евангелия» (См.: История ЕХБ в СССР с 1959 года по 1966 год. http://agiasma.narod.ru/1234/5555/367.html).

[6] «Ревнителями подлинного христианства являются Несториане. Основоположником этого движения был Несторий, патриарх Константинопольский… Он заблуждался однако… считая Христа не Богочеловеком, а Богоносцем. Но во всем остальном Несторий строго придерживался Писания» [4]. У Нестория «Христос фактически оказывался лишь совершенным человеком, который морально стал подобен Божеству» [5].

[7] «По Петру Сицилийцу, павликиане в общем придерживались обыкновенного дуалистического учения, общего всем манихеям…» [8]. «Манихейство имеет в своей основе вавилонскую религию, в значительной степени осложненную заимствованиями из парсизма (зороастризма – прим. авт.) и христианства» [9].

[8] «Василий Гурьевич Павлов (1854—1924 гг.), всемирно известный пионер евангельско-баптистского движения, которого на Западе называли “движущим духом русского баптизма” [10]. Павлов был «одним из основателей Союза Русских баптистов и пресвитером крупных баптистских общин в Тифлисе, Одессе, Москве и Петербурге…» [11].

[9] «Около того же времени родилась и ересь мессалиан… Они избегают, как зла, всякого труда рук и, предаваясь сну, грезы сновидений называют пророчествами» [12]. «Главным деланием считалась непрестанная молитва, посредством которой мессалиане достигали экстатических состояний. Мессалиане… отвергли не только внешние формы молитвы, но и таинства Церкви, а также чтение Писания…» [13]. «Мессалиане осуждали рукоделие… презирали брак; они исповедывали савеллианские и докетистские взгляды и странные верования о творящем огне» [14].

[10] О монтанистах даже Карев и Сомов пишут, что «Монтан впал в крайности в целом ряде вопросов. Он и его сторонники… требовали более строгих и продолжительных постов… Заблуждением монтанистов было и их увлечение пророчествами. По своей форме их пророческий дар выражался в крайне возбужденном состоянии. Всех христиан, не впадавших в такое возбужденное состояние, монтанисты считали плотскими, а себя считали духовными» [15]. «Сами монтанисты называли свое движение «новым пророчеством». Они имели «множество книг и утверждали, что из них можно научиться большему, чем из закона, пророков и евангелий. Они думали, что с явлением Монтана исполнилось обещание Христа (Ин. 12:12-13)» [16]. «Монтан утверждал, что… он сам является «параклетом», «утешителем», через которого Дух Святой говорит Церкви так же, как Он говорил когда-то через Павла и других апостолов» [17].

[11] «Про христиан-катаров можно сказать, что они похожи на павликиан и богомилов, отличаясь от них лишь некоторыми особенностями. Христиане-катары увлеклись строгим подвижничеством, впадая при этом в крайности… Многие из них стали считать смертным грехом принятие мясной пищи… Умножались проповедники, которые говорили, что каждый христианин должен быть безбрачным. Это, конечно, не путь первохристианства, а уклонение от него. На первохристиан они были похожи тем, что отвергали церковные обрядовые формы, отвергали иконопочитание» [24]. «Главные направления догмы катаров стоят в связи с разновидностями восточного манихейства…Это, прежде всего, крайне дуалистическое направление, к которому в Италии принадлежали альбанензы, в южной Франции – альбигойцы… Светлый Бог просвещал людей и послал им высшего из своих ангелов и совершеннейшее свое творение – Христа, Который, проникнув в мир через ухо Девы Марии, возвестил истину. Но тело его было эфирным, лишь видимым: он не пил, не ел и не страдал…» [25]. Для сравнения: «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Ин. 1:7).

[12] На вальденсов, как на своих духовных предков, претендует и… Елена Уайт, идейный «вдохновитель» адвентистов седьмого дня, их писательница и пророчица (См.: Уайт Е. Великая борьба. Заокский. 2003. С. 56-71).

О тех же вальденсах Карев и Сомов пишут: «Они высоко подняли христианское знамя любви и излучали свет Христов в своей жизни» (См.: Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1993. С. 251).

При этом надо отметить, что баптисты считают учение адвентистов ересью, а Е. Уайт именуют лжепророчицей (См., например: http://www.spasenie.kiev.ua/articles/Religii/Adventisty/ 2003/11/17/adv_388.html).

Свою преемственность от Древней Церкви через вальденсов ведут и «Свидетели Иеговы» (См.: Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000. С. 74).

[13] Книга «Откуда все это появилось?», по мнению «известного служителя на ниве Божьей» Родиона Березова, является «исключительным по своей ценности богословским трудом». «Эта работа П.И. Рогозина, будучи написана около 45 лет назад, многократно переиздавалась во всех уголках России и Украины вплоть до последнего времени… Если книгу переиздают, значит, её читают и, следовательно, верят тому, что в ней написано» [29]. На сайте русских баптистов http://rus-baptist.narod.ru/ эта книга названа «знаменитой».

[14] Кстати, не совсем в положительном свете, как хотелось бы кому-то из протестантов (см., например, статью «Новая угроза» безопасности России? «Край». № 43. 2003), употребляется слово «разномыслие» в 1 Кор. 11:19 («Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные»). Словом «разномыслия» было переведено греческое слово «ереси» (см. НЗГЯ). На церковнославянском это место звучит так: «Подобает и ересем в вас быти…». «Слово «подобает» не означает необходимости, а только предведение Апостола. Так и Иисус Христос предсказал: «Надобно прийти соблазнам» (Мф. 18:7) [30]. Апостол Павел перед упоминанием о разномыслии, двумя стихами выше, подчеркивает, что не хвалит коринфян, которые, собираясь в церковь, собирались «не на лучшее, а на худшее» (см. 1 Кор. 11:17-18).

[15] Должен, на всякий случай, предупредить, что не нужно в моих рассуждениях усматривать поддержку инквизиции. Я только хочу сказать, что «все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16).

Справедливости ради, приведу слова митрополита Сурожского Антония: «Нужно помнить две вещи, которые мы легко забываем: первое, это что древние и новые ереси были осуждены справедливо, но что слишком часто не было дано никакого ответа на проблемы – философские, богословские, нравственные – из которых они родились; ибо ни одно заблуждение не родилось просто от недоброй воли» [31].

[16] Так можно и «Свидетелей Иеговы» когда-нибудь нечаянно записать в «светильники веры». Они ведь тоже борются «за первохристианство»: отвергают духовенство и изображение креста, относятся к хлебу и вину на причастии только как к символам и т.д. Коллективно изучают Библию [32].


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.