Поиск авторов по алфавиту

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Раскол старообрядства составляет характеристическое явление в историческом развитии русского народа, особенно его низших классов. В нем сохранился, так сказать, окаменелый отколок древней России, выразилась русская народность XVII века, в ее отрешенности от иноземных элементов реформы Петра Великого и XVIII столетия, проявилась преимущественно своеобразная историческая жизнь массы народа, жизнь религиозная и гражданская, жизнь умственная и нравственная. Старая вера, старые обряды, старые книги раскола это характеристический символ, выражение умственной жизни большой части нашего народа, мера, заповедный, заколдованный круг его мыслительности; это так сказать, апофеоза, освящение той неподвижной, во веки «неминуемой» старины, которая имела такое важное значение в народном быту древней России, в обычаях, нравах и понятиях народа, о которой он исстари говорил в своих пословицах: «что старо, то свято; что старее, то правее; чmo исстари ведется, то неминется, ветхое лучше ecmь»! Церковно-гражданский демократизм раскола, под покровом мистико-апокали-

 

 

II

псического символизма, отрицание реформы Петра Великого, восстание против иноземных начал русской жизни, вопль против Империи Правительства, смелый протест против подушных переписей, податей «и даней многих», против рекрутства, крепостного права, областного начальства и т. п. —это многознаменательное выражение народного взгляда на общественный и государственный порядок России, проявление недовольства низших классов народа, плод болезненного, страдательного, раздраженного состояния духа народного. Поповщина и беспоповщина, под общей формой старообрядства образование с одной стороны ложного священства, беглопоповщины, с другой совершенное отрицание священства, ненависть к духовенству, и обобщение той и другой противоположности под одной оболочкой мертвой обрядности, это характеристическое явление церковной жизни нашего народа, плод и выражение взаимных отношений духовенства и народа; это особенно многозначительный, характеристический факт в истории нашего духовенства. Наконец, эти степановщины, акулиновщины, пастуховы согласы, и множество подобных взаимно-враждебных сект раскола, в которых «что мужик, то вера, что баба то толк, отрицание в некоторых сектах раскола чала на общественности, принадлежности к обществу, отрицание нравственных начал семейной жизни, освящение таких грубых пороков, каковы напр. самоубийство, блуд и т. п. — это темная сторона нравствен-

 

 

III

ного и общественного развития нашего народа, плод и выражение крайней недостаточности нравственного влияния духовенства на народ и отсутствия народного просвещения и воспитания. Вот главные пункты, точки, с которых мы пытались рассмотреть русский раскол старообрядства, в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в начале XVIII. Основная мысль нашего опыта раскрыть историческую основу раскола старообрядства, этого многосложного явления в русской истории, показать те элементы в исторической жизни народа, из которых он сложился.

Предлагаемое сочинение не более, как первая попытка раскрыть исторические причины появления и распространения в России раскола старообрядства. И издается оно собственно не для ученых специалистов, а больше для неученой публики. Потому, мы желали бы от критики не столько строгого суда о недостатке в нашем сочинении новых фактов и выводов, об его необработанности и неразвитости высказанных в нем мыслей, сколько исправления ошибок, восполнения недостатков, указания опущенных нами сторон и фактов.

К сочинению будет присовокуплено, в особом приложении, несколько неизданных рукописных памятников русской жизни и литературы XVII века.

 

 

—5—

«Насеял небесный Домовладыка плодовитую ниву нашей православной державы пшеницею чистого благочестия», — с глубокою скорбью говорил царь Алексей Михайлович на Московском соборе в 1667 году; — «но завистливый враг, в то время, как мы, поставленные от Бога стражами над ней, дремали, всеял куколь душевредный. Куколь этот — душепагубные ныне насеянные расколы, которых тлетворное прозябение тщится искоренить чистую пшеницу слова Божия истинной кафолической веры. Вот уже богохульное их плодоношение не только обносится по различным странам, городам и весям врученного нам от Бога царства, но и в самый сей город вомчалось и дошло до наших рук в свитках и коснулось наших ушей словесно. Многие скудоумные, заразившись сим душеубийственным злоплодием, как бы вне ума были, заблудились от церкви в новопрозябшия сонмища, отвергли крещение, грехов своих иереям Божиим не исповедали, Тайнам животворящим не причащались, кратко сказать, весьма от церкви и

 

 

— 6 —

от Бога отчуждились» 1). Эти скорбные слова царь Алексей Михайлович говорил по поводу русского раскола старообрядства, который с 1666 года уже ясно и окончательно отпал от церкви. С этого времени и до конца XVII столетия раскол весьма быстро распространялся, так что к половине XVIII столетия проник уже почти во все концы России. Еще при жизни расколоначальников, около 1676 года, по словам одного из них в Великороссии насчитывалось до 100,000 одних готовых умереть за раскол, только скрытых «страха ради властелинска» 2). На севере, из небольших пустынь и скитов, устроенных Соловецкими выходцами в Олонецких и Архангельских дебрях плевелы раскола распространились по всему Белому поморью; на реке Выге, в 1694 году, основалось сильное гнездо, средоточие беспоповщинского раскола - скит Даниловский. В этом скиту сначала было только до 150 братий и сестер 3); потом число раскольников умножилось до такой степени что выговский скит на одном собственном иждивении содержал мужеского пола тысяч до двух, да женского до тысячи и более душ 4). От Выговского скита в 1706 году отделилась секта Федосеевцев. В короткое время эта секта, более всех прочих отраслей раскола, размножилась в нашем отечестве, пустила корни свои в Петербурге, Москве,

1) Дополн. к Акт. Истор. т. V. № 102, стр. 445: слово великого Государя Царя к освященному Собору.

2) Щит Православия — соч. попа Лазаря гл. 28.

3) Словарь Русск. светск. писателей, Митр. Евгения ч. I стр. 162.

4) Истор. Российск, Иepapx. ч. III. стр. 626.

 

 

— 7 —

Новгороде, Пскове, и даже проникла за границу: в Польшу, на берега Дуная, в Пруссию, Австрию и Турцию. В 1675 году бежал из Москвы зараженный раскольническими мыслями поп Косма с 20 человеками и поселился в Новгородско-северской области, на одном небольшом Стародубском урочище, Понуровке: здесь из посеянного им семени образовалось 17 слобод раскольнических, и в них было до 50,000 обоего пола 1). Из Стародубских слобод некоторые раскольники, преследуемые правительством в правление Софии Алексеевны, убежали в Польшу и там поселились на так называемом острове Ветке; число раскольников здесь возросло до 40,000 человек; за невмещением на Ветке, они на окружности 20 или 30 верст населили более 14 слобод 2). — Перейдем в Волжские страны России. Здесь в Нижегородской епархии, в чернораменских лесах Юрьевского и Балахнинского округов, спустя 35 или 40 лет после первого появления плевел раскола, в 1716 году считалось одних записных раскольников до 40,000 душ 3). Далее к югу, на р. Иргизе, поселились сначала только 60 человек, выходцев из Польши, державшихся раскола. Но когда разнеслась по всему приволжью слава знаменитого Успенского монастыря на Иргизе, тогда чуть не весь Дон, Урал и почти все приволжье вошли с ним

1) Полн. Истор. извест. о раскол. ч. III стр. 14, 15.

2) Там же стр. 42. В таком числе нашел раскольников на Веткеполковник Сытин в 1735 году. Но тогда еще многих не было дома: разошлись, по словам Иоаннова, с проповедью о расколе по России.

3) П. С. З. указ 1762 г.

 

 

— 8 —

в сообщение по делам раскола. Все казаки Елецкие и Яицкие, большая часть из 20, 000 Донских казаков заражены были расколом и даже ратовали за раскол, давший простор буйному разгулу их воли 1). В пределах Астраханских, в Елисаветградском и Бахмутском уездах целые слободы заселены были раскольниками, державшимися Соловецкой челобитной 2). В 1692 году раскольники распространились по рекам Куме, Сулаке, Кубани и Аграхани. В 1698 г. многие поселились за Тереком, в горах и ущельях большой и малой Кабарды, а несколько времени спустя, основали 5 станиц по эту сторону Терека 3). На востоке за Уральским хребтом, в пределах Сибирских, еще со времен Патриарха Никона, поселилось множество раскольников при железных заводах и казенных и частных золотых промыслах, где втайне сохраняли свои поверья: здесь число их возросло, в одно столетие, до 100,000 человек всякого звания: купцов, мещан, крестьян государственных и помещичьих 4). Менее чем в пол столетие, с 1658 по 1688 год, мы видим раскол распространившимся во многих местах

1) Ист. Пугач, бунта, Пушкина, ч. Т. гл. 2.—-Ист. о Донских казаках, в Чтен. Моск. Общества истории и древн. России. 1846 г. № 4 стр. 83, 95, 109.

2) ОтветыПреосв. Никифора, Apxиeп. Слав, и Херсон. Москва 1854 (предувед.) л. 2 и 3. Также см. Словарь о духов, писат. М. Евгения о Никифоре Феотокии.

3) Акт. Истор. т. V, № № 215, 220, 221, 241, 254.

4) Раскол, облич. своею истор. стр. 328. В начале нынешнего столетия, если верить показаниям самих Сибирских раскольников, их было в губерниях Оренбургской, Пермской, и Тобольской более 150,000.

 

 

— 9 —

западной и восточной Сибири: в Екатеринбурге, Тюмени, Тобольске, Томске, Енисейске. Одним словом: раскол так сильно распространялся по России при Патриархе Никоне, и после него, в конце XVII и в первой половине XVIII столетия, что по всей справедливости можно сказать словами одного раскольнического писателя: от распространения раскола «зверопаственные места населялись и вместо дерев умножались люди» 1).

Какие были причины такого быстрого распространения раскола по России?

Исторические причины происхождения и распространения раскола заключались: а) в духе времени, в которое возник и распространился раскол старообрядства, именно в том, что с XVI века до Патриарха Никона, многие в Русском народе питали суеверную привязанность к одной внешней обрядности церковной без духа веры, и, будучи слепо привержены ко всему, что имело вид какой бы то ни было, только русской, старины, обнаруживали недовольство церковными исправлениями и гражданскими преобразованиями, начавшимися в царствование Алексея Михайловича при П. Никоне, и особенно усилившимися в царствование Петра Великого: здесь заключается главный и первоначальный источник раскола; б) в духовно-нравственном состоянии русского народа во время возникновения и распространения раскола: здесь находится самая почва, в которой развился, возрос и распространился раскол; в) в самом расколе, осо-

1) Истор. о бегствующем священстве, л. 8 на об. (Ркп. А. А.).

 

 

- 10 -

бенно в расколоучителях и в духе и в направлении раскола: здесь заключаются внутренние силы и способы, посредством которых раскол сам собою развивался, возрастал и распространялся, как определенное общество, отдельное от православной церкви; г) в уклонениях от церковного или церковно-иерархического порядка, допускавшихся некоторыми православными лицами, и в других недостатках относительно благоустройства церковного; и д) в разных гражданских беспорядках и недостатках того времени, когда возник и распространился русский раскол: это, так сказать, была атмосфера, под влиянием которой развивался раскол.


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.