Поиск авторов по алфавиту

А. Православие и Библия

а) ШИРОКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА В БОГОСЛУЖЕНИИ

В православном богослужении Священное Писание Ветхого Завета широко используется текстуально. А также темы и образы Ветхого Завета лежат в основе содержания многих молитв, священных песнопений и священных изображений. Настоящий объем использования Священного Писания Ветхого Завета в богослужении достаточен. Но необходима постоянная забота о максимальной доступности ветхозаветного текста чувству и сознанию православных христиан.

б) ПЕРЕСТАНОВКА БОГОСЛУЖЕБНЫХ ТЕКСТОВ
Богослужебные тексты из Священного Писания.

Уставной порядок чтения за богослужением текстов из Священного Писания, принятый во многих Поместных Церквах, предусматривает а) прочтение полностью в течение годичного богослужебного круга Четвероевангелия, Деяний, соборных и Павловых посланий, б) прочтение в течение седмичного богослужебного круга (за исключением недели Пасхи) всей Псалтири единожды, а в Великом Посту дважды; в) строгое соответствие по содержанию и по идее (или хотя бы по идее) воспоминаемому событию или чествуемому священному лицуь евангельских зачал и богослужебных текстов из Деяний и апостольских Посланий, а также текстов ветхозаветных (паремийных).

Существующий порядок чтения за богослужением текстов из Четвероевангелия, Деяний и апостольских Посланий в общем соответствует означенному принципу и не нуждается в существенных изменениях.

Однако из числа всех праздников в честь Богородицы только Благовещение и Собор Пресвятой Богородицы имеют особые, к этим дням относящиеся евангельские чтения на литургии, а во все остальные богородичные праздники на литургии читается всегда одно евангелие, В то же время имеются другие места в Евангелии, также относящиеся к прославлению Богоматери, которые можно было бы использовать. Поэтому можно было бы читать:

в праздник Успения Богоматери - евангелие от Иоанна (XIX, 25-27; XXI, 24-25) об усыновлении Иоанна Богослова Божией Матери (идея: усыновление Богоматери в лице Иоанна всех христиан, оправдывающее Её материнскую заботу о людях);


 

в праздник Покрова Вожией Матери - евангелие от Иоанна (П, 1-12) о браке в Кане Галилейской (идея: Господь внемлет просьбе Матери Своей, ходатайствующей о людях);

в прочие праздники, посвященные прославлению Матери Божией, - евангелие от Луки (X, 38-42; XI, 27-28), ныне читаемое, или же от Луки: 1, 39-55.

В связи с тем, что в настоящее время вечерняя литургия Великой Субботы совершается не в положенное Уставом время, а в первой половине дня., можно считать допустимым чтение евангелия о воскресении Господа (зач. 115 от Матфея) перед началом Пасхальной Заутрени.

Воскресные евангельские чтения на литургии соответствуют прославлению Господа Иисуса Христа как Сына Божия, БожественногоУчителя, Чудотворца, Победителя смерти и ада. Однако среди них встречаются параллельные евангельские чтения, а именно:

воскресное евангелие недели 5-той (Мф. УШ, 28-1Х, 1) и недели 23-ей (Лук. УШ, 26-39), об' исцелении бесноватых;

воскресное евангелие недели 6-той об исцелении расслабленного (Мф. IX, 1-8) и недели второй Великого Поста (Марк. П, 1-12);

воскресное евангелие недели 10-той (Мф. ХУП, 14-23), об исцелении бесноватого отрока, и недели четвертой Великого Поста (Марк. IX, 17-31);

воскресное евангелие недели 12-той (Мф. XIX, 16-26), о богатом юноше, и недели 3О-той (Лук. ХУШ, 18-27).

Дабы избежать этих повторений и расширить содержание воскресных евангельских чтений на литургии, желательно:

воскресное евангельское чтение недели 5-той (Мф. УШ, 28-1Х, 1), об исцелении бесноватых, в субботнее евангельское чтение седмицы третьей по Пятидесятнице (Мф. УП, 24-УШ,1), об исполнении воли Отца Небесного, переставить одно на место другого, причём это новое евангельское чтение недели 5-той начинать не со стиха 24-го главы УП от Матфея, как указано для субботы седмицы третьей, а со стиха 21 и заканчивать 29 стихом; апостольское чтение этой субботы (Рим. Ш, 28-IV)3) оставить на своём месте, апостольские же чтения недели 5-той (Рим. X,1-10) и понедельника седмицы 5-той (Рим. ХП, 4-5, 15-21) переставить одно на место другого;

воскресное евангельское чтение недели 10-той, об исцелении бесноватого отрока (Мф. ХУП, 14-23), и евангельское чтение среды седмицы 9-той (Мф. XX, 1-16), о работниках в винограднике, переставить одно на место другого, соответственно переставив и апостольские чтения этих дней;


 

воскресное евангелие недели ЗО-той (Лук. ХУШ, 18-27), повторяющее евангелие недели 12-той, и евангельское чтение четверга седмицы 22-й (Лук. IX, 49-56) переставить одно на место другого.

Для лучшего соответствия евангельских чтений на литургии по воскресным дням Святого Великого Поста, желательно заменить евангельский текст первого, второго и четвертого воскресений Великого Поста, а именно:

вместо зачала 5-того от Иоанна (1, 43-56), о призвании Филиппа и Нафанаила, читать в воскресенье первое Великого Поста зачало 75 от Матфея (ХУШ, 10-20), о власти, данной Господом Своей Церкви, зачало же 5 от Иоанна оставить для дня памяти апостола Филиппа 14 ноября, а также читать его и в день памяти апостола Нафанаила 25 августа;

евангельское чтение недели второй Великого Поста (Марк. П, 1-12), повторяющее содержание евангелия недели 6-той, объединить с зачалом 9-тым евангелия от Марка (П, 18-22), читаемым в пятницу седмицы 12, а вместо него в воскресенье второе Великого Поста читать зачало 10-тое от Иоанна (Ш, 16-21): "Такс возлюби Бог мир...";

евангельское чтение четвертого воскресенья Великого Поста, об исцелении бесноватого отрока (Марк. IX, 17-31) объединить с зачалом 44-тым от Марка (X, 11-16), а вместо него в воскресенье четвертое Великого Поста читать зачало 24 от Иоанна (VI, 56-69) о Хлебе, сходящем с небес.

В Великий Четверг вспоминается умовение Господом ног Своим ученикам, установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере, молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Господа на страдания и смерть. В Великий Пяток на вечерне вспоминается снятие со Креста пречистого Тела Господа Иисуса Христа. Евангельские чтения в Великий Четверг на литургии и в Великий Пяток на вечерне, охватывая события, предшествующие воспоминаемым, и таким образом повторяя уже читанное в евангельских зачалах предыдущих дней Страстной седмицы, являются излишне пространными. Поэтому надлежит:

в Великий Четверток на литургии читать евангелие: Иоан. ХШ, 1-17; Лук. ХХП, 15-39 или Лук. ХХП, 1-39 (если умовение ног совершается), а на утрени в этот день - евангелие от Матфея: XXVI, 17-30, об установлении Евхаристии;
в Великий Пяток на вечерне читать евангелие: Иоан. XIX,38-42.

Паремийные чтения удовлетворяют запросам верующего ума и в общем соответствуют воспоминаемым событиям, но некоторые изменения и здесь возможны. Поэтому желательно:

а) в праздники, посвященные прославлению икон Богородицы читать:

Бытие, Ш, 14-15 ("Вражду положу между тобою и между женою...");
Числ., ХУП, 16-26 (Жезл Ааронов прозябший);
Даниил, П, 26-46 (Гора, от которой оторвался камень);

или: Числ., ХУП, 16-26 (Жезл Ааронов прозябший);
П Царств, 1, 1-12 (Перенесение ковчега - поражение Озы);
Судей, VI, 12, 36-40 (Руно орошенное);

б) в дни празднования памяти святителей, кои именуются Учителями Вселенскими, читать паремии новозаветные:
1 Иоанн. Ш, 21-24; 1 Иоан. V, 1-6; 1 Петр. Ш, 12-18;

в) в дни празднования памяти преподобных читать:
или ныне читаемые,
или: Исаия, XXVI, 2-9;

Малах. Ш, 16 - IV, 1-2 (последний стих закончить словами: "и исцеление в лучах его");
Притч. ХП, 22-26, 28;

г) в Великий Пяток на вечерне, вместо ныне читаемой паремии, содержащей неканоническое добавление к книге Иова, читать Иова 42 гл., ст. 7-9.

В приходских храмах, где прочтение всей Псалтири в течение одной седмицы почти неосуществимо, желательно сокращение объёма этих чтений. При сокращении однако Псалтирь полностью должна прочитываться в течение какого-то времени, большего, чем одна седмица.


Страница сгенерирована за 0.05 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.