Поиск авторов по алфавиту

В. Символические тексты в Православной Церкви.

а) ОСНОВНЫЕ ТЕКСТЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ;
б) ТЕКСТЫ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ВАЖНОСТИ;

г) РЕДАКТИРОВАНИЕ И ИЗДАНИЕ ЕДИНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ

Точное распределение символических текстов на три категории-авторитетные, относительно авторитетные и имеющие вспомогательный авторитет, как предлагает программа Предсобора, является чрезмерной систематизацией, несвойственной Православию.

Само понятие "авторитетности" в Православии нуждается в уяснении. Несомненно авторитетно Священное Писание, но к нему неприменимо выражение "символический текст". Бесспорно авторитетны догматические определения семи Вселенских соборов и утвержденный ими Никео-Константинопольский Символ Веры, так же как и определения, касающиеся догматов веры, поместных соборов, перечисленных во втором правиле Трульского собора. Авторитетность Вселенских Соборов иная, чем Св.Писания, ибо Богопросвещенные решения их не есть само Откровение, но его богословское истолкование. Поэтому они не могут отменяться, но могут пополняться и уточняться последующими Вселенскими Соборами. Неизменен только Никео-Константинопольскии Символ. В силу соборных решений он не может быть пополнен или изменен. Это единственный Символ, признанный Православной Кафолической Церковью.

Так называемые "апостольский" и, тем более "афанасиевский символы, как поместные по происхождению и неизвестные Вселенским Соборам, не могут рассматриваться как авторитетные тексты, а только, как исторические символические памятники.

К решениям Вселенских Соборов следует приравнять по авторитетности постановления Константинопольского собора 879-880 г.,при папе Иоанне УШ и патриархе Фотии о неизменяемости текста Символа Веры и о каноническом разграничении римского и других патриархов. Это был последний собор, объединивший Восток и Запад, и он имеет основания быть провозглашенным Восьмым Вселенским.

Подобными по авторитетности Вселенским соборам должны быть признаны постановления соборов 1341, 1347 годов о действиях Божиих, о благодати и Божественном Свете, и исповедание Веры св.Григория Паламы на соборе 1351 г. Общецерковным авторитетным символическим текстом является также Исповедание Веры св.Марка Ефесского на Флорентийском соборе. Авторитетными символическими текстами глубоко догматического значения являются евхаристические каноны литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста и, в меньшей степени, церковные песнопения.

Не могут считаться авторитетными символическими текстами исповедания веры и патриаршие послания после византийского периода, как поместные по происхождению, невысокие по богословскому уровню, открывающиеся иногда от святоотеческого и литургического предания и носящие на себе следы инославных влияний. Это относится и к Исповеданиям Веры Петра Могилы и Патриарха Досифея; их не следует именовать чуждым православному сознанию выражением "символические книги". Они сохраняют свое значение, как памятники, свидетельствующие о постоянстве в основном богословского самосознания в истории Церкви. Авторитет их второстепенный и вспомогательный и учение их должно проверяться бесспорно авторитетными символическими текстами.

Православная Кафолическая Церковь обладает и в наши дни полнотою благодати, и потому составление и издание единого исповедания православной веры принципиально возможно. Однако, Православной Церкви не свойственно все определять и систематизировать и выносить догматические постановления без необходимости. Современные уклонения от христианской истины столь многочисленны и разнообразны, что выразить отношение Православной Церкви к ним в едином Исповедании было бы крайне трудно. К тому же поспешное составление нового Исповедания может послужить поводом к соблазну.
Можно также опасаться, что составление нового православного исповедания, действительно достойного своего имени, окажется православным богословам в настоящее время не по силам, тем более, что для творческого синтеза святоотеческого учения, каким должно быть новое православное исповедание, время еще не пришло. Конечно, Дух Святой предохранит его составителей от ошибок против веры, но в Церкви есть и человеческая сторона и она выявится при составлении исповедания. Можно опасаться, что через немного лет оно будет восприниматься, как неудовлетворительное. Это не помешает ему, раз оно получит соборное утверждение, тяготеть, подобно исповеданиям ХУП в., над православным богословием.

Для составления единого православного исповедания время еще не настало.


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.