Поиск авторов по алфавиту

Б. Источники Божественного Откровения

а) СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

1) БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Богодухновенность Священного Писания есть следствие Богодухновенности самих священных писателей. Богодухновенность выразилась в том, что священные писатели воспринимали Божественное Откровение, усвояли его и передавали другим, будучи руководимы Духом Святым. Отсюда Священное Писание (записанное лично богодухновенными людьми или, непосредственно с их слов, другими лицами), как один из способов богодухновенной передачи Божественного Откровения, является не простым человеческим произведением, а Словом Божиим.

Уже в Ветхом Завете ясно выражается мысль о действии Духа Божия в пророках и других провозвестниках Откровения (Исх.1У,12;2 Цар.ХХШ, 2; 1с. П,1; Иез.1,3; VI, 1 и др.; Мих.1,1 и мн.др.). Это же подтверждается и в Новом Завете (Мф.Х, 19-20; ХХП,43; Мрк.ХП,36; Лук. XXI,15; Иоан.XIV,16-18,26; Деян.1,6; Ш,18,21; IV, IV,25; 1 Петр. 1,11; 2 Петр. 1, 21; 1 Кор. П, 12-13; 2 Тим. Ш, 16; Евр. Ш,7; X,15 и др.).

Св. Климент РИМСКИЙ (Epist 1 ad Corinth с. VIII, с XIII, С. XVI)*\ СВ. Игнатий Богоносец (Аd Маgnеs. еpist. с. 8), СВ. Иустин (Ароlоg. 1.n. 31,33,35.39.40,41.42,44.51,53), св.Феофил АНТИОХИЙСКИЙ (Аd Аutol.lib. I. с,14; lib.II.с.10; lib.III.c.23) и Афинагор (Ароlоg. с.9) в своих сочинениях говорят лишь о самом главном в вопросе о богодухновенности, а именно о том, что священные писатели действительно были вдохновляемы Духом Святым и что их писания являются Словом Божиим. Но уже св.Ириной Лионский (Соntr. haeres,lib.II. с.28. n.2, lib. III. с.6. n.1.h.1, с.7. n.2, c.16.n.1) и Тертуллиан (Ароlоg. с.18; Dе рrаеscript.haeret. с.8.22; Dе ехhortat. castit. с.3.4),уча С твердостью И ЯСНОСТЬЮ о богодухновенности как пророков, так и апостолов, отличают в речи их то, что в ней было человеческого и относящегося к личным и случайным особенностям. В трудах же свв. отцов и учителей Церкви IV века со всей решительностью утверждается не *) Минь, по еп.Сильвестру, Опыт прав.догмат.богосл., Киев, 1892, стр.294 и сл. Оттуда же и дальнейшие ссылки на святоот. труды.

Не только богодухновенность Свящ. Писания, но и то, что священные писатели принимали откровения Святого Духа не слепо, не механически, а сознательно, усвояли их сами как существа разумные и свободные, и передавали эти уже осознанные ими и усвоенные богооткровенные истины другим. Так св.Василий Великий, сказав о чистоте души пророков, способной отражать в себе Духа Божия, замечает: "некоторые говорят, что они (пророки) пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но ... сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал кого-либо подобным лишённому разума и Дух ведения лишал разумности... Дух не производит в душах омрачения, а напротив того, возбуждает ум, очищаемый от греховных скверн, к созерцанию мысленного" (Соmment.in Isaiam. n. 3. n. 5. со1. 121. 124. 125).
Точно также и св.Епифаний Кипрский утверждает, что пророки при действии на них Святого Духа "сохраняли совершенно здоровую мысль, а также способность к научению и рассуждению" (Аdv.haeres. lib. II. t. 1. hаеrеs. 48. n.З). Св.Иоанн Златоуст, говоря об известной доле личного участия со стороны самих священных писателей при написании богодухновенных произведений допускает у каждого из евангелистов личные особенности, вызвавшие у них при изложении евангельских повествований некоторые несогласия во второстепенных и незначительных вопросах, что, по его мнению, нисколько не умаляет значения евангельского повествования, но, напротив, служит несомненным признаком истинности его. "Ибо если бы они (евангелисты) - говорит он - "были во всём до точности согласны и относительно времени и относительно мест и относительно самых слов, то никто из врагов не мог бы поверить, чтобы они писали, не сошедшись и не согласившись взаимно между собою...
Поэтому-то разности, относящиеся к местам ли или временам, ничуть не вредят истине их повествования... В главнейшем же, в том, что касается жизни нашей и что относится к сущности проповеди, никто из них (евангелистов) ни в чём в самом малейшем не расходится Друг С Другом (In Matth. homil. 1. n.2. Ibid. t.VII.р.56).

Таким же образом рассуждали о богодухновенности священных писателей и их произведений блаженный Августин (Dе соnsens. еvang. lib. I. с.2. n.4, lib.II. с.12. n.27), блаж. Иероним (Рrooem. Соmment. in Isaiam. Comment.in Galat. lib. 1. сар.З. v. 1. 15. Comment. in ер. Ерhes.lib.II. с.З. v.1-4. lib. III. c.5 v.3.4)и другие.
Обобщая высказывания о богодухновенности Свящ. Писания всех упомянутых свв. отцов и учителей, можно сделать вывод, что уже с первых веков существования Церкви Священное Писание рассматривалось как плод действительного и положительного наития на богоизбранных мужей Святого Духа, руководившего их мыслями и сообщавшего им Божественные истины. Это было общецерковным верованием, которое нашло себе выражение в определении Второго Вселенского Собора: "Верую... и в Духа Святаго... глаголавшего пророки", а в конце УП века было высказано св. Иоанном Дамаскиным в словах: "закон и пророки, евангелисты и апостолы ... вещали Духом Святым" Dе fid. оrthodox. lib.IV. c.17). И это вещание Духом Святым, по мысли свв. отцов и учителей, не было одним исключительным делом Божиим, но в нём была и некоторая несомненная доля личного участия самих провозвестников Божественного Откровения. Начало божественное и начало человеческое здесь гармонически сочеталось, причём последнее не только не было угнетено первым, но, напротив, от действия божественного начала оно возвысилось, просветлело и развилось до степени прозрения божественных истин.

Такое представление о богодухновенности совершенно согласно с природой человека и соответствует цели Откровения. Человек, будучи существом свободным, сознательно воспринимает Божественное Откровение, а не механически. По закону своей природы он не может усвоить того, что происходит без его участия, без его нравственного посредства. И Откровение производит на него оживляющее, благотворное влияние лишь тогда, когда воспринимается им сознательно.

Ни один из пророков, описывая свое вдохновенное состояние, не говорит о потере личного чувства и разума. Апостолы же ясно выражают своё самостоятельное и свободное отношение к воздействию Святого Духа, когда утверждают соборное определение словами: "Изволися Духу Святому и нам" (Деян. XV,28). Об этом же свидетельствуют и следующие места Свящ. Писания: Лук. 1,3; 2 Иоан. 1,12; 3 Иоан.1,13; Рим. XV, 15; 1 Кор.УП.б).

"Как в деле спасения,- говорит П.Лепорский, - ни благодать ничего не производит без участия свободы, ни свобода без благодати, так точно и в деле возвещения Откровения всё исходит от Бога и вместе с тем во всём проявляется свободная деятельность самого человека" (Прав.Богосл.Энциклопедия А.П.Лопухина: Боговдохновенность). Поэтому строго разграничить область действия начала божественного и начала человеческого в Священном Писании не представляется возможным. Эти два начала выступают в Свящ.Писании не равномерно: то проявляется преимущественно начало божественное, а человек только усваивает открываемые ему истины и передаёт другим, то сильнее выступает самодеятельность человека, а Бог лишь направляет эту самодеятельность и вспомоществует ей.

Взаимодействие божественного и человеческого элементов в процессе богодухновенности проявилось не только в самом содержании священных книг, но и во внешней их форме, а также и в побуждениях к их написанию. На священных книгах отразились личные особенности каждого из священных писателей: склад их ума, степень образования, способ изложения.

Участие свободной человеческой деятельности в написании священных книг привнесло в них, наряду с печатью личных особенностей каждого из священных писателей: мысли и чувства человеческие (например, 1 Тим. V,23; 2 Тим. IV,13), неточности (исторические, хронологические, топографические), различие в изложении подробностей. Так, например, в 9 стихе 27 главы евангелия от Матфея приводятся слова пророчества, о которых говорится, что они принадлежат пророку Иеремии, в то время, как это слова пророка Захарии.

Но подобные несовершенства относятся к вопросам второстепенным и не противоречат богодухновенности Свящ.Писания. Произведения священных писателей совершенны настолько, насколько это нужно для целей домостроительства спасения людей.

Какие же именно книги Священного Писания богодухновенны? Хотя Апостол и называет "всё писание" богодухновенным, но не даёт указаний, из каких книг оно состоит.

Внешних признаков, по которым можно было бы определить богодухновенность той или другой священной книги, нет. Считать, что только апостольское или пророческое происхождение священной книги является гарантией её богодухновенности, нельзя, ибо не все священные писатели были апостолами или пророками (евангелисты Марк и Лука - ученики апостолов; нет определенно точных указаний, что послание к Евреям написано апостолом); научные изыскания относительно авторства священных книг не могут быть решающим фактором в вопросе об их богодухновенности. Равным образом и по одни лишь внутренним своим признакам та или иная священная книга с достаточной степенью достоверности не может быть отнесена к числу книг богодухновенных, ибо все эти признаки (высокое достоинство содержания книги, несравнимое превосходство её силы и духа сравнительно с другими произведениями и т.п.) слишком субъективны и не определяют точно, какие из священных книг и что именно в них надлежит признать богодухновенным.

Единственным критерием в решении вопроса о том, какие именно священные книги богодухновенны, является церковное предание.

Согласно этому преданию в канон богодухновенных книг входят следующие книги Ветхого Завета: 1) Бытие, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей Израилевых, 8) Книга Руфь, 9) Первая книга Царств, 10) Вторая книга Царств, II) Третья книга Царств, 12) Четвертая книга Царств, 13) Первая книга Паралипоменон, 14) Вторая книга Паралипоменон, 15) Первая книга Ездры, 16) Книга Неемии, 17) Книга Есфирь, 18) Книга Иова, 19) Псалтирь, 20) Притчи Соломоновы, 21) Екклезиаст, 22) Песнь Песней, 23) Книга пророка Исаии, 24) Книга пророка Иеремии, 25) Плач Иеремии, 26) Книга пророка Иезекииля, 27) Книга пророка Даниила, 23) Книга пророка Осии, 29) Книга пророка Иоиля, 30) Книга пророка Амоса, 31) Книга пророка Авдия, 32) Книга пророка Ионы, 33) Книга пророка Михея, 34) Книга пророка Наума, 35) Книга пророка Аввакума, 36) Книга пророка Софонии, 37) Книга пророка Аггея, 38) Книга пророка Захарии, 39) Книга пророка Малахии.

Итак, всех канонических ветхозаветных книг 39.
В канон богодухновенных книг входят следующие книги Нового Завета: 1) Евангелие от Матфея, 2) Евангелие от Марка, 3) Евангелие от Луки, 4) Евангелие от Иоанна, 5) Деяния святых Апостол, 6) Послание Иакова, 7) Первое послание Петра, 8) Второе послание Петра, 9) Первое послание Иоанна, 10) Второе послание Иоанна, II) Третье послание Иоанна, 12) Послание Иуды, 13) Послание к Римлянам, 14) Первое послание к Коринфянам, 15) Второе послание к Коринфянам, 16) Послание к Галатам, 17) Послание к Ефесянам, 18) Послание к Филиппийцам, 19) Послание к Колоссянам, 20) Первое послание к Фессалоникийцам, 21) Второе послание к Фессалони-кийцам, 22) Первое послание к Тимофею, 23) Второе послание к Тимофею, 24) Послание к Титу, 25) Послание к Филимону, 26) Послание к Евреям, 27) Откровение Иоанна Богослова.

Наряду с богодухновенными книгами Ветхого Завета в Библии обычно помещаются и следующие ветхозаветные книги, не вошедшие в канон: 1) Вторая книга Ездры, 2) Книга Товита, 3) Книга Иудифь,4) Книга Премудрости Соломона, 5) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 6) Послание Иеремии, 7) Книга пророка Варуха, 8) Первая книга Маккавейская, 9) Вторая книга Маккавейская, 10) Третья книга Маккавейская, II) Третья книга Ездры.

Неканоническими считаются и следующие места из ветхозаветных богодухновенных книг: 1) молитва Манассии в конце второй книги Паралипоменон, 2) места, не разделённые на стихи в греческих кодексах и в славянском переводе, в книге Есфирь, 3) песнь трёх отроков в З-ей главе Книги пророка Даниила, 4) История о Сусанне в 13 главе Книги пророка Даниила, 5) история о Виле и змие в 14 главе той же книги, 6) псалом, помещаемый после псалма 150-го.

Включая в состав Библии означенные неканонические книги и неканонические места богодухновенных книг, Православная Кафолическая Церковь подчеркивает их значение и полезность для всех христиан (особенно для оглашенных), хотя и не считает их в равном авторитете с книгами каноническими. Они нередко цитируются свв. отцами, причём именуются "святым писанием". Избранные места из них в древней Церкви читались за богослужением (особенно на паремиях).

По мнению некоторых православных богословов и неканонические
книги в известной степени отмечены печатью богодухновенности. В обоснование этого мнения приводится следующее рассуждение. Вся Библия есть Слово Божие, однако мы различаем в ней отдельные части по степени значения их для дела нашего спасения. Так евангелия для нас имеют иное значение, чем, например, книги Руфь или Иисуса Навина. Так же различаются по степени богодухновенности книги канонические и неканонические. И это различение допустимо, так какбогодухновенность конкретна и может быть больше или меньше, ибо подаётся применительно к человеческой немощи. Поэтому и неканонические книги содержат Слово Божие, но авторитет их меньше авторитета книг канонических.

Основные положения по теме:
"Богодухновенность Священного
П и с а н и я"

Богооткровенные истины выражены в Священном Писании богоизбранными людьми по наитию Святого Духа, руководившего их мыслями и сообщавшего им эти истины. Священное Писание является не простым человеческим произведением, а Словом Божиим, возвещающим несомненную истину в её многообразном историческом выражении.

Священные писатели воспринимали Божественное Откровение не механически, а свободно и сознательно, усвояли его сами и передадавали другим. При этом духовные способности человека не подавлялись, но под действием начала божественного развивались и просветлялись.

Божественное начало и деятельность человека выступают в Священном Писании не равномерно: то проявляется преимущественно начало божественное, а человек только усваивает и передаёт другим открываемые ему истины, то сильнее выражается деятельность человека, а Бог направляет эту деятельность и вспомоществует ей.

В деле возвещения Откровения всё исходило от Бога и вместе с тем во всём проявлялась свободная деятельность самого человека, а поэтому строго разграничить область божественного воздействия и область человеческой деятельности в Священном Писании не представляется возможным.

Взаимодействие начала божественного и человеческой деятельности проявилось не только в самом содержании священных книг, но и во внешнем их выражении, а также в побуждениях к их написанию.

На священных книгах отразились личные особенности каждого из священных писателей.

Участие свободной человеческой деятельности в написании священных книг привнесло в них личные мысли и чувства писателей, неточности (исторические, хронологические, топографические), различия в изложении подробностей.

Означенные несовершенства относятся к вопросам второстепенным и не противоречат богодухновенности Священного Писания. Произведения священных писателей совершенны настолько, насколько это нужно для целей домостроительства спасения людей.

Единственным критерием в решении вопроса о том, какие именно священные книги богодухновенны, является церковное предание.

Согласно церковному преданию в канон священных богодухновенных книг входят:

к н и г и в е т х о з а в е т н ы е: 1) Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей Израилевых, 8) Книга Руфь, 9) Первая книга Царств, 10) Вторая книга Царств, II) Третья книга Царств, 12) Четвёртая книга Царств, 13) Первая книга Паралипоменон, 14) Вторая книга Паралипоменон (за исключением молитвы Манассии), 15) Первая книга Ездры, 16) Книга Неемии, 17) Книга Есфирь (за исключением мест, не разделенных на стихи в греческих кодексах и в славянском переводе), 18) Книга Иова, 19) Псалтирь (за исключением псалма, помещаемого после псалма 150-го), 20) Притчи Соломоновы, 21) Екклезиаст, 22) Песнь Песней, 23) Книга пророка Исаии, 24) Книга пророка Иеремии, 25) Плач Иеремии, 26) Книга пророка Иезекииля, 27) Книга пророка Даниила (за исключением истории о Сусанне в 13-ой главе и истории о Виле и змие в 14-ой главе), 28) Книга пророка Осии, 29) Книга пророка Иоиля, 30) Книга пророка Амоса, 31) Книга пророка Авдия, 32) Книга пророка Ионы, 33) Книга пророка Михея, 34) Книга пророка Наума, 35) Книга пророка Аввакума, 36) Книга пророка Софонии, 37) Книга пророка Аггея, 38) Книга пророка Захарии, 39) Книга пророка Малахии;

к н и г и н о в о з а в е т н ы е: 1) Евангелие от Матфея,2) Евангелие от Марка, 3) Евангелие от Луки, 4) Евангелие от Иоанна, 5) Деяния святых Апостол, 6) Соборное послание Апостола Иакова, 7) Первое соборное послание Апостола Петра, 8) Второе соборное послание Апостола Петра, 9) Первое соборное послание Апостола Иоанна, 10) Второе соборное послание Апостола Иоанна, II) Третье соборное послание Апостола Иоанна, 12) Соборное послание Апостола Иуды, послания Апостола Павла: 13) к Римлянам, 14) к Коринфянам первое, 15) к Коринфянам второе, 16) к Галатам, 17) к Ефесянам, 18) к Филиппийцам, 19) к Колоссянам, 20) к Фессалоникийцам первое, 21) к Фессалоникийцам второе, 22)к Тимофею первое, 23) к Тимофею второе, 24) к Титу, 25) к Филимону, 26) к Евреям, 27) Откровение Иоанна Богослова.

Книгами неканоническими и, менее авторитетными, нежели канонические, но причастными богодухновенности, являются: 1) Вторая
книга Ездры, 2) Книга Товита, 3) Книга Иудифь, 4) Книга Премудрости Соломона, 5) Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, 6) Послания Иеремии, 7) Книга пророка Варуха, 8) Первая книга Маккавейская, 9) Вторая книга Маккавейская, 10) Третья книга Маккавейская, II) Третья книга Ездры, а также исключаемые из ветхозаветных канонических книг фрагменты, указанные в предыдущем положении.

2) ЗНАЧЕНИЕ КНИГ ВЕТХОГО ЗАВЕТА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Значение книг Священного Писания Ветхого Завета в Православной Церкви основывается на внутреннем единстве Ветхого и Нового Завета.

В книгах Ветхого Завета содержатся богооткровенные истины о Боге, о Его свойствах и действиях, о мире и человеке, возвещаются мессианские пророчества, излагается нравственный закон, а также ветхозаветная история. Православная Церковь воспринимает содержание книг Ветхого Завета в свете Новозаветного Евангельского учения, основываясь на словах Господа: "Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне" (Ин. 5, 39).

Значение книг Ветхого Завета утверждаются словами Господа: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф. 5, 17).

3) НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ТЕКСТА НОВОГО ЗАВЕТА

Вопрос о научном издании так называемого "византийского" текста Нового Завета должен быть изучен православными богословами и обсужден на всеправославном богословском конгрессе, который и передаст результаты этой работы на всеправославное церковное утверждение.

б) СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ
(ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО СУЩНОСТИ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ)

1. Божественное Откровение, составляющее неизменную в существе своем и непреходящую основу веры (т.е. веро-и-нравоучения) и устройства Церкви, передавалось первоначально путем устной проповеди, повелений и примеров для подражания (Мф. 28, 19-20; Лук. 22, 17-20; Иоан. 17,8; 2 Сол. 2, 15; 1 Кор. II, 34).

2. Священное Предание - это Божественное Откровение, пребывающее в Церкви в записанном и незаписанном видах и содержащее исповедуемые всеми, повсюду и всегда истины веры и основы церковного устройства.

3. Богодухновенное Священное Писание есть наиболее неизменно, - особенным устроением Духа Божия, - упроченный вид Предания.

4. Священное Предание является достоянием Церкви, и только она может дать должное истолкование истинам веры, в нем заключенным. Это осуществляется на соборах, получивших признание всей Церкви.

5. От Священного Предания следует отличать те виды предания, которые касаются особенностей церковного устройства, зависящих от условий времени и места.


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.