Поиск авторов по алфавиту

Г. Приведение церковной дисциплины о постах в соответствие с требованиями современности.

Пост есть сугубое воздержание христианина, простирающееся на душу и тело со всеми их силами и чувствами.

Пост, как имеющий Божественное установление (Мф. IV, 2; Мф. VI, 16,18; IX, 14,15,17,21; Лк. V, 35), всегда признавался в Церкви необходимым для духовного совершенствования последователей Христовых. Так учили о значении поста св. Игнатий Богоносец, св. Ипполит, св. Амвросий Медиоланский, св. Василий Великий св. Григорий Нисский, блаженный Иероним и др. О поста говорят правила Апостольские (64, 69).

Воздержание в пище, в количестве и в виде пищи, - это не цель, это только средство, одна сторона поста не главная; телесный пост без духовного совершенно недостаточен.

Об отношении Православной Церкви к дисциплине поста сказано в 69 Апостольском правиле: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтен, или певец не постится во Святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен".

В толковании на это правило Феодор Вальсамон пишет: "Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный перед Пасхой, ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и об них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как-то в пост святых Апостолов, Успения Святой Богородицы и Рождества Христова, не подвергаемся за сие стыду".

Здесь ясно показана разница между обязательным и допустимым. Соблюдение Великого поста, среды и пятницы имеет каноническое обоснование. Все же остальные посты имеют обоснование не в канонах, а в типиконе и только со временем стали иметь общецерковную практику.

Православная Церковь в настоящее время имеет следующие
посты:

1. Великий пост, состоящий из Четыредесятницы и недели св. Страстей - 48 дней.

П. Рождественский пост (Филиппов) - 40 дней.

Ш. Петров пост (Апостольский) - от 10 дней до 40, в зависимости от времени празднования Пасхи.

IV. Успенский пост (Богородичный) - 14 дней.

Кроме указанных постов имеются однодневные посты: среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок (от 25 декабря до 5 января) Крещенский сочельнику день Усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа) и день Воздвижения Креста Господня (14 сентября). В общей сложности из 365 дней года постных дней бывает более половины. В 35 главе Типикона понедельник приравнивается к постным дням, но мы понедельник не включаем в число общеобязательных постных дней года, т.к. об этом ничего не говорится в церковных правилах.

Истинный и богоугодный пост должен быть соразмерен силам и возможностям христиан. 69 Апостольское правило разрешает послабление поста для больных. Св. ЦЕРКОВЬ всегда была рассудительна в вопросе о посте и не налагала бремени, которое было бы непосильно человеческому организму.

Постепенно различные постановления о постах, которые возникали с разной практикой в поместных церквах, стали общепринятыми сначала в монашеской жизни, а потом перешли в практику для всех членов Церкви.

В настоящее время поднимается вопрос о приведении церковной дисциплины о постах в соответствии с требованиями современности, т.к. многие члены Церкви не могут исполнять все установления о постах.

Рассматривая практику соблюдения постов в Церкви первых веков, мы считаем, что возвращение к прежней дисциплине соблюдения поста может удовлетворить требованиям современности.

При этом мы считаем нужным из общей массы верующих выделить монахов, обязанных особой строгости жизни. Для монахов дисциплина о постах остается без изменения.

Для немонашествующих нужно оставить пост в таком виде, в каком он был в древней Церкви, т.е. выделить особое значение Великого поста, а также среды и пятницы в отличие от других постов, которые должны быть ослаблены.

1. Великий пост.

Это древний, общеобязательный и самый строгий пост. Великий пост должен быть сохранен по каноническому авторитету и значению в своей традиционной продолжительности.

Учитывая древнейшую практику, в субботу и в воскресенье, в течение всей Четыредесятницы, должно быть ослабление поста, согласно 64 Апостольскому правилу: "Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу кроме единыя только (Великой Субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен".

Страстная седмица должна сопровождаться строгим постом. От Пасхи до отдания праздника не должно быть поста в среду и пятницу. Также как и Святки, весь пасхальный период должен быть вне поста, согласно практике древней Церкви (см. Пандекты Никона Черногорца, ел. 57).

П. Рождественский (Филиппов) пост.

В древней Церкви он был известен как трехдневный пост перед великими праздниками Рождества Христова и Богоявления, потом, после отделения празднования Богоявления, рождественский пост был пятидневным, недельным, двухнедельным и даже сорокадневным. Теперь Рождественский пост в монастырях должен быть сохранен с прежней продолжительностью. Для немонашествующих - ослабленным с исключением поста в субботу и воскресенье, но с сохранением строгого поста в дни предпразднства (от 20 декабря до 25).

Ш. Апостольский (Петров) пост.

Апостольские постановления точно обозначают семидневную продолжительность этого поста. По свидетельству Вальсамона, монахи этот пост содержали с недели Всех Святых до праздника св. апостолов Петра и Павла.

В настоящее время монахи должны сохранить его полностью. Немонашествующие постятся в его последнюю неделю.

IV. Успенский (Богородичен) пост.

По свидетельству Никона Черногорца, некоторые христиане постились с 1 августа до праздника Успения, разрешая пост в праздник Преображения. По другим свидетельствам истории - успенский пост начинался после Преображения.

Теперь Успенский пост должен быть сохранен с прежней продолжительностью, но с ослаблением в субботу и с отменой в воскресенье и в день Преображения Господня.

1) Мансветов И. "О постах Православной Вост. Церкви". М., 1887, с.4.

2) Мансветов. Цит. соч., стр. 59.

3) Там же, с. 84.


 

Великие и храмовые праздники (кроме Воздвижения Креста Господня) отменяют пост, если они по календарю выпадают в постные дни.

По установившейся практике считать возможным вкушение рыбы во все постные дни, кроме дней особо строгого поста.

Св. Церковь благословляет епископам по мере надобности ослаблять и регулировать телесное воздержание своих пасомых в зависимости от необходимости и условий того или иного церковного округа.

Итак, учитывая требования современности, мы предлагаем приблизиться к практике, освященной древней Церковью. Это во многом облегчит пост и в то же время не нарушит церковных отеческих преданий. Монахам же, добровольно избравшим постническое житие, и всем желающим членам св. Церкви - все посты оставляются в их традиционном виде. Св. Церковь похваляет их подвиг и ревность о спасении.

Св. Церковь одобряет благочестивое усердие тех верных чад своих, которые соблюдают особенно строгое воздержание в дни первой седмицы Великого поста, Крестопоклонной седмицы, ради поклонения Честному Кресту Христову и в дни спасительных страстей Господних.

При этом необходимо всем чадам Св. Церкви помнить наставление апостола Павла: "Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его" (Рим. XIV, 3).


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.