Поиск авторов по алфавиту

А. Кодификация священных канонов и канонических порядков, подлежащих утверждению Вселенским Собором.

(Преамбула)

Канонические правила свв. Апостолов, Вселенских и Поместных
Соборов и свв. Отцов Церкви, заключенные в церковно-юридические сборники, во всём своём объёме всегда будут сохранять значение исторического документа великой важности, отображающего жизнь древней Церкви, и являться источником церковного законодательства Приводя в систему канонические правила, слагая их в церковный кодекс, предназначенный быть как нравственной, так и юридической нормой внешней жизни членов Церкви Христовой в современных условиях, надлежит из означенного древнего законодательного источника почерпнуть лишь такие канонические правила, которые полностью или частично соответствуют поставленной цели, причём некоторые правила необходимо сократить, другие восполнить, частично изменить.

Этому отнюдь не препятствуют правило 2-ое Шестого Вселенского Собора и правило 1-е Седьмого Вселенского Собора, ибо эти правила совсем не усваивают каноническому законодательству неподвижность и непререкаемость, свойственные догматическим определениям.
Шестой Вселенский Собор в означенном правиле предостерегает лишь от принятия правил с подложными надписями, правил, составленных "некиими людьми, дерзнувшими кормчествовать истиною" и прибегшими к фальсификации законодательства. О запрещении же принимать новые правила, составленные в закономерном порядке, здесь не говорится.
Иначе Шестой Вселенский Собор, как наиболее потрудившийся в отмене канонов прежнего времени, должен был сам на себя наложить епитимию и вместе с тем аннулировать все свои постановления, так как они были новыми в отношении правил предшествующих Вселенских и Поместных Соборов. Равным образом и Седьмой Вселенский Собор первым правилом своим отнюдь не ограничивает свободу канонического законодательства, ибо, утвердив "всецелое и непоколебимое пос-тановление" предшествующих соборных правил, сам составил 22 правила, которые были новыми по сравнению с прежними постановлениями И это понятно, ибо канонические правила как пастырско-руководственные принципы и образцы, не имеют значения догматического. В противоположность догматам, они полагают своим объектом в н е ш н е г о ч е л о в е к а, т.е. человека во внешних обнаружениях.
Поскольку сама Церковь во внешней жизни её членов подчиняется естественным законам развития, и каноническое законодательство, имея дело только с внешним обнаружением веры, испытывает влияние разного рода внешних побудителей, то появляющихся, то исчезающих, всегда разнообразных и изменяющихся.

Среди канонических правил имеются: а) правила о церковном устройстве и б) правила о церковной дисциплине. Первого рода правила касаются охранения Церкви, основанной Христом и назданной Апостолами. Эти правила должны иметь большую устойчивость и к ним должно относиться с большой осторожностью, дабы не исказить типа Апостольской Церкви. Другого рода правила заключают в себе руководственные указания о том, как надлежит христианину жить, дабы осуществить в жизни Евангельский идеал. Это - правила церковной дисциплины. Они то и испытывают на себе наибольшее влияние разного рода внешних побудителей. Жизнь народов и культура так изменяются с течением времени, что нельзя в сфере дисциплины церковной применять постоянно одни и те же меры. Церковь должна учитывать все особенности внешней жизни своих членов и соответственно этим особенностям и новым условиям вырабатывать новые воспитательно-пастырские меры. Христианство, будучи сверхъестественным, но не противоестественным, должно всё земное одухотворить и постепенно преобразить своим влиянием и подчинить спасительным целям.

Исходя из вышеизложенного и учитывая современные условия существования Церкви Божией на земле, мы и предлагаем следующий

ПРОЕКТ КАНОНИЧЕСКОГО КОДЕКСА
ПРАВОСЛАВНОЙ КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

1 В с е л е н с к а я Ц е р к о в ь
а. Церковное учительство

1.Да хранится всегда в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви твердой, непоколебимой, неприкосновенной нововведениям и изменениям вера, преданная от самовидцев и служителей Слова - богоизбранных апостолов, - вера святых отцов и всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни (П Вс.с. 1, Ш Вс.с. 7; VI Bс.с. 1).

2.Принятое от апостолов как чрез письменные наставления, так и чрез наставления устные имеет одну и ту же силу для благочестия (Вас. В. 91, 92).

3.Всеми принадлежащими к Церкви Христовой да приемлются следующие святые книги:

а) книги, являющиеся свидетельством богооткровенной религии в В е т х о м 3 а в е т е: 1) Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ. 5) Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей Израилевых, 8) Книга Руфь, 9) Первая книга Царств, 10) Вторая книга Царств, II) Третья книга Царств, 12) Четвертая книга Царств, 13) Первая книга Паралипоменон, 14) Вторая книга Паралипоменон, 15) Первая книга Ездры, 16) Книга Неемии, 17) Книга Есфирь, 18) Книга Иова, 19) Псалтирь, 20) Притчи Соломоновы, 21) Екклезиаст, 22) Песнь Песней, 23) Книга Пророка Исаии, 24) Книга пророка Иеремии, 25) Плачь Иеремии, 26) Книга пророка Иезекииля, 27) Книга пророка Даниила, 28) Книга пророка Осии, 29) Книга пророка Иоиля, 30) Книга пророка Амоса, 31) Книга пророка Авдия, 32) Книга пророка Ионы, 33) Книга пророка Михея, 34) Книга пророка Наума, 35) Книга пророка Аввакума, 36) Книга пророка Софонии, 37) Книга пророка Аггея, 38) Книга пророка Захарии, 39) Книга пророка Малахии;

б) засвидетельствованные Церковью как богодухновенное наследие святых апостолов книги Н о в о г о 3 а в е т а: 1) Евангелие от Матфея, 2) Евангелие от Марка^ 3) Евангелие от Луки, 4) Евангелие от Иоанна, 5) Деяния святых Апостол, 6) Соборное послание Апостола Иакова, 7) Первое соборное послание Апостола Петра, 8) Второе соборное послание Апостола Петра, 9) Первое соборное послание Апостола Иоанна, 10) Второе соборное послание Апостола Иоанна, II) Третье соборное послание Апостола Иоанна, 12) Соборное послание Апостола Иуды, послания Апостола Павла: 13) к Римлянам, 14) к Коринфянам первое, 15) к Коринфянам второе, 16) к Галатам, 17) к Ефесянам, 18) к Филиппийцам, 19) к Колоссянам, 20) к Фессалоникийцам первое, 21) к Фессалоникийцам второе, 22) к Тимофею первое, 23) к Тимофею второе, 24) к Титу, 25) к Филимону, 26) к Евреям, 27) Откровение Иоанна Богослова.

Кроме сих да будут чтимыми книги: 1) Вторая книга Ездры, 2) Книга Товита, 3) Книга Иудифь, 4) Книга Премудрости Соломона, 5) Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, 6) Послания Иеремий, 7) Книга пророка Варуха, 8) Первая книга Маккавейская, 9) Вторая книга Маккавейская, 10) Третья книга Маккавейская, II) Третья книга Ездры (Апост. 85 Лаод. 60; Карф. 33; Афан. 0 праздниках; Григ. Бог. 1; Амфил. 1).

Все священные книги да будут предметом благоговейного изучения и исследования в духе Православной Церкви.

4.Да не отменяется Символ Веры отцов, бывших на соборах в Никее в 325 году и в Царьграде в 381 году и учение его да пребывает непреложно (П Вс.с. 1; VI Be.с. 1).

б) Церковное устройство

5.Высшим органом власти в Православной Кафолической Церкви является Вселенский собор. В области догматической Вселенский собор призван быть устами Церкви. Определения его в области канонической обязательны для всех поместных Церквей (I Bс. с. 2, Ш Be с. 8).
6.

Вселенский собор может быть созван: а) по решению всеправославного органа, б) по инициативе любой поместной автокефальной церкви с согласия других автокефальных церквей.

7.

Определения, касающиеся созыва Вселенского собора и его организации, принимаются Всеправославным совещанием, к участию в котором должны быть приглашены все поместные православные церкви и на котором должно быть представлено большинство из них. Порядок же работ Вселенского собора устанавливается самим Вселенским собором.

8.

Состав священных канонов, обязательных к соблюдению в Православной Кафолической Церкви, определяется Вселенским собором.

9.

Для лучшего выражения единства и соборности Церкви в период между Вселенскими соборами надлежит действовать Всеправославному синоду, состоящему из равночестных и равноправных представителей всех поместных церквей.

П. Поместные Церкви

10.

Православная Кафолическая Церковь являет собой единство равночестных поместных Церквей, обнимающих определенные территории.

II.

В каждой автокефальной поместной церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда - законодательная, административная, судебная - принадлежит поместному
собору, периодически, или в чрезвычайном порядке, созываемому в составе епископов, клириков и мирян.

12.

Участвующие в деятельности поместного собора епископы призваны выражать церковное сознание единомысленной с ними паствы.
Важность присутствия на поместном соборе клириков и мирян проистекает из необходимости, чтобы все решения поместного собора были, по самому существу своему, не только е п и с к о п с к и м и,но и всецерковными.

13.

В поместном соборе участвуют все епархиальные епископы. По приглашению поместного собора в нем могут участвовать также епископы викарные и пребывающие на покое. Все епископы – участники поместного собора имеют решающий голос.

14.

В период между поместными соборами высшая власть поместной церкви осуществляется собором епископов или действующим по его полномочию священным синодом.

15.

В соборе епископов участвуют все не состоящие под запрещением епископы поместной церкви (1 Вс.соб. 5; IV Bс.с. 19; VI Bс. с. 8; Карф. 87).

16.

Собор епископов созывается предстоятелем поместной церкви или, в особых случаях, в ином порядке, предусмотренном внутренним статутом поместной церкви (Антиох. 19, 20).

17.

Собор епископов благоучреждает дела своей церкви: рассуждает о правилах благочестия, разрешает церковные прекословия, и в необходимых случаях утверждает или исправляет определения священного синода, рассматривает жалобы на епископа, избирает и поставляет епископа, судит епископа (Апост. 37; 1 Вс.с. 4,5; П Bс.с. 2; IV Bс.с. 17, 28; VI Вс.соб. 25; VII Bс.с. 3,6; Ант. 19,20,23; Лаодик. 12; Карф. 13, 43).

18.

Постоянным органом соборной епископской власти поместной церкви, действующим по полномочию собора епископов, является священный синод.

19.

Статут священного синода устанавливается собором епископов поместной церкви.

20.

Орган, представляющий епископскую власть в поместной церкви (собор епископов или священный синод) должен собираться не менее двух раз в год (Апост. 37; I Bс.с. 5; IV Bс.с. 19; VI Вс.с. 8; УП Вс.с. 6; Ант. 20; Карф. 27, 84, 106).

21.

Положение первоепископа Поместной Церкви определяется древним правилом: "Епископам всякого народа подобает знать первого среди них и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения; творить же каждому толькото, что касается его епархии и мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец иСын и Святой Дух" (Апост. 34, срав. Ант. 9).

22.

Поставление епископа происходит по соборному решению при участии первого епископа Поместной Церкви (I Bс.с. 4,6; IV Bс.с. 28; УП Bc.c. 3; Ант. 19; Карф. 13).

23.

Каждая поместная церковь, как часть единого целого, да объемлет своим попечением все тело церковное и оказывает другим церквам братскую помощь, не простирая однако при этом на другие поместные церкви своей власти (П Вс.соб. 2; Ш Вс.с. 8; посл. К Келестину; Карф. 118).

24.

Подвергшиеся запрещению или отлучению в одной поместной церкви да не будут принимаемы в общение другой церковью (Соф. 1)

25.

При возникновении недоразумения во взаимоотношениях между поместными церквами стороны должны руководствоваться духом взаимной любви и разумной уступчивости, а в случае нужды могут прибегать к третейскому посредничеству или к суду всей Церкви.

26.

Новая автокефальная церковь может быть учреждена только по благословению поместной церкви, частью которой она являлась.

27.

В автономной церкви избрание первого епископа подлежит утверждению автокефальной церкви, частью которой она является

III. Епархии

28.Епархию возглавляет епископ.

29.Границы епархии должны устанавливаться в соответствии с гражданским административным делением территории (VI Вс.с. 38).

30.Епископу надлежит управлять своей епархией с приличествующей осмотрительностью, поставлять пресвитеров и диаконов, неустанно наблюдать за клиром своей епархии, учить клир и народ вере и благочестию, иметь попечение о состоянии церковной жизни, разбирать все дела с рассуждением (Апост. 58; VI Bс.с. 19, 102;Вас. В. 89; Ант. 9).

31.Всякая епархия должна сохранять без стеснения принадлежащие ей права, и никто из епископов не должен простирать власть на иную епархию (Апост. 35; Ш Вс. соб. 8; VI Всел.соб. 20; Анкир. 13,18; Ант. 9,13,16; Сард. II; Карф. 59,64,67,85).

32.

Епископ да не усвояет себе чуждаго клирика без соизволения прежнего его епископа (1 Вс. с. 16; IV Вс.с. 20; VI Вс.с. 18; Сард. 15; Карф. 65, 91, 101).

33.

Епископ не должен принимать запрещенных или изверженных другими епископами (Апост. 16; Ант. 3; Сард. 13).

34.

Епископ да имеет попечение о всем церковном имуществе в пределах своей епархии (Апост. 38, 40, 41; IV Всел.с. 26; УП Bс. с. II, 12; Ант. 25).

35.

Не позволительно епископу присваивать что-либо из церковного имущества или дарить другим лицам (Апост. 38; VI Вс.с. 35; УП Вс.соб. 12).

36.

Вдовствующая кафедра должна замещаться без промедления (IV Вс. с. 25).
37.

Новая епархия учреждается по решению собора епископов или священного синода (Карф. III).

IV. Приходы

38.

Приход есть община верующих, объединенная у определенного храма под духовным руководством священника.

39.

Приходы учреждаются по благословению епископа. Епископ определяет приходу настоятеля и прочих клириков (Гангр. 6).

40.

Настоятель возглавляет всю церковную жизнь прихода, заботится об уставности, назидательности и благочинии богослужения, о религиозном просвещении и духовно-нравственном состоянии прихожан, сам являясь, по слову апостола (1 Тим. IV, 12), "образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (Апост. 58).

41.

Активное участие в устроении приходской жизни могут принимать люди, известные приходу своей незазорной жизнью и имеющие в этом отношении доброе свидетельство от своего пастыря.

42.

Члены приходской общины, ведущие церковное хозяйство, ответственны перед епископом и народом.

У. Б о г о с л у ж е н и е и с в я щ е н н о д е и с т в и я

43.

Крещение да будет совершаемо по Господню установлению во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа в три погружения (Апост. 49,50).

44.

Церковь исповедует единое, неповторяемое крещение (Апост.47; Карф. 59, 68).

45.

В случае невозможности с точностью установить факт крещения, должно крестить без всякого сомнения, дабы сомнение не лишило христианина сего спасительного таинства (VI. 84; Карф. 83).

46.

Крещение должно совершаться в подобающей обстановке (VI Вс. с. 31, 59).
47.

Крещение совершается как над взрослыми, так и над младенцами (VI Вс.с. 84; Карф. 83, 124).

48.

В крайней необходимости, при отсутствии епископа или пресвитера, крещение может совершить мирянин.

49.

Способный сознательно воспринять крещение должен предварительно изучить Символ веры (VI Вс.с. 78; Лаод. 46).

Принявшие крещение в болезни, без приготовления, по выздоровлении должны изучить веру, а крещенные в младенчестве, - придя в возраст (Лаод. 47).

50.

Церковь не приемлет крещения, совершенного вне православия в исповеданиях, отвергающих православное крещение, считающих крещение не спасительным таинством, а простым обрядом, или не исповедующих Святой Троицы или Боговоплощения, или не совершающих крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа, или при крещении не соблюдающих троекратности погружения (обливания). Обращающиеся от таких исповеданий подлежат православному крещению (Апост. 47,48; П Вс.с. 7; VI Bс.с. 95; Лаод. 8! Вас. В. 1).

51.

Душевнобольные, находящиеся в смертной опасности, по просьбе родных, могут быть крещены, если поведением своим не обнаруживают враждебного отношения к Христовой вере (Тим. 2,4).

52.

Болящие, не могущие отвечать за себя, должны быть крещены, если о их прежнем о сем изволении будут свидетельствовать другие (Карф. 54).

53.

Умершие не могут быть крещены (Карф. 26).

54.

Не следует без крайней нужды крестить находящихся в состоянии плотской нечистоты (Тим. 6).

55.

Крещение должно совершать в храме, а в иных местах только разрешения епископа (VI Вс. с. 31, 59).

56.

Крещение запечатлеваются помазанием святым миром (Лаод. 48).

57.

Совершение литургии вне храма может быть допущено только с благословения епископа (Двукр. 12).

58.

Для совершения Евхаристии должно быть употребляемо виноградное вино, растворяемое водой, и чистый пшеничный хлеб (Апост. 3;VI Bс.с. 32).

59.

От плодов земных в алтарь вносится только то, что необходимо для богослужения (Апост. 3, 4; VI Bс.с. 57, 99; Карф. 46).

60.

Священнослужители, соборно совершающие божественную литургию, непременно да причащаются Святых Христовых Тайн (Апост. 8).

61.

К евхаристии следует приступать в состоянии воздержания, мира душевного и внутренней сосредоточенности (VI Вс. с. 39;
Карф. 58).

62.

Причащению Святых Тайн должно предшествовать плотское воздержание супругов (Тим. 5, 13; Дион. 3).

63.

Не следует без самой крайней нужды приступать к Святым Тайнам в состоянии плотской нечистоты (Тим. 7; Дион. 2, 4).

64.

Имевший нечистое сновидение по испытании своей совести, да судит о том, можно ли ему причаститься Святых Тайн (Дион. Алекс. 4 Тимоф. 12).

65.

Готовящийся к причащению Святых Тайн и нечаянно проглотивший воду, может причаститься (Тим. 16).

66.

Душевнобольной, если не хулит, может причащаться Святых Тайн (Тим. 3).

67.

Умирающие да не лишаются Святого Причащения, даже если они находятся под епитимией (I Bс. с. 13; Григ. Нис. 2,5; Карф. 7).

68.

Формы преподания Святых Тайн народу могут быть различны, но всегда должны соответствовать святости таинства (VI Вс.с. 101).

69.

Никто из мирян да не преподает себе Божественных Тайн, когда есть епископ, пресвитер или диакон (VI Вс.с. 58).

70.

Никто да не преподает Святых Тайн телам умерших (VI Вс.с. 83; Карф. 26).

71.

Во все дни поста святой Четыредесятницы, кроме субботы, воскресного дня и праздника Благовещения, святая литургия бывает не
иная, как преждеосвященных даров (VI Вс.с. 52; Лаод. 49).

72.

Епископ или пресвитер, обращающегося от греха не приемлющий, но отвергающий, противится Христу, рекшему: "Радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся" (Лук. XI, 7; Апост. 52; Карф. 55).
73.

Исправляя согрешающего, пастырь должен быть осмотрительным: не должно гнать человека по стремнинам отчаяния, но и не следует расслаблять его волю в борьбе с грехом чрезмерной снисходительностью (VI Вс.с. 102; Григ. Нис. 2,3,4,5,6; Вас. В. 74, 84).

74.

Во епископа да рукополагают не менее двух епископов (Апост. 1; Карф. 60).

75.

Пресвитера, диакона и прочих клириков да рукополагает один епископ (Апост. 2).

76.

Не должно рукополагать иначе, как с назначением к определенной церкви (IV Вс.с. 6).

77.

Рукополагаемые должны получать от рукополагающих грамоты с означением года и дня рукоположения (Карф. 100).

78.

Никто да не рукополагается в ту же степень вторично. Только пришедшие из исповеданий и раскольнических обществ, рукоположение в которых не признается Православной Церковью, могут быть перерукополагаемы православными епископами (Апост. 68; Карф. 36,59; Вас. В. 1).

79.

Епископа нельзя низводить на степень пресвитера, а пресвитера на степень диакона (IV Вс.с. 29).

80.

Присоединяющиеся к Православию принимаются через миропомазание, если они принадлежали к исповеданиям, крещение которых приемлется Православной Церковью, но при этом: а) они не были миропомазаны в прежнем исповедании, в котором само миропомазание признается в Православной Церкви; или б) миропомазание в прежнем исповедании не признается Православной Церковью; или в) Православная Церковь по соображениям пользы церковной найдет нужным проявить особую строгость к исповеданию, имеющему миропомазание, отвергнув действительность его (П Вс.с. 7; VI Bс.с. 95; Карф. 68; Вас. В. 1).
81.

Присоединяющиеся к Православию принимаются через покаяние, если они были крещены и миропомазаны в исповеданиях, крещение и миропомазание в которых признается Православной Церковью (VI Вс. с. 95; Вас. В. 1).

82.

Раскольников, не искажающих учения Церкви, следует принимать в Церковь через покаяние (Вас. В. 1).

83.

Вопрос принятия из инославия клирика в сущем сане должен решаться с учетом наличия апостольского преемства в данном исповедании.
84.

Без благословения епископа да не чтутся в храме никакие книги, кроме книг, предназначенных для богослужебного употребления, т.е. книг Священного Писания и Творений святых отцов.

85.

В алтаре во время богослужения не подобает находиться мирянам, кроме прислуживающих при богослужении (VI Вс.с. 69; Ант. 5; Лаод. 44).
86.

В храме все да бывает благообразно и по чину: никакие посторонние разговоры за богослужением недопустимы. Пресвитеры да поступают во всем согласно указаниям епископа, диаконы же ничего да не творят без благословения своего пресвитера (Апост. 39; 1 Вс.с. 18; Лаод. 20, 56).

87.

Священной трапезы, антиминса, евхаристических сосудов никто из мирян да не касается (Лаод. 21).

88.

Святых храмов и священных богослужебных предметов не должно обращать на обычное употребление (Апост. 73; Двукр. 10; VI Вс.с. 88, 89; УП Вс.с. 13).

89.

Не подобает в храмах Божиих устраивать трапез, не соответствующих святости места (VI Вс.с. 74; Лаод. 28; Карф. 51).

90.

Надлежит с сугубой осторожностью подходить к изображению на иконах неизобразимого существа Божия. Писать изображения Бога, во Святой Троице славимого, церковная власть может поручать только духовно одаренным иконописцам, способным следовать древним правилам иконографии.

91.

Презревший церковно-канонический порядок и дерзнувший, в обособлении от церковного священноначалия, творити церковные собрания вопреки воле своего законного епископа, аще есть клирик, да извержется, аще мирянин, да будет отлучен от святого причащения (Апост. 31, 39; Гангр. 5,6; Карф. 10).

92.

При отсутствии пресвитера миряне, по благословению епископа, могут, даже в храме, совершать богослужения суточного круга, кроме литургии, по чину, определенному для мирян, опуская иерейские молитвословия, благословения, возгласы и диаконские возглашения (ектений).

93.

Следуя правилам и традициям древней Церкви, праздновать святую Пасху надлежит в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

94.

Великая четыредесятница перед Пасхой, согласно древним постановлениям церковным, должна проводиться в посте и воздержании. Днем наиболее строгого поста перед Пасхой является Великий Пяток (Апост. 69, Гангр. 19, Петр. Александ. 15).

95.

В великую четыредесятницу браковенчания не должны совершаться.

96.

Среда и пяток каждой седмицы, кроме великих праздников и сплошных седмиц, являются постными днями (Апост. 69; Петра Ал. 15).
97.

Согласно апостольскому правилу, в субботы и воскресенья всех постов, за исключением великой субботы, пост ослабляется.

98.

Немощным строгость поста надлежит сообразовать с состоянием своего организма (Апост. 69; Тим. 8, 10).

99.

Самоубийцы лишаются церковного погребения, если причиной самоубийства не было психическое расстройство (Тим. 14).

VI Народ церковный

100.

Чада Церкви да имеют в памяти слова Христовы: "Не всякий,говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в Царство Небесное, но творящий волю Отца Моего Небесного" (Матф. УП, 21) и да соблюдают себя от всякого греха по отношению к Богу, ближнему и самому себе. Церковь призвана врачевать душевные недуги чад своих, применяя, как одно из средств, церковные епитимий.

VII Ц е р к о в н а я  д и с ц и п ли н а

101.

Отступничество от Бога, ересь, а также всякого рода волхования влекут за собой отлучение от причащения и даже от Церкви (VII Вс.с. 5; Григ. Нис. 2, 3).

102.

Спиритизм и подобные ему лжеверия и суеверия, являются тяжким грехом, и повинные в них подлежат церковному наказанию.

103.

Умерщвление зачатого плода есть тяжкий грех, влекущий за собой церковное прещение (Вас. В. 2).

104.

Всякое извлечение корысти из тяжелого материального положения ближнего всегда осуждается Церковью как грех и подлежит церковному прещению (Апост. 44; 1 Вс.с. 17; VI Вс.с. 10; Лаод. 4;Карф. 21).

105.

Членам Церкви Христовой, согласно правилам святых отец, надлежит принимать участие в богослужении и приступать к Святой Чаше, особенно в воскресные и праздничные дни. Неоправданное постоянное уклонение от этого долга недопустимо, и виновные в сем подлежат церковному наказанию вплоть до отлучения от Церкви (VI Вс.с. 80; Антиох. 2).

106.

Отлученный от причащения или от Церкви в одной поместной церкви, не может быть восстановлен в церковном общении другой поместной церковью (Апост. 12,13, Соф. 1, Ант. 2).

107.

Брак есть благословенный Богом союз мужа и жены, и Церковь, утверждая достоинство этого союза, осуждает презирающих брачную жизнь (Апост. 51? Гангр. 1,4,10,14,21; Вас. В. 77).

108.

Да хранится святость супружеского союза. Всякий нарушающий эту заповедь Божию, как прелюбодей, подлежит церковному наказанию (Григ. Нис. 4; Анкир. 20; Вас. В. 31,36,39,58).

109.

По высоте своего назначения брак должен быть единым, по образу союза Христа с Церковью, но Церковь считает возможным благословение другого брака в случае прекращения прежнего (Неокес. 3; Вас. В. 4,37,41,77,80).

110.

Браки не благословляются Церковью до 4 степени кровного родства, до 3 степени двухкровного родства (свойства) и в первой с степени трехкровного родства (VI Вс.с. 54; Неок. 2; Вас. Вел. 23,68,
78,87) .

111.

Церковь признает возможным прекращение брака в случае прелюбодеяния (Матф. У, 32; XIX, 9), и в иных случаях, фактическиразрушающих брачный союз.

VIII. Клир

112.

К клиру принадлежат: чтецы, поставленные через епископское руковозложение для участия в богослужении, иподиаконы, диаконы, пресвитеры и епископы.

113.

Для вступления в клир требуется возраст не менее 18 лет.
114.

Основным условием для принятия в клир является непорочная жизнь (Ап. 61; I Bс.с. 9,10; Неок. 9,10; Лаодик. 12; Вас. В. 3,69,89).

115.

Двоебрачный, а также женившийся на ведущей предосудительную жизнь, не может быть членом клира(Ап. 18; Неок. 8).

116.

Члены клира, особенно несущие пастырское попечение, должны иметь соответствующее образование (УП Вс.с. 2; Карф. 25; Лаод. 12)

117.

Увечный может быть членом клира, если род увечья не препятствует нормальному выполнению обязанностей клирика (Ап. 77, 78).

118.

Возводимый в сан епископа или пресвитера должен предварительно.прослужить некоторое время в низших степенях клира, достаточное для выявления его способности к пастырскому служению (Ап.80; I Bс.с. 2; Сард. 10; Двукр. 17).

119.

Избрание епископов в каждой поместной церкви должно совершаться собором епископов этой церкви, с учетом волеизъявления народа церковного данной епархии (Карф. 61).

120.

Согласно требованиям древних правил должны быть категорически осуждаемы рукоположения, полученные незаконным путем, чрез симонию (подкуп), вмешательства мирских начальников и тому подобное. Получивший сан таким путем должен быть лишен его (Ап. 29, 30, 76; IV Вс.с. 2; VI Вс.с. 22; VII Bс.с. 3, 5; Вас. В. 90).

121.

Епископ, совершивший рукоположение за деньги, подлежит церковному суду (IV Вс.с. 2; УП Bс.с. 4,5,19; Вас. В. 90).

122.

Епископ или пресвитер, не радящий о причте и народе церковном и не учащий их благочестию, недостоин быть пастырем и подлежит церковному суду (Ап. 58).

123.

Нельзя требовать плату за причащение. Повинные в нарушении сего правила подлежат церковному суду (VI Вс.с. 23).

124.

Переход клирика из одной епархии в другую может совершиться только с засвидетельствованного отпускной грамотой согласия епископа той епархии, в которой клирик состоял. Точно также переход епископа одной поместной церкви в юрисдикцию другой может иметьместо только с разрешения синода или иного органа, представляющего высшую церковную власть в той поместной церкви, в которой епископ состоял (Ап. 12, 13, 15, 16, 32, 33; 1 Вс.с. 16; IV Вс.с. 15, 26; VI Вс.с. 17, 18; УП Вс.с. 10; Сард. 15; Карф. 65,91,101).

125.

Клирик отлученный, запрещенный или изверженный из клира в одной епархии, не может быть восстановлен в своей дееспособности в другой епархии. Равно как епископ, отлученный, запрещенный или изверженный одной поместной церковью, не может быть восстановлен в своей дееспособности в другой поместной церкви. Однако такой епископ может быть восстановлен в епископских правах по суду Вселенской Церкви (Ап. 12, 32; Сард. 3,13; Соф. 1; Ант. 3; Карф. 118)

126.

Епископ является не временным руководителем своей паствы, а отцом ее, связанным с ней благодатными узами, и потому перемещение епископа с одной кафедры на другую может быть допускаемо только в случае церковной необходимости (Ап. 14; 1 Вс.с. 15; IV Вс.с. 5; Ант. 21; Сард. 1, 2).

127.

Епископ, обособляющийся от епископата своей церкви и не возносящий за богослужением имени ее предстоятеля, подлежит церковному суду (Двукр. 14, 15).

128.

Пресвитер, презревший своего законного епископа, обособившийся от него и священнодействующий самовольно, подлежит запрещению и церковному суду (Ап. 31, 39; VI Всел. с. 8; Ант. 2, 5; Карф.10; Двукр. 13).

123.

Клирик, запрещенный в служении законной церковной властью, пренебрегший этим запрещением и продолжающий свое служение, подлежит церковному суду (Ап. 28; Ант. 4).

130.

Клирик, наносящий своей деятельностью вред делу церковному, подлежит запрещению и церковному суду (IV Вс.с. 18; VI Be.с. 34).

131.

Клирик, отрекшийся от Христа, не восстанавливается в своем сане, хотя бы и раскаялся (Ап. 62).

132.

Клирик, повинный в тяжких грехах против целомудрия, преданный пьянству, занимающийся ростовщичеством, совершивший святотатство, вор, убийца - подлежит запрещению и церковному суду (Ап. 25,27,42,44; 1 Вс.с. 17; Лаод. 4; Карф. 5,19,21; Двукр. 9, 10).

133.

Клирик, не посещающий без уважительный причины богослужения и уклоняющийся от причащения, подлежит церковному суду (VI Вс.с. 80).
134.

Состоящие в клире, за исключением чтецов, не могут вступать в брак, а вступившие в брак после рукоположения - лишаются сана (Ап. 26; Неок. 1).

135.

Если жена священнослужителя ведет зазорную жизнь, нарушая чистоту брака, священнослужитель должен развестись с ней, в противном случае он подлежит запрещению в священнослужении (Неок. 8).

136.

Клирик, нанесший епископу оскорбление, подлежит церковному прещению (Ап. 55).

137.

Богослужебное одеяние клириков одинакового сана должно быть единообразным (в пределах одного обряда). Внебогослужебная одежда клириков должна быть простой, опрятной и тоже, по возможности, однотипной (УП Вс.с. 16).

138.

Отращивание клириками бороды и длинных волос на голове не следует считать обязательным, т.к. это никогда не предписывалось каноническими правилами (VI Вс.с. 21, 42).

139.

Клирику, особенно епископу, следует позаботиться о том, чтобы после его смерти церковное имущество, бывшее в его пользовании, и предметы богослужебного назначения, хотя бы и лично ему принадлежащие, не смешались с его прочим личным имуществом, переходящим по наследству, и были переданы церкви (Ап. 20).

140.

Существование в церковной практике и не упраздненное соборами служение диаконисе может быть восстановлено в жизни церковной. В диакониссы может поставляться женщина незамужняя или вдова в возрасте не менее 40 лет. Рукоположенная диаконисса сопричисляется к клиру (IV Вс.с. 15)

IX. Миряне

141.

Моряне принимают живое участие в богослужении и по благословению епископа могут участвовать в церковном учительстве (церковная проповедь, богословская учебно-воспитательная и духовно-просветительная деятельность), в церковных соборах, в избрании членов клира, в церковной административно-хозяйственной деятельности.

X. Монашествующие

142.

Монастыри должны учреждаться по благословению епископа и находиться в его подчинении (IV Вс.с. 4; Двукр. 1).

143.

Принимать в монастырь и постригать в монахи надо после тщательного испытания искренности намерения поступающих (VI Вс.с. 40, 43; Двукр. 2, 5).
144.

Монашеская жизнь должна регулироваться тщательно разработанным и утвержденным церковной властью уставом.

XI. Суд церковный

145.

Ведению церковного суда подлежат: а) действия членов Церкви против православного учения, нравственности и церковного порядка; б) споры, иски и жалобы по церковным правам и отношениям.

146.

Органами церковного суда являются судебные учреждения поместной церкви и, в особых случаях, Вселенский собор или орган, в сфере духовного суда его заменяющий.

147.

Собор поместной церкви в качестве первой судебной инстанции решает дела по обвинению предстоятеля поместной церкви в нарушении им прав и обязанностей своего служения; в качестве второй инстанции он рассматривает апелляции на решения епископского суда.

148.

Вселенский Собор или орган, в сфере духовного суда его заменяющий, есть высшая апелляционная инстанция, пересматривающая решения Собора поместной церкви, относящиеся к деяниям, направленным против православного учения.
149.

Споры, иски и жалобы могут разбираться, с согласия епархиального епископа или предстоятеля поместной церкви, соответственно компетенции, судом третейским, если обе стороны согласятся относительно судей.

ХП. Отношения с инославием

150.

Отношение православных христиан к инославным братьям должно быть проникнуто христианской любовью и стремлением к восстановлению утраченного единства, без отступления от чистоты изначального учения Церкви.


Страница сгенерирована за 0.05 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.