Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ильин В. Н.

Ильин В. Н. Проект энциклопедии православия. Журнал "Путь" №9

        Внутренняя и внешняя сторона Православия характеризуется вселенской полнотой единства веры и дел, добродетели и блаженства, догмата и культа.

        Полнота единства есть всеединство, где каждый момент ему одному свойственным образом содержит и выражает все прочие моменты. Этим всеединство противополагается агрегату. Полнота всеединства есть состояние совершенства.

        Православие характеризуется именно этой полнотой всеединства.

        По отношению к культу (Богослужению, Литургике) это значит, что он содержит и выражает веру, добродетель, догматы, блаженную жизнь.

        В культе с особенной силой сказался дух Православия, как полноты бытия, выраженной в благообразии, филокалии — что связано с аскетикой Православия, как она исчерпывающе выражена в «Добротолюбии». Можно потому сказать, что православный культ есть как бы воплощенная в богослужебном уставе и богослужебных книгах филокалия.

        Среди прочих наций особым гением культа оказалась одаренной русская нация. Здесь, в святости подвижничества, догмат и добродетель обрели культовой оттенок. Русские святые в добрых делах как бы отправляли культ и сам культ превращался вследствие этого в доброе дело и исповедничество.

        Равным образом это касается и догматики, которая детализировалась, оживлялась и приобретала особую всепроникающую динамику в культе.

        Православно-русское богословие есть преимущественно литургическое богословие.

        По этой причине наиболее естественной системой православно-русской богословской энциклопедии будет именно энциклопедия, изложенная в порядке и с точки зрения богослужебного устава и богослужебных книг. В самом деле, если мы рассмотрим такие важнейшие богослужебные книги, как Устав, (Типикон), Служебник, Требник, Октоих, Триоди и Минеи, Следованную Псалтирь, Часолов, Евангелие и Апостол, то найдем в них всю полноту Православия и при том в его действенной динамике, в его, т. ск. энерегии (беря это слово в его лексикологическом смысле ἐνέργεια= ἔνἔργωεἶναι— быть в живой действительности, в действительном осуществлении, быть в деянии, в деле).

        В самом деле рассмотрим, что дает нам содержание этих книг.

        1)     Порядок общественных, частных служб и молитвословий. По учению же православных отцов ничто так не способствует стяжанию Св. Духа, как молитва. А стяжание Св. Духа Божия есть цель жизни христианской — по выражению величайшего русского Святого Преп. Серафима Саровского.

        2)     Детальное изложение православного вероучения и догматики.

        3)     Детальное изложение православной морали и аскетики в ее живой связи с догматикой и ее действенном осуществлении.

        4)     Агиографию и церковную историю.

        Таким образом здесь мы видим внутрене-связанную систему литургики, догматики, морали, аскетики и церковно-исторической науки.

        Поэтому изложение Православия с точки зрения содержания богослужебных книг с присоединением комментария от Писания, Предания вместе со сравнительно-конфессиональными и сравнительно-философскими экскурсами и даст полную систему, круг православно-богословского ведения (гнозиса), необходимого для оформ-

81

 

ления души и ее воспитания в вечности.

        Это и будет православной энциклопедией (ср. ὲγκοκλιοςπαιδεία) (круг воспитания). Ибо круг душеспасительного видения есть то, что включает в себя круг вечности. Сюда входит и освященное душеспасительным церковным светом и проникнутое благоуханием Святаго Духа точное знание: ибо не даром в конце Устава (Типикона) мы имеем, как некий символ этого, Пасхалию и Лунник.

        Для пояснения сказанного примем во внимание так наз. философские главы «Источника Знаний» (πυγήγνὸσεως) св.Иоанна Дамаскина. Тогда раскроется необъятные и солнечные перспективы богодухновенного и богослужебно-действенного точного знания—тогда делающегося поистине точным, самым глубоким в хорошем значении этого слова — несмотря на борьбу и смену систем и теорий обусловленную ограниченностью человеческих сил и способностей.

В. Ильин

Париж — Июль

1927.

82


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.