Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Крещение

Крещение

Как факт личного крещения является очень важным для человека — это начало жизни со Христом, начало Нового Завета для каждого человека, — так и для всех нас таким началом Нового Завета явилось Крещение в Киевской купели. Это очень важно с точки зрения мистической, духовной. С этого дня начался отсчет нашей Священной истории, нашей истории отношений с Богом.

Кроме того, Крещение было очень важным цивилизационным фактором. Крещение открыло огромные перспективы для культурного роста наших народов, для создания некой цивилизационной общности восточных славян. И поэтому полагаю, что праздник День Крещения Руси, помимо чисто церковного, духовного значения, которое для меня является главным и решающим, имеет также большое культурное и общественное значение.

К тому же он дает нам возможность подумать о своей истории, о своем историческом пути, о своих общих корнях, которые произрастают из этого замечательного события, и, может быть, в хорошем смысле слова, духовно повлиять на умонастроения наших современников.

Пасхальное интервью украинскому телеканалу «Интер»,6 мая 2013 года

 

* * *

У многих представителей интеллигенции, у думающих людей, да и у тех, кто не очень часто обращается к книгам, сегодня возникает вопрос: «А что, собственно говоря, дало нам, нашей стране, всем странам исторической Руси Крещение?» Можно проиллюстрировать последствия Крещения на личности князя Владимира. Киевский князь Владимир Святославич хорошо известен всем по учебникам истории. У него были еще два брата от того же отца, князя Святослава, который, в свою очередь, был сыном князя Игоря — того самого Игоря, о котором мы знаем из курсов истории. Это его непокорные древляне разорвали на двух деревьях, это за него отомстила его жена — княгиня Ольга. Так вот, дедом князя Владимира был Игорь,

168

 

 

а отцом — Святослав; у Владимира были братья — Ярополк и Олег.

После смерти Святослава Ярополк стал княжить в Киеве, Олег — у древлян, а Владимир — в Новгороде. Ну, казалось бы, три брата, три удела — живите в мире. Но происходит нечто прямо противоположное. Ярополк убивает Олега и собирается идти на Новгород, чтобы убить Владимира, своего второго родного брата. Владимир, понимая, что не справится с дружиной Ярополка, бежит к варягам, собирает войско. Ярополк возвращается в Киев. Но теперь уже Владимир, обретший военную силу, достаточную для захвата Киева, идет на своего родного брата, хитростью заманивает его к себе и убивает.

Вот картина из жизни дохристианской Киевской Руси. Три брата — три смертельных врага. Нужно сказать, что и после принятия христианства были, конечно, и междоусобные брани, были и случаи убийств. Но это уже не было явлением обыденным, которое не получало никакой критической оценки со стороны людей. А до того была некая норма: три брата — маленькая звериная стая.

Ну, а что касается личной жизни Владимира. Он женится на полоцкой княжне Рогнеде, а когда убивает Ярополка, берет в жены и его жену-гречанку. От нее рождается один из сыновей Владимира. Кроме того, у него множество наложниц — вот такая семейная жизнь.

Князь Владимир, как и его предки, обращал свои взоры на соседей и воевал весьма успешно. Он распространил свое политическое влияние, а значит, границы единого древнерусского государства, на Червонную Русь — то есть на крайний запад, на Волжскую Булгарию — восток, на вятичей — север. Новгород исторически входил в состав единого русского государства, на юге — Тмутаракань, Причерноморье. Огромная страна!

Но этого мало. Как и его предшественники, князь Владимир идет на юг, желая захватить Византию, и одерживает первую победу в этом походе. Он захватывает город Корсунь, который мы сегодня называем Севастополем, — в ту пору

169

 

 

там была византийская колония. Захватив Корсунь, он выставляет ультиматум двум соцарствующим византийским императорам — Василию и Константину: «Отдайте свою сестру Анну мне в жены, и тогда не пойду дальше на Византию». Императоры идут навстречу, но только при одном условии: если Владимир примет Крещение.

Владимир и до этого стремился обрести иную веру, хоть и был рьяным язычником и воздвигал изображения Перуна, Даждьбога и прочих древних славянских идолов-божеств. Даже там, где эти культы не были распространены, как, например, в Новгороде, Владимир учреждает их. Так, воцарившись в Киеве, он назначил посадником близкого ему Добрыню, а тот и в Новгороде учредил капище Перуна. Но, будучи внутренне неудовлетворенным языческой верой, князь Владимир ищет некий духовный выход из той ситуации, в которой находились он и его предки. И мы знаем, что, испытав некоторые веры, он останавливает свое внимание на Православии, на восточном христианстве, на той вере, которая была принята византийцами.

Захватив Корсунь, Владимир принимает Крещение, женится на Анне, и с этого момента начинается новый отсчет в его жизни. Как будто подменили этого разгульного, жестокого, коварного князя! Он начинает строить храмы, он начинает кормить нищих, он начинает заботиться о больных. Больных и неимущих в древнем Киеве потчуют рыбой и квасом. Можно ли представить, чтобы это было возможным, когда Владимир был язычником? Вовсе нет! И это внутреннее перерождение было настолько очевидным, что некогда грозного, жестокого и, конечно, несправедливого князя народ стал называть Красным Солнышком.

Вот что произошло в результате принятия Крещения только с одним человеком. Но ведь Владимир крестил всю Русь. 1 августа (по старому стилю) 988 года в Днепре были крещены киевляне — по приказу князя, хотя многие уже имели потребность в таком действии, потому что в Киеве уже были греческие священники, привезенные еще бабкой князя Владимира княгиней Ольгой, и даже в дружине князя многие

170

 

 

были христианами. То, что произошло тогда в Киеве, имело огромное значение для последующей жизни всей Киевской Руси. Народ крестился, народ принял веру, и после этого началось строительство храмов и распространение Православия по всей территории огромного Киевского государства. И теперь возникает, может быть, самый важный вопрос: а что все это значило для жизни народа? На примере князя Владимира можем сказать, что это означало для отдельного человека — это изменение образа жизни, образа мыслей, это другие ценности, это другая поведенческая модель. А для государства, для народа это означало смену исторического курса. Крещение Руси — это событие эпохального значения не только для самой Киевской Руси, не только для Европы. Это событие имеет эпохальное значение для всего мира.

И вот теперь давайте разберемся, почему же так. Что было принято вместе с христианством? Была принята система ценностей — евангельских ценностей, которых не существовало в языческом обществе. Эта система ценностей во многом стала определять и отношения людей — не только в семье, но и в обществе; эта система ценностей сформировала личную и общественную мораль.

Нельзя сказать, что все стали святыми людьми. Много было и разбойников. Не так быстро осуществлялась христианизация народа, да и князья-христиане нередко проявляли жестокость, воевали друг с другом — чего стоит только соперничество Москвы, Твери и Рязани. Но тем не менее глубинные перемены в духовной жизни людей произошли, и с течением времени они стали развиваться, — и ведь все это отразилось на внутренней и внешней жизни людей.

Церковь является базисом национальной культуры нашего народа.

А если говорить о внешней жизни? Ведь богослужение требовало наличия книг. Богослужение без книг совершать невозможно, а книг-то на Руси не было. Откуда-то тексты надо получить, и стали получать книги из Болгарии. А в Болгарии эти переводы с греческого появились, как вы знаете, в результате трудов святых равноапостольных Кирилла, Мефодия и их учеников. И эта

171

 

 

кирилло-мефодиевская письменная традиция перекочевала на Русь. Люди стали использовать тексты, а значит, изучать грамматику, изучать язык, появилась письменность. А что же такое книжность, что такое письменность? Ведь это система связей, как мы, современные люди, сказали бы, система коммуникаций. И посредством этой системы Русь вошла в культурную жизнь Европы.

Прочему Европы, а не только Византии? Да потому что Европа была единой, не было еще разделения Церквей, и Византия являлась органической частью единой Европы, причем самой просвещенной, самой, как мы бы сейчас сказали, продвинутой. Через коммуникацию с Византией — культурную, письменную — Россия вошла в общеевропейское культурное пространство, что открыло огромные горизонты не только для культурного и духовного, но и для политического развития нашего народа.

«Слово пастыря», 27 июля 2013 года

 

* * *

Если говорить о социальном и политическом срезе событий, связанных с Крещением Руси, то, несомненно, это был акт чрезвычайной силы, который не просто переломил негативные тенденции в жизни дохристианского древнерусского общества, но создал предпосылки для выведения народа на совершенно иной уровень развития.

Слово на заседании Высшего Церковного Совета,25 июня 2015 года


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.