Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Иосиф Волоцкий, преподобный

Иосиф Волоцкий, преподобный

Иосиф Волоцкий — человек огромной силы духа, большого мужества, крепкой веры, несгибаемой воли. Он жил в очень непростое время — XV — начало XVI века. Это время собирания Руси, образование единого Русского государства из разрозненных феодальных княжеств;

132

 

 

несомненное возвышение страны, а вместе с ней и Церкви, ее значимости в жизни народа; укрепление роли России в Европе и в тогдашнем мире. Преподобный Иосиф прекрасно понимал значение тех событий, которые происходили в стране. Но понимал он также и то, что всякое возвышение страны и Церкви непременно получает сопротивление от врага рода человеческого и от внешних противников, ибо, как гласит древняя восточная пословица, «камнями бросают по тому дереву, на котором плоды». И когда плоды Русской Церкви, когда ее влияние на народ, на жизнь тогдашней Европы стали очевидными, тогда и возвысили свой голос хулители, еретики, которые пытались поколебать духовный авторитет Церкви.

Преподобный Иосиф мужественно вступил в борьбу с теми, кто лжеучением старался разрушить внутреннее единство Церкви и поколебать высокий духовный авторитет наследия Христова в нашем народе. До сих пор не смолкают споры в отношении роли преподобного Иосифа. Некоторые считают, что его борьба с ересью была неправильной, некоторые высказываются о том, что его стремление укрепить материальную основу церковной жизни было неверным, некоторые —и в то время, и доныне —обвиняют преподобного Иосифа в стяжательстве только потому, что он был глубоко убежден в необходимости привлечения для Церкви материальных ресурсов, чтобы передавать их народу.

Преподобный видел в Церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным. Как сказали бы сегодня экономисты, он видел в Церкви инструмент перераспределения материальных благ и считал, что именно Церковь может взять их от богатых и передать бедным. А потому всякие обвинения преподобного Иосифа в стяжательстве — это надуманные обвинения.

Этот человек носил на себе многокилограммовые железные цепи и кресты. Устав Успенской обители был почти самым строгим на Руси. Многие не выдерживали строгости этого устава. Достаточно сказать, что преподобный Иосиф

133

 

 

завел обычай, который ограничивал иноков даже в том, чтобы иметь какие-то вещи в своей комнате. Разрешалось только самое необходимое — иконы и книги; все остальное не должно было находиться в келиях. Питались иноки общежительно в трапезной один раз в сутки. Современному человеку даже трудно представить, что преподобный Иосиф настаивал на том, чтобы каждый инок полторы тысячи раз в день произносил Иисусову молитву и триста раз обращался к Богоматери. Помимо уставных богослужений, каждый инок читал в день по четыре кафизмы в своей келии.

Это устроение монастыря, в котором так энергично развивалась духовная жизнь, свидетельствовало о подлинных целеустремлениях преподобного Иосифа и его братии. А куда же шли средства? В обители была учреждена одна из первых на Руси духовных школ. Здесь был приют для сирот. Бывали дни, когда обитель кормила до 700 бедных людей бесплатно. Здесь же могло быть совершено погребение человека, у которого не было ничего за душой. Преподобный Иосиф особенно требовал, чтобы бедных людей погребали монахи, отдавая им часть своего сердца и свою молитву, согревая, может быть, их родных и близких, таких же несчастных, своей молитвой, своей заботой и своей любовью. Образ жизни преподобного, его мысли, его слова, но особенно его дела были ярким свидетельством того, что все нападки на него, все обвинения были направлены на то, чтобы ослабить духовный авторитет не только преподобного, но и Церкви Божией, который отстаивал с такой силой святой Иосиф, Волоцкий чудотворец.

Много было сказано неправедных слов, но эти неправедные слова не смогли поколебать веру нашего народа в святость жизни преподобного — не смогли поколебать потому, что многие чудеса были совершены здесь, у его гробницы, по молитвам людей, которые приходили в эту обитель. Преподобный Иосиф войдет в историю нашего народа как великий церковный муж, прозревавший многие опасности тогдашней общественной жизни, сознававший важность

134

 

 

церковного служения и употреблявший все силы на то, чтобы дело Божие множилось и расширялось. И потому память о нем так бережно сохраняет Церковь, вознося ему сегодня молитвы, памятуя о подвигах его личной монашеской жизни, но также и о подвигах его церковно-общественного служения.

Слово в Иосифо-Волоцком монастыре 31 октября 2009 года


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.