Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Смута

Смута

Смута — это пример социальной болезни, когда пораженными оказываются не тела, а души людей. И нам важно понять, как она возникает и как она была побеждена. Можно искать политические или экономические причины — и, наверное, их возможно найти. Но подлинные корни этой беды прежде всего нравственные — то, что можно было бы назвать ослаблением социальной ткани, уз общности и доверия, которые связывают людей в один народ. Это то, что, выражаясь языком социологии, называется атомизацией общества, когда распадаются традиционные социальные связи, когда каждый живет своей жизнью, обособленно и ставит личные интересы выше интересов всего социума и государства, когда индивидуальное побеждает общественное. Многие из тех, кто обладал, как сказали бы в наше время, властным ресурсом, употребляли его на то, чтобы реализовать свои желания и амбиции в ущерб стране и людям. Многие искали, к кому переметнуться, пренебрегая своими обязательствами, у какой из противоборствующих сторон можно было бы приобрести большую для себя выгоду. И как всегда бывает в таких случаях, явились люди, использовавшие общую беду для личного возвышения и обогащения. Разбойные банды наводнили страну, грабя, издеваясь и убивая соотечественников. Как же страна была спасена? Спасена она была усилием воли народа, движением, возникшим в глубине народной жизни. Но откуда появилось само это движение? Что побудило людей забыть о своих личных интересах и объединиться ради спасения Родины? Верность Отечеству и искренняя вера, которая дала им сознание общности и долга, понимание того, что

377

 

 

без общенациональной солидарности общество обречено на распад и уничтожение.

Итак, общество и государство погибают, когда люди начинают искать личных или сословных выгод в ущерб общему благу, и спасаются, когда находится достаточно людей, готовых на труды и жертвы ради страны.

Но как не допустить ничего подобного в будущем? Здоровье социального организма не рушится в один день и не в один день созидается. Убежден: все люди — и представители власти, и рядовые граждане — ответственны за то, чтобы созидать и поддерживать те отношения доверия и солидарности, которые должны существовать в обществе. Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других (Флп. 2, 4), — говорит апостол Павел. Готовность послужить ближнему и обществу в целом — это не просто нравственный императив, это необходимое условие выживания социума. Да, может быть, проще сказать: я буду заботиться о своих интересах, ну, может быть, об интересах своей семьи, а до остального мне и дела нет. Но именно такой подход и привел к Смуте. Нужно сделать нравственный выбор: повернуться от себя к ближним, набраться мужества служить другим сейчас, жертвуя чем-то. И тогда не наступит смута, во время которой придется жертвовать всем. Господь да дарует нам мудрость и силы сохранить духовное наследие предков, мужество построить такое общество, которое будет соединено и скреплено любовью, взаимной преданностью, долгом, доверием, общество, которое не смогут поразить никакие вирусы смуты.

Послание ко Дню народного единства, 4 ноября 2014 года


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.