Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Смерть

Смерть

Что можно сказать человеку, который проходит через страшные испытания или через смерть своих близких и родных? Не представляю себе, как можно помочь человеку без религиозной мотивации, я отказываюсь это понимать. В самом деле, если вы действительно умираете навсегда, если вы навсегда потеряли самых родных и близких людей, если жизнь оборвалась в расцвете сил, если умирает ребенок — какими словами можно объяснить происходящее или помочь человеку справиться с этой трагедией? Но Церковь обращается с самым правильным словом. Это для нас смерть. Это для нас трагедия. Однако нельзя мерить жизнь только отрезком видимой жизни — тогда жизнь теряет свой смысл. За семьдесят-восемьдесят лет (или за пятьдесят-шестьдесят лет, как теперь живут люди) не может произойти ничего такого, что, действительно, оправдало бы эти годы существования, потому что это — лишь мгновение. Но мы говорим о том, что жизнь не кончается. Да, смерть действительно приносит травму; да, эти страдания действительно очень больно ранят; но должно хватить сил это пережить, потому что на этом жизнь не кончается — так же как не кончается наша связь с умершими людьми. Вслушиваясь в слова молитв во время отпевания, поражаешься философской глубине всего того, что Церковь предлагает человеку, стоящему у гроба. Церковь предлагает великую веру в то, что физическая смерть не означает смерти личности. Другого объяснения

366

 

 

нет — все другое направлено на то, чтобы усыпить страдание, притупить его, но не исцелить человека.

Интервью телеканалу «Россия», 31 января 2010 года

 

* * *

В Послании к Римлянам мы находим удивительные слова: Освободившись от греха, вы стали рабами праведности. Какой же плод вы имели, когда были рабами греха?» — спрашивает апостол и отвечает: Такие дела, каких стесняетесь и ныне-, плод же их был грех, а конец — смерть. Когда же освободились от греха, — продолжает апостол, — и стали рабами Божиими, то плод ваш — святость, а конец — жизнь вечная (Рим. 6, 18, 20-22).

Глубоко убежден: эти слова должен знать каждый современный человек, потому что ни одно слово не употребляется так часто в общении между людьми, в провозглашении тех или иных политических позиций, как слово «свобода». Мы знаем, что за свободу люди боролись и погибали. Но вот что удивительно: если проанализировать все эти грандиозные битвы за свободу и вспомнить, что бывало после, то можем ли мы сказать, что эти человеческие жертвы действительно приносили людям свободу?

Не буду приводить много примеров битв во имя свободы, которые оборачивались тиранией, гибелью людей, лишением свободы, развращением нравов. Достаточно вспомнить только два события: Французскую революцию, вслед за которой пришел террор, а затем Наполеон, который уничтожил сотни тысяч людей, стремясь распространить свое господство над всей Европой; а в нашей истории начало XX века также было отмечено неудержимой борьбой людей за свободу, которая обернулась террором, диктатурой, гибелью миллионов людей. Почему же так происходит?

Почему даже жертвы людей во имя свободы не останавливают последующие поколения от ошибок, от греха, от безумия, от крови? Да именно потому, что в сознании людей спутались два величайших понятия, каждое из которых имеет ценность, но которые необходимо различать.

367

 

 

Человек должен иметь свободу выбора. Наверное, за эту свободу выбора и боролись люди, чтобы никакие внешние обстоятельства, никакая тирания, никакое господство богатых над бедными, одних сословий над другими не мешали людям выбирать то, что они желают выбрать.

Но сам по себе выбор — это механизм. Обеспечить людей выбором необходимо, но главным остается вопрос: а что человек выбирает в результате свободы? И в Послании к Римлянам апостол Павел и говорит нам, что самое главное — это то, к чему ведет свобода. Если человек в результате обретения свободы становится рабом греха, то его конец — смерть. Но если он, обретя свободу, принимает Бога и становится рабом Божиим, то тогда плод — святость, а конец — жизнь вечная.

Там, где после обретения свободы избирается грех, там смерть, там террор, там диктатура, вне зависимости от того, как эта диктатура оформляется, — диктатура личности, партии, группы, диктатура финансовой мощи... А там, где диктатура, там, где человек лишается свободы, его очень легко направить в любую сторону, в том числе к совершению греха; а где грех, там смерть.

Может быть, не для всех понятно это выражение апостола Павла — «где грех, там смерть», ведь каждый знает, что, согрешая, он тут же не умирает; а иногда люди грешные, кощунники, крайне враждебно относящиеся к религии, ненавидящие Бога и Церковь, живут, и гром с неба не поражает их, за редчайшим исключением... Нужно понимать, что имеет в виду апостол Павел, когда говорит о смерти. Речь идет о духовной смерти человеческой личности. Там, где грех, там смерть духа, там человек превращается в животное, там он лишается свободы выбора, потому что полностью управляем своими инстинктами, своими влечениями, своим грехом. И как просто управлять таким человеком! Дайте ему где-нибудь больше возможностей удовлетворять свои инстинкты и грешить, и он пойдет туда, он отвернется от всего, что еще вчера было для него важным, святым, заветным, с чем связывались идеалы его родителей, его

368

 

 

предков. Он пойдет в то стойло, где сытно кормят и где он может жить по закону инстинкта. Это и есть смерть, потому что человек умирает как свободная личность, его разум перестает управлять чувствами и соединяется с чувственным началом настолько, что работает на утверждение именно такого, а не иного образа жизни.

История дает нам множество примеров такой духовной смерти. На уровне личности это, может быть, не так заметно. Но когда грех в результате свободного выбора человека накапливается в масштабах общества, народа или государства, тогда он становится зримым, видимым. У такого общества, у такого государства нет будущего — история вновь и вновь показывает, как нравственное растление, помрачение сознания, смешение добра и зла делало человеческое общество нежизнеспособным.

Мы живем в то время, когда колоссальные силы направлены на то, чтобы убедить всех нас в том, что единственной ценностью является свобода выбора и никто не имеет права посягать на эту ценность, даже когда человек выбирает зло, даже когда человек выбирает социально опасное поведение, — если только не нарушаются нормы гражданского закона. Но мы знаем, как легко обойти все эти нормы. Мы знаем, что никакой, даже самый совершенный закон не может искоренить преступность, коррупцию, зло, ложь, конфронтацию, — их может искоренить только человек, сделавший свободный выбор в пользу добра.

Аскеза — этоведь не жизнь в пещере и постоянный пост. Аскеза — это победа человека над похотью, над страстями, надинстинктом.

В последнее время мы сталкиваемся с огромными искушениями, когда в ряде стран выбор в пользу греха утверждается и оправдывается законом, а те, кто, поступая по совести, борются с такими навязанными меньшинством законами, подвергаются репрессиям. Это очень опасный апокалиптический симптом, и мы должны делать все для того, чтобы на пространствах Святой Руси грех никогда не утверждался законом государства, потому что это означает, что народ вступает на путь самоуничтожения.

Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади, 21 июля 2013 года

369

 

 

Какими бы аргументами мы ни поддерживали свое стремление, свое желание не бояться смерти, она всегда вызывает у нас в лучшем случае чувство неприятия, а обычно страх и даже ужас. Конечно, христианские убеждения помогают смягчить эти страх и ужас. Причем речь идет не столько об интеллектуальных убеждениях, сколько о религиозном опыте жизни. Святые люди, подвижники благочестия смерти не боялись. И мы знаем из истории, что многие святые даже с радостью готовили себя к моменту перехода из одной жизни в другую.

Поэтому страх смерти преодолевается не столько рациональным христианским отношением к смерти как к событию, связанному не с уничтожением человеческой личности, а с переходом в иное качество бытия, сколько реальным религиозным опытом. Когда человек живет в общении с Богом, когда он питается Божественной благодатью, тогда силой Божией преодолеваются все страхи, в том числе и страх смерти.

Иногда случается так, что добрые, благочестивые христиане внезапно заканчивают свое земное бытие в непредвиденных обстоятельствах, в страшной катастрофе, не исповедовавшись и не причастившись. А какой-то человек, живший вроде бы скверно, скончался внешне благочестиво — и исповедовался, и причастился. Откуда такая несправедливость? Этот вопрос из разряда тех, которые не могут быть адресованы земному человеку. Их можно задать только Богу, потому что только Он знает ответы на них.

Раскаяться никогда не поздно.

Есть еще один очень распространенный подобный вопрос. В мире так много несправедливости: много войн, много страданий. А где же Бог? Некоторые люди настолько обеспокоены этим вопросом, что не могут переступить грань между безверием и верой. Они отвергают саму идею Бога только потому, что не могут найти рационального ответа на вопрос, на который может ответить только Бог. Мы мало что знаем о том загробном мире, где встречаются Бог и человеческая душа, поэтому у нас и нет ответов

370

 

 

на подобные вопросы, они лежат за гранью, отделяющей этот мир от жизни будущего века. Но помочь как-то рационально объяснить эти темы все-таки можно.

Приведу вам такой пример. Мне неоднократно приходилось встречаться с людьми разного положения, иногда высокопоставленными, о которых мои помощники говорили или говорят: он вроде бы неплохой человек, но безбожник, очень далекий от Церкви, всё ему, как теперь говорят, до лампочки, и нет у него никакого интереса к духовной жизни. Но когда начинаешь с такими людьми по душам разговаривать, оказывается, что все наоборот: у них есть не только интерес к религиозной жизни, но и свой духовный опыт, опыт религиозной жизни. Люди молятся, читают Священное Писание, а внешне выглядят как совершенно секулярные, агностически настроенные люди, для которых Бога будто бы и нет. Но в глубине души, оказывается, все не так. Самое страшное — когда мы выносим наш человеческий суд о том, что сокрыто от нас. Нам кажется, что преступник, или безбожник, или какой-то недостойный человек вдруг исповедовался и причастился Святых Христовых Таин. А разве такие события происходят случайно? А может быть, эта исповедь перед смертью, соборование были венцом его жизни? Может быть, он всю жизнь шел к этому событию? И Господь дал ему вкусить благодати на пороге смерти. А праведный человек, который постоянно и исповедовался, и причащался, был Господом взят в иных обстоятельствах, без исповеди и причастия, потому что был достоин переступить черту, отделяющую эту жизнь от иной —вечной жизни.

Покаяние —это путь и поприще христианина

Другими словами, мы можем лишь приблизиться к ответам на эти вопросы, но окончательно узнаем их лишь тогда, когда сами завершим свой жизненный путь. Апостол Павел говорит о том, что сейчас эта Божественная реальность открывается нам как бы сквозь тусклое стекло (1 Кор. 13,12). Мы видим только какие-то блики и не можем понять, что же там, за этим тусклым стеклом. А когда умрем, то увидим все воочию.

371

 

 

В ином мире нет понятия веры, потому что там — знания. Богу же было угодно, чтобы отношения человека с Ним в этой земной жизни строились на вере, — той самой вере, которая допускает и сомнения, и желание ответить на самые трудные вопросы. Эти вопросы проводят человека через мучительное и одновременно очень важное и даже радостное преодоление сомнений и заблуждений. Вера открывает человеку свободу в общении с Богом. И только в этом мире свободы и веры оправдываются все наши свободные и сознательные движения навстречу Богу Господь никого не принуждает. Мы живем в мире вопросов и сомнений, но в этом же мире есть и вера.

Дай Бог всем нам осознать, что вера — это реальность, соединяющая нас с иным миром. Нет веры — нет религиозной жизни. Нет религиозной жизни — нет присутствия Бога в человеческом бытии. А трудные вопросы всегда останутся. И даже те, кто думают, что решили для себя все эти загадки, все равно в глубине души будут сомневаться. Богу угодно проводить нас через сомнения и соблазны для того, чтобы укреплялась наша вера.

«Слово пастыря», 12 июня 2014 года


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.