Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Семья

Семья

Семья — это реальность, которая описывается следующим образом: мужчина и женщина живут вместе, хранят верность, заботятся о детях и вместе их воспитывают. Эта реальность появилась задолго до того, как возникли какие-то

342

 

 

юридические схемы и конструкции, которые описывали феномен семьи социологически, юридически и придавали ему правовое значение. И хотя семейные традиции несомненно являются частью культуры и семья, конечно, тоже укоренена в человеческой культуре, тем не менее она предшествует и самой культуре, потому что, по свидетельству Библии, создана Богом на самой заре человеческой истории.

Семья — это Богом установленная институция. Семья укоренена в самой природе человеческой личности, поэтому разрушить семью, не переформатировав этой природы, не переформатировав сознания, невозможно. И когда мы сегодня констатируем тот факт, что институт семьи разрушается, то должны ясно понимать, что речь идет в первую очередь о разрушении самой человеческой личности. Без этого семью разрушить нельзя! Поэтому всякая политика, направленная на разрушение семьи, есть антигуманная политика; она бросает вызов самому существованию человеческой личности.

В семье совершается великое чудо рождения человека, в семье дети учатся любви и ответственности, в ней закладываются такие базовые понятия, как долг, честь, жертвенность. Отсутствие у ребенка полной семьи или семьи вообще оборачивается, как известно, очень тяжелыми последствиями как для самого ребенка, так и для общества в целом.

Хотел бы процитировать слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского, который говорил: «Главный замысел и цель семейной жизни — это воспитание детей, главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». Поэтому семья во всех культурах до сих пор воспринималась как общность, состоящая из мужа, жены и детей. Это, еще раз хочу сказать, не только юридическое, культурное или даже религиозное установление. Это реальность, проистекающая из самой человеческой природы, которую нельзя изменить, но можно только на беду себе попытаться игнорировать. Можно попробовать какое-то время ходить на руках, как

343

 

 

иногда поступают спортсмены-эквилибристы, но если долго ходить подобным образом, то очень скоро начнутся неизбежные проблемы, связанные с кровообращением, потому что человек создан ходить на ногах.

Слово на открытии Международного форума «Многодетная семья и будущее человечества»,10 сентября 2014 года

 

* * *

Говоря о сохранении института семьи, хотел бы предложить на государственном уровне пресечь попытки изменить российское законодательство, признающее браком именно союз между мужчиной и женщиной. В ответ на широкую международную дискуссию по этому вопросу мы решительно заявляем: брак — это союз мужчины и женщины, основанный на любви и взаимопонимании, для рождения детей.

Слово на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации, 28 января 2014 года

 

* * *

Почему семья имеет такое большое значение? Значение семейного круга огромное, потому что ребенок свои первые шаги делает на глазах родителей, братьев и сестер. Он познает через них мир, и самые важные ценности, которые человек способен пронести через жизнь, формируются в детском возрасте.

Слово на Рождественском празднике в Московском Кремле,8 января 2016 года

Семья — это место, где формируется человеческая личность. Сколько здесь вызовов, сколько важнейших проблем! Все начинается со взаимного непонимания, а затем ссоры, измены, обман, разрушение брака... Это подает страшный пример детям, и родители перестают быть для них авторитетом, образцом порядочности. Ведь именно

344

 

 

в семье закладывается моральный консенсус, в основе которого — нравственная традиция не только нашего народа, но и всего человечества.

Мы долгое время говорили о необходимости поддержки, в том числе финансовой, многодетных семей. Человек не должен стоять перед дилеммой: либо третий-четвертый ребенок — и нищенство, потеря элементарного жизненного комфорта, либо больше не рожать детей.

Задача правительства — Церковь также не снимает с себя этой ответственности — заключается в том, чтобы мобилизовать государственные ресурсы и общественное мнение и в конце концов решить вопрос жилья для многодетных семей.

Пасхальное интервью телеканалу «Россия»,15 апреля 2012 года

 

* * *

Многодетная семья — это явление, которое оказывает влияние на очень и очень многих. Многодетная семья — пример того, как люди, посвящая себя другим, отдавая часть своей жизни другим, созидают очень прочную общность.

Мы видим, что в тех случаях, когда человек воспринимается как потребитель или элемент рыночной механики, невозможно достичь подлинного блага и реализовать предназначение человека, которое заключается в служении Богу и ближним. Поэтому мы призваны активно утверждать подлинные ценности, без которых жизнь и отдельного человека, и общества окажется под угрозой. Эти ценности — любовь, самопожертвование, преданность. И прежде всего они проявляются в семье, особенно многодетной; в семье они формируются, укрепляются, входят в мировоззрение маленького человека, становятся его неотъемлемой природой.

Мы должны переломить недоверие и страх, которые существуют в отношении многодетности, вернуть многодетным родителям то уважение, которого они заслуживают, потому

345

 

 

что среди всех добрых, прекрасных человеческих дел рождение и воспитание детей — одни из самых великих.

Слово на открытии Международного форума «Многодетная семья и будущее человечества»,10 сентября 2014 года

 

* * *

Сегодня очень много вызовов бросается самой идее жизни двух людей во единой плоти, тому, что мы называем таинством Брака. Это, действительно, тайна — как два человека, прежде незнакомые, встретившись, чувствуют такое влечение друг к другу, которое вытесняет все? Как они становятся единой плотью, единым духом? О любви много пишут и говорят, но что происходит в сознании человека с философской точки зрения? Апостол Павел в Послании к Коринфянам произносит слова: Любовь не завидует, не гордится, не мыслит зла (1 Кор. 13, 4-5).

Но при каких условиях человек не гордиться собой, когда у него нет зависти к другому, радость и успехи которого воспринимаются с большим удовлетворением, чем собственные? Так происходит при настоящей любви. Ведь истинные супруги не завидуют друг другу, не клевещут, друг на друга, не гордятся друг перед другом. Это возможно только в том случае, когда в центр своей жизни вы ставите самого близкого человека. Как вы можете завидовать ему, превозноситься перед ним, когда он в вашем сердце, в центре вашей жизни?

Брак остается реально домом, местом, где люди поддерживают друг друга — искренне, бескорыстно, в самых трудных: обстоятельствах.

Откуда это чувство? Ведь оно противоестественно! Человек должен защищать себя, ставить в центр свое «я», убирать конкурентов. Но невидимые врата сердца открываются, и туда входит другой, занимая центральное место в жизни. Это дар Божий, рационально здесь ничего объяснить невозможно.

Конечно, играет роль внешность человека, предрасположенность людей друг к другу. Но ведь когда этот «солнечный удар» происходит, когда меняется природа человека, когда появляется кто-то, занимающий отныне центральное

346

 

 

место, и во имя любви к нему вы готовы отдать свою жизнь, — это дар Божий.

Современная цивилизация делает все для того, чтобы человек утратил способность любить, — такова вся светская философия, ставящая себя самого в центр жизни. Если, кроме собственных интересов, у человека нет иных идеалов, то использовать их он будет прежде всего для того, чтобы удовлетворить себя. В контексте такой философии человекобожничества, когда индивидуум делается богом, никакой любви быть не может. Она возможна только там, где сердце открывается другому. Без этого чувства мы все умрем. Но сегодня любовь уходит — не буду приводить современную статистику — а ведь еще совсем недавно жизнь без разводов была абсолютной нормой. Что происходит с людьми? Почему они вдруг теряют способность удерживать в своем сердце любимого в качестве ядра жизни? Что можно сделать в рамках государственной политики? Очень многое! Нужно думать о нравственном воспитании молодежи, защищать всеми силами брак и семью; надо, чтобы на эти ценности вновь обратили внимание наш кинематограф, наше телевидение. Посмотрите телевизионные программы — измены, обман, деньги. На этом мы воспитываем наших детей! Когда появляются малыши, необходимо самоограничение: человек должен отдать часть своей жизни, чтобы воспитать их, отказаться от самого себя. Поэтому сегодня все должно работать на семью, и законы должны ее защищать.

Наша культура и искусство должны вернуться к идеалу семейных ценностей. У нас есть замечательные мастера — режиссеры и актеры — можно делать прекрасные фильмы, которые будут захватывать человека, являть ему идеал. Если вовремя не спохватиться, то и семьи не будет, не будет и любви. Тогда человек превратится в одинокое страшное существо, которое теряет разум всякий раз, если ему что-то не понравится.

Речь идет не только о вещах нравственных, сущностных, мировоззренческих, но и о законодательстве,

347

 

 

и о стратегической линии развития человеческой цивилизации.

Выступление на, встрече с депутатами Московской городской Думы, 29 марта 2016 года

 

* * *

Ни Церковь вместе с другими религиозными общинами, ни государственная власть, ни общественные институты не могут диктовать людям то, как им необходимо строить семейную жизнь и воспитывать детей. Однако и Церковь, и государственная власть, и общественные институты могут и должны совместными трудами утверждать в обществе неприятие таких явлений, как разводы, аборты, безответственность в отношениях мужчины и женщины, и создавать условия, при которых возможно формирование духовно здоровых, нравственных и сильных личностей.

Слово на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации, 28 января 2014 года

 

* * *

Если человек устремлен только к получению удовольствий, то он не будет счастливым.

Мы должны помнить: чем больше добра мы делаем людям, тем больше добра возвращается нам, тем счастливее мы становимся. Когда папа заботится о маме, а мама заботится о папе, оба счастливы и семья счастлива. А когда они перестают отдавать себя друг другу, то часто расстаются на всю жизнь, и дети становятся сиротами при живых родителях. Когда мы говорим о необходимости отдавать себя другим, когда мы говорим о необходимости делать добро, то должны помнить, что сегодня, как, впрочем, и всегда, есть много людей, которые ждут нашего добра, нашего доброго отношения. И сегодня в первую очередь нужно помнить о детях-сиротах, о тех, кто живет в детских домах, у кого нет пап и мам. И я хотел бы призвать прежде всего наших православных людей усыновлять сирот, не бояться этого. Никогда тот, кто усыновляет или удочеряет ребенка, кто отдает себя этим детям, не бывает несчастлив — он сторицей получает доброе...

348

 

 

Мы должны быть пастырями друг для друга — родители для детей, старшие дети для младших. Тогда изменится жизнь всего нашего народа и общества, тогда будет больше света, радости, мира, добра, а значит, мы будем более жизнеспособными, менее восприимчивыми к соблазнам, к искушениям и ко всему тому негативному, что обрушивается на наше сознание, особенно на сознание молодых людей.

Слово на Рождественском празднике в Московском Кремле,8 января 2014 года

Первые уроки доброты мы получаем в семье, когда родители отдают свою жизнь детям. Сейчас много соблазнов, особенно если папа с мамой молодые. Хочется и того, и другого — соседи куда-то в отпуск поехали, а с детишками не очень складно получается, надо бы их куда-то пристроить... Однако нельзя никогда жертвовать детьми и семейным благополучием, потому что временные удовольствия, как дым, пришли и ушли, а в детях обретается счастье длиной в целую жизнь ...

Для родителей семья — это школа добра. Но она должна быть уроком и для детей. Что означает для ребенка делать благо? Слушаться родителей, которые мудро поведут чадо по жизни, отдавать свою волю, разум в их руки. Детское послушание и есть совершение добра по отношению к папе и маме. Но этого мало! Нужно уметь доставлять радость братьям и сестрам, тем, с кем ты учишься, с кем ты трудишься. Творите добро и будете счастливы.

Слово на Рождественском празднике в Московском Кремле,10 января 2016 года

Семья — этопервая и наиболее важная школа жизни для каждогочеловека.

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, бросают серьезные вызовы духовному благополучию личности и семьи. Последние десятилетия Церкви и государству приходится бороться с рядом социальных проблем:

349

 

 

сиротством, алкоголизмом, наркоманией, бытовой преступностью, демографическим кризисом. Думаю, что корни многих этих проблем нужно искать именно в семейном неблагополучии или в отсутствии семьи. Беспокоит и укоренившееся в общественном сознании снисходительное отношение к нарушению супружеской верности, разрушению целостности семьи, следующим из этого разводам, абортам, оставлению детей родителями.

Сегодня само понятие семьи испытывается на прочность. Дискредитация института христианского брака, связанная с отказом от традиционной морали, является весьма болезненной для российского общества, ибо расшатывание семейных устоев приводит к нарушению преемственности поколений и утрате исторического опыта. Даже в некоторых с виду благополучных семьях воспитанию детей уделяется недостаточно внимания. Многие родители в погоне за карьерным ростом и материальной выгодой забывают о своей ответственности за ребенка, о необходимости проявлять любовь и заботу о нем. Все это негативно сказывается на воспитании детей, которые в подобных условиях остаются оторванными от духовных и культурных традиций своего народа, складывавшихся на протяжении веков. Очень важно, чтобы ребенок с самого юного возраста усвоил твердые представления об истинных ценностях, научился различать добро и зло и противостоять искушениям.

Слово на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации, 28 января 2014 года

 

* * *

Как в прошлом, так и сегодня экономические отношения не могут скрепить или разрушить брак, потому что этот союз держится на любви. Другое дело — когда любовь исчезает, а материальная зависимость сохраняется, и люди живут вместе, ненавидя друг друга. Однако это уже не брак, а мука, от которой страдают и муж, и жена. В былые годы от этой беды чаще всего претерпевали женщины, потому

350

 

 

что не могли из-за финансовой несамостоятельности круто изменить свою жизнь.

Брак рушится тогда, когда проходит влюбленность, и потому причина распада семей — кризис любви. В прошлом тоже так бывало, но люди воспитывались иначе — в их сердцах присутствовал страх Божий. Даже когда что-то происходило в глубине души и чувства друг к другу остывали, то молитвой, обращением к Богу, добрыми делами сберегались семейные отношения и сохранялся брак. Потом, когда супруги преодолевали эти трудности, они уже в зрелом возрасте обнаруживали, что сохранившийся союз является величайшей ценностью их жизни, потому что только он и ограждает их от холодных ветров извне. Брак реально остается домом, крепостью, местом, где муж и жена поддерживают друг друга в самых трудных обстоятельствах искренне и бескорыстно.

Вам доводилось видеть пожилых людей, которые под руку идут по тротуару? Зимой они страшно боятся, волнуются, чтобы их спутник не поскользнулся, не упал. Они шагают, буквально вцепившись друг в друга, они оба нуждаются в поддержке, ведь они перестали быть сильными, независимыми от внешних обстоятельств, и единственное, что сохраняется в их жизни, — это опора, которая рядом.

Что же происходит с людьми, которые разрушают брак, семью? Любовь исчезает, и тогда совместная жизнь становится мучением. Но какие сильные чувства были, когда они познакомились, ухаживали друг за другом, когда вступили в семейные отношения... Это не просто любовь, а некий апогей бытия! По-немецки «брак», «венчание» означает «высокое время жизни». В каком-то смысле это действительно так — эмоциональный, душевный взлет.

Любовь — этоориентация человеческой воли, которая направляет поступки человека к совершению добра.

Почему же этот апогей постепенно сходит на нет? Потому, что то великое чувство, которое испытали влюбленные, они не сберегли, разрушили его — несознательно, по мелочам. Когда человек начинает жить больше для себя, чем для другого, он приступает к уничтожению, подтачивает, подпиливает общее дерево, и, чем чаще думает о себе, а не о близком,

351

 

 

тем сильнее оно расшатывается. Если ничего не делается для супруга, а все только для самого себя, появляются параллельные связи, увлечения, выстраивается отдельная жизнь с новыми интересами и ощущениями, то стоит только слегка дотронуться до дерева, которое уже подпилено со всех сторон, или подуть сильному ветру, не говоря уже об урагане, и оно рухнет и рассыплется в щепы.

Так разрушаются семейные отношения. Беречь любовь и брак нужно с первого дня и помнить, что это трудная работа, некий подвиг, который человек добровольно на себя принимает.

Проблема в том, что у слов «счастье» и «удовольствие» разная смысловая нагрузка. Это не одно и то же. Если человек устремлен только к получению удовольствий, то он не будет счастливым — ни в первом браке, ни во втором, ни в третьем, ни в каком другом.

Сегодня трудно понять, как женщины были закабалены в прошлом. Думаю, что большую роль играет философский взгляд на историю: некоторые считают, что тогда была сплошная тирания и неволя. Так ли это на самом деле? Сомневаюсь. Тот факт, что очень многие женщины управляли государствами, достигали огромного влияния в обществе, умели через своих мужей решать судьбы страны, свидетельствует о том, что закабаления в том смысле, в каком мы его сейчас понимаем, не было.

Любовь — этокак воздух для всех.

Однако полное экономическое равноправие не должно стимулировать распад семьи. А это вполне вероятно: если человек уже здорово подпилил дерево и начинает размышлять о будущем, то полная экономическая автономия супругов содействует разрушению брака. Мне приходилось беседовать с людьми, которые прошли через семейный кризис, но, к счастью, не развелись, а впоследствии осознали неправоту своих действий. Я спрашивал их: «Почему вы не развелись?» Ответ был такой: «Как же это сделать? Общий дом, имущество, дети...» Так материальный фактор, обоюдная зависимость от него в какой-то момент предотвратили разрыв, а потом и надобность в нем отпала...

352

 

 

В этом смысле общее хозяйство, единая собственность порой помогают сохранению брака в тех случаях, когда начались проблемы. Экономическая зависимость одного от другого — необязательно женщины от мужчины, бывает и наоборот — помогает не сделать фатального шага, а может быть, потом вообще оставить опасную и греховную мысль разрушать отношения.

К сожалению, никакое совместное имущество, общий дом и даже дети не останавливают людей от роковых решений, если исчерпано чувство любви и вместо нее рождается ненависть. Чтобы избежать такого губительного развития событий, берегите свою любовь.

«Слово пастыря», 11 февраля 2012 года

 

* * *

Мы видим немалые усилия со стороны государства, направленные на поддержку молодых семей. Уверен, что данная помощь должна осуществляться во всех регионах страны. Она может выражаться и в обеспечении молодых специалистов рабочими местами, и в предоставлении возможности получить дополнительное образование, и в поощрении рождения детей, и в социальных гарантиях молодым семьям, в льготах на приобретение жилья. В стране делается многое, и мы являемся свидетелями добрых и правильных перемен в этой области. Но многое еще предстоит сделать, чтобы обеспечить поступательный рост народонаселения.

Слово на Рождественских парламентских встречах в Совете Федерации, 28 января 2014 года

 

* * *

Семья есть Божественное установление.

Семья — это, несомненно, один из самых крепких и наиболее консервативных институтов традиционного общества. Именно в семье человек усваивает базовые нормы поведения и ценностные ориентиры, получает нравственное воспитание и приобщается к духовной традиции своего народа. Семья — это первая и наиболее важная школа

353

 

 

жизни для каждого человека. Именно поэтому подрыв духовного и нравственного благополучия семьи — это удар по благополучию всего общества, по будущему народа и государства.

Под предлогом реализации ценности свободы и равноправия ревизии подвергается само содержание понятий семьи и брака. Как известно, в некоторых странах на законодательном уровне закреплена возможность создания так называемых однополых союзов, что идет вразрез с Божественными заповедями и установлениями, рассматривающими семью исключительно как союз мужчины и женщины, созданный в первую очередь с целью рождения детей. Почему мы так часто говорим именно о том, что произошло в связи с появлением законодательства, якобы регулирующего нетрадиционные отношения? Потому что это, пожалуй, самый яркий пример того, как право, неожиданно выпадая из всей европейской традиции, стало выразителем не Божественной нравственной нормы, а попыткой оправдать грех человеческим законом.

Никогда грех не оправдывался законами — не только в христианской, но и в иных монотеистических цивилизациях. Мы живем в то время, когда на государственном уровне законодательство легализует порок, и не знаем, что последует дальше, какие еще согрешения будут легитимными, а значит, оправданными. Тем самым у людей формируется твердое убеждение, что никакого греха вообще не существует, а есть вариативность человеческого поведения. Неизвестно, куда зайдет род человеческий, если будет жить на основе таких представлений.

Молитва сильнее денег, сильнее власти, сильнее оружия.

Сегодня институт семьи требует особого внимания со стороны государства. Необходимо на законодательном уровне отстаивать традиционные определения понятий «семья» и «брак», обеспечить защиту от неоправданного вмешательства во внутреннее общение супругов и в воспитание детей, принять меры для достойной материальной поддержки молодых, многодетных и неполных семей. Все это, несомненно, имеет особое значение для настоящего

354

 

 

и будущего нашего народа и страны. Началась реализация первого этапа Концепции государственной семейной политики. У Русской Православной Церкви есть возможности, опираясь на свой опыт, оказывать государству содействие в дошкольном воспитании, в образовании, в поддержке неблагополучных семей, в помощи будущим супругам и родителям, в профилактике безнадзорности детей, в преодолении иных болевых точек современной семьи. Однако для эффективного использования потенциала религиозного сообщества необходимо всячески развивать его партнерство с государством. С удовлетворением могу отметить, что начатки такого соработничествауже есть, нужно сохранить положительную динамику и продолжать разрабатывать действенные, практические механизмы этой совместной деятельности.

Слово на открытии IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации, 29 января 2016 года

 

* * *

Семья — естественное средоточие жизни человека и общества. Мы обеспокоены ее кризисом во многих странах. Православные и католики, разделяя одно и то же представление о семье, призваны свидетельствовать о ней как о пути к святости, являющем верность супругов по отношению друг к другу, их готовность к рождению и воспитанию детей, солидарность между поколениями и уважение к немощным.

Первый шагна пути истинной молитвы наш разговор с Богом.

Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит принимать друг друга, как дар. Брак — это школа любви и верности. Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освященные библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания. Призываем каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь. Миллионы младенцев лишаются самой

355

 

 

возможности появления на свет. Голос крови не родившихся детей вопиет к Богу (Быт. 4,10).

Совместное заявление Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, 13 февраля 2016 года

 

* * *

То, что сегодня происходит в мире, особенно в западных странах, можно назвать тяжелейшим кризисом в семейных отношениях. Прежде всего потому, что западное общество в какой-то момент решило, разрушая всю нравственную традицию предыдущих поколений и всей истории, что брак — это вовсе не союз мужчины и женщины и не совместная жизнь с соответствующими обязательствами. Сейчас многие считают, что семья — устаревшая форма общения людей, и предлагают разного рода новации.

С кризисом семьи связан кризис человеческой личности. Ведь христианство проповедует любовь как высшую ценность, а именно в браке эта ценность реализуется в первую очередь. Семья — это школа любви. Потому что там есть не только радости, но и скорби, отношения супругов проходят через кризисы. Это означает, что люди, желая спасти семью, могут пойти на такие жертвы, на какие они не решатся ни при каких условиях в иных ситуациях.

Наверное, каждый, кто живет семейной жизнью, знает, что многое приходится прощать и нередко наступать на горло собственной песне. Для совместной жизни требуется находить такие выходы из сложных положений, которые большинство людей не стали бы искать в системе иных отношений со знакомыми или с друзьями. Порой связи рушатся, когда кто-то в гневе говорит: «Больше не хочу с тобой общаться»,— и люди расходятся. Но в семье так не скажешь, если есть дети, а значит, ответственность за будущее. Жертва, на которую идут ради брака, является в онтологическом смысле невероятно важным фактором возрастания человеческой личности. Человек растет, когда преодолевает эти трудности. Это действительно школа

356

 

 

любви. Поэтому развитие и воспитание без семьи чаще всего ущербны.

В христианской традиции мы называем семью малой церковью. Все навыки человеческой жизни, общения, любви, сострадания, взаимной поддержки, солидарности — все это взращивается в семье. Уберите ее, посмотрите на современную школу, которая вообще не воспитывает, и задайте вопрос: а где и как это будет формироваться? Если демонтируется семья, то человечество программирует совершенно другую личность. Глубоко убежден, что это будет страшный человек, который не сможет создать доброе, справедливое общество, где будут защищаться права людей. Злодеи не способны на общежитие. Человеческая цивилизация не будет существовать, если уничтожить институт семьи.

Защищайте институт семьи! Ведь помимо бездумного отношения к теме брака просматривается некая стратегия, которая поддерживается мощными финансовыми силами, направленными на уничтожение семейных отношений. Если злые силы объединяются, чтобы создать программу, разрушающую семью, то и люди доброй воли должны объединиться для того, чтобы ее спасать.

Ответы на вопросы на встрече с депутатами Московской городской Думы, 29 марта 2016 года


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.