Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Праздник 4 ноября

Праздник 4 ноября

4 ноября, день Казанской иконы Божией Матери, День народного единства — наш общенациональный праздник, который установлен в честь освобождения Кремля, Москвы и всей России от польской интервенции, день преодоления Смуты. В 1612 году произошло избавление страны, нашего народа от погибели. Мы были на волосок от исторической трагедии, от разрушения Отечества, от потери его суверенитета, от ассимиляции Православия католичеством, от национального уничтожения.

280

 

 

История хорошо известна. После смерти Иоанна Грозного началась череда проблем, связанных с желанием тех или иных боярских кланов добиться владычества, войти во власть, особенно после смерти Федора Ивановича, сына царя Ивана Грозного. Не буду рассказывать вам исторические перипетии. Важно другое. Как враг дошел до Москвы, не встречая практически никакого сопротивления, и вступил в Кремль? Что произошло с нашим народом, когда в Смоленск из Москвы было направлено посольство — делегация, состоявшая из бояр, — с просьбой к королю Сигизмунду посадить на царство его сына Владислава? Ведь инициатива исходила из Москвы. Конечно, военная активность шла из Польши, и на русскую землю двинулись польские войска, но кто их пригласил, кто перед ними открыл этот путь? Те самые бояре, элита, которая считала, что возведение на Московский престол королевича Владислава будет модернизационным проектом для России. Мол, новая власть — западноевропейская, образованная; армия гораздо сильнее московской, лучше вооруженная; европейский уровень образования, культуры, а вместе с ним — и западная трактовка христианства...

Все это воспринималось многими как путь к обновлению страны. Но лучшие люди в Москве, в России понимали, что это будет не прогресс в государственной, общественной, экономической, военной сферах, а потеря суверенитета, утрата независимости, исчезновение страны. Именно эти люди понимали, что речь идет не об улучшении жизни народа, не об укреплении государства, а о полном демонтаже государственной и народной жизни.

Самый главный вопрос, на который мы сегодня должны отвечать: как это могло произойти? Почему русские люди, бояре, ответственные за судьбу страны, сознательно пошли на то, что можно квалифицировать как предательство? Ведь они не думали, что предают Родину — считали, что делают великое и благое дело.

Все это перекликается с сегодняшним днем. Многим импонирует заимствование иных образцов общественного,

281

 

 

политического развития, отказ от самобытности, от своей веры, которая тем, кто предлагает это отречение, представляется косной, консервативной, мешающей развиваться народу и государству Похожее мы видим и сегодня. Но совершенно очевидно, что 400 лет назад нашлись люди: Патриарх Гермоген отказался подписать воззвание, призывавшее русский народ склониться перед Владиславом; Минин и Пожарский в ответ на призывы Патриарха подняли ополчение; жители многих регионов России поддержали это ополчение, — все они понимали, что речь идет не о благе страны, а о ее погибели.

После завершения Смуты и избрания Михаила Федоровича на царство, в особенности с приходом к власти государя Алексея Михайловича, Россия получила второе дыхание, импульс для колоссального развития национальной жизни, государственного строительства, освоения новых земель. Словно некая пружина, которая сдерживалась, произвела мощное движение, огромной силы толчок, и Московия превращается в великое государство — от моря и до моря, от океана до океана, сохраняя самобытность, свою веру и одновременно развивая экономику, укрепляя политические основы жизни, содействуя общественному развитию нации.

Смута этопример социальной болезни, когда пораженными оказываются не тела, а души людей.

Сегодня мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы не допускать смуты в сознании, в умах. Ведь и ныне есть люди, которые, подобно некоторым московским боярам, предлагают неприемлемые рецепты для модернизации нашей жизни, для улучшения условий бытия нашего народа. Речь идет не о том, чтобы уходить в изоляцию, отказываться от полезного опыта, от взаимного обмена, от того чтобы быть открытой страной в экономическом, научном, культурном аспекте. Но не могут приноситься в жертву этому суверенитет государства, его национальное достоинство, территориальная целостность, и, самое главное, не должны разрушаться базисные духовные и нравственные основы жизни народа. Тогда любое совершенствование общественных отношений, науки, искусства, образования — сегодня

282

 

 

мы называем это словом «модернизация» — будет содействовать и улучшению жизни людей, и усилению основ нашего государства.

Мы должны сделать выводы из того, что произошло тогда, и не наступать вновь на те же грабли. Мы должны вдохновляться великим примером Патриарха Гермогена, Минина и Пожарского, тех мужественных защитников Родины, которые, подняв мощное народное движение, освободили страну от иноземных интервентов и заложили основы развития народной жизни и совершенствования Российского государства.

«Слово пастыря». Выпуск от 3 ноября 2012 года

 

* * *

Содержание праздника 4 ноября может многому нас научить. В этот день мы отмечаем окончание Смуты, ставшее возможным благодаря народному единству, благодаря солидарности, объединению множества людей во имя общей высокой цели — защиты Родины, ее независимости, сохранения национального достоинства.

Ныне перед нами стоят те же цели. Мы серьезно отвечаем на опасные вызовы традиционным нравственным основам общества, нашей национальной культуре. Ведь эгоистические стремления человека, личные материальные интересы, ставшие для многих важнейшим приоритетом в жизни, и сегодня представляют угрозу целостности страны.

Если лицемерие есть попытка ввести в заблуждение других людей, то суд — явление правды Божией —лишает человека всякой маски.

Идеи солидарности и заботы об общем благе, а не только о частном, призваны стать скрепой нашего общества. Каким бы финансовым капиталом ни обладал человек, какие бы высокие позиции ни занимал, он не будет полноценно счастлив без служения ближним. Чем больше людей будут ощущать общественный смысл, социальную пользу совершаемого дела, тем крепче станет общество, тем меньше будет разрыв между разными слоями населения. Человеческие разделения — неизменный спутник падшего мира, лежащего, как говорит Священное Писание, во зле (1 Ин. 5, 19). Наш личный грех производит смуту

283

 

 

в сердцах, нелюбовь к ближнему, гордыню и эгоизм, которые рано или поздно взрывают общественное спокойствие. Смутное время — печальная эпоха национального разделения, когда в нашей стране ожесточение достигло крайней степени и люди были готовы обагрить руки в крови своих братьев. Преодоление этой духовной болезни — наша общая победа над собой, которая была бы невозможна без веры и благодатной помощи Божией.

Отмечая 4 ноября праздник, который появился в календаре во многом благодаря усилиям религиозных лидеров нашей страны, мы должны не только радоваться славным делам наших предков, но и помнить, что породившие Смуту явления еще не изжиты до конца в нашем народе. Сегодня, как и тогда, мы стоим перед соблазнами гордыни и превозношения одних людей над другими, перед завистью, которая ищет справедливости в насилии. Каждый день мы с вами и все наше общество совершаем выбор, который либо отдаляет, либо приближает времена, подобные смутным. Шаги, которые мы делаем, ведут нас либо по пути создания справедливого и процветающего общества, либо в обратном направлении. Наша совесть является самым лучшим компасом, который, однако, не действует вне духовной традиции. Если кто-то из наших собратьев выстаивает воскресную Литургию, а утро рабочей недели начинает с взятки, считая это нормальным, значит, с его нравственными координатами что-то не в порядке. Высокие идеалы — это не просто красивые слова. Они проявляются в самых незначительных на первый взгляд вещах, в повседневных «мелочах»: в бытовом поведении, в отношении с ближними, в добросовестности на работе, в соблюдении правил человеческого общежития и законов государства.

Благополучие любого общества во многом зависит от того, насколько самоотверженно и честно трудится каждый человек на своем месте. Но эти труды потеряют смысл, если человек будет рассматриваться, как средство для достижения чьих-то целей.

284

 

 

Христианин призван прежде всего к изменению себя — к избавлению от греха. Если мы будем менять себя, то станет меняться и общество, но если мы будем стараться реформировать окружающую действительность, не обращая внимания на самих себя, то наши усилия останутся бесплодными. Это не означает, что не надо решать существующие проблемы. Яхочу лишь указать на их причину, на теснейшую взаимосвязь внутреннего мира человека и состояния общества. Власть оценивает поступки гражданина, поощряя его или наказывая, — так работает государственный, да и общественный механизм. Церковь же имеет дело с устроением человеческой души, стремится преобразить внутреннюю жизнь людей.

Интервью информационному агентству ИТАР-ТАСС в преддверии Дня народного единства, 3 ноября 2012 года


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.