Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Покаяние

Покаяние

Покаяние — большая и сложная внутренняя работа, самоанализ, беспристрастная самооценка наедине с собственной совестью. Это постоянная самонастройка, возможность критически оценивать поступки и не допускать ошибок. Если человек перестает раскаиваться, в нем нет самосовершенствования, развития. Фигурально выражаясь, он теряет слух, начинает путаться в звуках, шорохах, шумах, громких словах и литаврах, которые иногда разрушительно действуют на нашу жизнь.

Интервью корреспонденту информационного агентства ТАСС, 10 марта 2015 года

 

* * *

Раскаяться никогда не поздно. Мы же помним, что разбойник, висевший на Голгофе по правую руку от Спасителя, в последний момент жизни принес покаяние, исповедовав свою веру, и был прощен, принят в Царствие Божие (Лк. 23, 39-43). Только очень важно, чтобы покаяние не превращалось в некий бездушный и формальный обряд. Иногда с этим приходится сталкиваться в церковной практике, когда священник — есть у некоторых такая привычка! — называет пришедшим на исповедь грехи по перечню. Это связано еще и с тем, что многие люди не умеют каяться. Вот им и зачитывают весь список. В результате благочестивейшие люди, особенно пожилые старушки, нередко повторяют:

269

 

 

«Грешна... грешна... грешна», в том числе и после упоминания грехов, о существовании которых они прежде и не подозревали, которые в страшном сне не могли совершить.

Интервью корреспонденту информационного агентства ТАСС, 10 марта 2015 года

 

* * *

Мы знаем случаи, когда у людей силой выбивали признание в преступлениях, которые они не совершали. Было такое страшное время — под пытками человека заставляли подписать самоосуждение, да еще и оговорить близких... Такие примеры из нашего прошлого свидетельствуют о том, что насилие полностью лишает человека свободы выбора. Значит, и в религиозном смысле деяния, совершаемые под давлением, лишены всякого положительного измерения. Стало быть, действует не человек, не его разум и чувства, а воля других людей. Если кто-то заставляет другого каяться и при этом подвергает его насилию, физическому или моральному, то никакого покаяния не происходит, потому что недостаточно формального произнесения слова «грешен», необходимо внутреннее изменение своего состояния.

Как же можно переменить состояние души, если ты сам не хочешь этого обновления? Все, что происходит в сфере религии, в области духовной жизни человека, опирается на принцип свободного волеизъявления, и каждый священник должен это хорошо знать. Поэтому духовник, который располагает верующего к принесению покаяния, должен помнить, что главное действующее лицо не он, а тот, кто исповедуется в своих грехах.

В таинстве Евхаристии мы обретаем великую силу побеждать грех.

Еще Сократ говорил, что его дело сродни ремеслу повитухи, которая помогает младенцу появиться на свет. То же самое происходит и в Церкви — она содействует тому, чтобы человек раскрыл себя пред лицом Божиим и самоопределился. Принимает решение сам верующий — это его воля, избранный им путь.

Сегодня и верующим, и священнослужителям, отвечающим на их запросы, очень важно помнить о том, что человек

270

 

 

спасается благодатью Божией в ответ на свою веру и свое свободное волеизъявление.

«Слово пастыря», 11 февраля 2012 года

 

* * *

Есть непременное условие действенности покаяния. В Евангелии содержатся слова: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). Иначе говоря, непременным условием является прощение, которое мы испрашиваем у других людей.

Обязательным требованием покаяния является также наша способность простить другого человека. Каждый по опыту знает, как это непросто. Если нет реального конфликта, не задеты разум и чувства, не выплескиваются отрицательные эмоции, прощение выглядит как обмен приветствиями или любезностями. Мы говорим друг другу: «Прости Христа ради!» И с легкостью отвечаем: «Бог простит!» Но совсем иное чувство охватывает нас, когда мы встречаемся с тем, кто реально нас обидел или кого обидели мы. Тогда и нужно совершить духовный подвиг, переступая через гордыню, через свое понимание правды, часто ложное, исполнить то, к чему Сам Господь призывает нас евангельскими словами.

Великий пост помогает каждому из нас возрастать.

Чин прощения после вечернего богослужения в Неделю сыропустную является замечательным призывом Церкви ко всем людям простить обидчика и самому испросить прощения. Но хорошо, что мы также обращаемся со словами о прощении и к тем, с кем у нас нет явного конфликта, потому что неизвестно, что происходит в сознании человека, которого мы не считаем своим противником, врагом, к кому не питаем отрицательных чувств. Ведь может оказаться, что он, неведомо для нас, такие чувства испытывает. Поэтому, испрашивая прощения у людей, с которыми мы не находимся в ссоре или в конфликте, мы помогаем им освободиться от горестных мыслей.

271

 

 

Церковь придает особое значение чину прощения и призывает, чтобы он не был формальным, а действительно явился сознательным актом нашего свободного волеизъявления, направленным на то, чтобы исполнить волю Божию и простить другого, с тем чтобы и Господь простил нас.

Слово перед чином прощения в Храме Христа Спасителя в Москве, 13 марта 2016 года


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.