Поиск авторов по алфавиту

Федотов Г. П. Русская религиозность. Часть 2. Примечания

1       Речь шла о 60-х годах XX века.

2            Подобная точка зрения протопресвитера Иоанна Мейендорфа оши­бочна. «Русская религиозность» отнюдь не «расширенная и переработан­ная версия «Святых Древней Руси». Эти два тома — совершенно новый взгляд, пока не имеющий аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной историографии.

3           Дело в том, что древнерусская иконопись оставалась сокрытой от глаз исследователей вплоть до начала XX столетия. Иконы покрывались оли­фой, которая спустя 100 лет чернела. Техника реставрации икон была раз­работана лишь в конце XIX — начале XX столетия. Первая выставка древ­нерусских икон состоялась лишь в 1913 году и потрясла современников си­лой и светом.

4    То есть права старшего сына на наследование.

5           Измарагд I, гл. 73. Слово божествено о покаянии и о исповедании гре­хов...

6           «...пищи и питья не щадил и подавал требующим, много церквей пост­роил и украсил иконами и книгами, священнический и монашеский чин почитал, ко всем был любовен и милостив, гордость ненавидел и отвра­щался от нее, как от змия».

7           Был он человек страшный, и сердце у него точно львиное (Соловьев, т. 4, с. 488).

8       По другим спискам — «возраст».

9           И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, ли­цо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым ца­рем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, и дал ему Бог премудрость Соломона.

10           Перебил бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.

11    Татищев В. Н. История Российская. Т. 5. М. - Л., 1964. С. 39, 40.

12           Был незлобив и легко прощал согрешающих пред ним [Соловьев, т. 4. С. 489].

13           «И был грозен приезд его... И жены моавитские начали стращать де­тей своих, говоря: „Вот идет Александр!"... Наполнил же Бог землю Алек­сандра богатством и славою...».

14    «В присутствии его никто не смел сказать ни слова, потому что все бо­

357

 

 

ялись его: был он человек страшный, и сердце у него точно львиное» [Соло­вьев, Т. 4. С. 294]

15        «Кто из оставшихся в живых не поплачет, видя, сколько людей приня­ло горькую смерть... и от поганых никогда не бывало такого зла» [Соловьев. Т. 3. С. 265].

16        «Те, кто били и грабили тверичей, должны быть выданы, и я ничего не хочу вашего, а чтоб приняли моих наместников».

17        «Александр не оставил пути отца своего за людей своих: за них он пре­терпел многие страдания. Он отказывался от великих почестей, отдавая свое богатство, все имущество свое чужеземцам. И не пожалел отпрыска сердца своего. Во имя христиан отдал его чужеземцам, освободив тем лю­дей от горя, страданий и плена».

18         «Господь Бог дал власть вязать и разрешать вместо Себя апостолам, а после них — их преемникам. А мы суть преемники апостолов, несущие об­раз Христа и обладающие его властью. И я, первосвященник всея Руси, учу и наставляю вас в Господе: «Бойтесь Бога и почитайте князя, не начинайте войны понапрасну, не проливайте крови. Есть наказание и прощение за каждую вину и за каждый грех. Поскольку князь Ярослав Ярославич был не­справедлив к вам, он раскаивается и просит прощения за все... и я обраща­юсь к вам за него. Примите его с подобающей честью».

19        «Осудил ты прежде суда Божия уже мертвого человека, а живого боял­ся, дары от него принимал, ел с ним и пил» [Соловьев, т. 4, с. 572].

20         «Во время его были упразднены кабаки, мытари и рыночные пошли­ны».

21        ПЛДР, XIII век.

22         Соловьев, т. 3, с. 208.

23        «Славная война лучше худого мира».

24        «...установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чу­жих границ».

25         Соловьев, т. 3, с. 252.

26        «это случилось 23 апреля, в день памяти великомученика и победоносца Георгия».

27        Новгородская пятая летопись, с. 213, 1238.

28        «да не будет на нем милости Божией, Пречистой Богородицы, честнаго и животворящаго Креста, великого чудотворца Николы, святых чудо­творцев Петра и Леонтия, преподобного Сергия и Кирилла, благослове­ния всех владык и всего духовенства ни в сей век, ни в будущий...» [Соловь­ев, т. 4, с. 405.]

29        «Что это, Господи! Покуда нам между собою ссориться и наводить друг на друга татар; лучше мне бежать в чужую землю, чем дружиться с татара­ми и служить им» [ Татищев, т. 5, с. 39, 40].

30        «Прежнюю изменили пустыню... не пощадив ее»

31        Муравьев А. Н. Северная Фиваида. М., 1855. С. 151.

32         На самом деле этот эпизод произошел с преемником преподобного Кирилла — игуменом Христофором. См.: Кадлубовский А. П. Очерки по ис­тории древнерусских литературных житий... Варшава, 1902. С. 187.

358

 

 

33         В противном случае никто не мог бы получить прощение, поскольку оно было бы совершенно невозможным.

34         «Покупая что-либо потребное для себя или продавая от своего рукоде­лия, не должно обижать брата, лучше самим снести обиду. Также и у рабо­тающих в монастыре на братию мирян — не отнимать должно им за труды платы, но отдавать с благословением и отпускать с миром... Ничего излиш­него не должно иметь».

35         «А что просящим давать и занимающим не отказывать — так эта запо­ведь, как говорит св. Василий Великий, дана только для лукавых. У кого ни­чего нет, тот не обязан и подаяний делать... И св. Исаак пишет: «Нестяжа­ние выше таких подаяний»».

36         «Иноческая милостыня — помочь брату словом во время беды, облег­чать его скорбь духовным утешением, но и это — кто может. Для начинаю­щих же снести скорбь, укор, обиду от братии — вот уже духовная милосты­ня! И она настолько выше телесной, насколько душа выше тела, говорит преподобный Дорофей. Если из странников кто придет в монастырь — ус­покоить его, если спросит — дать хлеба, и отпустить».

37         В древнегреческой философии гармония внешних и внутренних ка­честв как идеал воспитания человека.

38         Он же, отвергая славу человеческую, стал юродствовать и начал глу­миться то над игуменом, то над кем-нибудь из братии...» — ПЛДР. XII век. М., 1980.

39         Он «ходил как нищий и стал юродивым». — ПЛДР. XIII век. М., 1981.

40        Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вос­точной и Русской Церкви. М., 1902.

41         «Когда Прокопий прибыл в Новгород, то невольно был поражен мно­жеством и красотою церквей и монастырей, доброгласным звоном много­численных колоколов, стройным пением ликов, чинным и благоговейным служением, торжественностью и благолепием образов... набожностью и усердием народа к церковным службам». — «Житие преп. Прокопия Устюж­ского». СПб., 1893.

359


Страница сгенерирована за 0.13 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.