13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Булгаков Сергий, «Отрицательное богословие».
Экскурс: Антиномия происхождения мирa у Канта.
Из общего учения Канта об антиномиях для нас здесь имеет значение «третье противоречие трансцендентальных идей» во второй, космологической, антиномии. Речь идет тут о конечной причине мира, относительно которой одновременно имеют силу следующие тезис и антитезис (Kritik der reinen Vernunft, Reclam's Ausg. 368—9 сл.):
Тезис. |
Антитезис. |
Причинность по законам природы не есть единственная, из которой могут быть выведены в совокупности явления природы. Необходимо для объяснения этого принять еще причинность чрез свободу. |
Не существует свободы, но все в мире совершается единственно по законам природы. |
В доказательство тезиса Кант указывает, что всякая причина требует для себя предшествующей причины, и это восхождение от причины к причине не будет иметь, конца. «Поэтому должна быть принята такая причинность, чрез которую нечто совершается, без того, чтобы эта причина не определялась далее еще чрез какую-либо, предшествующую причину по необходимым законам, т.-е. чрез абсолютную спонтанность причин, который бы от себя начинали ряд явлений, протекающих по законам природы, следовательно, трансцендентальную свободу, без которой даже в развитии природы порядок, явлений со стороны причин никогда не является полным» (370).
В доказательстве антитезиса Кант указывает на то, что свобода, допущенная в качестве первой причинности, все-таки не помогает делу, потому что неспособна вступить в причинную связь, будучи от нее принципиально
1) Ср. Schwarz, 1. с. 610. К этому вопросу нам предстоит еще возвратиться в особом этюде о Деве Софии в учении Бёме.
290
отлична, а потому или не может начать причинного ряда или же его разрывает. Природа и трансцендентальная свобода отличаются как закономерность и не закономерность» (371).
Противоречивость тезиса и антитезиса разрешается Кантом, как известно, в том смысле, что свободу он относит к интеллигибельной вещи в себе, а причинность к миру явлений, соответственно своей философии. Нас не интересуют здесь, ни детали аргументации Канта, ни общее его объяснение. 1) Антиномия в понимании причинной обусловленности творения открывается Кантом отнюдь не благодаря его гносеологии, в пределах ее она только формулируется, сама же она имеет и совершенно независимое и более общее значение. Заслуга Канта не в том, что он заметил эту антиномичность, ибо с ней философская мысль, в сущности, имеет дело с тех пор, как себя помнит, но в том, что он ее так остро осознал. Для Канта она разрешается в области гносеологии, для нас, конечно, гносеологическое ее осознание есть производное, она есть выражение тварности бытия.
С. Булгаков.
1) Ср. П. Флоренский Космологические антиномии И. Канта. Сергиев- Посад. 1909.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.